"Gerda: A Flame in Winter": пять дней в немецком тылу

Знаете, мне нравится искать в стимовском магазине игры, о которых говорят по моему скромному мнению незаслуженно мало. В одно время я так познакомился с "Партизанами", "Смертью шпионам", "Velvet Assassin". По странному стечению обстоятельств эти игры объединены одним сеттингом — события происходят во время Второй Мировой войны. И в этот раз я не смог пройти мимо необычного, напоминающего чем-то "To The Moon" и "Valiant Hearts", проекта — "Gerda: A Fire in Winter".

"Gerda: A Flame in Winter": пять дней в немецком тылу

После того, как я прочитал описание, я сразу понял, что я должен в это поиграть. В детстве я прочитал много художественных произведений и чуть меньше мемуаров о войне. А чего вы хотели? 90% литературы в белорусской школьной программе посвящено войне. Особо мне запомнился сборник воспоминаний обычных людей о временах нацистской оккупации, который назывался "Никогда не забудем", и он сразу же пришёл мне в голову после того, как я изучил информацию об игре.

Даже в глубоком тылу война остаётся войной

Действия игры разворачиваются в крохотном датском городке, Тинглеве, находящимся под немецкой оккупацией. До границы с Германией рукой подать, поэтому в городе проживают как немцы, так и датчане. Фронт далеко, в небе не рвутся снаряды, ночную тишину не разрывают пулемётные очереди из леса, но это не значит, что в городе всё так спокойно — интересы немцев и датчан диаметрально противоположны. На дворе февраль 1945-го года, до разгрома Рейха остаётся несколько месяцев, но никто из героев этого не знает: датчане, пусть и крайне неохотно, но всё же приспосабливаются к "новому порядку", местные немцы же тепло встречают солдат Вермахта и зачастую охотно вступают в НСДАП. И отнюдь не из-за веры в превосходство "арийской расы" или ненависти к евреям, нет.

Слова Дитера, в контексте развязанной немцами войны, вызывают грустную улыбку
Слова Дитера, в контексте развязанной немцами войны, вызывают грустную улыбку

Но кому больше всех некомфортно в сложившейся ситуации, так это медсестре Герде, отец которой, немец по происхождению, добровольно вступил в нацистскую партию, искренне веря, что Тинглев должен "вернуться" в состав Германии, а мать — чистокровная датчанка. На дворе и без этого тяжёлая ситуация, так ещё и приходится жить меж двух огней... К тому же её молодой человек что-то мутит со своими корешами из Сопротивления.

И в один из зимних вечеров, возвращаясь из города, Герда сталкивается с гестаповцами, которые перевернули её дом вверх дном, а жениха девушки арестовывают, подозревая его в теракте, произошедшем чуть ранее.

Что такое "хорошо", а что такое "плохо"?

Когда мы сталкиваемся с темой Второй Мировой войны в произведениях, будь то книга, фильм или игра, нам сразу понятно, кто тут друг, а кто враг. Немец — почти всегда враг, ослепленный идеей собственного превосходства, слепо верящий увещеваниям Гитлера и Геббельса. Наши друзья — самоотверженные партизаны и подпольщики, красноармейцы, жесткие и крутые американские морпехи.

Большие сомнения по поводу того, что он искренне верит в победу Тысячелетнего Рейха в этой войне
Большие сомнения по поводу того, что он искренне верит в победу Тысячелетнего Рейха в этой войне

Но что делать, если тебя окружают не безликие машины для машины для убийства, а такие же люди, как и ты? Что думать о партизанах из Сопротивления, которые саботируют стратегически важный для Вермахта объект, обрекая на голодную смерть тех, кого они пытаются освободить? Легко осудить террористов, пока террористом не окажется твой близкий человек. Правильно ли поступает борец с гитлеровским режимом, избивая ребёнка и угрожая ему оружием, если тот не очень охотно делится важной информацией? И надо ли помогать тяжело раненому немецкому солдату, или всё же стоит нарушить принцип милосердия и отказаться? Дело, наверное, даже не в том, что перед тобой лежит совсем ещё молодой солдат, который, возможно, и в реальном бою-то никогда не участвовал.

Дело в том, что игра предлагает выбор без выбора — пока что в городе все считают тебя законопослушной и добропорядочной девушкой, но как в сложившейся ситуации не превратиться в "террористку" или, наоборот, в "нацистскую подстилку"? Нейтралитет соблюдать, скорее всего, не получится.

На первый взгляд выбор очевиден
На первый взгляд выбор очевиден

Иногда сюжет подкидывает выборы, которые являются сделкой с совестью. Герде, в целом, плевать на происходящее в мире, она лишь стремится сохранить свою семью. Ни при старом, ни при новом порядке ей ничего не угрожает. Её цель — помочь своему молодому человеку выйти сухим из застенков гестапо, и для этого придётся совершать поступки, некоторые из которых игроки сочтут предательством по отношению к самому себе.

Усидеть сразу на двух стульях не получится 
Усидеть сразу на двух стульях не получится 

Но ведь есть и другой путь, правда тогда жизнь уже точно никогда не станет прежней. Какой путь ни выбери — что сотрудничество с немцами, что партизанская борьба — Герде всё равно придётся кого-то предавать и многим жертвовать. И спишет ли потом всё война, ведь даже непонятно, чьей победой она закончится. Может и не стоит рисковать вовсе?

А есть ли там атмосфера безысходности?

Действие игры охватывает промежуток в пять дней, наверное самых долгих в жизни главной героини. Заснеженный крохотный городок путь и кажется тихим, но его жители уже долгое время находятся в молчаливом противостоянии не только с Вермахтом, но и между собой. Причем, не только немцы рады видеть немецких солдат на улицах, предвкушая возвращение в "родную гавань". Некоторые датчане настолько привыкли к немецкой оккупации, что для них присутствие солдат и полиции стало гарантом спокойствия. С другой стороны их тоже можно понять: новое правительство требует от них только сидеть тихо и не отсвечивать, и всё будет хорошо, а борцы за свободу из Сопротивления лишь сгущают краски, нападая на немцев, воруя военное имущество и уничтожая городскую инфраструктуру, лишая обывателей средств к существованию. Фронт далеко, конца войны не видно, и с позиции жителя маленького городка где-то в тылу Оси жаловаться не на что — чего тогда, спрашивается, бухтеть?

Визуальный стиль игры также делает большой вклад в общую атмосферу. "Масляное" импрессионистское изображение даже умиротворяющий и спокойный пейзаж делает каким-то тревожным, но в то же время живым, что уж говорить про помещение гестапо, которое сразу кажется каким-то душным и "вязким" благодаря аккуратным тёмным мазкам. Всё это создаёт впечатление, словно тебя допрашивают уже не один час, а вкрадчивые речи гестаповца Шталя начинают звучать всё более убедительно, лишь бы быстрее выйти на морозный свежий воздух. Картину дополняет спокойный меланхоличный клавишный саундтрек, а также звуки.

Различные интересности

Немалое влияние на погружение оказывает детальное описание быта того тяжёлого времени, но некоторые вещи и термины могут оказаться игрокам, особенно незнакомым с историей, непонятными. Чтобы не приходилось гуглить основные понятия, разработчики предусмотрительно добавили в дневник Герды вкладку "Факты", содержащую, как вы уже догадались, исторические факты, позволяющие глубже вникнуть в контекст событий.

Ну мало ли кто-то не знал, каким образом из людей достают нужную информацию
Ну мало ли кто-то не знал, каким образом из людей достают нужную информацию

В дневнике Герда также фиксирует основные события, произошедшие с ней в эти дни. При этом игрок сам выбирает, что там будет написано, подводя итог каждой написанной героиней страницы. Нередко выбор сводится к одобрению нацистов, Сопротивления, либо же к какой-то нейтральной мысли в духе "всё плохо, но надеюсь, что скоро дела наладятся", либо же подчеркивает твердость или слабость характера Герды. При этом подразумевается, что на момент начала игры Герда полностью нейтральна ко всему происходящему, и игрок может сформировать мировоззрение Герды как убеждённой "оправдательницы" действий Вермахта и гестапо, так и яростной противницы режима. Несмотря на то, что прототипом главной героини была бабушка сценариста, помогавшая движению Сопротивления, глубоко продуманы все варианты развития событий.

Что больше волнует Герду? Жизнь пусть не такого уж и невинного, но всё же ребёнка, или собственная безопасность
Что больше волнует Герду? Жизнь пусть не такого уж и невинного, но всё же ребёнка, или собственная безопасность

Кроме этого, в зависимости от сделанных выводов Герда получает специальные расходуемые очки: "Сострадание", "Интуиция" и "Смекалка", которые необходимы для разблокирования некоторых вариантов ответов.

Немного о нелинейности

Игра нелинейна: от выборов в диалогах зависит дальнейшее развитие событий.

Зачастую выборы влияют на возможности Герды совершить в будущем определённые действия: например, если найти на улице значок со свастикой, его потом можно будет повесить себе на грудь, чтобы убедить нацистов в своей лояльности, а подобранного плюшевого медвежонка подарить ребёнку, чтобы его успокоить.

Надо быть аккуратнее с выбором круга общения, потому что люди могут подумать что угодно
Надо быть аккуратнее с выбором круга общения, потому что люди могут подумать что угодно

Также некоторые действия имеют последствия для репутации Герды в широких кругах и на отношения с конкретными персонажами. Фракции в игре четыре: две из них представляют мирное немецкое и датское население, последние две — это немецкая армия и датские партизаны. Хорошие отношения с фракцией ещё не гарантируют дружбы с отдельными персонажами, и наоборот — можно разругаться в хлам с оккупантами, но при этом тесно на дружеской ноте общаться с начальником местного гестапо. Сторон конфликта намного больше, чем фракций, и всем сразу помочь не получится.

Для совершения некоторых действий придётся бросать кубик, так что не всегда всё зависит от игрока
Для совершения некоторых действий придётся бросать кубик, так что не всегда всё зависит от игрока

Репутация в основном влияет не на отношение других людей к Герде, а на... броски кубика, да! Здесь тоже бросают кубик, исход некоторых выборов зависит от него. Вероятность успешного действия, то бишь минимального необходимого значения на кубиках, зависит от репутации Герды во фракциях, отношения с персонажем, с которым ведётся диалог, а также, иногда, от предпринятых ранее действий. Если в классических РПГ с помощью кубика проводится проверка одного определённого навыка, то в данной игре на кубик зачастую влияет несколько факторов сразу.

Прохождение становится уникальным не только благодаря случайным значениям на кубике. В игре есть нехарактерные для этого жанра случайные встречи. Перемещаясь между локациями Герда может наткнуться на события, не имеющие отношения к основному сюжету, демонстрируя игроку различные житейские ситуации, показывающие, как война отразилась на быту и людях.

Одна из таких встреч — это ссора двух мальчиков, лучших друзей, которые играли в войнушку, но не смогли договориться о правилах, что привело к драке: немецкий мальчик считает справедливым, что у немецкой стороны с начала игры больше палок-винтовок и лучше укрепления, а мальчик-датчанин ворует эти палки, считая, что в таких условиях нет другого выбора, если хочешь победить. Маленькая сцена наглядно отражает действительность того времени, конфликт партизан из Сопротивления, вынужденных самостоятельно вести борьбу с хорошо подготовленным и снабжённым Вермахтом.

Жизнь замечательных людей

Пока Герда мечется по Тинглеву, мир не стоит на месте, и некоторые события не будут ждать вмешательства девушки. В игре много персонажей, и они отличаются своим характером, имеют свои скелеты в шкафу, и не нуждаются во вмешательстве Герды, чтобы принимать свои собственные решения.

Взаимодействие с миром построено так, что не жители городка нуждаются в Герде, как раз Герде понадобится их помощь. Если девушка не будет вмешиваться в их дела, они всё равно продолжат идти к своей цели по своему пути, пусть и ломая себе ноги, а порой и загоняя себя в капкан — они всё равно способны действовать независимо от игрока. Партизаны всё равно продолжат портить жизнь немцам, спекулянты и контрабандисты несмотря ни на что будут вести свой бизнес, беженцы тоже не станут ждать помощи от Герды, если та не поставит их в приоритет, и не оставят попыток убежать от войны.

Практически каждый встреченный Гердой персонаж полон противоречий
Практически каждый встреченный Гердой персонаж полон противоречий

Каждый неигровой персонаж — всё равно, что живой человек. Нельзя сразу понять, что он из себя представляет, и чтобы увидеть настоящее лицо каждого из них, Герде надо будет потратить немало усилий, и каково будет её удивление, когда окажется, что храбрый, безрассудный и самоотверженный лидер местных партизан окажется не таким уж и белым и пушистым, что образцовый немецкий солдат за "небольшую плату" будет готов продать свой Фатерлянд, а сотрудничающий с оккупационными силами местный олигарх... Впрочем, в тексте и так немало спойлеров.

"Что же я натворил?"

Несмотря на то, что мне удалось спасти Андерса и его товарищей по оружию, война оставила неизлечимые раны на судьбе городка и его жителей. Райнхардт, который плевать хотел на воинские уставы, правила и нормы морали, был арестован своими же товарищами и, скорее всего, ничего хорошего с ним не произошло. Лидер партизан, Лива, разочаровалась в мирной жизни, ведь после победы ей оказалось не с кем бороться. Гестаповец Шталь, чьи взгляды мне удалось поколебать, всё равно погиб от рук Андерса, что лишь укрепило нацистские убеждения его сына Генриха. Дитер, даже будучи членом НСДАП и нацистским добровольцем сохранивший человеческое лицо, оказался в тюрьме. Тела еврейской девочки и ее мамы, чьи жизни пытались спасти Герда и Андерс, были были опознаны после освобождения силами Союзников одного из концлагерей. Гордый Вольфганг, пусть и бывший немецким офицером, был человеком с высокими моральными принципами — он добровольно сдался Союзникам вместе со своими подчинёнными, вместо того, чтобы позорно сбежать от преследования. Маргит, его избранница, стала изгоем в городе. Пастор Якоб оказался не в состоянии помирить датчан и немцев, и его церковь пришла в упадок. Сколько сломано судеб...

Как-то так…
Как-то так…

Для кого-то война не закончилась даже после победы: в одно солнечное и спокойное зимнее утро жители Тинглева проснулись от громкого выстрела — это лучший друг Андерса, отомстил тому, кто предал Сопротивление и спровоцировал цепочку событий, произошедших в начале февраля сорок пятого. Вскрылось это благодаря улике, про которую я успел забыть ещё в начале игры.

Можно было промолчать, позволить предателю жить дальше, ведь он не был плохим человеком и на протяжение игры он вызывал лишь симпатию. Он оказался в такой же ситуации, как и Герда, но не смог найти для себя иного пути, кроме как сотрудничество с нацистами. Она могла понять его как никто другой, но нельзя было простить ту кровь, которая оказалась на её руках из-за действий этого человека. В конце концов, такой же выбор стоял перед ней, но она сознательно отказалась.

Короче говоря...

Игра точно понравится любителям интерактивного кино и визуальных новелл, и это неудивительно: за "Gerda: A Flame in Winter" стоят те же люди, которые работали над "Life is Strange".

Некоторые люди испытают спектр смешанных и непонятных эмоций, видя, что на стороне, казалось бы, "хороших парней" могут стоять люди, озабоченные лишь собственным благосостоянием, а по ту сторону баррикад могут быть люди высокой морали и достоинства. А некоторые из них и вовсе, подобно главной героине, стараются усидеть сразу на двух стульях.

Собственно, суть игры. Правда, у Герды своя война...
Собственно, суть игры. Правда, у Герды своя война...

Мне кажется, что игра имеет неплохой посыл, как бы напоминающий, что невозможно всегда поступать правильно для всех, и что также не стоит забывать о том, что мы все, в первую очередь, люди. Некоторым людям, уверенным в непоколебимости своих взглядов и мировоззрения, местами игра будет казаться неприятной, причем им даже будет непонятно почему.

Из-за своей большой нелинейности игра вышла достаточно короткой — на её прохождение достаточно потратить часов пять, а затем пройти её ещё раз — лишь чтобы посмотреть "а что произойдёт, если я поступлю иначе?"

История Герды — игра не про плохих нацистов и хороших союзников, и сторонникам деления мира на исключительно чёрное и белое она будет некомфортной, но и сильно увлекаться нейтралитетом тут не стоит — окружающие меньше доверяют тем, кто пытается угодить сразу всем. Вопрос заключается лишь в том, как защитить дорогих тебе людей, если для этого от тебя требуют поступиться своей человечностью и доверием близких? С такими вопросами времени разбираться в том, кто прав, а кто виноват, практически не остаётся.

К счастью, игра сейчас висит на 70% скидке, так что можно смело налетать, щупать, и помнить, что с продаж игры разработчики отдают определённую сумму на помощь беженцам в Европе, а скидки не вечны.

Спасибо за внимание!

10
6 комментариев