Самые амбициозные провалы
Дорого-богато — не всегда хорошо
Разработка игр всегда сопровождена с огромными рисками, особенно когда мы говорим про AAA сегмент. Так, например, стоимость создания крупного проекта может доходить до 350-500 миллионов долларов, без учета трат на маркетинг. А поэтому, можно смело прибавлять к этой цифре еще порядка 100-200 миллионов.
А потому, когда вдруг игра, в которую было вбухано огромное количество денег — проваливается, то это сильно бьет по студиям и издателям, вплоть до банкротства или в лучших случаях массовых сокращений. И сегодня, хотелось бы как раз поговорить о 5 таких проектах, которые не смогли реализовать колоссальные амбиции своих создателей и с треском провалились.
В этом списке я постарался собрать только современные проекты, т.е. каких-то очевидных и старых провалов, которые включают в каждую подобную подборку, по типу: E.T. the Extra-Terrestrial, APB или Daikatana, здесь не будет.
Поехали!
Dragon Age: The Veilguard
Дата выпуска: 31 октября 2024 г.
Платформы: PlayStation 5, Xbox Series X|S, Windows
Разработчик: BioWare
Жанр: RPG
Ну, а а начать я предлагаю с самого свежачка, о провале которого, на самом деле, стало известно только совсем недавно. Хотя, кто-то, возможно, начал подозревать уже что-то после выхода.
Вопреки распространенному мнению о популярности серии Dragon Age, на самом деле, она всегда была довольно нишевым проектом. К примеру, третья часть — Inquisition, продалась по последней информации в 12 миллионов копий. По словам бывшего продюсера франшизы — это лучший результат серии. Для сравнения, Ведьмак 3 продался за почти такой же срок в 75 миллионов копий.
Да, 12 миллионов — это относительно неплохие цифры для RPG (все-таки не каждой игрой обязательно быть Ведьмаком), так что провалом это назвать трудно, но и успешным успехом тоже. Но вот с Dragon Age: The Veilguard получилась совершенная другая история.
Bioware, по итогам прошедшего года, не стали публиковать какие-либо данные о продажах новой части фэнтезийной серии. Есть только слухи о том, что она еле как разошлась тиражом в 1,5 миллионов копий за 3 месяца, в то время как издатель надеялся на цифру в 10 миллионов. Более того, совсем недавно появилась инфа о том, что по студии прошла волна сокращений, поддержка Veilguard прекращается, никаких DLC к ней выходить не планируется, а все оставшиеся силы бросаются на разработку нового Mass Effect, который должен стать спасательным кругом для компании.
И все это, даже без какого-то официального подтверждения, говорит нам только об одном — что Veilguard конкретно так провалилась. И, возможно, ситуация не была бы настолько удручающая, если бы не затраты на разработку — ведь работа над новой частью Dragon Age велась более 10-ти лет, и два раза работягам приходилось начинать с нуля.
Многие винят в сложившейся ситуации пресловутую повесточку и инклюзивность, которой пропитана новая часть Dragon Age (хотя ориентация главного героя всегда была довольно “гибкой”, во всех играх от BioWare). Однако, на самом же деле, как бы сильно в интернете не разгорались холивары на эту тему, игры практически никогда не проваливаются ТОЛЬКО из-за повестки — это всегда совокупность определенных факторов и целого комплекс причин.
И у Veilguard хватает проблем и без небинарных персонажей и правильных местоимений. Ко всему этому, многие относится к подобному абсолютно равнодушно и могут спокойно закрыть глаза, если сама игра получилась хорошей и интересной. Но, увы, упрощенная боевая система, мультяшная графика и странный, заштампованный сюжет сделали свои дело.
И вот теперь, после провала Veilguard, уже можно точно сказать, что тучи над BioWare сгущаются. Сокращения издержек и персонала — это только начало. В случае, если вдруг новая часть Mass Effect, на которую сейчас брошены все силы студии, тоже провалится, то это вполне может стать последним гвоздем в крышку гроба некогда великой и процветающей студии.
The Day Before
Дата выпуска: 7 декабря 2023 г.
Платформа: Windows
Разработчик: Fntastic
Жанр: MMO шутер от 3-го лица
История всего того, что происходило с момента анонса и до релиза The Day Before — это просто какой-то абсолютно удивительный блокбастер, происходящий на протяжении нескольких лет.
Итак. началось все в начале 2021 года, когда якутская инди-студия Fntastic анонсировала новую, дичайше амбициозную и крупную ММО игру в сеттинге постапоклипсиса — The Day Before. Проект тут же завирусился, работяги время от времени подкидывали дровишки в печь — то арты покажут крутые, то ролики шикарные. В общем, выглядело все это перспективно и очень классно, тем более, что студия вызывала доверие — все их предыдущие проекты были хоть и малоизвестными, но крайне тепло воспринятыми аудиторией.
Первые сигналы о том, что тут не все так сладко, появились в 2022 году, когда стало известно, что Fntastic набирают к себе волонтеров для работы над The Day Before. Разумеется, за этой новостью последовала закономерная реакция, мол, какого черта вы тут решили бесплатно использовать труд бедных работяг? Глава студии пытался отмазаться, утверждая, что вообще они тут все волонтеры, включая директоров, и он вообще подразумевал под этим совершенно другое — короче, с горем пополам удалось эту тему замять.
Затем, когда The Day Before уже давно числилась в Steam в топе самых желанных игр, она внезапно оттуда пропадает. Как оказалось, торговая марка The Day Before уже была зарегистрирована. Неужели никто не проверял раньше? Странно, но по итогу это тоже все удалось урегулировать и по итогу, игра под таким же названием и вышла.
Тем временем, проект постоянно откладывали, разумеется оправдывая это тем, что они хотят представить аудитории идеальный продукт и т.д. — ничего нового. И уже стали закрадываться подозрения — а игра-то вообще существует? Но финальный трейлер ненадолго все эти сомнения развеял — потому что геймплей выглядел роскошно! Возможно, даже слишком…
И вот, наконец-то, The Day Before появляется в раннем доступе в Steam. И, купившие долгожданный тайтл игроки, получили совсем не то, на что они рассчитывали…
The Day Before в трейлерах (которые, кстати, разработчики успешно подчистили со своего канала к выходу) и вживую — оказались абсолютно двумя разными проектами. Помимо даунгрейда графики (это меньшее из зол, на самом деле) оказались в релизной версии недоступны многочисленные фишки и особенности, которыми так хвасталась якутские работяги.
Ну, ладно, можно сказать, что может это просто альфа версия и дальше все поправят, допилят и будет лучше? Да ведь? Нет, не будет, ведь всего спустя всего 3 дня Fntastic объявили о финансовом крахе The Day Before и закрытии студии. 3 дня, Карл! Игру на следующий же день сняли с продажи в Steam, всем желающим вернули деньги, а чуть более, чем через месяц сервера закрыли.
Самое интересное во всей этой истории — это то, что многие люди стали подозревать студию в самом настоящем скаме. Мол, они заработали денег на предзаказах, даже и не думая о том, что делать полноценную игру — и свалили в закат. Однако, каких-то достоверных доказательств тому нет, лишь косвенные “улики”.
Ну, например, на это указывает, помимо всего того случившегося, что я описал ранее в процессе разработки — это очень скудный и ограниченный набор контента, представленный в игре. И ладно контент, но даже огромное количество ассетов было взято со всевозможных библиотек. Соответственно, назревает вопрос — а над чем вообще работяги трудились все эти годы?
Но, опять же, с другой стороны — какого-то большого профита в такой схеме нет, хотя бы потому, что репутацию студии и ее основателей уже восстановить абсолютно нереально. И тем более, что большую часть денег за предзаказы в Steam студия вернула. Но, они вполне себе могли заработать на деньгах издателя MyTona, провернув аферу века.
Короче, концов в этой всей истории сейчас уже не сыщешь. Fntastic, кстати, пытались еще подать признаки жизни и просили денег на какую-то новую игру. Но, ребят, давайте будем честны — даже если The Day Before не подразумевался изначально кидком, доверия к студии уже не было никакого и все затихло.
Что же это было — развод, скам или просто непомерные амбиции раздавили студию — вопрос остается открытым. Одно мы знаем наверняка: The Day Before — это очень амбициозный и требовательный к опыту команды проект, который провалился еще на стадии идеи и концепта.
Concord
Дата выпуска: 20 августа 2024 г.
Платформы: PlayStation 5, Windows
Разработчик: Firewalk Studios
Жанр: многопользовательский геройский шутер
Пожалуй, не осталось ни одного человека, интересующегося видеоиграми, который бы не слышал про сокрушительный и беспрецедентный провал сетевого шутера от Sony — Concord.
Ну вы только посмотрите сами: 8 лет разработки, несколько сотен миллионов долларов бюджета без учета маркетинга, непомерные амбиции и планы на создание медиафраншизы по вселенной игры, в том числе за счет анимационного сериала и сторонних проектов. А по итогу — 25 тысяч копий в первый день, 700 игроков пиковый онлайн и закрытие серверов через пару недель.
Настолько масштабного и чудовищного провала для игр с подобным бюджетом прежде не случалось. Вообще, эта ситуация повлияла не только на студию разработчика — их просто закрыли к хренам, но и на политику Sony в целом. К примеру, за то, что отменили готовящуюся игру-сервис по God of War и еще одну, неизвестную, от создателей Days Gone — нужно благодарить Concord.
Думаю, о причинах провала этого удивительного шутера много говорить не нужно — вы и так все прекрасно знаете. И да, как я уже говорил, помимо повесточки тут есть куда более фундаментальные и критические проблемы.
Во-первых, цена в 40$ — это при том, что все аналогичные геройские шутеры распрощаются бесплатно. Во-вторых — обязанность привязки к PSN (которую, кстати, наконец-то отменили!) при игре на PC. Ну и в третьих — игра сама по себе просто вышла абсолютно ни о чем. Никаких интересных персонажей, режимов или геймплея — все это есть в других проектах, более увлекательных и, что самое главное — бесплатных!
В общем-то, это именно тот провал, после которого большинство игроков скорее испытали удовлетворение и счастье, чем разочарование — все-таки пластмассовый мир еще пока не победил и мощные синглплеерные ААА проекты никуда от нас не денутся.
Red Dead Online
Дата выпуска: 27 ноября 2018 г.
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Windows, Stadia
Разработчик: Rockstar Games
Жанры: многопользовательский экшен
Представляю сейчас изумленный взгляд некоторых и призываю не бежать сразу в комментарии с сообщения: “афтор дебич, рдр2 — лучшая игра на земле”. Речь у нас пойдет исключительно об Red Dead Online — многопользовательском ответвлении от сингла, на подобие GTA Online.
И, да, к сожалению и разочарованию многих игроков, режим Red Dead Online, при всей успешности синглплеерной части и колоссальных продажах, не смог получиться таким же прибыльным и долгоиграющим, как GTA Online. Хотя, лично я считаю, что RDO должен был стать куда более амбициозным и масштабным проектом, нежели GTA.
Но на данный момент, последнее крупное обновление для RDO выходило в 2021 году, а для GTA Online 10 декабря 2024 года — и этим все уже сказано. Но почему же так вышло, как при всем том опыте и знанием после GTA, у Rockstar Games не удалось повторить свой феноменальный успех?
И на самом деле, какого-то очевидного и исчерпывающего ответа тут нет. Да, у игры были огромные проблемы с балансом и багами на старте, но все это успешно правилось с новыми обновлениями. Да, контента в мультиплеере оказалось слишком мало и по масштабности ничего даже близко не было похоже на те же ограбления в GTA. Но кто мешал следовать по уже протоптанному пути своего старшего брата?
Как мне кажется, виной тому сеттинг, темп и ритм самой оригинальной RDR 2, который попросту не годится для той части аудитории, которая полюбила GTA за все то безумство, что творится на ее серверах. Летающие машины и мотоциклы — это, конечно, здорово, но вовсе не годится для вдумчивого и глубокого погружения в игровой процесс медленного вестерна.
Собственно, Rockstar Games спустя несколько лет попросту отказались в продолжении поддержки обновлениями RDO — аудитория проекта была в разы меньше, чем в гта и, даже если могла бы приносить какие-то сопоставимые с затратами деньги, то лишь в далекой перспективе. К обновлениям нужен был совершенно другой подход, более трудоемкий и вдумчивый. Но кому это нужно, когда есть уже отлично работающий онлайн пятерки и грядущий, супер масштабный проект в лице GTA VI? Вопрос, если что, риторический.
И, к сожалению, несмотря на то, что RDO сумела все-таки собрать вокруг себя отличное, дружелюбное и довольно обширное комьюнити — этого все равно было слишком мало, чтобы заниматься сразу тремя крупными проектами одновременно.
И вот, спустя ровно год после выхода последнего крупного обновления “Кровавые деньги”, сотни игроков со всего мира собрались на “похороны” RDO. Они посещали кладбища в игре, выпивали, обсуждая все те приключения, которые с ними случились в процессе игры.
В общем-то, откровенным провалом Red Dead Online назвать трудно, ведь она все-таки смогла просуществовать не один год и привлекла тысячи фанатов. Но, несмотря на все это и вполне себе существующую возможность поиграть в нее сегодня, текущее состояние RDO оценивается, скорее как “живой труп”, нежели чем полноценный, мультиплеерный проект.
Skull & Bones
Дата выпуска: 13 февраля 2024 г.
Платформы: PlayStation 5, Xbox Series X|S, GeForce Now, Windows, Amazon Luna
Разработчики: Ubisoft, Ubisoft Singapore, Ubisoft Blue Byte, Ubisoft Chengdu
Жанр: экшен-адвенчура
Думаю, что ни для кого уже не секрет, что у некогда монументальной студии-гиганта последнее время дела идут не очень складно. Уже который месяц ходят слухи о том, что крупнейший китайский конгломерат Tencent планирует купить французского издателя.
И последняя на сегодня рассматриваемая нами игра, которая позиционировалась Ubisoft, как AAAA-проект (что бы это ни значило), который сорвем всем башню. По итогу, так и вышло, только не совсем так, как рассчитывали на этой французы.
Что ж, начнем с самых истоков. Основной студией, которая корпела над пиратским экшеном, была дочерняя компания Ubisoft — Ubisoft Singapore. В качестве полноценного разработчика они работали только над Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time Re-Shelled, а затем были активно вовлечены в разработку всех частей Assassin's Creed, от второй части до до Вальгаллы.
И да, именно эти работяги были ответственны за корабельные сражения в серии — в том числе и в Black Flag — части про пиратов. Казалось бы, что могло пойти не так?
Ubisoft Singapore начали работу над Skull & Bones еще в далеком 2013 году. Официальный анонс состоялся в 2017 году, а сам проект планировалось выпустить в 2018. Однако, как это обычно бывает — все пошло не по плану, и релиз откладывали постоянно, вплоть до 2020 года, когда Ubisoft сообщили о перезапуске разработки и привлечении других студий на помощь.
Вся эта вакханалия с переносами длилась до самого выхода — что всегда говорит о том, что проект получается не удовлетворяющего качества. И многие предсказывали проекту провал еще в 2023, однако никто даже представить не мог тогда, насколько он станет масштабным.
По последним данным, Skull & Bones не то, что купили, а сыграли в нее — менее одного миллиона человек, учитывая даже тех, кто опробовали тайтл на бесплатных выходных. Это цифра — просто катастрофа для проекта, который рекламировался как AAAA-тайтл и над которым работали на протяжении, черт возьми, более 10-ти лет!
А по итогу, мы получили игру, которая по насыщенности контента и геймплейных механик даже слабо конкурировала с мобильными стратегиями, которые, на секундочку, можно было скачать бесплатно, а не за 70 долларов на старте. К слову, сейчас её вполне себе можно купить за 10.
Skull & Bones — это чрезвычайно скудная кампания, рассчитанная на 20-25 часов, с монотонными и однотипными заданиями по типу “возьми заказ - доставь/убей/похить - сдай заказ” и чудовищно низким уровнем эндгейма, в котором попросту нечем заняться. Соответственно, с таким показателем продаж, большинство мультиплеерных фишек, которые в принципе-то по своей задумке должны были стать чем-то интересным, попросту канули в лету из-за очень низкого онлайна.
Все это вдарило по Ubisoft до такой степени, что сейчас, единственной надеждой на выживание остается лишь Assassin’s Creed Shadows, которая уже успела обрасти огромным количеством скандалов и шумихи, не понятно как повлияющие на итоговые продажи проекта.
Ubisoft изначально планировала сделать из Skull & Bones настоящий мультиплеерный хит, с которого можно было бы лутать хрустящие купюры очень много лет. Но непомерные амбиции, непонимание того, как итоговый проект должен выглядеть и производственный ад привел к тому, что пиратский тайтл не снискал должной славы и прибыли, став катастрофическим провалом, который вполне может привести к реструктуризации и продаже Ubisoft.
Друзья, а на этом, наш материал о самых амбициозных провалах подходит к концу. Больше спасибо, что дочитали до конца! Обязательно пишите в комментариях, какие еще громкие провалы вы знаете.
Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс стим по самым лучшим ценам. И не забывайте использовать промокод GAMEYA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!