А знаете когда случилась настоящая революция в играх?
Конец 90-х. Когда ПК были роскошью, а консоли (уже или еще) были почти никому не нужны или недоступны, в компьютерных клубах самыми популярными играми были Дум, Квейк, Дюк Нюкем и Блуд (именно так называли Blood все кто прогуливал в клубах уроки английского:), ну и еще, пожалуй, первые части ГТА с видом сверху. Да, были, конечно, тогда уже Дьябло, Герои, Стар Крафт, Вар Крафт, Балдурс Гейты с Фоллаутами, но они пользовались гораздо меньшей популярностью. Ну и надо понимать, что все эти шутеры, как и другие игры, были в 2D (ну или псевдо 3D), игрались исключительно с клавиатуры, а мышь тогда брали в руки только чтобы кликнуть на ярлык, или почистить ей внутренности от скопившейся грязи.
И вот, в какой-то момент, примерно в одно время появляются три всадника революционного игрового апокалипсиса:
Half-Life, Counter-Strike, Unreal Tournament.
Возможно, они не были первыми в своем роде, может были и другие подобные игры вместе с ними в то время, это не важно, важно что... это был шок. Эти трое разделили видеоигры на до и после. Я хорошо помню и свои эмоции и других людей. Этот внезапный переход к полноценному 3D и возможности управлять ГГ во всех трех плоскостях, не только зрительно, но и осязательно (управлять мышкой? как это?), да еще и с принципиально новым уровнем графики, физики, геймплейных возможностей, натурально сносил башку и превращал играющих (и даже просто наблюдающих) в зомби с открытыми ртами, неспособных оторваться от экрана. Думаю, если бы пацанам тогда предложили обменять это на секс (да кто такой этот ваш секс?! у меня тут на мониторе секс с множественными оргазмами!), не многие согласились бы. А некоторые даже демонстрировали признаки луддизма и чуть ли не крестясь, шарахались от новинок как от чумы и бежали дальше, вцепившись зубами в клавиатуру, играть в православные Дум, Квейк, Дюка и Блуд. Которые, впрочем, уже вскоре, конечно же, испарились с жестких дисков клубных компуктеров, уступив место 3D титанам. Важно ведь еще что эти три шутера были очень разными, HL быстрый и динамичный, UT тоже быстрый, но еще и с разными режимами, а КС, соответственно, командно-тактический.
Да, эффект длился недолго, все быстро привыкли, стали появляться и другие похожие игры и в других жанрах, но я вот пытаюсь припомнить было ли в играх что-то сопоставимое по масштабам после? И как-то ничего особо на ум не приходит. Конечно, игры улучшались во всех отношениях, графика, физика, дизайн, геймплей, сюжеты, потом еще появился VR и прочие приблуды, но все это, как будто, было уже совсем не то. А то был какой-то совершенно уникальный опыт, не только игровой, а даже культурный и жизненный что ли. Чел, это синдром утенка, скажет кто-то, и будет отчасти прав, но это никогда и ни насколько не уменьшит ценности и яркости того момента для тех кто его застал.