Assassin's Creed 1 — не про убийства

Я считал AC1 простой репитативной игрой. Я ошибался.
Ностальгический лонг о переоткрытии первого Ассасина и погружении в его философию.

Assassin's Creed 1 — не про убийства

2008 год

Родители наконец-то купили компьютер. Первыми играми были Tomb Raider: Anniversary и GTA San Andreas. И после таких квадратно-гнездовых миров друг приносит диск с AC1. Это был полный крышеснос, когда впервые видишь это стильное интро, анимации, бои на мечах. Невероятное чувство саспенса при подходе к каждой цели, звук клинка при убийстве, и зашкаливающая тревога при последующем побеге. Но круче всего - возможность погрузиться в средневековье, в эпоху крестовых походов, о которой столько читал в книжках и на уроках истории. Было атмосферно просто скакать на лошади по холмам Королевства, наблюдать тела мертвых солдат в разрушенных крепостях, слышать речи на французском, немецком, арабском языках. Мурашки по коже когда впервые приехал в Иерусалим - прямо как в фильме Царство Небесное! И конечно же, глашатаи в городах: «Они говорят, у них высшая цель... Какая?! Невежество? Насилие? Безумие? Мы должны дать им отпор любой ценой!»

Assassin's Creed 1 — не про убийства

Сюжет в то время не особо интересовал. Ну, что там может увидеть 12-летний пацан? Две стороны борятся за какой-то магический артефакт. Вот наши — они добрые, вот враги — творят зверства, их надо убить. Типичная история, коих тысячи. Отсюда и жгучее желание пропустить унылую болтовню Аль-Муалима и побыстрее перейти к экшону. Это сейчас слова "вышки Юбисофта" стали ругательством, а тогда медитативно взобраться на часовню, поглядеть в горизонт и совершить Прыжок Веры было невероятно круто и свежо. А вместе со скрытым клинком, белым капюшоном и красным поясом получалась уникальная эстетика, выделяющая Assassin's Creed среди других игр про средневековье. Одноклассники надевали капюшоны и прятали ручку в рукаве, подражая Альтаиру.

Тем не менее, концовка сильно впечатлила. В те годы шел сериал Lost (Остаться в живых) у которого каждый сезон кончался клиффхэнгером, а мы никак не могли дождаться продолжения. У Ассасина был тот же эффект. Что нам показали в конце? Что это за символы были? Что будет дальше с Дезмондом и Альтаиром? Ждали, что Дезмонд будет паркурить в современности. Тот самый друг пустил мульку: при полном прохождении откроется арбалет из интро. Конечно же, никакого арбалета не было. А пока ждали вторую часть, изучали до дыр контент первой. Например, из трейлера игры открыл для себя группу Unkle.

Вторая часть конечно же оправдала ожидания с лихвой. Но это уже контент для отдельного поста.

Новые Ассасины выходили каждый год — один круче другого, и затмили собой первую часть. Я всё ещё возвращался погонять Альтаира, но только ради той самой атмосферы.

2018 год

Моё увлечение играми переросло в нечто большее. Как человеку творческому, мне было интересно не просто проходить игры, но и разбираться в том, как они сделаны. Исследовать, почему одни игры доставляют массу удовольствия, а другие — нет. Например, ожидания от открытого мира Ведьмака 3 не оправдались: изучать его было менее интересно, чем древнюю Готику. Потому как в Готике ты сам ориентируешься по местности, подмечая уникальные здания и развилки, тогда как в Ведьмаке 3 взгляд примагничен к мини-карте или ведьмачьему чутью, и при попытке сыграть без них заблудишься среди копипащенных ассетов. Одна деревня Велена похожа на другую, невозможно понять, где ты находишься — хижины, интерьеры, леса, тропинки и всё остальное — однотипные.

Ютуб порекомендовал интервью Патриса Дезиле, где он советовал пройти Assassin's Creed 1 без интерфейса для получения уникального опыта. Помня Ведьмака, я не мог в это поверить — города AC1 целиком состоят из одинаковых домов и вышек, там нереально ориентироваться. Даже геймплейный цикл построен на том что сначала надо посетить точки обзора для раскрытия карты, и только потом находить на карте доп.задания и проходить игру, бегая от одного [!] к другому.

К тому же, в то время я читал книгу Кира Булычева «1185 год. Восток — Запад», в которой освещены события в различных уголках Евразии, происходившие в один исторический период: от расцвета цивилизаций Индокитая до похода князя Игоря против половцев. Большим удивлением было обнаружить, что целая глава «Старец горы» посвящена истории реальных ассасинов и их предводителю — Хасану ибн Саббаху. Цитируя Марко Поло, автор подробно раскрывает, каким образом реальному Аль-Муалиму удавалось промывать головы ассасинов, чтобы заставить их жертвовать своими жизнями:

Развел он большой, отличный сад в долине, между двух гор; такого и не видано было. Сад этот, толковал старец своим людям, есть рай. Развел он его таким точно, как Мухаммед описывал сарацинам рай: кто в рай попадет, у того будет столько красивых жен, сколько пожелает, и найдет он там реки вина и молока, меду и воды.


Захочет старец послать куда-либо кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить столько юношей, сколько пожелает, когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда не вышли бы. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются; а старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши и описывают все, что там, словно как в раю, о котором их предкам говорил Мухаммед; а те, кто не был там, слышат все это, и им в рай хочется; готовы они и на смерть, лишь бы только попасть в рай.

«Книга о разнообразии мира», Марко Поло
Райские сады. Скриншот авторства некоего Sugar:coffee из Steam
Райские сады. Скриншот авторства некоего Sugar:coffee из Steam

После интервью Патриса и чтения книги появилось желание перепройти Ассасина и взглянуть на игру по новому.

Прежде всего, приятно удивила боевая система. Ранее она казалась скучной и однообразной — вляпаешься в толпу стражников и придется долго по одному убивать их контратаками. Однако, если не игнорировать чувака, у которого ученики не вполне понимают, как нужно обращаться с клинком, можно показать им много нового. Например, что драться можно не только от обороны, но и нападением. Попадая в ритм, можно убить стражника за 2-3 удара. Можно сбивать блок, метать ножи, использовать скрытый клинок в бою, и многое другое. Комбинируя всё вместе, за десяток секунд выносятся целые толпы, почти как цепочками убийств в AC:Brotherhood.

Отрывок из видео Assassin's Creed Combo Kills Tutorial and Montage

Что касается игры без интерфейса: поначалу я был фрустрирован, но по ходу дела разобрался. Начинаем с точки обзора, внимательно осматриваем и запоминаем уникальные места в городе: рынки, дворцы, церкви и мечети. Бюро ассасинов находится в центре города и имеет зеленый купол. Первое открытие: вместо того чтобы пялиться на мини-карту, начинаешь внимательно слушать происходящее — почти все объекты интереса сопровождаются звуковыми маркерами. И тогда ты услышишь, как вокруг точки обзора летает орёл, как секретничают приспешники тамплиеров которых можно подслушать или украсть у них письмо, а вражеские глашатаи выбиваются из общей массы новыми речами.

Игровой процесс превращается в медитативное блуждание по улицам с полным погружением в жизнь города. И с удивлением обнаруживаешь — тех двух-трех заданий, что ты уже нашел гуляя по городу — достаточно. Нет необходимости открывать всю карту, спасать всех горожан, проходить все эти спринты и сборы флажков. Наличие карты со значками провоцировало зачищать все точки интереса, но когда ты опираешься только на свои ощущения - ничто не мешает завершить расследование досрочно и перейти к основной миссии. А с последующими перепрохождениями выясняется, что таким образом игра приобретает реиграбельность, ведь каждый раз ты будешь натыкаться на разные допы.

Притом каждый квест даёт нам ценную информацию о цели: кто он такой, чем знаменит, какая у него стража и лучники, где у него слабые стороны, и какими путями мы можем бежать после убийства. Часто после допов мы получаем записки с информацией о lore или карты для выполнения задания. Но самое главное — проводя расследование мы можем «нагулять аппетит», и к началу задания хочется уже прямо прикончить главгада. В отличие от AC2, где расследований нет, и один тамплиер быстро сменяет другого. Пришел, увидел, победил. Не успеваешь вникнуть, как уже следующая цель подоспела.

А какие здесь тамплиеры! Каждый прописан четко, смачно и сочно, и перед смертью успевает предстать перед нами как неоднозначная, объёмная личность со своей правдой. Один искренне думал, что лечит больных. Другой — что надо сжечь книги и уберечь народ от вредных идей. И они по-своему правы, ведь хотели блага для всех.

Это зарождает сомнения в Альтаире, который уже не может быть простым орудием для убийства и начинает задавать вопросы Аль-Муалиму. И оказывается, что именно в той самой «унылой болтовне» и заключается наиболее интересная часть первого Assassin's Creed! Ведь сюжет не про какой-то там «магический артефакт», он про природу власти и про нас с вами. Ведь нам удобнее верить в иллюзии и следовать за авторитетами, чем думать своей головой. Альтаир столкнулся с тем, что авторитеты спускают сверху свою правду. На что Аль-Муалим призывает не верить на слово — каждый подлец всегда придумывает себе красивое оправдание. Доверяй не словам, а тому, что видел своими глазами. Отсюда и слова «Ничто не истинно». Альтаир каждый раз видел, что тамплиеры не спасали людей и не заботились о них, а заключали в рабство, калечили и убивали. Люди не просили их об этом и сопротивлялись. Тамплиеры единолично принимали решения, никого об этом не спросив. Так же, как родитель, воспитывающий ребёнка через запреты, вместо того чтобы просто объяснить как мир устроен и дать свободу выбора и право на ошибку. Свобода выбора — «Всё дозволено», то есть ты сам ответственен за свои действия.

Assassin's Creed 1 — не про убийства

Более того, Третий Крестовый поход, тамплиеры и ассасины, убийство тиранов: всё это — лишь фон для истории Альтаира. И теперь, зная смысл кредо ассасинов, вернёмся в самое начало. В прологе Альтаир представлен надменным гордецом, который точно так же, как и все тамплиеры, считал, что ему лучше знать, как трактовать кредо, ему лучше знать, как поступать в каждой ситуации и как распоряжаться ресурсами, поэтому его не интересует мнение остальных. Говоря: «Я выше тебя, как по званию, так и по мастерству. Не тебе обсуждать мои решения!», он по сути сам стал авторитарным лидером, который ради власти игнорирует и подавляет право голоса остальных. Малик со своим братом и есть олицетворение глупого доверчивого народа, который слепо следует за авторитетами, а не думает своей головой — у них в любой момент была возможность бросить Альтаира и действовать самостоятельно, но они продолжали за ним следовать (что признаёт и сам Малик в конце игры). После каждого убитого тамплиера Альтаир меняется, и к концу игры предстаёт перед нами совсем другим человеком.

Assassin's Creed 1 — не про убийства

Но был ли хэппи-энд? Ведь Яблоко Эдема олицетворяет власть, весь сюжет нам показывали опасность власти, и в финале Альтаир наконец-таки получает её в свои руки.

— Уничтожь его! Уничтожь, как ты и сказал!

— Я... Я не могу...

— Можешь, Альтаир. Но не станешь.

Из кодекса в AC2 можно узнать завершение истории Альтаира.

Он так и не решился избавиться от Частицы:

«Я наконец-то попытался уничтожить её, но не смог ни смять, ни сломать, ни расплавить. О, какая ирония! Уверен, что Яблоко рассказало бы, что нужно делать, если бы я просил его об этом… Но даже этого обещания недостаточно. У него всегда находятся новые дары»

26 страница кодекса

И даже перед самой смертью не устоял перед соблазном:

«Я поклялся, что больше не прикоснусь к артефакту и не загляну в его глубины… И всё же мой конец близок – и, стало быть, не будет ничего страшного в том, если я загляну в него в последний раз…»

30 страница кодекса

Первый Assassin's Creed — это не диснеевский мультик, в котором всё разжёвано и лежит на поверхности. Это история, ставящая перед нами вопросы, на которые нет чётких ответов, и многое оставлено на размышление игроку. Потому и является моей самой любимой игрой от Ubisoft.

Любовь отвергнута, душа уволена. Ничто не истинно, всё дозволено.

«Аламут», Владимир Бартол

El Mahdy Jr. — Lost Bridge

32
25 комментариев