The Walking Dead: The Telltale Series — лучшее интерактивное кино
Большой лонг-разбор об искренней любви к крутому видеоигровому сериалу
Блог был написан 2 года назад, но внуш��тельная скидка на игру в Steam заставила меня окунуться в эту игру еще раз, а заодно достать из бэклога этот блог.
В начале 2023 года у меня внезапно начался зомби-бум (думаю, я подхватил его, поиграв в The Walking Dead: Saints and Sinners). Я начал читать «Ходячих мертвецов» Роберта Киркмана, смотреть фильмы про зомби, играть в игры на эту тему и в итоге решил заново погрузиться в историю Клементины, которая разочаровала меня при первом прохождении. Я залпом прошел все эпизоды The Walking Dead: A Telltale Games Series. И сейчас, спустя 40 часов игры, в течение которых я наблюдал за превращением маленького морального компаса с косичками в не по годам взрослую и, возможно, крайне запутавшуюся девушку, я нахожусь в полном смятении. С одной стороны, я злюсь и ненавижу эти игры, а с другой — это одна из самых запоминающихся историй за весь мой игровой опыт.
Сегодня я хочу рассказать о том, как менялось мое отношение к истории от сезона к сезону, а также сравнить историю The Walking Dead с историей The Last of Us. Проследим, как много общего у игры с оригинальным творением Роберта Киркмана, а еще попробуем порассуждать: зачем создатели внезапно продолжают историю Клементины, когда она, казалось бы, уже закончена. Предупреждаю: скорее всего, буду спойлерить как последняя мразь. Всем приятного прочтения! А мы пока начнем издалека…
В 2013 году моей основной игровой платформой был мобильный телефон. Играть в компьютер я мог около часа в день, зато смартфон был всегда со мной. В то время я устанавливал на него вообще все игры, которые представляли какой-то интерес (каждая вторая) и которые он мог потянуть. 80% из них не задерживались в телефоне надолго и удалялись из памяти, как телефона, так и моей.
Однажды летом ко мне подошел старший брат и сказал, что на телефоны вышла крутецкая игра про зомби, которая выглядит КАК НА КОМПЬЮТЕРЕ, и основана на знаменитом сериале. На информацию про сериал мне было дико всё равно — за 12 лет я, наверное, посмотрел ноль сериалов. А вот возможность убивать зомби, не залезая при этом в компьютер, меня очень взволновала. Этой игрой оказалась The Walking Dead от Telltale Games. Через 20 минут после запуска я был: во-первых, очень рад, а во-вторых, очень расстроен. Рад — потому что игра действительно выглядела бомбезно, а расстроен — потому что убивать зомби разрешалось только в определенных ситуациях (зато как!), а большую часть времени нужно было просто ходить и болтать. Несмотря на это, я быстро втянулся и полностью провалился в игру.
Через неделю мы снова встретились с братом и решили поделиться впечатлениями от игры. На вопрос, чем у меня закончилась игра (тогда мы еще верили, что наши выборы действительно влияют на игру, и думали, что у нас получатся разные истории), я рассказал, что Ли и Клементина выбрались из супермаркета и поселились в мотеле. На что брат, не раздумывая, ответил: «Лол, так это конец первого эпизода, а не игры. В конце игры Ли кусает зомби, а Клем его убивает». Вы поняли? Этот говнюк вместо того, чтобы сказать, что я прошел не всю игру, просто рассказал мне главный финальный поворот. Стоит ли говорить, что всю оставшуюся игру я прошел без энтузиазма? После этого я даже начинал второй сезон, но он меня никак не зацепил, и я попрощался с этой вселенной на долгие 10 лет.
Дети нового мира. История Клементины.
Зато сейчас всё иначе? Да? Странно было начинать сюжетную игру, досконально зная её сюжет. Она так же выглядит, так же звучит и всё так же играется. Правда, проходил я её в этот раз уже на планшете.
А вот восприятие моё за 10 лет изменилось разительно. Если при первом прохождении правильнее было ассоциировать себя с образом Клементины (нет, я не хотел быть маленькой восьмилетней девочкой), то сейчас всё моё внимание было сосредоточено на персонаже Ли и его взаимоотношениях с командой. Для всех, кто не в курсе, — расскажу, а кто забыл, — напомню. События The Walking Dead разворачиваются в мире, где неожиданно все мёртвые люди начали обращаться в зомби и массово поедать живых. Мы играем за Ли — профессора истории и преступника, осуждённого за убийство. В самом начале эпидемии он встречает девочку Клементину, которая была дома со своей сиделкой в момент, когда мёртвые стали «живыми». В дальнейшем он заменяет ей отца и учит основам выживания в новом мире. Их главная цель — добраться до Саванны, где должны находиться родители Клементины. В ходе путешествия герои будут попадать в различные экстремальные ситуации, из которых будут помогать выбраться друг другу.
И, боже, как же это круто! После всех четырёх сезонов могу с уверенностью сказать, что первый — самый сильный в эмоциональном плане. К тому, к чему в 12 лет я относился как: «Ну, грустно и грустно, конфликт и конфликт», — в 21 я сидел и думал: «Что же вы, мрази, делаете?» Каждый встреченный персонаж в игре, вне зависимости от того, положительный он или отрицательный, имеет чёткую мотивацию и легко считываемый характер. Из-за этого они все кажутся уникальными и прочно въедаются в память. Особенно меня тронула история Кенни: мужчина, который вместе с сыном и женой хочет добраться до побережья, чтобы оттуда уплыть на лодке, переносит столько испытаний, что в конце предстаёт чуть ли не в образе мученика. (Или главного грешника?) А вот после этой сцены с участием Кенни у меня внутри что-то умерло.
И так работает на уровне каждого персонажа. Даже если перед вами самый конченый человек из всех, вы проникнетесь им.
Ну и, конечно же, дело в волшебном дуэте Ли и Клементины. Смотрите прикол: весь игровой сериал посвящён взрослению Клементины и становлению её личности. Даже когда акцент смещается на других героев, как в первом и третьем сезонах, она остаётся эмоциональным центром истории. Но это не так. Все четыре сезона посвящены первому. Если говорить проще, то на самом деле вся игра — о Ли и его поступках. Объясняю. Весь первый сезон мы только и делаем, что даём уроки и подаём пример маленькой девочке: проявлять сострадание, стричь волосы коротко, не ходить поодиночке и прочие премудрости зомби-бытовухи. Переломным моментом истории становится укус Ли. В конце первого сезона игрок волен выбирать: убить Ли или дать ему обратиться.
Тогда почему ВСЕ эпизоды о нём? Дело в том, что вплоть до самого конца игры Ли будет играть направляющую роль в поступках, совершаемых Клементиной. В моменты кризиса он будет приходить к ней во сне и поддерживать её. Без его образа в голове Клементина не смогла бы продержаться так долго. Соответственно, можно сказать, что Ли играет ключевую роль на протяжении всех частей игры. Вы можете сказать, что это СПГС, притянутый за уши, но мы продолжаем. Вторая часть прикола в том, что как персонаж Ли вообще ничего не стоит без Клементины. Без неё он просто ещё один увалень, заботящийся о том, как выжить в стремительно загибающемся мире. Маленькая девочка в бейсбольной кепке привносит в игру другой уровень ответственности. Если раньше мы выбирали: убить или сохранить жизнь тому или иному персонажу, руководствуясь только симпатией, то вместе с Клементиной игра заставляет нас задуматься ещё и о том: как она отреагирует, сочтёт ли героя плохим, сможет ли понять, что это ради её защиты и так надо. А надо ли на самом деле? Она — моральный буёк, за который игроку не должно хотеться заплыть. Её большие грустные глаза настолько невинны, что, глядя в них, хочется три раза подумать: а стоит ли совершать тот или иной поступок.
Но в конце концов, Ли мертв, рубеж перейден, а это значит, что теперь вся ответственность за поступки лежит на плечах маленькой девочки, которой еще только предстоит пережить все ужасы нового мира.
Даже несмотря на то, что я прекрасно знал чем закончится история первого сезона, я получил полный спектр эмоций от игры. Заранее зная, что Ли ждет самая незавидная участь из всех, я не смог сдержать слезу в последние минуты игры.Если вы никогда не играли в "Ходячих мертвецов" от TellTale, то я настоятельно рекомендую ознакомиться с этой историй. Даже в отрыве от остальных трех сезонов. Пять часов проведенные с Ли и Клементиной вы скорее всего никогда не забудете. А вот стоит ли внимания продолжение сейчас постараемся разобраться.
Если попросить меня описать The Walking Dead: Season 2 в одном предложении, то я скажу, что это калейдоскоп пыток и насилия, морального и физического. Это самый тяжёлый сезон. На протяжении всего времени герои не испытывают спокойствия. Их вечно преследуют, бьют, пытают, убивают, они боятся и прячутся. За всё время вас будет ждать ОДИН добрый эпизод, который тоже превратится в полную жопу.
История стартует сразу после окончания первого сезона. Клементина остаётся вместе с беременной Кристой и её мужем Омидом, знакомыми нам по первой части игры. И, чтобы вы понимали, какое настроение будет у игры до самых титров, я быстренько расскажу первые 40 минут. Зайдя в туалет на заправке, чтобы умыться, Клементина оставляет свой пистолет без присмотра. Его подбирает одинокая девушка и начинает угрожать главной героине. На шум приходит Омид и ловит пулю. Омид мёртв. У Кристы не получается родить ребёнка, и они остаются с Клем вдвоём. В следующей сцене на них нападают наёмники. Криста пропадает, а Клементина падает в холодную реку. Прибитая течением непонятно где, Клем находит брошенный палаточный лагерь, в котором бродит собака. В неудачной попытке поделить банку протухших консервов собака со всей силы впивается ей в руку. Клем убивает собаку. Падающую от бессилия девочку находит группа выживших. Они боятся, что её укусил зомби, и запирают её в сарае. Ночью она должна самостоятельно зашить себе руку рыболовной леской, второй ногой отбиваясь от зомби. Поняли суть?
Геймплейно первый и второй сезоны не отличаются ни капли. Всё то же интерактивное кино с редкими вставками ходьбы и применения одного предмета к другому. Зато история стала ещё мрачнее. Главная мысль по окончании шести часов игры: группа всегда затянет тебя за собой в смерть. Не доверяй никому, будь одна. Игра всеми силами заставляет тебя полюбить персонажей, а когда ты это делаешь, она хладнокровно убивает их. Люди, читавшие «Ходячих мертвецов», понимают: если с персонажем сейчас всё хорошо, это не гарантирует, что он не сдохнет на следующей странице.
Клементина начинает самостоятельно принимать решения, хотя некоторые члены групп, к которым мы присоединяемся на протяжении сезона, не хотят брать в расчёт слова маленькой девочки. Вместе с первыми решениями появляются и первые последствия: теперь мы сами ответственны за поступки, и Ли больше не поможет.
Клементина — ребёнок нового мира, который учится жить по новым законам. Чтобы максимально контрастно показать это, сценаристы вводят Сару. Сара — дочь лидера группы, спасшая Клементину после нападения собаки. Отец всеми силами ограждает дочь от внешнего мира, чтобы та не стала частью общего безумия. Из-за этого Сара максимально несамостоятельна, не умеет быстро реагировать и впадает в ступор в экстремальных ситуациях. Она наивна и просто не приспособлена к выживанию. Не трудно догадаться, чем всё должно закончиться? На её фоне Клементина воспринимается наравне со всеми взрослыми. Несмотря на это, к Клем и к Саре относятся плюс-минус одинаково: стараются уберечь и лишний раз укрыть от насилия. Но главная героиня понимает, что в нынешних реалиях без него попросту не выжить.
Это понимает и Джейн. Девушка, с которой Клементина знакомится, попав в плен к местному тирану. Джейн на время заменяет ей старшую сестру и становится альтернативой Ли. Она рассказывает о новых важных правилах выживания и делится хитростями. И именно она предупреждает о том, что группа всегда утянет на дно. Во многом она была права.
Самым важным событием в ходе второго сезона становится Эй-Джей или Элвин Младший — младенец, оставшийся без родителей, опеку над которым предстоит теперь нести Клем. Одиннадцатилетняя девочка теперь должна не только заботиться о себе, но и правильно вырастить ребенка.
Финал получился таким же душераздирающим и заставил упасть на две слезинки больше, чем финал первого сезона. Он интриговал и заставлял с нетерпением ждать третьего сезона. И, когда я перешел к TWD The New Frontier, я получил совсем не то, на что рассчитывал.
Первое, что бросается в глаза при запуске третьей части The Walking Dead — это похорошевшая картинка. С ней декорации и персонажи выглядят куда объемнее, а зомби еще ужаснее.
Второе, что бросается в глаза — это обилие кубинцев и новые главные персонажи. Ничего не имею против выходцев с Кубы, а вот к тому, почему в центре внимания у меня семейная драма двух братьев, а не история Клементины, у меня были вопросы.
Главный герой у нас теперь бывший бейсболист — Хавьер Гарсия. Чёрт, я даже имя его не помнил, когда писал это предложение. Пришлось гуглить. Настолько охренённый персонаж. Его вместе с семьёй эпидемия застала на похоронах дедушки. Когда дед встал с кровати и покусал половину семейства, героям пришлось разделиться. Первая половина повезла укушенных в больницу, а вторая осталась дома. После этого действие сразу переносится на несколько лет вперёд, где Хавьер вместе с женой своего брата, их сыном… и их дочерью… колесят на фургоне, спасаясь от орды зомби, чтобы найти припасы. Когда они заезжают на автосвалку в поисках провизии, на них нападают разбойники из группировки под названием «Новый Рубеж». Это главные говнюки этого эпизода. Героев разделяют ещё раз: Хавьера везут на суд (читай: расстрел), а остальные — хрен знает, что делают.
Тут в историю вклинивается наша любимица, Клементина. Помните ту невинную девочку из первых двух эпизодов? Забудьте. Теперь перед нами Убивашка из «Пипца». Она злая, дерзкая, валит деревья, грабит караваны (грузовики), одной рукой целится из дробовика, а второй кусает яблоко. Где Элвин Младший? Что произошло с финала второй части? Это вам расскажут в 5 флэшбэках Клементины, хронометражем минут на 20, щедро размазанных на 6 часов основной истории. Из них мы узнаем, что Клементина сама побывала в рядах Нового Рубежа, и ребенка у нее отобрала эта же группировка. В финале игры она узнает, куда отправили ее карапуза, и уйдет в закат под красивую песню. Все.
На протяжении всей игры персонаж никак не развивается. Тяжёлые моральные выборы, как в первых двух частях? Забудьте. Напряжённые ситуации, стимулирующие развитие героя? Вам не сюда. Ситуативно вы можете стать свидетелем того, как у Клементины появляется первый «парень». Ситуативно, потому что, например, я пропустил эту ветку. У меня всё ограничилось тремя забавными диалогами между детьми, после которых взрослые говорят Клементине, что вообще-то тот паренёк в тебя втюрился. А ну, и ещё вы покажете ей прокладки и скажете, что это важно. На этом с Клементиной всё. В течение истории она будет приходить и уходить, а всё потому, что весь сезон — это один большой сраный филлер. Который вместо развития персонажей фокусируется на семейной драме двух братьев. Один из которых — солдат головного мозга, а второй — тоже говнюк, но по-другому. И знаете что? Это было интересно. Совершенно не нужно. Более опционально, чем эпизод-дополнение «400 дней». Но интересно.
Это грустная, местами веселая и моментами неплохо шокирующая история, способная увлечь на пару вечеров. В нее даже любовный треугольник запихнули, чтобы вам было, что вспомнить после прохождения. В игре есть колоритные персонажи, среди которых есть «Чад» и сверх крутой чувак по прозвищу «Иисус». Интересно было наблюдать как Ричмонд (город, в котором проходят основные события игры), пытается функционировать так, как будто за забором нет толпы мертвецов.
Единственное, что я вообще не понял, — это тупая эскалация конфликта между братьями. Вроде как в игре есть выборы, позволяющие привести историю к другим конечным точкам, в одной из которых вы вроде даже миритесь, но зачем? Оба брата — говнюки разного вида. Один не принимает других путей, кроме насилия, а второй думает только о себе, а вообще, кстати, увёл у брата и детей, и жену. Первый подставляет второго, второй мутузит первого, первый чуть не становится виновником смерти второго, а потом они мирятся? Хренушки.
Ещё у меня есть претензия к технической части игры. Это не относится к третьему сезону в частности, а скорее распространяется на все игры серии, просто совпало, что накипело именно при прохождении третьей части. Я понимаю, что у вас есть 8 моделей зомби на всю игру, и вам нужно пытаться сделать орду разнообразной. Поэтому я не сильно против, когда на меня за игру трижды нападает один и тот же зомби. Но когда вы показываете сцену, где в кадре находится 6–7 ходячих, и ЧЕТЫРЕ, мать его, одинаковые — это уже наглость. Причём они могут стоять один за другим. И это повторяется не раз, не два и даже не четыре. Можно было бы стерпеть, если бы это было только в первой или второй части. Но тут отчётливо видно, что вы смогли достать из движка больше мощностей. Так почему бы не поменять модельки местами? Или вообще пригорело, когда в кат-сцене крупным планом на тебя идёт ОДИН зомби, а у него текстуры — брусок хозяйственного мыла. И это не баг. В игре один из ходячих действительно «мыльный». Ещё повеселил момент, когда по сюжету Клементина отделяется от группы, а в следующей кат-сцене, буквально через минуту, она стоит рядом со всеми, после чего опять пропадает.
Что-то я отвлекся. Третий сезон "Ходячих Мертвецов" — это филлер, который я могу посоветовать только тем, кому интересна эта вселенная. Если вы играете только из-за истории Клементины, то лучше посмотрите ее флешбеки на YouTube и скипните эту игру. Тем более что события, которые происходят в этой части в финальном сезоне, не упоминаются вообще ни разу. Даже в сравнении с значимостью выбора в играх Telltale. А мы переходим к заключительному эпизоду The Walking Dead.
The Walking Dead Final Season — это любовь с первого взгляда, которая встречает тебя волшебным интро/
Синоним четвертого сезона — рост. Выросла Клементина, вырос Эй-Джей, выросло качество самой франшизы по сравнению с первыми сезонами. Заметно вырос стиль. Если третья часть сильно различалась по графике с первой и второй частями, то финал — это просто отвал челюсти. Игре однозначно пошёл на пользу прокачанный комиксовый арт. Все локации в игре выглядят невероятно атмосферно, особенно центральное здание игры, до которого мы ещё не дошли. Камера теперь болтается совсем за плечом главной героини, схватки с ходячими переросли из QTE в двухкнопочное комбо, и стрелять мы теперь можем привычным нажатием триггеров на геймпаде. Игра стала больше походить на приключение от третьего лица, чем на квест.
Подросшие Клементина и Элвин Младший несутся на красном ревущем Мустанге (а можете и не Мустанге) по пустым дорогам в поисках нового дома и припасов. С первых минут становится понятно, что цикл игры замкнулся. Сначала мы служили для Ли моральным ориентиром, теперь у нас самих есть мелкий растяпа, который запоминает все наши действия и ищет одобрения в своих поступках. Теперь мы должны помнить, что от наших решений зависит жизнь ещё одного маленького человечка. Разительно возросло количество выборов, в которых нам предстоит принять участие. Они есть практически в каждом втором диалоге.
Спустя непродолжительное путешествие наши герои попадают в аварию и почти прощаются с жизнями, но их спасают дети, живущие в интернате неподалёку. А это уже +10 очков Гриффиндору. Почётное место в моём сердечке занимает «Дом, в котором…» Мариам Петросян, который тоже посвящён детскому интернату. Поэтому и новая группа Клементины мне срезонировала.
О ней поподробнее. По началу кажется, что перед нами самые архетипические образы детской общины. Главарь — бунтарь, весельчак-заводила, токсичная девочка без друзей, не такой как все тихоня, полненькая «нянька» и другие представители подростковых историй.
Впервые за всю историю Клементина находится в окружении своих сверстников. Это придает истории определенный шарм. Несмотря на то, что быт детей мало чем отличается от быта взрослых — охота, кормежка, защита от ходячих и решение локальных конфликтов остаются на месте, история теперь ощущается по-другому. Даже измученная за четыре сезона опасность в лице рейдеров предстает в новом ключе. Если раньше бандиты стремились убить героев, то сейчас они хотят завербовать детей, чтобы использовать их как солдат в войне против другой общины.
Крайне интересно на этом фоне наблюдать за самым юным героем — Эй-Джеем. Он единственный ребёнок, который родился уже при зомби-апокалипсисе. Другие дети застали старый мир или хотя бы слышали о нём, а он — нет. Поэтому всё, что происходит вокруг, он воспринимает как данность. Он гораздо быстрее впитывает всю информацию и быстрее формирует моральные ценности. Если Клементине пришлось взрослеть в три раза быстрее, то Элвин Младший взрослеет с десятикратной скоростью. Из-за этого, даже когда вскрывают карты и классические образы подростковых историй обрастают травмами, страхами и вполне понятной мотивацией, Эй-Джей на их фоне всё равно выглядит куда взрослее. Он растёт настолько быстро, что просто шокирует Клементину и всех вокруг. Он с лёгкостью принимает решения, на которые бы решился не каждый взрослый.
А что Клементина — она устала. Проведя большую часть своей жизни в постоянных бегах, у нее наконец-то появляется шанс получить новый дом, завести первые отношения и дать опекаемому ребенку безопасное место, в котором он может расти. Но, естественно, все идет ходячему под хвост. В очередной раз теряя больше друзей, чем спасая, Клементина заканчивает свою историю, а игра делает акцент на нескольких важных вещах.
Первая — мы прощаемся с Ли, в ходе очередного сна Клементина понимает, что она больше не та маленькая девочка, которую он воспитал. Она сама способна принимать решения без оглядки на прошлое. Ли уходит в тень, а перед нами предстает законченная, сформированная личность.
Вторая - история впервые позволяет задуматься над тем, что ходячие — не просто оболочки от умерших людей. В общине детей есть мальчик, который верит в то, что после смерти все попадают в лучший мир. И зомби, и люди. А сейчас на земле лишь начинается новая эра. Он сравнивает её с ледниковым периодом: были мамонты, после пришли люди. Сейчас на смену людям приходят ходячие мертвецы, а это значит, что и они когда-нибудь пропадут и останутся историей.
Второй персонаж, который долгое время мимикрировал под зомби и, по сути, жил с ними одной жизнью, предлагает Клементине самой увидеть, что в зомби всё ещё зиждется человечность. Для этого он отправляет её в сарай к мертвецам, где Клем, позвонив в колокольчик, становится свидетелем красивого монтажа, правильных ракурсов и грамотно подобранной музыки. Ой, то есть того, как зомби вместо бесцельного шатания туда-сюда внимательно слушают звон колокольчика. Меня, как и героиню, данный прецедент не убедил, но сам факт, что история поднимает какие-то новые вопросы, отличные от темы обречённости мира, не может не радовать.
Третья — игра крайне грамотно замыкает цикл истории, заменяя роли ведущего и ведомого. Вместо Ли теперь Клементина, а вместо Клементины — Элвин Младший. И вместо тупого повторения истории с «Меня укусили, убей меня и выживай дальше сам, будь молодцом, я тебя люблю», сценаристы берут всё то, чему нас учил Ли, и выкидывают нахрен, выводя Эй-Джея на центр сцены и говоря: «Смотрите!». Этот мальчик — центр новой морали. Усваивая всё то, чему его научила Клементина, он принимает собственные решения, ставя под вопрос всё то, чему нас учила игра, и ознаменовав новый виток истории.
Они не убили Клементину, а просто показали, что ей больше нечему учить мальчика, и позволили красиво положить свою бейсбольную кепку на полку.
The Last of Us vs The Walking Dead
The Walking Dead за 40 часов, потраченных на нее, подарила мне незабываемую историю о выживании в сеттинге зомби-апокалипсиса. Хотя я и не очень-то люблю зомби…
Мне не понравился ни один зомби-фильм, я не фанат «Резидентов», а единственная игра про зомби, от которой я получил удовольствие — это Dying Light. Но там был фан. Нам просто было весело на пару с другом крошить бошки «бомжам» и угарать над сюжетом. «КРЕЕЕЕЕЕЙН» — вообще стало локальным мемом
Единственный раз, когда я испытал эмоции схожего уровня, случился благодаря The Last of Us. Игра, синопсис которой подозрительно похож на синопсис первого сезона The Walking Dead. Маленькая девочка и суровый мужик пытаются выжить в мире, разрушенном зомби-эпидемией, попутно заменяя друг другу роли отца и дочери. На самом деле — это лишь отчасти правда. Игры вышли с разницей в год, и непонятно, подсмотрел ли кто-то у соседа по парте или обе списали у «Дороги» Кормака Маккарти, но посвящены они совершенно разным вещам.
Первая The Last of Us выстроена вокруг конфликта Джоэла — человека, который потерял дочь и нашёл Элли, которая теперь заменяет ему дочь. Элли служит лишь триггером конфликта. Эмоциональная связь между главными героями, без сомнений, велика. За время игры успеваешь привязаться к обоим, но главный выбор сводится к тому: попытается ли Джоэл спасти мир или выберет собственное счастье. На момент событий The Last of Us Элли уже умеет обращаться с оружием, она никогда не жила в мире без зомби и просто хочет выбраться за стены карантинной зоны. Клементина, в отличие от неё, вынуждена адаптироваться под новые реалии. Её задача на протяжении истории — выживать и учиться. Ли, в свою очередь, не ставит личные цели превыше всего, а пытается уберечь Клементину.
Единственное, в чём у игр есть связь, так это в сеттинге и гендерно-возрастной схожести главных героев. На протяжении всех остальных сезонов Клементина, по сути, будет пытаться делать то же самое, что и в первом — совершенствовать свои навыки и пытаться выжить. Зато история второй части The Last of Us колоссально отличается от первой части. Аля «Граф Монте-Кристо» в зомби-сеттинге. Если спросить, что меня впечатлило больше: все сезоны The Walking Dead или The Last of Us: Part II, то я выберу «Ходячих Мертвецов». Выберу, скомкаю и выкину в окно, потому что то, что сотворила со мной TLOU 2, — просто незаконно. Игр такого уровня — единицы. Готов заслуженно (нет) ловить все брошенные в меня камни.
Есть различия и в важности зомби-вируса. Эпидемия кордицепса в вендетте Элли во многом лишь задаёт тон происходящему. А в мире Клементины заражение будет играть ключевую роль. Ведь обращение в ходячего происходит всегда, после любой смерти, что лишь усиливает опасность.
Ещё одно важное различие — в мире The Walking Dead смерть детей — данность. На протяжении всех эпизодов нам несколько раз будут показывать эти трагические сцены. Мы будем видеть обращённых детей и детей бандитов. Дети в «Ходячих Мертвецах» такие же полноправные участники событий, как и взрослые. А какую жесть они творят в комиксах — это просто мурашки по коже. В творениях Naughty Dog к ним относятся куда более снисходительно. Дети будут мелькать как вспомогательные персонажи, но с ними вряд ли будет происходить какая-то жесть (за исключением грустного эпизода в первой части). А ввести ребёнка-щелкуна создатели осмелились только в пятом эпизоде сериала от HBO.
Обеим девушкам предстоит вы��ести множество испытаний, пережить потерю и попытаться построить свое счастье. Обе истории полны драматизма, но фокусируются на разных вещах, в которых, при желании, можно найти много общего.
Но вернемся к истории Клементины
Будущее
Знаете как я заспойлерил себе концовку всей истории? В процессе прохождения я почитывал интересующую меня информацию и наткнулся на обложку комикса, в котором создатели внезапно решили продолжить историю Клементины. На ней было видно, что Клементина жива, хоть и с протезом вместо ноги.
Естественно, я прочитал его и не понял НИЧЕГО. Для начала нужно знать, что у Clementine Book One есть предыстория в виде коротенькой истории в сборнике Skybound X. В ней Клементина в один день решает уйти из интерната где находится ее новый дом. На границе безопасной зоны ее догоняет ЭйДжей и всячески уговаривает ее остаться. Из этого ничего не выходит и аргументируя словами: «Я просто не чувствую себя счастливой» Клементина уходит. Понимаете?! История их взаимоотношений, упорно развивалась на протяжении трех сезонов. Они были готовы умереть друг за друга. Клялись, что никогда не расстанутся. Пережив кучу бед они наконец-то нашли настоящий дом. А создателям комикса понадобилось две страницы с картинками, чтобы просто разрушить все это до основания и снарядив Клем тупой мотивацией отправить её на новые приключения. И чтобы что? Догадываюсь, что дело в желании подзаработать бабла, но как можно так плевать в душу?
Краткий пересказ сюжета: Клементина ковыляет на север, пока не встречает поселение христиан, выглядящих как пилигримы времен колонизаторства Америки. Вместе с одним парнем она отправляется в горы, чтобы строить поселение для двух сестер. Сестры уверяют, что ходячие просто не выживают в условиях экстремального холода. Взамен за помощь они обещают отправить их на собственном самолете куда захочется. Добравшись до гор история начинает развиваться так же как и всегда. Есть группа. Конфликт. Кусака. Нет группы. В конце Клем с одной из сестер и новой подружкой улетают на самолете в Ричмонд. Конец. Впереди еще две книги с удивительными историями.
Я ни разу не против комиксов о Клементине. Мне очень нравится этот персонаж, и я хотел бы видеть с ней что-то новое. Но возникает масса вопросов и претензий. У истории игровых похождений Клем замечательный финал. Для такого персонажа — отличное завершение. Как новый автор — Тилли Уолден — хочет завершить историю этой девушки, непонятно. Единственный финал, который я вижу, — это смерть персонажа. Даже если это правда будет так, я совершенно не против. При условии, что это будет сделано качественно. Премия Айснера в кармане автора даёт на это надежду. Но пока всё это выглядит как сомнительные топтания на месте. Мотивируя сначала тем, что главная героиня несчастлива, она рушит всё, что было до комикса. Можно же было придумать что-нибудь посильнее? Хочется опять сравнивать с историей Элли из The Last of Us 2. У неё тоже был промежуток времени, когда они с Диной и маленьким ребёнком вели тихую и счастливую жизнь на ферме. После Элли всё-таки отказалась от этого счастья из-за психической травмы, полученной при смерти Джоэла. Она так хотела отомстить Эбби, что без этого просто не смогла бы жить. А Клементина, найдя всё, что искала 10 лет, просто оказалась несчастлива.
После этого нам раскрывают ещё одну мотивацию героини. В своём доме она чувствовала себя обузой. Ей это никто не говорил, но она точно знала, что все так думают. И этот факт не давал ей жить. А ещё ей не хотелось, чтобы кто-то умирал у неё на глазах. Угадайте, сколько людей НЕ умрут у неё на глазах в комиксе?
Имея, на мой взгляд, слабую мотивацию, комикс абсолютно не развивает концепцию Ходячих. Он не привносит что-то новое, а лишь повторяет то, что было уже до него, просто меняя локации. Комикс ощущается, как подростковые переживания, а не история о выживании. Подозреваю, что в продолжении нас ждет большое развитие квир-личности Клементины. Главная работа Уолден — «Пируэт» тоже, отчасти, была именно про это. Клементина могла завести отношения с девочкой еще в финале четвертого сезона, если так захочет игрок, но в комиксе у нас уже нет такого выбора, поэтому мы просто следим за развивающимися отношениями двух новых подружек.
И субъективная придирка к рисунку в комиксе. У меня пока не получается ассоциировать его с мрачным произведением. Посмотрите как выглядит рисунок оригинальных «Ходячих Мертвецов» и сравните его с тем, что мы имеем. Хотя я не буду отрицать что моментами он выглядит очень красиво.
Третий из трех томов выходит уже в июле этого года и я очень надеюсь, что история там получит должное развитие. Не хотелось бы, чтобы из такого колоритного и душевного персонажа как Клементина сделали второсортную историю о подростках в мире апокалипсиса. Будут следить, читать и надеяться, а заодно и второй том прочитаю.
Я никогда не думал, что захочу пройти The Walking Dead. Но я прошёл и ни разу не пожалел. Да, бывали моменты, когда я злился и кринжевал от этих игр. Меня раздражали технические несовершенства. Игра рушила погружение, когда персонажи убирали себе топоры, монтировки и другие крупногабаритные вещи куда-то в задний проход. Или когда Клементина не могла определиться, где же у неё находится лук — на плече, в инвентаре, в руках или в заднице. Я не могу назвать эту историю идеальной. В ней были моменты, когда персонажи отказывались принимать элементарные логичные решения. Как, например, при штурме вражеского лагеря оставлять у каждого оглушённого бандита его огнестрельное оружие, а не забрать его с собой, когда ваш арсенал — три ножа и лук.
Было странно, когда в одной сцене игра тебе пишет, что сражаться с ордой зомби бесполезно, а спустя пять минут ты луком и бесконечными стрелами выкашиваешь эту толпу как из пулемёта.
Но мне очень понравилось. Понравилось следить за душевными переживаниями главной героини, за тем, как она растёт. Интересно было наблюдать за конфликтами внутри групп и поведением людей в критические моменты. У меня давно не было опыта, когда события в игре затрагивают практически десятилетие. И я был рад испытать эти эмоции.
The Walking Dead: A Telltale Games Series — не очень хорошие игры. Особенно первые три сезона. Но их и не надо воспринимать как игры. Это больше продукт синтеза видеоигровой индустрии и сериалов с телевидения. Я именно что смотрел «Ходячих Мертвецов», а не играл в них. В моменты, когда нужно было ходить по небольшим локациям, я хотел как можно скорее вернуться к диалогам и кат-сценам.
Ну и Клементина. Клементина заняла отдельное место в моём сердечке. Маленькая девочка в бейсбольной кепке росла на моих глазах, и мне так же, как и ей, местами было тяжело принимать решения. Посмотрим, удастся ли ей остаться там после окончания комикса, но я верю в лучшее.