Maten Densetsu: Senritsu no Ooparts. Безумная тень Shin Megami Tensei

Maten Densetsu: Senritsu no Ooparts. Безумная тень Shin Megami Tensei

Период 1992-1995 был золотым временем серии Shin Megami Tensei. Atlus выпустила три знаменательные игры (SMT I, II, if…) и ремейки оригинальных Megami Tensei I-II для SNES.

Проекты компании были довольно популярны в Японии, но равняться охватом аудитории с Dragon Quest и Final Fantasy не могли.

Не последней причиной скромных продаж на фоне FF и DQ была вольность, с которой в Atlus использовала сакральные для западного (и не только) мира образы. Нежелание угодить в суд США или Европы сильно ограничивало географию распространения настолько смелых новинок. В нулевых компания тоже будет придерживаться японского рынка. Так Persona 2 локализуют лишь наполовину, опасаясь реакции на нацистский дискурс в первой части истории.

Однако вернемся в Японию начала 90-х. У Atlus формируется внушительная фанбаза и статус влиятельной участницы видеоигровой арены. Пока игры серии SMT выходят одна за другой, разработчики приставок настойчиво просят Atlus создавать «проекты, похожие на SMT if…».

Довольно много копий сломано и слов брошено в спорах о влиянии SMT на одну из крупнейших игровых медиафраншиз – Pokémon. Автор карманных монстров в источниках своего вдохновения работы Atlus никогда не упоминал, утверждая, что геймплей ему навеяло детское увлечение – коллекционирование жуков. Зато были у серии SMT и вполне конкретные подражатели.

Например, от Thinking Rabbit.

Откуда мозги у кроликов?

Студия Thinking Rabbit известна созданием игры Sokoban (1982), бесчисленные итерации которой встречались на мобильных телефонах в конце 90-х и начале 00-х.

Игра для всех, кто мечтал стать грузчиком, но по баллам не прошел

Головоломка от Хироюки Имабаяси на дистанции окажется не столь популярной, как Tetris Алексея Пажитнова (1984), однако все равно приносит своему создателю копеечку и по сей день. Из прочих достижений студии можно отметить разве что Mega Man II для Game Boy.

В 90-е рынок видеоигр осваивало огромное количество японских компаний, занимавшихся классическими игрушками, настолками и прочими развлечениями доцифровой эпохи. Так и основатели бренда Transformers (Takara Co. Ltd.) для собственной ролевой серии привлекли Thinking Rabbit, чтобы в 1995-м на полках оказался беззастенчивый клон Shin Megami Tensei.

Неуместная игра для топовой консоли

В подражателе SMT от Thinking Rabbit несуразно все. Но давайте по порядку.

Название игры в переводе с японского звучит как Legend of Maten: Terrifying OOParts. Неуместные артефакты (out-of-place artifact) – это термин, которым обозначают подложные предметы, якобы обнаруженные при раскопках, исследованиях или предметы с неверно идентифицируемым функционалом.

Различные псевдо и профессиональные археологи уже находили Вавилонокию, Хрустальный Череп и даже Багдадскую батарейку.

Maten Densetsu: Senritsu no Ooparts. Безумная тень Shin Megami Tensei

Именно такого рода предметы вы и будете встречать на протяжении всей игры.

Графически игра опоздала, хотя вполне могла появиться на 8-битной консоли. Если исключить модели боссов, то ничего в ней не напоминает о том, что играете вы в игру для SNES.

Карта мира экстремально вырвиглазная, хотя отдельной кнопкой можно активировать на ней маркеры всех доступных объектов.

У игры хороший арт-дизайн противников при куцем наборе визуальных эффектов атак и магии. По сути, они выглядят так, как в более поздних играх SMT (к примеру, SJ Redux) реализован режим с отключенной анимацией боя – фигурки противника слегка потряхивает, а рядом мелькают числа нанесенного урона.

При сравнении с источником вдохновения Maten Densetsu примитивна. По-видимому, бюджетом не баловали: разработчики со всей душой вложились только в графический дизайн противников и исследование лабиринтов. Дизайн локаций, музыка, анимация битв и другие элементы остались без любви.

Никаких возгораний, как это было от SMT II, вам не светит. Несмотря на отсутствие официальной или фанатской локализации, заблудиться в ней крайне сложно. Проход заблокирован? Значит вы просто не дошли, не нажали нужный рычаг или не поговорили с конкретным NPC. Если вы исследовали всю карту, то даже без знания японского сможете активировать все необходимое.

При всем желании быть похожей на SMT, Maten Densetsu больше напоминает оригинальную Megami Tensei c ее линейностью. Посещать уже пройденные локации, к сожалению, уже не получится.

В игре нет магазинов и денег, предметы редки и лучше не тратить их понапрасну (все полученные предметы я берег для финального босса и не прогадал).

Основным разменным материалом служит энергия (ENG), получаемая за победу над противниками. Ее вы тратите на прокачку характеристик персонажей и оружия/магии, а также воскрешаете сопартийцев. На старте вам дают один из «артефактов», который позволит воскрешать ваших союзников в бою (по-одному) и после него (оптом), а все, что от вас требуется, – запастись энергией.

Получается так, что в игре невозможно умереть: постоянные воскрешения служат лишь для того, чтобы затрачиваемая энергия не позволяла вам чересчур быстро набрать уровни.

Так мы с вами получаем классическую снесовскую гриндилку.

Копируя SMT, в игру ввели и демонических напарников, но вербовать их в партию вы будете не в бою, а в ходе опциональных сюжетных диалогов и встреч. Если удосужитесь исследовать карту, конечно.

К примеру, в SMT I-II поход в самые дальние закоулки карты мог привести разве что к коллективному избиению, а тут вы с высокой долей вероятности получите ценные предметы и напарников. Но прокачиваются они исключительно после сражений с боссами.

Особая черта подземелий (и главное достоинство) Maten Densetsu – гигантизм. В SMT их делали более «камерными», но снабжали телепортами, ямами или системой одностороннего движения. Если вам пришелся по вкусу первый этаж сектора Эриданус в SMT Strange Journey, то, вполне вероятно, понравится и здесь.

Maten Densetsu: Senritsu no Ooparts. Безумная тень Shin Megami Tensei

Первый этаж сектора Eridanus

Сюжет. С самого начала нас встречает неприглядное копирование SMT. Разрушенный Токио, растерянные люди и понаехавшие в нерезиновую столицу демоны. Первая треть игры – неплохое, последовательное повествование в духе фантастики 80-х, полное загадок и попыток выяснить, что же все-таки произошло с Японией.

Примерно со второй трети начинается сон при температуре, где переход с локации на локацию вообще не связан сюжетно, а персонажи не в состоянии выдать что-то путное. Одни отсиживаются в бункере, другие тоскуют по шоппингу до демонического нашествия, при этом где-то раскинулось поселение динозавров, эволюционировавших в людей.

Какого-то черта вы даже попадете в эпоху Сэнгоку и встретите Хаттори Хандзо! В каждом отрывке этой истории вы натыкаетесь на те самые OOParts, собираете их… чтобы что? Сбор сюжетно важных предметов, как и путешествие по эпохам, не комментируется – расходимся. Чай в Thinking Rabbit пили явно не с сахаром.

<b>Понять, кто эти замечательные люди с заставки, у меня не получилось. Даже пройдя игру</b>
Понять, кто эти замечательные люди с заставки, у меня не получилось. Даже пройдя игру

Как в это играть?

Особенности выхода игр в эпоху отсутствия цифровых сервисов подарили нам целые могильники, на которых погребены эксклюзивы и нелокализованные проекты.

У Maten Densetsu не было западного релиза, да и на родине она провалилась, потому и упоминается только в узких кругах Megaten-сообщества.

<b>«Не воровал, я просто брал, чего хотел». Финальные боссы SMT II (1994) и Maten Densetsu (1995)</b>
«Не воровал, я просто брал, чего хотел». Финальные боссы SMT II (1994) и Maten Densetsu (1995)

Благодаря функции ИИ-перевода в Retroarch эта игра теперь доступна и проходится довольно легко. Как настроить перевод, можно прочитать здесь.

Тем, кто хотел бы пройти ее на консолях, не поддерживающих Retroarch, рекомендую воспользоваться Google Translate. К счастью, основные менюшки в японской версии изначально были на английском, а сюжетных сцен в игре немного.

Бойтесь своих желаний

Takara Co. Ltd. не получит желаемого, выпустив свой клон Shin Megami Tensei в 1995 году, но волею судеб в 2003-м приобретет утопающую в убытках Atlus.

Впрочем, этот актив не принесет компании прибыли. Испытывающая собственные финансовые проблемы Takara в 2006 году сольется с Tomy и сконцентрируется на физических игрушках франшиз Трансформеры, Паровозик Томас, Щенячий патруль и т.д. Atlus же перейдет в руки Index Holding.

Maten Densetsu: Senritsu no Ooparts. Безумная тень Shin Megami Tensei

Выстрадал в игре: nameless one

Редактура травматических воспоминаний: deneufe

Мы пишем о Shin Megami Tensei (и не только). Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

29
1
1
8 комментариев

А еще у нас есть ТГ-канал, там интересно
https://t.me/jrpg_enjoyers

3

Одна из первых игр, которые я скачал, когда открыл для себя эмуляцию много лет назад. Случайно попалась. Ничего не понял тогда.

3

Будем честны, ясности в этой игре очень немного, даже при наличии весьма хорошего перевода через ИИ-функционал Ретроарча))))

пупупу

1

пурупупу

Выглядит настолько мегатенисто, что поначалу не понял прикола.

1