Во имя Крома: A Golden Axe Tale {шезЛонг}
Без лишних слов: если читателя в статье интересует именно «Golden Axe», то смело проматывайте вступление и мою заметку о «Декалоге». Однако отмечу, что в рамках текста мы рассмотрим исключительно оригинальную трилогию, а потому поклонники франшизы и, в частности, игр «Warrior», «The Revenge of Death Adder» и «Beast Rider» могут пропускать лонг, ибо ничего нового они для себя не узнают. Ну, а если вас интересуют не только игры...
Второй Видеоигровой Фестиваль я решил вновь приурочить к грядущему киномероприятию, обсудить в рамках события далеко не всем известную классику. И если два года назад в центре внимания у нас был треш — печально знаменитая игра «Метрон» и авторский анимационный проект Владимира Мариничева «Носферату. Ужас ночи» (о нём у меня, к слову, есть отдельная заметка), — то на сей раз центральной темой стало фэнтези. Причём замечу, что прохождение «Golden Axe I-III» планировалось на приставке, вследствие чего я решил сделать упор на тех участников, кто сможет приехать лично. И допустил две большие ошибки: лишил большую часть онлайна возможности продолжить просмотр «Эша», «Декалога» и «The Big O» и позвал участников за день до наступления Фестиваля. Дабы не повторить досадную оплошность, сразу отмечу, что следующее мероприятие состоится 29 марта.
На сей раз общий текст откроет заметочка по «Декалогу», далее мы обсудим трилогию «Секир» и, на десерт, черкну пару слов о приключениях «Эша» и продолжении «The Big O». Как и всегда, моё мнение — не истина в последней инстанции, а потому ваша критика в комментариях только приветствуется. Ready?
«Декалог, два» (1990, Польша, ФРГ, IMDb 8.9, реж. Кшиштоф Кесьлёвский), на мой вкус, не уступает первой истории ни по форме подачи, ни по пронзительности драматического содержания. Более того, второй эпизод логично продолжает телецикл Кесьлёвского. С одной стороны, перед нам тот же самый многоквартирный дом, а с другой — новая заповедь, — "не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе"...
На сей раз судьбе угодно столкнуть скептически настроенного и чуть циничного врача, пережившего ужасы вторжения нацистских войск в Польшу, и молодую супружескую чету, переживающую кризис. Нет, в семье Анджея и Дороты Геллер не было серьёзных ссор или скандалов (за исключением проблем с зачатием ребёнка). В действительности, их брачные узы, равно как и организм Анджея, медленно разрушает рак. Несмотря на сохранение хрупкой надежды, Дорота находит единственное утешение в музыке... и объятиях друга семьи, который дарит женщине долгожданное дитя.
Кинокартина — это череда сложных моральных дилемм и выборов, стоящих перед героями, сдобренная каплей настоящего чуда. Будет ли жить Анджей? И если будет, то что Дороте делать с ребёнком от другого мужчины? Вправе ли врач распоряжаться судьбой этой пары, манипулируя фактами? Второй телефильм, неожиданно для меня, взял более мажорную интонацию: трагедия технократической гордыни уступила место нежной надежде. Но давайте оставим меланхоличный вопрос о чём? И перейдём к торжественному: как?
"... истинное произведение искусства."
Второй «Декалог» вновь приятно удивляет выходом за рамки телевизионного формата. Кшиштоф снял ещё одну серьёзную драму, которую лукаво величают сериалом. Александер Бардини («Три цвета: Белый»), Ольгерд Лукашевич и Кристина Янда (оба актёра сыграли те же роли в «Коротком фильме об убийстве» 1988 года — зеркальном отражении пятого «Декалога» с рядом нюансов) прекрасно сыграли свои роли: черствеющего врача, нервной жены и больного мужа.
Отдельно стоит похвалить саундтрек Збигнева Прайснера и операторскую работу Эдварда Клосиньского. Эпизод, в котором оса, олицетворяющая мучения Анджея, отчаянно пытается выбраться из стакана с компотом, получился бесподобным в плане передачи эмоций и борьбы мужчины со смертельным недугом.
Была ли эта победа тем самым редчайшим случаем превозмогания хвори засчёт естественного стремления организма к выживанию или ненарочным упоминанием Доротой всевышнего — дело десятое. Подобно «Фаусту» Гёте, фильм Кесьлёвского сохраняет веру в силу человеческого духа.
А ещё фильм неожиданно напомнил мне о другом польском проекте. Видеоигровом. Речь, разумеется, о серии игр Harvester Games, действие которых (во всяком случае, в рамках «Downfall» и «The Cat Lady») тоже происходит в одном жилом доме, и которые также поднимают драматические темы. И коль разговор зашёл о видеоиграх...
«Golden Axe» (1990, Япония, GameSpot 7.8, разр. SEGA) Макото Учиды (создателя популярного beat 'em up'а «Altered Beast») можно без стеснения назвать основоположником фэнтезийного slash 'em up. Едва ли кто сейчас помнит «Rastan» или её вдохновительницу «Rygar», но самобытную и неподвластную времени «Золотую Секиру» 1989 года знают даже те, кто в глаза не видел оригинальной аркады. Установив стандарты качества, королева жанра ушла непобеждённой с аркадного поля брани (там SEGA успешно скрестила клинки с Capcom и Irem) и поселилась на домашних консолях, где вышло два успешных продолжения. Таким образом, ввиду отсутствия конкурентов, игра закрепила за собой статус бессмертной классики.
Королевство Юрия пало под натиском жестокого и могучего тирана по прозвищу Гадюка Смерти, но кровавые бесчинства похитителя легендарной Золотой Секиры породили не менее мощных и храбрых воинов, напавших на след порождения зла в поисках кровной мести...
Видеоигра, вдохновлённая «Конаном-варваром», «Властелином колец» и творчеством Бориса Вальехо (хотя я бы не исключил влияние «Легенды», и «Уиллоу»), несмотря на незатейливый сюжет и далёкий от стандартов проработки «D&D» мир, всё равно захватывала юных и не очень геймеров с головой. Погружала их воображение в мир героического фэнтези в духе Говарда, его последователей и множества историй в поджанре "меч и колдовство". И, надо сказать, игра находила, чем удивить.
Ведь опасное путешествие к королевскому замку, захваченному Гадюкой, пролегало не только через лесные тропы и городские кварталы, но и перемещалось, то на спину гигантской черепахи, то на тело огромной птицы! Надолго оседающие в памяти живописные локации дополняли ездовые животные, любопытный бестиарий противников (в числе которых нашлось место и великанам, и ожившим скелетам, и рыцарям, не говоря уж о рядовых наёмниках и амазонках с топорами), попавшие под горячую руку местные жители, забавные фейри и, конечно, магические эффекты. А всё это великолепие обрамлял добротный, подходящий под настроение героического приключения саундтрек!
Незамысловатый, на первый взгляд, геймплей ничуть не уступал какой-нибудь «Legend». Нельзя сказать, что разнообразие атак в «Golden Axe» поражает воображение (серии ударов, атаки на бегу, в прыжке, специальные удары, броски), но оно компенсируется возможностью оседлать упомянутых ранее ездовых животных, включая опасных драконов; разными (в зависимости от количества зелий в инвентаре) магическими эффектами и неким подобием тактики. Во-первых, смертельно опасные ямы, куда можно было скинуть опасного врага или ненароком свалиться самому, стали визитной карточкой серии, а во-вторых, у главных героев — Акса, Тайрис и Джилиуса, — помимо индивидуальных спецприёмов были и разные магические способности...
Так, дворф Джилиус, повелитель грома и молний, мог носить с собой весьма ограниченное количество волшебного зелья. А вот амазонка Тайрис имела полное право выбивать из фейри максимум снадобий, что позволяла ей обширная шкала магии огня. Наконец, добавляют задора и обаяния «Golden Axe» возможность игры вдвоём (будьте осторожны с friendly fire), а также дуэльный режим, где можно было как противостоять волнам внутриигровых врагов, так и сражаться с товарищем один на один.
К сожалению, в детстве у меня не было возможности прикоснуться к легенде в силу того, что картридж с первой частью за все годы моей активной игры на приставке Mega Drive II так и не попался на глаза. Никогда бы не подумал, что пройду её только благодаря переизданию «SEGA MEGA DRIVE Classics Volume 1», выпущенному в России фирмой 1С. Прошла ли оригинальная «Golden Axe» проверку временем? Да! Получил ли я удовольствие от игры в рамках Фестиваля? Определённо! Если вам давно хотелось познакомиться с жанром slash 'em up, то этот проект станет отличным поводом, но будьте осторожны, ибо аркадное хардкорное прошлое даёт о себе знать...
«Golden Axe II» (1991, Япония, GameSpot 7.8, разр. SEGA) стала для меня вечным напоминанием о соблюдении ПДД. Однажды, находясь под впечатлением от только что приобретённого картриджа, я совершенно не заметил проезжающий мимо автомобиль. Впрочем, это уже совсем другая история... По первому впечатлению сиквел выглядит братом-близнецом первой части. А что? Те же враги и герои, похожие локации, и, самое главное, храбрые воины вновь отправляются в поход за священной Золотой Секирой...
Несколько лет спустя Юрия и весь известный победителям Смертельной Гадюки мир содрогнулся под натиском древнего зла — повелителя тьмы по прозвищу Тёмное Злато, — и лишь Аксу, Тайрис и Джилиусу по силам спасти всё сущее от давно забытого лиха...
Не буду скрывать, что на первых порах продолжение действительно не производит сильного впечатления. После экспериментов в стиле популярной дилогии «Зельда» с «Golden Axe Warrior» и «Ax Battler: A Legend of Golden Axe» (в которые, кстати, уместилась большая часть лора вселенной «Golden Axe») на Master System и Game Gear, а также в преддверии выхода потрясающей аркады «Golden Axe: The Revenge of Death Adder», SEGA будто бы начала топтаться на месте, не зная, в какую сторону обернуть успех новорождённой серии. Но во время прохождения игры понимаешь, что в эволюционном подходе к нововведениям тоже нет ничего дурного...
Пожалуй, самым слабым местом в визуальном оформлении «Golden Axe II» можно назвать новые локации, ибо лес, город, вулканическая пещера и замок едва ли вызывают удивление после путешествий на черепахе и птице в предыдущей части. Иное дело — противники. Выкинув амазонок и фейри, бестиарий сиквела пополнился тёмными колдунами (они выполняют функции фейри: отдают игроку пищу и магические книги — аналог зелий), минотаврами, безголовыми рыцарями и воинами-ящерами. Также заметно, что локации и персонажи обрели больше деталей. А какой здесь саундтрек Наофуми Хатая!.. На мой вкус, новая музыка ещё сильнее передаёт ощущение эпического фэнтезийного приключения в стиле творчества Фрэнка Фразетты.
Геймплей серьёзных изменений не претерпел. К уже привычным по первой части видам атак добавились новые движения для специальных ударов, а ещё Акс сменил магию земли на силу воздушной стихии. Говоря о магии, стоит также отметить, что теперь игрок волен сам выбирать, сколько заклинаний потратить за раз, что тоже добавляет геймплею тактики. Сохранить и потратить наколенное на босса или использовать одну ячейку сейчас, чтобы раскидать банду скелетов и поберечь здоровье? Наконец, в игре появился новый вид драконов, отбивающихся от противников мощными задними лапами.
Стоит также упомянуть, что в продолжении игровой процесс несколько облегчили. Я до сих пор пребываю в шоке от того, что смог, пусть и не без труда и риска, но всё-таки вновь пройти вторую часть спустя столько лет. В остальном, геймплей идентичен первой части. Даже дуэльный режим на одного и двух игроков на месте...
К сожалению, сиквел «Золотой Секиры» очень легко подвергнуть (в общем-то заслуженной) критике и ненароком проигнорировать, но в действительности это отнюдь не посредственная игра. Да, она больше тянет на, как бы сегодня выразились, дополнение к оригиналу, нежели на продолжение. Да, серия нуждалась в более смелых геймдизайнерских решениях. Однако даже в таком виде «Golden Axe II» стал достойным консольным slash 'em up'ом и отрадой для глаз и ушей любителей эпического фэнтези по ту сторону стратегий и ролевых игр.
«Golden Axe III» (1993, Япония, GameSpot 7.7, разр. SEGA) — птица иного полёта. Практически неизвестная на Западе, эта достойная альтернатива аркадной «The Revenge of Death Adder» стала не только моей первой игрой в серии. Но и первой игрой вообще...
Безжалостный деспот, известный как Принц Тьмы, вторгся в Восточные Земли, похитил Золотую Секиру, обратил короля в грифона и подчинил себе разумы храбрых бойцов с помощью проклятия, однако старому Джилиусу удаётся расколдовать некоторых воинов и отправить их на решающее сражение с силами зла...
Позволю себе небольшое лирическое отступление. Дело было осенью 1999 года. Ваш юный покорный слуга впервые отправился в школу и в честь этого небывалого события получил подарок от родителей — первую в его жизни игровую приставку Simba's. В народе известную, как Dendy. К сожалению, счастье длилось недолго... Начинающий геймер заболел воспалением лёгких, а приставка перестала работать. И ремонт приставки, и реабилитация заняли некоторое время. Однако когда я в первый день после болезни вернулся из школы, то обнаружил на столе не отремонтированную Dendy, а самую настоящую Mega Drive II и пару картриджей: «Bare Knuckle» и «Golden Axe III». Игры, которые прошли сквозь всю мою жизнь...
Третья часть серии наконец-то подарила игрокам долгожданную революцию, но при этом сохранила все достоинства оригинала.
Во-первых, похорошела графика: картинка стала более сочной, яркой, заметно возросла детализация фона, персонажей, ездовых животных и противников. При этом, существа и супостаты были добавлены или переработаны: триквел вернул в игру могучих великанов, дерзких амазонок и рыцарей; колдунов, минотавров и рептилий из сиквела сменили фейри, могучие четырёхрукие чудовища и скелеты ящеров; наконец, в игру были добавлены ездовые "улитки" с весьма оригинальным дизайном.
Во-вторых, композитор Наофуми Хатая в рамках игр этой серии, кажется достиг своего пика. Его саундтрек идеально подчёркивает настроение локаций: где надо, музыка полна высокой патетики, а в другом месте создаёт таинственную или тревожную атмосферу! И это я уж молчу про блестящее звуковое оформление игры...
Нельзя не упомянуть и о расширении роли сюжета, ранее носившего более факультативный характер в рамках межмиссионных описаний и пары заставок. Истории подвигов Акса и Тайрис остались в прошлом: на смену старым героям пришли мечник Каин, варвар Краггер, амазонка Сара и пантера Хронос, выступающие под руководством состарившегося Джилиуса Громоглава. Их путешествие лишилось сопроводительного текста между уровнями, зато стало более наглядным благодаря внутриигровым катсценам и возможности выбора маршрута — не последнем изменении в геймплее.
Да, игровой процесс здесь отполирован до блеска. Классический набор атак приобрёл, в зависимости от выбранного персонажа, некоторую индивидуальность: добавились секретные комбинации (например, Каин может высекать огонь своим могучим мечом, а Краггер — пускать вихри), новые виды движений, вроде подсечки, блока или смертоносных совместных атак для двух игроков... А уж какие мощные заклинания можно кастовать при игре вдвоём (но имейте в виду, что в триквеле, как и в оригинале, активация магии немедленно тратит сразу все накопленные волшебные зелья)!
Однако враги тоже теперь не лыком шиты: прыгают, активно пользуются щитами и так и норовят сбить вас с ног. Нелишне будет упомянуть и появившуюся в игре небольшую разрушаемость окружения, сердца, увеличивающие шкалу здоровья и пользу от освобождения пленников, вознаграждающих благородного игрока дополнительными жизнями.
Как вы уже, вероятно, поняли — «Golden Axe III», если и не стала эталоном в жанре slash 'em up, то точно к нему приблизилась. И чертовски жаль, что предпоследняя игра серии, будто бы вдохновлённая доведённым до логического завершения дуэльным режимом в тройке (теперь сражения доступны только между персонажами игры), — «Golden Axe: The Duel», — променяла своё богатое наследие на средненький файтинг в духе «Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters» и «Justice League Task Force»... Но не будем горевать! Я ничуть не пожалел, что совершил этот экскурс в историю игровой индустрии, ведь нет ничего лучше, чем провести день в компании любимых видеоигр, верно?
«The Big O» (1999-2003, Япония, IMDb 7.5, реж. Кадзуёси Катаяма) не перестаёт удивлять меня с каждой новой серией. Причём растёт не только качество сериала, где детективные и научно-фантастические составляющие постепенно берут верх над меха-боевиком, но и количество ассоциаций с другими произведениями в диапазоне от замятинского «Мы», «Симулакрона-3» Галуйе, трилогии «Киберпространство» Гибсона, «Метрополиса» и «Альфавилля» до анимационного «Бэтмена» 90-х, «Гигантского Робота», «Мегазоны 23» и «Евангелиона»...
Последний упомянут не просто так, ибо некогда именно Хадзимэ Ятатэ был первым среди равных коллективом, задавшим новую планку для аниме с огромными боевыми человекоподобными роботами (ну, вы знаете, разделил жанр меха на "Real Robot" и "Super Robot"). И уж никак это творческое объединение не было готово к тому, что молодые и горячие отаку, выросшие на «Гандаме», деконструируют жанр и составят серьёзную конкуренцию свежему «Gundam W».
На творческую битву с творением Хидэаки Анно Ёсиюки Томино и его товарищи бросили все силы и родили целых три сериала! О первом из них, «Brain Powerd» (его Томино курировал лично), аудитория в лучшем случае не знает ничего, а в худшем — нещадно критикует. Второй попытке — «The Big O» повезло несколько больше, — режиссёр Катаяма и сценарист Тиаки Конака (последний только недавно закончил работу над прекрасным сериалом «Serial Experiments Lain» и бездарным ремейком культового фантастического мини-сериала «Bubblegum Crisis Tokyo 2040»), вдохновившись успехом коллеги, Синъитиро Ватанабэ, с его «Cowboy Bebop», хотя бы формально приодели наивную историю про бои роботов в одежды хитрого на задумку неонуара. Однако задумка оказалась настолько самобытной и вольной, что в итоге была закрыта на тринадцатой серии...
Но даже эта попытка не превзошла колоссальный успех сериала студии Gainax и, к сожалению, отданное под полный творческий контроль Катаямы аниме «ΑΠΗΕΝΤΟ ΣΟΜΑ» окончательно поставило крест на этом соревновании. Да и был ли смысл? У Ятатэ и так на руках были прекрасные активы, вроде «Эскафлона», «Gasaraki» и, конечно же, «Гандама». А посему я рад, что «The Big O» пошёл своим путём. Ибо несмотря на некоторую вторичность содержания, его форма подачи (кинематографичность, музыка, стиль рисунка) всё ещё вызывает искреннее восхищение.
«Эш против зловещих мертвецов», 3 сезон (2018, США, IMDb 8.4, реж. Сэм Рэйми) тоже продукт на заказ. И что характерно, тоже сделан с любовью к материалу и упором на качество. Однако такого я от второго эпизода не ожидал...
Если режиссёры эпизодов «The Big O», Тэцуя Ватанабэ и Хидэки Окамото (оба в жанре меха не новички), просто удерживают заданный Икуро Сато и Тору Китахата уровень качества аниме, то Марк Бизли не только превзошёл сам себя, но и всех остальных работающих над сериалом Рэйми режиссёров! Эпизод «Третья кабинка» по накалу юмора и креативности лично для меня побил рекорд «Морга» из второго сезона. Это настолько оригинально, эффектно и пошло, что в хорошем смысле вышло за грань добра и зла!
А я-то в прошлой статье боялся, что качество третьего сезона может упасть в сравнении с первыми двумя... Чёрта с три! С другой стороны, создатели сериала, кажется, слишком высоко задрали планку. Сумеют ли они сохранить задор первых двух серий до конца сезона?
Было здорово! Сериалы продолжают набирать обороты и доставляют удовольствие. Причём все три сразу! Но не буду лукавить: как видеоигровое мероприятие Фестиваль свой потенциал недораскрыл. В силу обозначенных выше оплошностей. Однако нельзя не отметить, что первый из многочисленных подарков участникам уже нашёл своего владельца!
Да и тот факт, что настолка опять осталась не у дел особенно не расстраивает, ведь... Ведь я, спустя много лет, вновь перепрошёл трилогию «Golden Axe»! И ладно бы я просто посидел-поиграл, ан нет — успешно прошёл две части из трёх! Да ещё и сей пост написал... Во дела!
Спасибо всем, кто прочитал этот текст! Отдельная благодарность тем, кто был на мероприятии и... Приглашаю всех желающих 29-го марта на следующий Фестиваль! Отдельный пост с расписанием и программой уже в работе...