Обучающие игры: путь к знаниям через геймификацию

Обучающие игры: путь к знаниям через геймификацию

Обучающие и образовательные элементы сегодня встроены во множество игр. От базовых головоломок, которые развивают логику, до сложных симуляторов, которые учат управлять бизнесом или спасать жизни. Как игры помогают освоить новые навыки, изучать языки, программировать? И почему игровое обучение часто оказывается эффективнее традиционных методов? Погрузимся в мир геймификации образования, где каждый новый уровень — шаг к знаниям, а каждая победа — не просто достижение, а реальный прогресс.

Первые обучающие игры

В 1971 году на свет появилась игра The Oregon Trail — первый в истории пример использования видеоигр в образовании. Изначально это был текстовый симулятор, запущенный на школьных компьютерах тремя энтузиастами Доном Равичем, Биллом Хейнеманном и Полом Дилленбергером.

The Oregon Trail (1971), оригинальная версия текстового симулятора
The Oregon Trail (1971), оригинальная версия текстового симулятора

Сюжет переносит игрока в 1847 год. Вы — пионер, ведущий свою семью через континент Северной Америки по опасному маршруту — Орегонской тропе. Каждый шаг нужно тщательно обдумывать: как распределить еду, спастись от болезней, пережить нападение животных или торговать с местными жителями. Игрок не просто читает о трудностях миграции — он проживает их вместе с главными героями, принимая решения в реальном времени.

Историческая достоверность — главная фишка The Oregon Trail. Один из разработчиков работал школьным учителем. В игру встроены данные переписей населения и реальные карты XIX века. Например, вероятность встретить бандитов на определённых участках пути соответствует реальной статистике того времени. Напомним, что это был 1971 год.

Результаты использования игры в обучении оказались впечатляющими. Ученики, которые изучали историю через The Oregon Trail, показывали более высокие результаты, чем те, кто ограничивался учебниками. Игра доказала, что даже сложные темы можно подать увлекательно. Кстати, игра получила множество продолжений и ремейков с яркой графикой, улучшенными механиками и качественным звуком.

The Oregon Trail (1990), обновлённая версия игры для MS-DOS с полноценной графикой
The Oregon Trail (1990), обновлённая версия игры для MS-DOS с полноценной графикой

В 1983 году выходит Math Blaster! Это не просто игра, а настоящая классика образовательных развлечений. Она стала первой в серии Math Blaster от Davidson & Associates. Её создатель, Ян Дэвидсон, бывший педагог, решил доказать, что математика может быть столь же увлекательной, как аркадные игры.

Math Blaster! (1983)
Math Blaster! (1983)

Игроки решают задачи на сложение, вычитание, умножение и даже вычисляют проценты. Главное хорошенько прицелиться и выстрелить из пушки в правильный ответ. Но самое крутое — это редактор, который позволяет учителям и родителям добавлять в игру собственные задачи. Хочешь — простые примеры, хочешь — сложные уравнения. Всё в твоих руках.

Игра прошла тестирование в нескольких школах и быстро стала хитом. Уже к 1985 году она 92 недели продержалась в чартах Billboard Top Education Computing Software, добравшись до почётного второго места. Серия Math Blaster до сих пор остаётся самым продаваемым математическим софтом в истории.

Math Blaster! (1983), обложка версии игры для консоли Sega Mega Drive
Math Blaster! (1983), обложка версии игры для консоли Sega Mega Drive

Как игры мотивируют к обучению

Видеоигры — не просто развлечение. Они создают среду, в которой обучение становится естественным процессом. Вместо скучных лекций, заучивания формул, дат и фактов, игроки погружаются в мир, где каждое их действие имеет значение. Уровни сложности, система наград и мгновенная обратная связь превращают учебный процесс в увлекательное приключение.

Геймификация — не просто зарабатывание очков и получение новых уровней. Это глубокий психологический механизм, который меняет отношение к обучению. Например, платформа Classcraft, созданная учителем физики Шоном Янгом, превращает учебный класс в RPG-мир. Ученики становятся магами, воинами и лекарями, а учитель — мастером, который управляет процессом.

Платформа Classcraft
Платформа Classcraft

Но что делает игры столь эффективными в образовании? Во-первых, они дают ощущение прогресса. Каждый пройденный уровень или выполненное задание — своего рода маленькая победа. Игрок получает порцию гормонов счастья и хочет получить ещё. Это мотивирует его двигаться дальше. Во-вторых, игры создают безопасную среду для совершения ошибок. Если что-то не получается, можно попробовать снова, не боясь осуждения окружающих.

«Classcraft учит ответственности. Если ученик теряет очки из-за опоздания, он понимает, что это влияет не только на него, но и на всю команду», — объясняет Шон.

Система прокачки персонажа в Classcraft
Система прокачки персонажа в Classcraft

Преподаватель Ясмин Кафаи из университета Пенсильвании зашла ещё дальше. Студенты не только играют, но и создают собственные игры, перерабатывая популярные механики под образовательные цели. «Модификация игр — это творческий процесс. Мы меняем правила, чтобы игра стала не только интереснее, но и полезнее», — говорит Мамта Шах, преподаватель курса. Например, студенты берут классическую настольную игру и добавляют в неё элементы, которые помогают лучше понять исторические события или научные концепции.

Ясмин Кафай, всем бы таких преподавателей
Ясмин Кафай, всем бы таких преподавателей

Одним из успешных примеров обучающих игр можно считать Learn Japanese RPG (2023). В отличие от традиционных тренажёров, которые сосредоточены на заучивании японской азбуки хирагана, эта игра погружает игроков в контекст. Основатель студии Study Bunny Games Люк Вахольц объясняет: «Мы используем метод „мягкого погружения“. Игроки изучают новый символ хираганы, а затем сразу видят его в словах и слышат в диалогах. Это помогает им чувствовать себя более уверенно».

Learn Japanese RPG (2023), игра и одновременное обучение японскому
Learn Japanese RPG (2023), игра и одновременное обучение японскому

Что делает Learn Japanese RPG уникальной? Во-первых, это «погружение понемногу». Игроки не перегружаются информацией — каждый новый элемент вводится в обучающий процесс постепенно. Во-вторых, игра использует реальные диалоги, которые можно встретить в повседневной жизни японцев или других японских играх. Это помогает игрокам не только запоминать слова, но и понимать, как их использовать в тех или иных ситуациях.

Нужно отметить, что учатся не только ученики, но и преподаватели. Элиас Бадра, преподаватель музыки с 30-летним стажем однажды заметил: «Если я смог выучить сонату Бетховена, то наверняка смогу научиться сбивать с ног противника в Street Fighter!». Это наблюдение стало началом его увлечения файтингами и помогло найти неожиданные параллели между музыкой и играми. «И в музыке, и в файтингах важно преодолеть физические барьеры. Чтобы сосредоточиться на ментальных аспектах. Оба навыка требуют чувства ритма, концентрации, распознавания паттернов и адаптивности», — объясняет он.

Street Fighter V (2016)
Street Fighter V (2016)

Для Элиаса игры стали способом оставаться в роли новичка. «Когда я играю в Street Fighter, я снова чувствую себя учеником. Это помогает мне лучше понимать, через что проходят мои ученики на уроках музыки».

Традиционные игры с элементами обучения

Случается и так, что игры, изначально созданные исключительно для развлечения, становятся мощными образовательными инструментами. Например, серия Assassin's Creed (2007) славится кропотливым переносом на экран разных исторических эпох. Начиная с Assassin's Creed II (2009) в игре появилась «База данных» — коллекция справок о знаковых событиях, местах и личностях. С её помощью, например, можно изучить архитектуру эпохи Ренессанса 1476—1499 годов. А также ознакомиться с историческими личностями, включая Леонардо да Винчи и Родриго Борджиа (Александр VI).

Появление Леонардо да Винчи в Assassin's Creed II
Появление Леонардо да Винчи в Assassin's Creed II

Но настоящий прорыв случился с появлением режима Assassin's Creed: Discovery Tour (2019). «Это интерактивный музей, где можно исследовать историческую эпоху без боёв и квестов. Вас ждут экскурсии, повседневная жизнь и культура того времени — всё сжато, информативно и с красивой визуализацией», — объясняют разработчики. Не даром игра победила в номинации «Лучшая обучающая игра» и получила приз зрительских симпатий на церемонии Games for Change Awards 2019. Проекты серии действительно позволяют исследовать Древний Египет, Древнюю Грецию и эпоху викингов в мельчайших деталях.

Assassin's Creed: Discovery Tour (2019), Большой сфинкс, пока ещё с носом
Assassin's Creed: Discovery Tour (2019), Большой сфинкс, пока ещё с носом

Ещё один яркий пример — This War of Mine (2014). Эта игра, созданная польской студией 11 bit studios, рассказывает о жизни мирных жителей в условиях войны. Она настолько глубоко погружает игрока в реалии военного времени, что была включена в школьную программу Польши. «Игра основана на реальных исторических событиях, таких как осада Сараева и блокада Ленинграда. Она учит состраданию, принятию сложных решений и пониманию того, как война влияет на обычных людей», — отмечают педагоги.

This War of Mine (2014), «Пожалуйста… Господи… Не дай мне умереть здесь…»
This War of Mine (2014), «Пожалуйста… Господи… Не дай мне умереть здесь…»

Изучать в школах можно не только историю. Так преподаватели начали использовать Minecraft (2009) в образовательных целях. Это инструмент, который позволяет строить что угодно: от копий знаменитых зданий до сложных механизмов. В 2016 году Microsoft создала новую версию игры — Minecraft Education Edition. Теперь преподаватели могут сводить учеников на экскурсию по всем чудесам света. Помочь им разобраться в химии или физике. И объяснить основы программирования. Если и этого недостаточно, то можно скачать моды, которые сделают обучающий процесс ещё эффективнее.

Minecraft Education Edition (2016)
Minecraft Education Edition (2016)

Симуляторы

Симуляторам в образовательной программе отведено отдельное место. Ведь они помогают ученику не косвенно коснуться предмета или темы обсуждения. А полностью погрузиться в процесс обучения с практическими заданиями. Пускай даже эта практика и виртуальная.

Так Cities: Skylines (2015) становится не просто градостроительным симулятором, а интерактивным учебником по управлению городом. Игра настолько точно воспроизводит реальные процессы, что её давно начали использовать в образовательных целях. Она учит основам городской экономики, планированию инфраструктуры и методам озеленения. Игроки сталкиваются с реальными проблемами: от загрязнения воздуха до транспортных пробок. И учатся находить решения, которые влияют на жизнь виртуального города.

Cities: Skylines (2015), наводнение из-за неправильно построенной дамбы
Cities: Skylines (2015), наводнение из-за неправильно построенной дамбы

Например, неправильное расположение мусорного полигона может привести к экологической катастрофе, а плохо спланированная дорожная сеть — к бесконечным пробкам.

Cities: Skylines (2015), процесс создания дорожной развязки для оптимизации трафика
Cities: Skylines (2015), процесс создания дорожной развязки для оптимизации трафика

Симулятор хирурга Surgeon Simulator (2013) позволяет почувствовать себя врачом, не выходя из дома. Игру можно использовать не только для развлечения, но и в образовательных целях. Она учит основам анатомии, развивает мелкую моторику и помогает понять, как принимаются решения в экстремальных условиях. Хотя проект и содержит элементы юмора, включая неуклюжие движения и преувеличенные травмы, она всё же помогает понять базовые принципы хирургии.

Surgeon Simulator (2013), юмор и мультяшность лишь делают проект привлекательнее для игроков
Surgeon Simulator (2013), юмор и мультяшность лишь делают проект привлекательнее для игроков

Игроки могут использовать специальные игровые девайсы для более глубокого погружения в симуляции. По объективным причинам игрок не сможет взять в руки настоящий скальпель или кувалду, но вполне может приобрести себе педали, руль и штурвал самолёта. Так, например, Flight Simulator (2020) позволяет почувствовать себя настоящим пилотом. Игра настолько точно воспроизводит реальные условия полёта, что её используют не только для развлечения, но и в образовательных целях.

Flight Simulator (2020), один из самых реалистичных и детально проработанных авиасимуляторов
Flight Simulator (2020), один из самых реалистичных и детально проработанных авиасимуляторов

Игроки сталкиваются с реальными задачами: от взлёта и посадки до управления самолётом в сложных метеоусловиях. Каждое решение должно быть взвешенным, иначе всё может закончиться катастрофой. Неправильный расчёт оставшегося топлива или игнорирование погодных условий могут привести к аварийной ситуации. А для полного погружения можно использовать VR-гарнитуру и специальные контроллеры: РУС для изменения крена и тангажа, и РУД — для контроля над двигателями.

Заключение

Всего за несколько десятилетий видеоигры превратились из детских развлечений в мощный образовательный инструмент. Мы учимся не только стратегии и логике, но и состраданию, историческому анализу и даже основам программирования. Игры наглядно доказали, что обучение может быть увлекательным и интерактивным. Они помогают стереть границы между получением новых знаний и развлечениями. Позволяют применять полученные навыки на практике, будь то строительство виртуального города, изучение древних цивилизаций или освоение сложных научных концепций.

В будущем игры станут ещё более персонализированными и адаптивными. Виртуальная реальность, искусственный интеллект и реалистичные симуляторы откроют для образования новые горизонты. Не исключено, что скоро каждый урок в школе или лекция в университете будет проходить в формате игры, где учащиеся смогут не только слушать, но и взаимодействовать с виртуальным миром, решая задачи и создавая что-то новое.

Ну а если вам нужен хороший компьютер для образования и обучающих игр — всегда можно скрафтить его в нашем конфигураторе. Качественно соберём, тщательно протестируем, красиво оформим в выбранном вами стиле и доставим в любую точку страны.

Больше про графические технологии, видеоигры и игровое железо — на нашем сайте, в Telegram-канале и ВК-паблике.

4
1
3 комментария