Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Небольшие размышления о том, как рассказ о двадцатисемилетней шутке высших сил превращается из простой истории про хороших повстанцев и плохие империи в повод подумать о собственных жизненных ошибках. Спойлеры, очевидно же.

Дорога в никуда
Дорога в никуда

СОДЕРЖАНИЕ

Сломанные часы

"Выбери бесконечное сожаление, что не прожил жизнь иначе"
"Выбери бесконечное сожаление, что не прожил жизнь иначе"

Для наибольшей иронии рассказа начну я с вывода - в истории, где весь рассказ является эпилогом и демонстрацией бессмысленных действий героев к обеим концовках, это будет к месту. Более того, как и в истории, где ты знаешь, к чему приведут твои действия, так и в моем тексте знание итога ничуть не обесценит весь путь.

Основная ценность игры и ее влияние выражаются довольно просто: ты видишь каждую свою ошибку, знаешь, к чему она может привести, но все равно после своего поражения снова ее делаешь, не потому, что без нее сюжет не сдвинется, а потому что ты так решил. В Gods will be watching только персонаж будет тосковать по принятому решению, сожалея об упущенной возможности, но не игрок - каждый наш выбор приводил нас в определенную точку, зачастую к несчастливому поражению, что обычно может раздражать, но...

Такое чувство, будто я уже принял все эти решения раньше, и все же ни одно из них, всё одновременно. Всегда с одной надеждой: что конец истории уведет меня прочь от этого белого песка.

Несвоевременное осознание Сержанта

Но только здесь проигрыш в русскую рулетку и успешная операция по нахождению вакцины к биологическому оружию планетарного масштаба ведут в одну точку, к долгой дороге по пустыне с незнанием, а были ли твои поражения и победы "правильными", или же ты не можешь считать свое решение до конца своим, а не стечением обстоятельств и везения, определяющих и твое будущее. А иногда проще думать, что мы обязательно сделаем несколько жизненных выборов, о которых будем жалеть до конца времен. Довольно неплохая почва для размышлений.

А еще это уникальный случай за весь период взаимодействия с видеоиграми - Больше ни одна игра не заставляла меня сожалеть о том количестве неприязни и скепсиса, с которым игре давался второй шанс на возможность быть воспринятой. Гигантская ошибка оценочных суждений до (и иногда после) знакомства с такими проектами стала очевидна лишь тогда, когда Лиам перед своим финальным решением задался вопросом, а в чем был его выбор.

Введение

Несмотря на небольшой объем работы и общую разрозненную структуру изложения мыслей, начнем с простейшей вводной информации.

Deconstructeam - испанский разработчик видеоигр, наиболее известен разработкой игр Gods Will Be Watching (2014) и The Red Strings Club (2018), изданных компанией Devolver Digital. Последней крупной игрой является The Cosmic Wheel Sisterhood (2023), которая тоже затрагивает тему выбора и незнания последствий, но делает это, эм, менее убедительно.

"Это все бессмысленно. Я уже увидела победителя в своих картах."

Могло быть и хуже
Могло быть и хуже

В сущности, имеется история далекого будущего. Главный герой, Сержант Бёрден (От слова Burden - бремя, которое неизбежно возьмет на себя персонаж), работающий на группу ученых Everdusk, с течением времени то сотрудничает, то конфликтует с террористической/повстанческой группой Xenolifer с главой по имени Лиам, ставящей своей целью противодействие геноциду и порабощению, осуществляемых в игре двумя крупными силами: Холлистическое Империей, а затем и Космической Федерацией, получившей в связи с действием главных героев свободу действий после ослабления главного конкурента.

Ситуации, в которых находится главный герой, разнятся: допрос, выживание на заснеженной планете без средств побега, пустыня (и этим все сказано) и другие. В целом, если вас интересует именно сюжет игры, то рекомендую ознакомиться с другой статьей сайта, очень качественная и подробная работа о происходящих событиях.

Однако по главам будет рассматриваться не сюжет и даже не действия игрока, а мотивы, причины и последствия принятия героем того или иного выбора. Ну, время начинать.

Глава 1. Самооправданные жертвы

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Попытка нахождения информации о прототипе биологического оружия "Медуза", находящемся в распоряжении Холлистической Империи, оборачивается в напряженную ситуацию с заложниками, где любое действие по смягчению углов, будь то вежливое обращение с заложниками, избыточное общение с прибывшей группой захвата или попытка ускорения взлома практически всегда оборачивается большим вредом и минимальной пользой. Глава вступительная, много контекста, довольно мало дополнительных граней и смыслов.

Незадолго до катастрофы
Незадолго до катастрофы

Из моментов, способных заставить задуматься о жизни, можно выделить следующее: Бёрден содействует врагу своего нанимателя для снижения радикальности Ксенолайфера и, собственно, отмены приказа о ликвидации лидера, надеясь спасти повстанцев и выполнить поставленную задачу.

Забавно, что самооправданная необходимость содействия Ксенолайферу по иронии приводит к получению террористами всех прототипов вируса со 100% летальностью, ослаблению политических позиций Холлистической Империи и выходу на передний план его ближайшего конкурента, Космической Федерации, гораздо менее гуманной в методах противодействия любым своим противникам. Интересно, как ситуация наибольшего конформизма не только показывается не как общее благо и состояние, что и так довольно редко, но еще и раскрывается как критика невозможности/нежелания/неумения думать в долгую и планировать свои действия, видя не только имеющуюся проблему, но и последствия способа ее решения. На вас смотрю, уважаемая Самозванка.

Глава 2. 20 дней пустых слов

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

После захвата в плен по результатам первой главы Сержант и его напарник, Джек, оказываются в плену Холлистической Империи и, по иронии, именно нежелание главного героя предпочесть легкий исход с раскрытием собственного нанимателя (Как понимаю, способный решить ситуацию мирно) обрекает персонажей на незабываемые дни с применением разнообразных инструментов с превратно понятым назначением. Ну, и пистолет еще есть, где альтернатива правде, приближающей игрока к ликвидации, выступают ненадежная ложь и ненадежная вера, что пистолет имеет возможность 6/7 не выстрелить. А он ведь выстрелит.

6/7 или 1/2?
6/7 или 1/2?

Но и без шуток про монетку глава интересна:

  1. Наши "оппоненты" особо не заинтересованы в получении правды от нас и то, что для нас может быть принципиальным моментом выживания и действительно секретной информаций, для них является поводом "подумать", не говоря уже о том, что лишь игра шанса отделяет возможность убедительно соврать от провала при сообщении одной и той же информации. Другими словами, мы первый раз за игру сталкиваемся с ситуацией, когда наш выбор особенно никому не интересен, кроме нас самих. Чем чаще человек будет задумываться об этом в реальной жизни, тем меньше разочарований относительно окружающих он испытает.
  2. 1 пуля в барабане револьвера - никто не даст игроку гарантии, что его уверенность в собственную исключительность оправдана и история не может закончиться именно так, поскольку просто не повезло.

Глава 3. Everdusk

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Успешное переживание с или без Джека прошлой главы не изменяет его появление в этой, где его помощь понадобится, ведь игрок оказывается в заваленной пещере во главе небольшого отряда, зараженного Медузой. Довольно много конфликтов, моральных дилемм, непредвиденных задержек.

Вот только незадача: нахождение способа лечения упирается в нахождение удачного сочетания биологических компонентов, что при общем небольшом их количестве может создать ситуацию, когда первое же предположение игрока с нулем подтверждений относительно нужного состава может привести или непропорционально приблизить к выведению противоядия. И это тот случай, когда даже четырехпроцентная удача выглядит незаслуженной. Что, опять же, отсылает к важности иногда полезного незнания причин своего положения.

К слову, именно здесь становится видна любовь Лиама к решению растущей проблемы растущим противодействием, а не пониманием причин: угроза применения вируса в первой главе постепенно превратилась для него в оправданность локального применения, если это способствует достижению целей.

Глава 4. Боги будут наблюдать

Лучшее применение титульной строки
Лучшее применение титульной строки

Глава начинается как только мы успешно выбрались из пещеры ранее - нас оставляют одних (весь отряд) на ледяной планете с минимум боеприпасов и еды со сломанным радио, утверждая, что через месяц здесь пройдет корабль, связаться с которым можно только при починенном радио. Которое можно починить в ущерб охоте. Которая идет в ущерб возможности обороны от хищников. Которая идет в ущерб морали отряда. Которая идет в ущерб возможности не заразиться вирусом. Что ведет к смерти. Впрочем, игроку хватит проблем для Game Over-а и на предыдущих этапах этой цепочки.

К счастью, игра считает, что были ответственным лидером и никто из отряда не умер от испытания сыворотки или фатального сведения мышц при разборе завалов. Но стоило ли считать игрока компетентным или же стоило предоставить ему право видеть результат собственного поражения? Но если кто-то спросит, как весь отряд мог выжить в предыдущей ситуации, то игра задаст встречный вопрос: А так ли это важно?

Попадание в ПОЛНОМ, а не поредевшем составе в ситуацию заражения смертельным вирусом на безлюдной снежной планете не меняет сам факт нахождения в ней - даже идеальный контроль отдельных моментов не спасет игрока от отсутствия контроля общего повествования. Так если мы смиряемся с таким выборочно "неидеальным" сюжетом, почему бы не смирится с выборочно "идеальным" героем, способным дойти до ситуации, но не способным переступить ее для себя без последствий? В статье PopMatters сущность игры (весьма подходяще) обозначили как "желание привести игрока на границу между осознанием и неведением наших ошибок".

Глава 5. Легенда

Песок, доставляющий боль
Песок, доставляющий боль

Когда Бёрден говорил про побег от пустыни, он говорил именно про нее. Редкий случай, когда игрок и персонаж едины в этом желании, ведь только здесь, в месте, где игра началась и закончилась, у игрока отбирают контроль себя и дают необходимость контролировать других.
Теперь задача следующая: провести отряд из группы солдат, включая раненого, через территорию планеты с постоянным солнцем, базами повстанцев, непреодолимыми естественными барьерами, чрезвычайно редкими укрытиями и нечастыми источниками влаги до базы, прежде чем истечет отсчет и группа останется на планете навсегда. Где база? Ну, ищите, у вас есть только информация о стороне света и небольшой маяк, показывающий приближение/отдаление от базы. Перечислять все установленные ограничения вряд ли стоит, но одно стоит выделить особо, как самое реалистичное и упомянутое во всех обсуждениях игры: Удача.
Игрок никогда не может быть уверен, что ждет его во время следующего перехода (Учитывая, что разведчики группы иногда не возвращаются со своей миссии), совсем как в жизни. Довольно трагично, что самая реалистичная история о невозможности заглянуть не только в завтрашний день, но и в следующие пять минут жизни, в игре показана через болезненное нежелание делать любой шаг... и проиграть из-за того, над чем ты не имел контроль. Или выиграть и получить статус Легенды, но заслуженно ли?

Глава 6. Самоубийственная миссия по спасению мира

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Попытка героя предотвратить вымирание планеты Гактус-7 от распыления Ксенолайфером в его атмосфере вируса оборачивается в бесконечную попытку договориться с учеными о разглашении фрагментов пароля к антидоту. Классный случай, когда информация, полученная игроком, совпадает с информацией, полученной персонажем - мы знаем, чего бояться ученые даже без рестартов миссии, мы уже представляем, кто они и за что они бьются, даже не начав с ними взаимодействие.
Есть опустить все методы убеждения, которые могут быть проделаны игроком, у нас остается интересное рассуждение на тему того, что мы можем сделать неправильные действия неправильно и, получив четное число ошибок, преуспеть в решении задачи, ведь у игрока снова есть возможность угадать некоторые элементы пароля, не сказав ни единого слова.

Глава 7. Немезида

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Встреча лицом к лицу с Лиамом, гораздо более умелым бойцом, чем мы. Как же нам его победит? Сюжетом.

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Если каким-то чудом вы дочитали до это места, то заслуживаете пояснения: Все игровые истории, с которыми мы столкнулись, Сержант Бёрден пережил уже сотни раз, при каждом поражении откатываясь к пустыне из 5 главы, неизбежно теряя всю память и, тем не менее, каждый раз совершая одни и те же ошибки в надежде все спасти. День сурка с нюансом того, что наших ошибок не было, даже если мы их совершили. Более того, возможность встать на сторону Ксенолайфера только в финале превращает события 6-7 глав в сущности в схватку за право сделать выбор самому, даже если ты забыл, почему это важно.

Но какой это выбор: значащий ли что-то, либо просто попытка выбрать что-то, во что веришь или уверен? Остается ли у игры возможность самой ответить на этот вопрос? Да, в финальной и одновременно дополнительной главе, в сущности оставляющей все на одном месте.

Последняя глава: Обязательство, сожаление, искушение и жертва

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Спустя 20 лет после того, как Бёрден принял решение о судьбе планеты Гактус-7 (В моем случае со спасением планеты), за это время ситуация в галактике изменилась в худшую сторону: Космическая Федерация значительно укрепила свои позиции и взяла в рабство огромное количество других цивилизаций, будучи ничем не ограниченной. Лиам, сожалеющий о своей ошибке, собирает отряд из бывших товарищей Бёрдена, известных нам по 3-6 главам и начинает поиски главного героя на заброшенной планете древней цивилизации. Невозможное восхождение на высочайшую гору планеты в поисках святилища постепенно превращается в размышления героев о том, что и кто привели их к этой точке, с воспоминаниями о действиях Сержанта и своих ошибках.

Gods Will Be Watching: (Не)Совершённая ошибка

Каждый высказывает сожаление о своем выборе, но при этом никто не желает себе другой судьбы (Кроме Лиама), несмотря на ряд искушений от обелисков исчезнувшей расы, верившей, что каждый несовершенный выбор все же существует, как минимум в нашем разуме в качестве предостережения о будущих ошибках. Спасение Бёрдена и его согласие на перезапуск петли дает Лиаму надежду на лучшее будущее не только для себя, но и для всего мира.

В самом конце вера в собственные идеалы покидает и Лиама
В самом конце вера в собственные идеалы покидает и Лиама

Действительно, повторение встречи Лиама и Бёрдена приводит к другому исходу - вакцина от вируса остается у Ксенолайфера, что дает надежду на хороший исход. После чего мы видим постаревшего на 20 лет Лиама, такого же, как и в начале главы, но теперь сокрушающегося, что начатый им мятеж против Космической Федерации обрек галактику на бесконечную кровавую войну, где все расы больше умирают за свою свободу, чем живут с ней. Лиам, не имеющий знаний о временной петле, решает найти Бёрдена, но теперь с желанием специально "проиграть", не осознавая, что именно его желание победить и привело к этой ситуации, и что все снова свелось к тому, как наш мятежник не видит возможных последствий своих действий, снова отказываясь думать о других исходах.

Цикл начинается снова
Цикл начинается снова

Лиам начинает для себя первый, для нас второй, для Бёрдена неизвестно какой раз поиск аномалии, а мы снова видим пустыню поиска лучшего исхода, из которой никто не выберется.

Таким образом обе версии концовок словно говорят игроку: "Если ты рассчитывал, что кто-то примет за тебя решение и ответственность, что и как сделать со своей жизнью, то ты ошибся. Делай собственный выбор..."
А боги будут наблюдать.

А что сделали вы, чтобы иметь право зваться Легендой?

7
3 комментария

Сколько не пытался, так и не сдвинулся с начала игры, каждый раз дропал после 2-3 попытки

1

Потому что игра пресная пипец. Ни хоррор, ни экшн. Превозмогание по приколу

1

Не знаю, лонг с пересказом событий конечно круто, но игра такое себе в геймплейном плане. Она не может что-либо предложить, чтобы завлечь в себя(кроме бесконечных ретраев)

1