"Индиана Джонс и Великий Круг" - симулятор археолога, и это комплимент
Я всегда любил разного рода адвенчуры, а еще являюсь большим фанатом работ Харрисона Форда в оригинальных "Звездных Войнах" и "Бегущем по Лезвию". Но вот Инди и его приключения я всегда обходил стороной. Казалось, что это ну прям точно не мое. И как же приятно в таких случаях ошибаться! К выходу новой игры я решил ознакомиться со всей серией фильмов, чтобы погрузиться в историю с головой, и в итоге получил невероятный опыт, поэтому теперь хотел бы очень подробно поделиться мыслями о своей личной игре года 2024.
В нужном месте, в нужное время
Как и было сказано выше, произведения об Индиане Джонсе меня никогда не интересовали, а помимо этого, я не так уж и много играю в современные релизы - уж слишком большой бэклог непройденных игр у меня скопился, много всего нужно наверстать, поэтому до новинок руки доходят не всегда и не сразу. Да и трейлеры игры меня не слишком впечатлили, можно сказать, я ее совсем не ждал. Соответственно, шансов столкнуться с героем в шляпе у меня было критически мало, но жизнь - штука непредсказуемая. Осенью 2024 года я как раз знакомился с ситкомом "Теория Большого Взрыва" и радовался тому, сколько у меня общего с этими фанатеющими по "Звездным Войнам" и Halo нердами. И они все не переставали упоминать доктора Джонса! Песню сочинили, фильму целую серию посвятили. Это действительно заставило меня задуматься: "Может я все-таки что-то упускаю?" Ну а после этого мне подогнали халявный геймпасс, "Индиана Джонс и Великий Круг" вот-вот выйдет в подписке в день релиза и я понял, что это судьба, иначе и быть не может. В итоге я все же заценил культовые фильмы в уютной компании жены и пачек чипсов, а после, наконец, добрался и до самой игры.
Концепция: Тодда Говарда снова не поняли
Давно наблюдаю одну занимательную проблему у некоторых тайтлов - это нередкое отсутствие со стороны игрока понимания того, что они из себя представляют. Как в игру нужно играть и кому ее покупать? Авторам важно уметь не только отвечать на эти вопросы, но и наглядно демонстрировать ответы на них публике. Многие смотрели трейлеры и демонстрации геймплея и не совсем понимали, чего от игры ожидать: крутого экшена, сложных головоломок или головокружительного сюжета. Ведь на какой из аспектов не посмотри - он не вызывает никакого восторга и вау-эффекта. Поэтому и отношение к ней было соответствующее - многие ждали, но с осторожностью и не так чтобы сильно. А на самом деле тот уникальный опыт, который предоставляет игра, немного комплекснее и ощущения от него сложно передать в небольшом ролике.
К слову, я читал, что игра является давно вынашиваемой личной идеей Тодда "Купи Скайрим" Говарда. Для меня это очень интересно, ведь предыдущий релиз под его началом, космическая ролевая Starfield, тоже был буквально давним проектом его мечты и, несмотря на негативный прием у публики, нашел отклик у меня в сердце. И одной из множества его проблем тоже был невнятный маркетинг, сформировавший у игроков не совсем корректные ожидания от игры.
Кто-то пытается сравнивать игру с ее соседями по приключенческому жанру - Tomb Raider или Uncharted, кто-то, называя игру иммерсив-симом на минималках, сравнивает ее с Dishonored, но у меня на уме куда более экзотичное сравнение. Мне этот тайтл по некоторым впечатлениям напомнил серию Batman Arkham. Да, звучит, как полный бред, но я попрошу дать мне шанс объясниться. Дело в том, что когда я проходил Batman: Arkham Asylum, первую игру серии, я был в полнейшем шоке с того, как дотошно авторы отнеслись к работе с первоисточником. Разнообразнейшие бэт-гаджеты, шикарная готическая атмосфера, любимые культовые злодеи, Бэтмен устрашающим силуэтом свисает с каменных горгулий и атакует противников из мрака. Видишь все это и просто нет никаких сомнений: ты - Возмездие! Это не просто экшен, не просто игра про Бэтмена, это буквально СИМУЛЯТОР Бэтмена. Так вот, "Индиана Джонс и Великий Круг" - это самый что ни на есть симулятор Индианы Джонса. Разработчикам из MachineGames удалось так же точно уловить и передать суть первоисточника и самого персонажа, как это в свое время получилось у Rocksteady с их Batman Arkham. В первую очередь эта игра - это возможность побывать в шкуре героя легендарных фильмов. Не управлять похожей на него моделькой, а буквально прожить несколько дней из его невероятной жизни.
Геймплей: первое правило бойцовского клуба - вход только в нацисткой униформе
Игроку доведется побывать в самых поразительных уголках мира, а там его ждут целые горы разных активностей - от поиска чужих котеек до исповеди в роли святого отца. Расскажу обо всем по порядку.
Эксплоринг
Тайтл не бросает вас в перестрелки с врагами и поиски сундуков на карте (а тут, между прочим, и то, и то есть), вместо этого вам в первую очередь дают исследовать местность, как археологу: лицезреть и фотографировать исторические достопримечательности, знакомиться с местными жителями, их культурой и ее историей, созерцать всю ее красоту и уникальность. Все это сопровождается очень живыми комментариями самого доктора Джонса: он восхищенно фотографирует на старый пленочный фотоаппарат Пирамиду Хеопса, увлеченно переводит выцарапанные на стенах храмов письмена и с удовольствием узнает в древних барельефах описания уже известных ему исторических событий и мифов. Атмосфера создается очень воодушевляющая. В реальной жизни я сильно от этого далек, но игра заставила меня проникнуться этим духом исследования и открытий.
Иногда городские NPC могут попросить героя им помочь и может показаться, что начинается тупейший квест "подай-принеси", но игра умеет превратить даже подобные задачи в приятное времяпрепровождение. Например, один из жителей Ватикана потерял своего котика - ну как же тут откажешь в помощи! В итоге я прыгал по крышам города, проходил интересные платформинг-секции и любовался прекрасными видами, параллельно натыкаясь на полезные находки и фотографируя попадавшихся котиков, за что получал очки, которые позже можно будет потратить на прокачку. Левел-дизайн у игры разнообразный и многоуровневый, с большим акцентом на вертикальность и уже упомянутый платформинг, поэтому перемещаться по местным красотам всегда интересно. Ну и помимо таких мелочей, конечно же, игрок может наткнуться на множество действительно интересных и нередко уморительных побочных историй, которые я крайне не советую пропускать.
Но, как я уже говорил, нам дали поиграть не за простого археолога, а за самого Индиану Джонса, поэтому такой рутиной геймплей не ограничивается. Исследование локаций часто приводит игрока в таинственные подземелья и древние храмы, где его поджидают различные ловушки, загадки и древние артефакты.
Стелс
Скрытность и взаимодействие с противниками в городской среде вообще сделаны достаточно интересно, ведь Инди в каждой локации приходится использовать местную маскировку: например, в Ватикане он притворяется священником, а в Гизе - простым рабочим. Если решите переодеться в классический прикид Индианы, солдаты вас атакуют, как только увидят. То есть по сути "скрываться" игроку придется большую часть игры. Помимо этого, в каждой из основных больших локаций (их в игре три) есть места, в которые можно попасть только с определенным типом маскировки. Например, можно найти униформу вражеских солдат и использовать ее для прохода в запретные военные зоны или нацистский бойцовский клуб, где вход только для своих (спойлер: там придется махать кулаками). А в отдельные локации в Ватикане можно попасть только в одеянии священника (там не нужно махать кулаками). В общем-то, стелс здесь достаточно простой и деревянный, но такие детали и сочетания условностей делают из него как минимум хорошо работающий механизм, чего в контексте игры вполне достаточно.
Боевая система
Механики боя в "Великом Круге" не очень комплексные, но работают вполне себе приятно и дают игроку определенный простор для творчества. Наш Индиана - конечно, герой, но он все-таки археолог, а не спецагент или супер-солдат, поэтому и дерется он соответствующим образом - немного неуклюже и не слишком зрелищно. Зато помимо кулаков может использовать практически любые подручные средства: молотки, бутылки, швабры, даже мухобойки - за их использование в бою даже предусмотрена ачивка! Лично я получал большое удовольствие от боев с гитарой в руках - уж очень смачно она разбивается о головы противников. Весь этот хлам можно применять по-разному: использовать как оружие, бросать прямо во врагов или бросать в сторону для их отвлечения, если игрок пытается пройти незамеченным. Такие широкие возможности взаимодействия с окружающим миром придают игре той самой иммерсивности. Игрок сам продумывает сценарий каждого столкновения.
В игре также имеется немало стрелкового оружия, но я бы не сказал, что она поощряет его использование. Патроны встречаются не так часто, а выстрелы создают много шума и моментально привлекают всех противников в округе, так что быстро становится очевидно, что перестрелки игру в основном только усложняют. На счастье мне, здесь стелс - всему голова!
Головоломки
Неотъемлемая часть франшизы, вокруг которой строится очень большая часть геймплея. Что сразу хочется отметить, так это разнообразие пазлов - масштабные экземпляры почти не повторяются, в основном все сюжетные данжи и храмы предлагают игроку уникальные задачки: где-то нужно восстановить древние механизмы для подачи воды, где-то с помощью отражающих панелей корректировать направление лучей света, а где-то и вовсе расставлять людей на нажимных пластинах, словно играешь в человеческие шахматы. Чаще всего они довольно простые и интуитивные и не вызывают сложностей, но пару раз я мог потратить на решение какое-то время. При желании в настройках игры можно отключить все подсказки, маркеры и прочее, чтобы увеличить уровень челленджа. Больше всего мне понравилось, что нередко загадки достаточно комплексные и для их решения нужно мониторить сразу несколько зацепок параллельно. В такие моменты я чувствовал, как мои извилины немножечко, да пошевеливаются, а это всегда приятно. Несмотря на всю казуальность, решение загадок и головоломок ощущается очень иммерсивно и увлекательно. И причиной этому становится оболочка самой игры, о которой я расскажу далее.
Интерфейс
Наверное одна из самых примечательных черт тайтла, которая лично мне прямо запала в сердце, это его интерфейс, его способ коммуникации с игроком. Когда я хотел открыть карту или дневник, посмотреть актуальные задания или сверить имеющиеся заметки, меня встречали не нагроможденные информацией меню, а личный блокнот Индианы! Герой открывает и перелистывает его прямо в реальном времени и в нем можно увидеть почти все, что игрок успел насобирать: бумажные карты местности, письма и записки, фотографии и заметки, а также карандашные наброски важных мест или личностей, сделанные самим Инди. Если во время решения загадки мне требовалось повторно изучить заметки, я не скакал по разным менюшкам, а по сути буквально листал блокнот, думая: "Так, так, где же была эта записка?", словно он настоящий. Однажды я зашел в неизвестное подземелье, услышал звук шуршания карандаша по бумаге и увидел на экране уведомление, что обнаружена новая карта местности. Я в недоумении не смог припомнить, чтобы где-то находил карту этой локации и пошел в блокнот все проверять, а открыв его, обнаружил, что Инди сам начал рисовать карту от руки, как только вошел внутрь! В итоге по мере продвижения по подземелью он поэтажно отрисовал всю карту, это очень приятное внимание к деталям и классно работает на погружение.
Честно, я залипал на этот чертов блокнот половину игры, уж очень меня зацепила такая реализация игрового интерфейса, всем ролевым и иммерсив-симам - ультимативный пример. Скрины в студию:
Сюжет: если вы наци, то идите вы на...
Разбор геймплея вышел объемным, уж очень много всего меня в нем зацепило. А что же до сюжета? Он не вызывал у меня ни вопросов, ни восхищения. Честно, думаю могу смело сказать, что и фильмы об Инди вообще не про нарратив. Они в первую очередь про атмосферу, дух приключений и исследований, харизматичного героя и глупенький юмор. И спасибо огромное разработчикам, ведь все это присутствует в "Великом Круге" в избытке. Новая великая мировая тайна, новый романтический интерес, всеми любимый герой и старые добрые нацисты. Все прям по рецепту. В ходе повествования нередко упоминаются или даже появляются другие персонажи из фильмов, игра очень хорошо, я бы даже сказал идеально, вписывается в канон и общий таймлайн. Видно, что в первую очередь авторы хотели сохранить дух оригинальной трилогии, остаться верными первоисточнику, а инновациями заниматься уже внутри этого проверенного рецепта.
Хотел бы отметить, что кое-где авторы все же решили копнуть поглубже. В сравнении с фильмами персонаж Джонса успевает больше раскрыться перед игроком как личность - спасибо большему хронометражу. Он не просто харизматичный герой и сердцеед, он - настоящий человек, со своими проблемами, сожалениями и грузными воспоминаниями. Одна из секций игры и вовсе является визуализацией саморефлексии главного героя, наглядно демонстрирующей игроку его главные переживания.
За такой эксперимент MachineGames отдельное спасибо. Расширить личность персонажа, не навредив его культовому образу и канону - дело непростое, но они отлично справились.
Визуал: снимаю ШЛЯПУ
Скажу сразу: игра выглядит потрясающе по всем параметрам. С технической точки зрения она хорошо оптимизирована и гарантирует комфортный игровой опыт при соблюдении системных требований. Да, сами требования возросли, но не безосновательно. Игра не поддерживает видеокарты уровнем ниже RTX 2000, то есть без поддержки технологии трассировки лучей, т.к. новый движок id Tech 7 использует трассировку всегда. Отключить ее нельзя, а вот пойти выше и включить трассировку пути - пожалуйста. Справляется движок отлично - я проходил игру на высоких настройках в 1080p в нативе, на сборке 11400F + RTX 3060 12 GB, и в целом фреймрейт держался не ниже 60 за редкими исключениями. По-моему, это отличный результат, тот же UE5 разработчикам укротить пока что гораздо сложнее.
Что же касается художественной части - это одна из самых сильных сторон игры. Виды просто поразительно живописные, арт-дирекшн у "Великого Круга" на высочайшем уровне. Просто перемещение по локациям и изучение всего вокруг - уже большое удовольствие. Интерьеры, городские улицы, храмы и подземелья - все сделано с удивительными дотошностью и вкусом. Всего за прохождение наделал 139 скриншотов - считаю, нужно было больше!
Саундтрек: ничего нового и это прекрасно
Половину атмосферы в игре создает звуковое сопровождение - это прямо таки идеальное попадание в точку. И дело тут не только в буквальном использовании заглавной темы из фильмов, музыка в целом идеально передает то самое настроение кинокартин и повторяет рецептуру Джона Уильямса. Все эти небольшие проигрыши и звуковые эффекты, сопровождающие скрытные атаки, решение загадок и срабатывание ловушек - чувствуется внимание к каждой мелочи. Первоисточник - это фильмы категории Б из 80-х, с забавными гэгами и немного нелепым юмором и звуковое сопровождение сыграло в их восприятии немалую роль. И мне кажется удивительным достижением такое точное повторение этих ощущений в видеоигре 2024 года. Создается максимальное чувство преемственности, один только звук игры дает понять, что она - полноценная глава в истории Инди и полноправная часть канона. Аплодирую стоя.
Итоги: мне стыдно, что я играл в это в геймпассе
Если вдруг было непонятно по огромной куче текста выше, я уточню - мне кажется, что игра великолепная. Геймплей, звук, картинка, атмосфера - все прекрасно, лично мне игру поругать буквально не за что. Согласно многим источникам ее можно пройти примерно за 10 часов, но я с удовольствием потратил на нее все 48 и если честно - мог бы и больше. Я безумно благодарен разработчикам за такой качественный продукт и за мотивацию ознакомиться с этим культовым франчайзом. Пробовать новое и в итоге открывать для себя что-то настолько удивительное - это всегда очень приятно.
Я решил сделать этот обзор, потому что у игры при всех ее плюсах незаслуженно умеренная популярность. Отдел маркетинга из Xbox Studios будто бы просто забил на одну из лучших своих игр. Что ж, а я нет! Я увидел в ней маяк надежды для современного геймдева и советую каждому неравнодушному к серии или жанру опробовать тайтл лично. Как минимум, для игроков-фанатов оригинальных фильмов "Индиана Джонс и Великий Круг" - это просто ультимативный опыт.
Честно говоря, я безумно устал, пока писал этот лонг. Пока что это самый большой обзор одной игры, что я делал, и он дался мне с трудом. Было действительно очень и очень много вещей, о которых я хотел рассказать и которые не мог вычеркнуть ради простоты или компактности статьи. Но результатом я все-таки доволен, не думал что удастся адекватно структурировать такое количество собственных мыслей. Что ж, думаю теперь пора заканчивать говорить и передать слово всем тем, кто не поленится прочитать лонг или оставить комментарий. Заранее большое спасибо, буду рад вашему фидбэку и надеюсь, что материал хоть кому-то откликнется. Играйте в игры, всем мир.