Сэйв-скаммер против истеричного искусственного интеллекта
Я ни разу не играл в оригинальный System Shock - игра для меня выглядит слишком устаревшей. Как бы часто вокруг ни говорили, что игра опередила своё время, запускать и проходить её у меня желания нет. Вторую часть впервые запустил 10 лет назад: прошёл обучение кое-как и понял, что игра не для меня. Через пару лет открыл для себя оригинальный Deus Ex и понял, что иммёрсив-симы всё же мне нравятся. Решил дать второму System Shock ещё один шанс, но вновь забросил его после обучения. Однако сама дилогия концептуально меня заинтересовала, поэтому после анонса ремейка я стал ждать его релиза сначала в GOG, а после 2022 уже на Xbox, поскольку платформу я со временем поменял. Получил ли я то, что хотел? С одной стороны, да, а с другой стороны порт с ПК получился не самым удачным.
Сюжет прост как две копейки: пытаемся украсть данные у корпорации - нас ловят и отправляют на станцию рядом с Сатурном. Местный начальник предлагает сделку: снять этические ограничения местного ИИ в обмен на крутой чип, а после согласия мы отправляемся в глубокий сон на полгодика. А дальше нам придётся выяснять детали сюжета самому, так как постановочных роликов в игре практически нет.
Игра очень старомодна: никаких навигаторов из Dead Space, журналов задач игроку не положено. Как проходить? Ищи записки, аудио дневники, читай сообщения. Понять, что ты на правильном пути, помогут двери лифта в конце этажа. Точнее, не в конце, а где-то на этаже, потому как локации крайне запутанные. Несмотря на то, что они небольшие, их закольцованность вполне может заставить блуждать в поисках нужного места. Конечно, в игре есть карта, но карта уровня открывается только в тех местах, где игрок побывал. Других вариантов исследования уровня не предусмотрено. Более того, некоторые двери закрыты ключами, которые порой можно найти только на других этажах станции. Скажет ли тебе об этом кто-нибудь? Увы, но нет.
С одной стороны игра всячески подталкивает игрока к исследованию: тут и там можно найти ценные, но редкие ресурсы, модули для прокачки персонажа, камеры, через которые местный главгад SHODAN следит за игроком. Модули помогают защищаться от биологических загрязнений, радиации, бегать быстрее, прыгать выше, видеть в темноте. А после уничтожения данных камер появляется сообщение об изменении уровня контроля этажа со стороны ИИ. Врать не буду, данное сообщение только подстёгивает найти все остальные камеры и сломать их к чертям собачьим, чтобы отомстить за всех мёртвых кожаных мешков на станции.
С другой стороны пропустить важный ключ, дневник или даже дверь проще простого: коридоры и комнаты станции наполнены мерцающими лампочками, а шкафы и полки завалены хламом. Из-за подобного подхода разработчиков пришлось раза три смотреть в прохождении, как пройти дальше. Поэтому перед входом в System Shock рекомендую поиграть в игры в духе "найди предмет", чтобы отточить внимательность.
Местный хлам имеет свою ценность: в будущем человечество научилось перерабатывать абсолютно все предметы. Более того, сделать это можно даже в инвентаре, превратив, например, громоздкие чаши для рвоты или бесполезные книги, занимающие много полезного пространства в инвентаре, в ёмкие кубики мусора вроде тех, что собирал робот ВАЛЛ-И. Увы, но только подобным способом можно нормально заработать. Можно, конечно, пробовать искать монетки на станции, но шанс найти монету на улице по пути на работу куда выше, чем на станции в System Shock.
Не то, чтобы эти монеты были сильно нужны, но без них прохождение хотя бы на среднем уровне сложности может быть проблематичнее: на деньги можно купить апгрейды для оружия, патроны, усиливающие пластыри, которые на станции в дефиците. А можно просто купить чипсы и шоколадки, от которых практически никакого толка, кроме ачивки.
Ну и надо понимать, что System Shock не является очередным симулятором ходьбы, где мы гуляем по станции и слушаем аудио дневники. Нам противостоят весьма опасные противники, которые вообще не умеют промахиваться. Не знаю насчёт управления на клавиатуре и мышке, но меня, играющего на геймпаде на средних уровнях сложности (каждый элемент игры, настраивается отдельно), игра отправляла к праотцам довольно-таки быстро. Опыт весьма похож на Dark Souls: активируем точки респауна и после смерти возрождаемся на ближайшей к месту смерти (да, частенько придётся возрождаться на другом этаже). Если станция воскрешения не активирована или умер во время битвы с боссом, загружай последнее сохранение.
Правда, после возрождения игра восстановит только половину хп, поэтому либо умираешь часто, либо тратишь редкие аптечки и живёшь чуть дольше. Или вообще сохраняешься каждую минуту и постоянно переигрываешь: опыт такой же, как в шутерах начала нулевых, которые не щадили игрока. Альтернативой служит восстановление в медицинской капсуле, но в игре их всего три, а на последнем уровне станции такая опция и вовсе становится недоступна.
Впрочем, есть и хорошие новости: враги после смерти не возрождаются. Точнее, возрождаются, но только пока SHODAN имеет возможности контролировать этаж через камеры наблюдения, поэтому сносим их при первой же возможности.
Уничтожать врагов предстоит разнообразным оружием, патроны к которому обычно в дефиците: есть как и стандартные пистолет, дробовик, автомат, так и энергетическое оружие вроде рельсотрона. Если мало патронов, берём гаечный ключ/энергорапиру или энергетический бластер. Главное, найти на этаже точку подзарядки, и можно будет считать, что патроны бесконечные. Правда, ради такой шикарной жизни придётся всё время бегать через весь этаж. Стоит ли того трата времени? Вопрос интересный.
Подобный расклад заставляет всё время менять оружие, но вот беда: инвентарь в игре настолько маленький, что даже после его расширения более-менее комфортно с собой носить только 4 вида оружия. В игре есть грузовой лифт, но туда влезает только дробовик/автомат, пистолет и два вида патронов. Совет от меня: всё ненужное оружие лучше сразу распихайте по ящикам на третьем (техническом) этаже - проще будет искать в случае необходимости.
И как раз в инвентаре начинаются проблемы: он абсолютно не адаптирован под консоли. Учитывая, что играем мы не в Resident Evil 4, где игра ставится на паузу, стоит только открыть чемодан, копаться в инвентаре можно только в безопасном месте. И если в Resident Evil 4 (2023) работа с инвентарём сделана практически на идеальном уровне, и им удобно пользоваться и на геймпаде, и на клавомыши, то в ремейке System Shock хочется плакать от работы программистов.
Кнопка автосортировки - самое бесполезное, что есть в игре. К ней по задумке программистов нужно прибегнуть в тот момент, когда необходимо положить какое-нибудь оружие или предмет, для которого есть место в инвентаре, но тебе лень сортировать. Так вот вместо того, чтобы избавить игрока от ручной сортировки и автоматически положить предмет в инвентарь, система просто сортирует предметы по порядку. И всё равно приходится вручную перетаскивать предметы для оптимизации места. Более того, предметы на панели быстрого доступа резко меняются вследствие этой сортировки. Возможно, при игре на клавиатуре и мыши это не так и важно, но при игре на геймпаде бесит неимоверно.
Дополнительно хочется отметить негатив по отношению к невозможности быстрого перемещения из инвентаря в ящик ненужных тебе предметов. Меню для автоматического перемещения предметов попросту не предусмотрено, поэтому каждый предмет необходимо перемещать вручную.
Ещё один негативный момент относительно консольного управления: по умолчанию кнопку приседа (B) необходимо зажимать. Учитывая, что взаимодействие стоит на кнопке "X", управление является неудобным. Через час игры я полез в настройки и узнал, что можно установить однократное нажатие для смены позы персонажа. Однако такую же возможность для бега не завезли. Кто из разработчиков решил, что бег с удержанием левого стика удобен? Ощущение, будто управление вообще не тестировали.
Кстати, предвещая шуточки в комментариях, сразу отвечу, что aim-assist в игре по умолчанию выключен. Впрочем, он и не нужен, учитывая, что прицеливание довольно медленное - противники опустят полоску хп до нуля куда быстрее.
В совокупности проблемы с управлением и отсутствие у противников навыков промаха делают схватки с боссами (да, они здесь есть) невероятно сложными. Мой вам совет: если найдёте пластыри "рефлекс", сохраняйте их для подобных сражений. Иначе придётся весьма грустно. Почти все боссы стреляют гранатами/ракетами, так что прятаться по углам на маленьких аренах бесполезно. Учитывая, что в игре нет брони, кабина вашего персонажа будет развалена мгновенно. Это не минус - просто игра своеобразная, и к этому нужно быть готовым.
Подводя итог скажу сразу, что игра весьма старомодна. По какой-то невероятной причине авторы решили не вводить QoL-фичи вроде нормальной работы с управлением. Нет, просить журнал заданий или навигатор я не считаю необходимым - игр, где необходимо исследовать локации самостоятельно с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому такой подход мне только по душе. Не по душе только необязательная духота - всё-таки противников можно было сделать чуть менее агрессивными, чтобы у игрока не было соблазна заниматься сэйв-скамом. и компенсировать это наличием терминалов сохранения в духе Alien Isolation, Dead Space или Resident Evil. При таком подходе игра сохранила бы хардкорность, став при этом банально удобнее. Это всё ещё неплохая игра, но из-за неряшливого подхода разработчиков, который заметен ещё в главном меню (при нажатии кнопки "загрузить" загружается последнее РУЧНОЕ сохранение), игра вместо хорошего челленджа начинает душить в мелочах.
Кстати, те, кто ожидают от игры получить Immersive Sim, поумерьте ожидания. Элементы иммерсивности в виде необязательного поиска скрытых комнат здесь есть, но не более того. Любую задачу можно решить только одним способом: врагов убить, двери только с помощью ключей/кодов открыть. Других вариантов, увы, не предусмотрено.
Время прохождения 20-25 часов
7/10