Игра, которая научила нас стрелять и не думать

Если спросить у человека, далекого от игр, какие шутеры он знает, скорее всего, он назовет Call of Duty или Counter-Strike. Но если спросить у ветеранов индустрии, то ответ будет «DOOM». Это не просто игра, это первобытный крик жанра шутеров, который до сих пор эхом разносится по всей индустрии.

Кровь, пиксели и революция

DOOM появился в 1993 году благодаря id Software и двум гениям – Джону Кармаку и Джону Ромеро. Их предыдущий проект, Wolfenstein 3D, уже показал, что стрелять по пиксельным врагам это весело. Но DOOM поднял планку. Изначально игра разрабатывалась на движке, который Кармак писал практически с нуля, экспериментируя с 3D-графикой. В результате получился движок, который позволял не просто передвигаться по плоским коридорам, а прыгать, бегать, искать секреты и чувствовать настоящий драйв от скорости. Разработчики не стеснялись вдохновляться популярной культурой. В игре есть отсылки к Aliens, Evil Dead, а дизайн врагов будто взят из самых адских кошмаров Х. Р. Гигера. Само название DOOM Ромеро придумал, вдохновившись сценой из фильма Цвет денег, где персонаж Тома Круза на вопрос о том, что у него в футляре, отвечает: “DOOM”.

Игра, которая научила нас стрелять и не думать

Кто-то сказал «шутер от первого лица»?

До DOOM шутеры были медленными, примитивными и скорее напоминали лабиринты с врагами.

Игра, которая научила нас стрелять и не думать

После DOOM всё изменилось. Игра задала стандарты, которые до сих пор используются в жанре.

Бескомпромиссный экшен. Враги повсюду, пули летят, демоны вопят — настоящий хаос короче.

Открытые уровни. Не просто «иди вперед и стреляй», а находи секреты, обходи ловушки, используй окружение.

Сетевая игра. DOOM популяризовал deathmatch — теперь можно было устраивать кровавые разборки с друзьями. Фактически, DOOM стал родоначальником жанра FPS в том виде, в каком мы его знаем. Без него не было бы ни Half-Life, ни Quake, ни даже Halo.

От пиксельного ада до DOOM Eternal

Серия прошла долгий путь, и вот как она развивалась .

DOOM (1993) - начало всего. Быстрый, брутальный, культовый.

DOOM (1993)
DOOM (1993)

DOOM II (1994) - тот же DOOM, но с новым оружием (легендарный супердробовик) и крутыми уровнями.

DOOM II (1994)
DOOM II (1994)

DOOM 3 (2004) - попытка уйти в хоррор. Графика крутая, но темп игры сильно замедлился по мнению многих.

DOOM 3 (2004)
DOOM 3 (2004)

DOOM (2016) - возвращение к истокам: скорость, кровь, ультранасилие и шикарный саундтрек.

DOOM (2016)
DOOM (2016)

DOOM Eternal (2020) - если DOOM (2016) был мясорубкой, то Eternal — симфония резни с паркуром и менеджментом ресурсов.

DOOM Eternal (2020)
DOOM Eternal (2020)

DOOM The Dark Ages - мясорубка в средневековья, меньше пушек, больше щитов, мечей и старой доброй брутальности.

Мемы, фанаты, моды и странные запуски

DOOM породил тысячи модов, вдохновил бесчисленное количество игр и стал настоящей легендой. Кто не слышал про Brutal Doom, который сделал игру еще кровавее? Или про WAD’ы, которые превращают DOOM в совершенно новые проекты? Ну а про запуск DOOM на всём, что имеет экран, знают даже далекие от индустрии люди. Флешка? Легко. Калькулятор? Запускаем. Тест на беременности? Конечно. Однажды DOOM запустили на банкомате. Это уже не просто игра это культурное явление.

DOOM бессмертен?

DOOM это не просто игра, это фундаментальный камень всей игровой индустрии. Без него не было бы множества современных шутеров. Каждый новый DOOM доказывает, что безудержный экшен и хорошая стрельба не стареют. А пока геймеры продолжают запускать DOOM на новых устройствах, можно смело сказать «Адские врата открыты, и закрываться они не собираются».

Интересно а что вы думаете по поводу всех серий DOOM?

51
3
1
3
1
89 комментариев

Статейка образцовая, но немного не соглашусь с фразой вначале - в первых Думах нужно было думать. Как минимум чтобы понимать куда подбираем ключи (уровни были очень запутанные). Ну и для поиска секретных мест

22
Автор

В каком-то плане с вами соглашусь, но все же не до конца. Помню себя, как я заходил в DOOM, и первое, что у меня было в голове, это идти вперед, и кого я увижу, буду стрелять. Первый мой DOOM был, из 2016 года, но это не сильно меняет мое мнение, так как я помню в детстве шел к своему другу, и он просто бегал по старому DOOM’у и стрелял во всех без.
Но да , в любом случае вы правы , думать тоже надо было :)

5

У мну батя подключил к компу АС-30 через усилок, одна колонка была перед моником, другая сзади. Звуковуха была Sound Blaster.
Когда сзади меня раздался рык импа, я чуть не обделался! 😅

18

Великая игровая серия, что тут ещё скажешь. Все части заебенные.

6

Великая игровая серия...была до выхода Doom Eternal. ИМХО конечно, многим он зашел. Так же как и зайдёт новая часть, которая (опять же ИМХО) уже ближе к Painkiller (это не плохо, но все же немного не то).

10
4

Недавно играл в первую часть и там много моментов, когда ты или в полной темноте, озаряемой только вспышками выстрелов, или в в узких коридорах, в которых из-за угла на тебя прыгают враги. Так что уход в хоррор не был таким уж неожиданным и безосновательным в третьей части.

8

Да ладно, скорее всего кармаку хотелось подрочить на технологию (не осуждаем). А то что он понаписал тогда могли запустить два с половиной компа. В итоге имеем испов спавнящихся группами по 3-5 рыл в темных комнатах или за спиной.

4