Словно в ожившем сне: Пугающе завораживающие игровые вселенные
Погружаемся в странные виртуальные миры со своими законами и правилами.
Видеоигры — идеальная возможность побывать там, где в реальности оказаться либо очень сложно, либо и вовсе невозможно. Разные сеттинги, время и место действия, окружение и атмосфера — границ нет, разве что в фантазии создателей. Иногда эта фантазия приводит к появлению уникальных игровых миров, как с точки зрения визуала, так и мысли, которую пытаются донести разработчики. А иногда – заносит в откровенно странные, а иногда даже чуждые, неприветливые места.
Места, в которых всё не так, как мы привыкли. Где-то искажается пространство и время, где-то – происходят иррациональные события. Иногда это лишь причудливые локации, а иногда – весь мир будто перекручен в мясорубке, а из полученного фарша соткано нечто бесформенное и жуткое. Хотя кому-то может показаться вполне аппетитным. Именно такие игры мы обсудим сегодня. И первой в списке будет…
«Мор» — Чума на оба ваших дома
«Мор» 2019-го года, за пределами СНГ известная как Pathologic 2 — это своеобразное переосмысление оригинальной игры «Мор. Утопия», вышедшей в 2005-м году. Мрачный, депрессивный триллер, который погружает игрока в пучину безумия, охватывающего умирающий от мистической чумы город. Главным героем здесь выступает доктор Артемий Бурах, который получает в своё распоряжение 12 дней. То есть 12 игровых дней и ночей на то, чтобы спасти город от уничтожения. Грубо говоря, от смерти большей части местных жителей.
Pathologic 2 сходу создаёт гнетущее ощущение безысходности и надвигающегося кошмара. Игрок постоянно ощущает давление времени, нехватку ресурсов и моральную дилемму выбора между жизнью одних и смертью других. Заметную толику такого эффекта создаёт сам город. Он живёт собственной жизнью, он не звал тебя, ты ему не нужен, он сам разберётся.
Архитектура города подчёркивает его сложный характер — здесь узкие улицы соседствуют с большими фабриками, а блуждая по своим делам невольно заметишь, что форма некоторых зданий очень напоминает гигантских существ. Или отдельные их части. Центральные локации – например, Театр пантомимы и «Омут» – символизируют столкновение науки и иррационального. Будто на одной улице решают научные дилеммы, а на другой — сжигают на костре людей. Кстати, какого чёрта ты здесь бродишь? Уходи! Хотя нет, сначала посмотри новый спектакль! А потом уходи!
Цветовая палитра — грязные, тёмные тона с редкими вкраплениями багрового и золотого, грубыми мазками подчёркивающие болезненность мира. Музыка — мрачная, с элементами этнических напевов и индастриала. Идеально для поддержания чувства постоянной тревоги и напряжения.
В итоге «Мор» стал одним из лучших представителей игр, которые всем своим видом говорят игроку — тебе будет больно. Тебе здесь не понравится. Раз пришёл, разбирайся со своими делами, а по пути обязательно страдай. Это не диснеевский мультфильм. Здесь мучаются и умирают. Из-за тебя.
Disco Elysium — Загадка без очевидных ответов
Кому нравится в Ревашоле — тот слабоумный. Неуютное, тусклое, неприглядное нечто с узкими улочками и покосившимися домиками, ржавыми доками и списанными в утиль судами. На первых порах складывается впечатление, что здесь вообще ничего положительного нет. И никого. Кроме азиата в очках. Повсюду грязь, мусор, то тут, то там валяются пьяные бездомные, а на деревьях висят провонявшие трупаки. И где-то пропал грёбанный пистолет!
Мы управляем затасканным, задолбанным, уставшим от всех и всего детективом, который, кажется, не может найти себя самого, не говоря уже о раскрытии преступлений. По ходу сюжета мы встречаем людей, даже общаемся с ними. Но всё это время вокруг нас, и внутри нас, он. Город. Город — один из главных персонажей игры. Ревашоль — это символ потерянных надежд, переживший огромные потрясения и превратившийся в седого старика, вышедшего на пенсию и бурчащего на этот проклятый мир за все несправедливости, свалившиеся на него.
Все люди — хищники, любезнейший. Вопрос лишь в том, у кого зубы острее.
В архитектуре Ревашоля угадывается его сложная история: европейские арт-деко здания сочетаются с соцреалистическими постройками и остатками довоенного величия. Создатели игры превратили город в идеальную сцену для рассказа о человеке, который сам находится на грани распада в попытках собрать себя воедино. Для главного героя город — это не просто антураж, а зеркало души, символ возможного падения или возрождения. Для тех, кто в нём живёт – это не больше, чем неудавшаяся попытка создать новую реальность.
Но не стоит совсем уж отчаиваться, мой друг. Если в нашем мире мы ни больше ни меньше заложники собственных выборов и окружающих нас обстоятельств, которые, в свою очередь, нередко являются результатом выбора других людей (особенно влиятельных), то в Ревашоле судьба персонажа отдаётся на откуп кубику. Случайности, если угодно. И ни город, ни попавшая в его цепкие капканы добыча не могут противостоять силе броска. Наверное, в этом единственный шанс на то, что через грозовые тучи всё-таки пробьются лучи солнца. Главное, не забудь всё-таки снять труп с дерева. И, прошу, не спрашивай, какой.
Rain World — Выживание в мире, которому всё равно
В Rain World нет сюжета и нарратива в привычном смысле. Игрок с первых минут погружается в пучину одиночества и беспомощности, получая управление над слизнекотом – маленьким, хрупким существом, балансирующим на середине пищевой цепи. Он никакой не избранный и не герой, всего лишь часть экосистемы. Но, как и в случае с городами в игре выше, главный герой здесь не сколько этот малыш, сколько сам мир. Кап-кап-кап.
И все здесь боятся дождя. Ему всё равно, хищник ты, или добыча. Он приходит за всеми, и забирает всех. Когда с неба срываются первые капли, всё, что ты можешь сделать, это как можно быстрее найти убежище. Иначе тебя просто смоет потоками воды. Этот мир не для слабых. Он будет делать больно, причём постоянно. Наблюдай, учись, прячься, атакуй, умирай. И снова. Мир не перезапускается после смерти персонажа — существа прекрасно помнят его, адаптируются, меняют своё поведение.
Экосистема здесь построена на процедурной генерации, поэтому поведение врагов не подвержено скриптам – в один момент они будут патрулировать, в другой, искать добычу. По локациям ползают ящеры и каракатицы, а в небе то тут, то там снуют стервятники, которые в любой момент могут напасть с воздуха. Они все живут в таком же мире, как и ты. И подчиняются его законам. Никто не расскажет, кто они, откуда взялись, и вообще, что это за место. Отголоски прошлого можно отыскать только в странных символах и загадочных механизмах.
Rain World — это редкий пример игры, где окружающая среда не просто антураж, а функционирующий организм. Красивый, да, но очень жестокий. Какая может быть речь о подвигах, тут лишь бы шкуру свою спасти. И, конечно, это игра не для всех – эдакий Dark Souls от мира платформеров — но если тебе нравится погружаться в загадочные, мрачные и опасные миры, она точно оставит след в памяти.
Sunless Sea — Когда тьма становится проводником
А теперь пора посетить викторианскую Англию. Мир вселенной Fallen London, где для спасений столицы королева заключила договор с загадочными Мастерами Базара. В результате город погрузился под землю и по сути стал их очередным трофеем. Уже пятым по счёту. Обычная история — Мастера приходят к власть имущим и обещают решение проблемы, например, с умирающим ребёнком, и выбивают сделку. Естественно, на своих условиях.
Привычные законы природы в этом мире не действуют. Острова плавают, вода — поёт, а монстры то тут, то там поднимаются из глубин. Игрок управляет капитаном судна, исследуя океан, выполняя миссии и торгуя. Здесь выживание тесно связано с исследованием мира и раскрытием его секретов. Например, можно узнать, откуда у воды голос, или встретить существо, которое предложит забыть страхи за определённую плату. Но в некоторые места лучше не совать свой нос!
Главная особенность атмосферы Sunless Sea — сочетание готического ужаса и фирменного лавкрафтовского страха перед неизведанным. Путешествуя по Unterzee, ты постоянно следишь за топливом, запасами еды, и — это самое главное — уровнем ужаса (террора). Чем дальше от Лондона, тем страшнее становится путешествие. Если не зажигать фонари и долго находиться во тьме, экипаж начинает сходить с ума: идут разговоры о видениях, таинственных голосах. О чём речь, если может дойти и до каннибализма.
Плюсом к атмосфере — музыкальное сопровождение. Это низкие, гулкие мелодии, которые сочетаются со звуком волн и тихим шёпотом, создавая действительно гнетущую атмосферу. Всё это делает Sunless Sea не просто игрой, а настоящим опытом погружения в мир ужаса и неизвестности. Чем больше ты находишь, тем ближе ты к безумию.
«Тургор» — Наносим краски яркими мазками
Задумайся, что для тебя значит цвет? Ориентир, часть образа, визуализация чего-либо. Мы регулярно видим разные цвета и их оттенки, но представь, что от цвета зависит ни больше не меньше, чем сама жизнь. В мире «Тургор» всё устроено именно так. Здесь, в Промежутке, никого не волнуют мирские проблемы. Он наполнен несчастными душами, которые обречены на медленное угасание.
Перемещаясь по миру, ты быстро понимаешь, что для существования в нём нужен Цвет. Нет, не так. Цвета. Их несколько, у каждого своё назначение. А, ещё Сердца. Из Сердец прорастает Нерва, которая формирует и укрепляет Дух. Дух вырывает из Сердца проросший Цвет. Цвета всегда мало, его вечно не хватает. Причём не только тебе. За Цветом активно охотятся Братья, которые держат в плену Сестёр. Те заточены в оковы и по сути зависимы от него.
Определённый Цвет может быть чужд одним Сёстрам и необходим другим, а также менять поведение Братьев. А для общения с Сёстрами нужно рисовать. Вот так вот. Кстати, цвет — не друг. Он нужен, но не безвреден. Об этом может поведать его Голос. Да, Цвета говорят. А ты думал, в этом мире вообще есть что-то нормальное? Тут все сошли с ума. Кстати, забыл спросить — я уже говорил тебе, что такое безумие?
Атмосфера «Тургора» давит тоской и безысходностью, но в то же время завораживает своей мистической эстетикой. Визуально игра напоминает картины сюрреалистов, а музыкальное сопровождение, состоящее из тревожных композиций, только усиливает ощущение потерянности. Ты быстро поймёшь, что ничего не понимаешь. И либо попытаешься разобраться в происходящем и помочь какой-нибудь из Сестёр попутно, либо чертыхнёшься и сбежишь из этого мира через меню игры. Кто знает, может так и правда проще.
Oddworld: Abe’s Oddysee — капитализм и общепит
Игра 1997 года, выпущенная Oddworld Inhabitants, стоит особняком в этом списке. Причина проста — её атмосфера совсем не пугающая, в ней нет таинственности и тревожности. Потому что сатира. Кстати, в 2014-м разработчики выпустили ремейк, причём очень аккуратный — изменения коснулись только визуальной части проекта.
Это платформер, но с изюминкой, суть которой в выбранном сеттинге — действие происходит в жестоком мире, где существа — не более чем ресурс для корпораций. Местная экономика здесь построена на эксплуатации более слабых рас. Причём под эксплуатацией скрывается не только физический труд.
Главный герой, Эйб, принадлежит к расе мудоконов — мирных гуманоидов, которых корпорации превратили в дешёвую рабочую силу. Они трудятся на мясоперерабатывающем заводе RuptureFarms, даже не подозревая, что станут следующим продуктом на рынке. Когда продажи падают из-за дефицита сырья, руководство завода решает создать новый товар, сделанный из самих работников. Узнав об этом, Эйб сбегает и отправляется в путешествие, чтобы освободить свой народ.
Oddworld уникален своей атмосферой. Это одновременно мрачный мир, полный опасностей, и абсурдная сатира на капитализм и эксплуатацию, которая передаётся через происходящее на экране и визуальный стиль. Для своего времени игра радовала разнообразием локаций – индустриальные локации сменяются древними храмами и пустошами, которые намекают на то, что в прошлом мудоконы были великой цивилизацией, но после превратились в рабов.
Эйб — никакой не герой, обычный рабочий, который оказывается в сложной ситуации и переступает через себя. Чем не геройство, ты можешь откинуть копыта от одного тычка, но при этом не играешь в прятки, а пытаешься изменить жизнь своих собратьев к лучшему. А для этого их придётся спасать – чем больше мудоконов будет спасено, тем лучше концовка. И без того неприветливый мир подкидывает различные преграды — Эйбу придётся проявить недюжинную смекалку на пути к цели, решая головоломки, параллельно унося ноги от хитроумных и опасных ловушек.
Oddworld: Abe’s Oddysee показывает мир, где эксплуатация и жестокость — норма, а корпорации пожирают не только природные ресурсы, но и собственных рабочих. Атмосфера тревоги, сочетание гротеска и социальной сатиры, необычный сюжет и игровой процесс делают проект одной из самых запоминающихся игр 90-х. Это история о маленьком существе, которое бросает вызов системе — и, возможно, меняет судьбу всего мира.
В игровой индустрии вышло немало проектов, которые достойны включения в этот список. Кто-то может вспомнить Stray (2022) о путешествии бравого кота в мире роботов, и Insanely Twisted Shadow Planet (2011), в котором всё понятно без слов, и даже NaissanceE (2014) с его чарующей архитектурной геометрией и крышесносными загадками. Именно по этой причине не было цели составлять топ. Сюда попали проекты, которые чем-то зацепили, заставили обратить внимание на геймплейные, визуальные или сюжетные особенности. С упором в некую мрачность и беспросветность. То есть, чем страньше, тем чудесатее. Предлагайте в комментариях собственные вариант игр с подобными мирами. Обязательно обсудим.