Робот может написать симфонию(?): как Split fiction не дала мне уволиться с работы
Люблю файерболы. Их мне очень не хватает порой в реальной жизни. Как и в тот раз (уж я бы нашла им применение).
Тема нейросетей меня захватила очень давно: я прошла все стадии — депрессию (нас заменят бесчувственными железяками!), торг (ну давай машина, покажи, что умеешь), принятие (ребята, это мой нейробро! давайте погадаем на таро). Но такого поворота не ожидала: нейросеть повторила слог, имитировала юмор и справилась с задачей, как я бы пару лет назад. Цифровая я. Только без моего участия. Welcome to the future.
Split fiction: свобода творчества за\против нейросетей
На этот раз я коротенечко и без спойлеров.
Экспозиция сюжета главного кооператива года попала в сердечко: а что, если «всосать» идеи и миры коммерческих писателей? Героиням стало неуютно, как и мне тогда, и это открыло простор для полемики: насколько этично продавать и использовать уже не творчество, а оцифровывать творческий метод? должна ли идея «принадлежать» автору в эпоху копирования и постмодернизма (когда все уже придумано и нам остается только пересобирать смыслы)?
Вспомнилось и «Черное зеркало», где «можно» запросто расщепить сознание, присвоить воспоминания, воссоздать личность и т.д.
С другой стороны, как когда-то меч был продолжением руки, так и нейросети становятся «продолжением» мозга, его «экзоскелетом», который упрощает и ускоряет, дает пищу для пытливого ума, бустит идеи и воплощает задумки. Нейросети копируют и имитируют, но не создают. Может, все-таки они освободят нас для творчества?
В Split fiction «сталкивают» между собой абсолютно все: технологии и творчество, фантастику и фэнтези, интроверта и экстраверта и т.д. Но split — хитрый прием разделения и объединения. Да, нам показывают противоположности, но на одном экране! Более того, в этот раз разработчики знатно оторвались на преодолении границ: то стирая их совсем, то меняя угол, то подводя черту в самом неожиданном месте.
При этом именно технологии позволили «оживить» миры писательниц, добавить остроты чувств, динамику, объем их историям. А еще переосмыслить и переиначить источники вдохновения (как если бы мы залезли в голову автору): оммажи, пасхалки и прочие реверансы к поп-культуре тут на таком уровне, что чувствуешь себя в парке аттракционов! Причем забавно, что в игре нет прямого, точь-в-точь копирования (удобно и для авторских прав, и для задумки, что в голове автора все может перемешаться).
Выходные взахлеб за геймпадом действительно спасли от увольнения. К тому же ни одна нейросеть не решилась бы на такую статью, а если бы задалась целью — написала бы ее намного чище, и, может быть, даже лучше. Но ничто не заменить жара в груди от самовыражения и поиска нужных слов, живого опыта, интерпретации и фантазии. Почти так я и сказала начальнику. Не считая файербола и еще пары обжигающих слов...
Что думаете? Нужны идеям современные технологии а технологиям — наши идеи?