Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Приветствую тебя, читатель! В этой статье я хочу воспользоваться преимуществом быстротечности времени и пригласить вас вместе мельком пробежаться по наследию моего любимого жанра — ролевых игр.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Современные игры едва ли вернутся к той эпохе, что многие из нас вспоминают с теплотой. Эпохе, когда графика была пиксельной, но атмосфера — бесконечно живой, а трава на экране казалась зеленее. И, что важно, в этом возврате нет необходимости. Тем не менее, я хотел бы отметить небывалую смелость и искреннюю любовь к своему делу, которыми обладали разработчики 90-х и начала 2000-х годов. Им приходилось творить в условиях жестких технических ограничений, когда каждый мегабайт памяти был на вес золота. У них не было доступной базы игр для референтов которой располагают современные дизайнеры.

Поколения разработчиков сменяются одно за другим — это естественный процесс. Нам нужно принять тот факт, что авторы тех самых игр, на которых многие из нас выросли, вполне могут оставить индустрию, чтобы посвятить себя другим сферам жизни. Творчество же новых поколений геймдизайнеров, сформированных совершенно иной социокультурной средой, можно будет оценить по достоинству лишь десятилетия спустя, году так в 2050.

И еще пара слов о самом жанре RPG. До сих пор вокруг этого определения ведутся жаркие споры. Одно можно утверждать наверняка: элементы RPG стали неотъемлемой частью множества других жанров, размывая границы между чистокровным ролевым отыгрышем и зубодробительным боевиком. Этот симбиоз лишь подтверждает универсальность жанра и его способность адаптироваться к изменениям в игровой индустрии.

При подготовке материала для этой статьи я опирался на три ключевых аспекта, которые, на мой взгляд, делают игру настоящей RPG:

  • Наличие протагониста или группы героев, чьи характеристики и навыки можно развивать по мере прохождения.
  • Продуманный мир, населенный уникальными существами и персонажами, с которыми можно взаимодействовать.
  • Возможность влиять на развитие как основного сюжета, так и второстепенных квестов, добавляя игре глубину и вариативность.

1. Ultima ( 1981 - 2018 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Конечно же затеять такую статейку, не обратившись к самому истоку, было бы преступлением с моей стороны.


Серия Ultima стала одним из краеугольных камней RPG-жанра, заложив фундамент для его эволюции. Ричард Гэрриот, известный как "Лорд Бритишь", создал не просто игры, а целый мир. С каждым новым выпуском Ultima усложнялась, переходя от классического фэнтези к более философским и технологически продвинутым формам. Эта серия стала не только платформой для экспериментов, но и мостом между традиционными ролевыми играми и современными MMORPG, кульминацией чего стало Ultima Online — один из первых успешных многопользовательских онлайн-проектов.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

2. Might and Magic ( 1986 - 2014 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Еще одна древняя видеоигровая серия, получившая признание задолго до того, как обрела новый виток популярности в лице Heroes of Might and Magic, более известного в наших краях.

Might and Magic стала воплощением классической RPG, объединив фэнтезийные и научно-фантастические элементы в один грандиозный мир. Начав с пиксельных подземелий, серия постепенно развивала масштаб и сложность, достигнув апогея с выпуском Might and Magic VI: The Mandate of Heaven, который переформатировал жанр благодаря богатству локаций, эпической истории и свободе исследования. Смешение магии и технологий, ставшее визитной карточкой серии, вдохновило многих разработчиков. Позже франшиза в руках Ubisoft отошла на второй план.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

3. Gothic ( 2001 - 2010 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Легенда в жанре RPG, которую многие вспоминают с теплом и ностальгией.

С момента выхода первой игры в 2001 году Gothic покорила сердца игроков благодаря своему живому миру, уникальной атмосфере и сложными решениями, которые действительно влияли на историю. Серия продолжила развитие с выходом Gothic II, ставшего золотым стандартом для RPG своего времени, и Gothic 3, который предложил более масштабный открытый мир, но, к сожалению, был омрачен техническими проблемами.

После Arcania: Gothic 4, которая не смогла завоевать признание фанатов, судьба франшизы оказалась под угрозой: Piranha Bytes, создавшая серию, была закрыта в июне 2024 года, так как Embracer Group не смогла найти нового владельца для студии.

Однако надежда на возрождение серии жива! Молодая команда сейчас работает над ремейком первой Gothic на движке Unreal Engine 5, стремясь сохранить дух оригинала в современном графическом исполнении.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

4. Dragon Age ( 2009 - 2024 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Dragon Age – одна из самых известных RPG-серий, но и одна из самых неровных в плане развития.

Первая часть, Dragon Age: Origins, стала культовым проектом. Это глубокая, мрачная и детализированное фэнтези приключение с упором на нелинейный сюжет, интересных персонажей и богатый лор. Origins завоевала любовь фанатов и установила высокую планку для всей серии.

Однако последующие части не смогли повторить успех оригинала. Dragon Age II подверглась критике за ограниченные локации и поспешный темп разработки. Dragon Age: Inquisition перешла на новый движок Frostbyte предложив более продвинутый визуальный ряд, но многие посчитали её перегруженной побочными заданиями в духе типичных подай / принеси, и лишённой той душевности, которая сделала первую часть безоговорочно самой любимой в серии.

Dragon Age: Veilguard? Что ж, неплохая попытка, но предпочту перепройти первую часть, без woke антуража.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

5. Fable ( 2004 - 2012 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Яркая и сказочная серия игр, которая всегда выделялась своим уникальным стилем.

Созданная студией Lionhead Studios под руководством Питера Молиньё, Fable дебютировала в 2004 году и сразу покорила игроков своим уютным обаянием. Молиньё, которого часто критиковали за неисполнение громких обещаний, всё же заслуживает уважения за его стремление к экспериментам и попытки привнести что-то новое в каждую свою игру.

Серия предлагала игрокам погружение в волшебный мир Альбиона, где каждое решение отражалось на внешности героя, его репутации и даже на судьбе окружающего мира. Особенно запомнилась система морального выбора, которая была проработана с удивительной на тот момент глубиной.

Fable II значительно расширила мир и добавила новые механики, включая спутников, как, например, верного пса героя. Fable III, хотя и предлагала интересную концепцию управления королевством, вызвала противоречивые отзывы из-за упрощения геймплея.

После закрытия Lionhead Studios казалось, что серия останется лишь воспоминанием. Но анонс ремейка Fable от Playground Games, студии, известной по Forza Horizon, дал надежду на возрождение этой любимой франшизы.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

6. Divinity ( 2002 - 2017 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Начав работу над собственной фэнтезийной вселенной, бельгийцы из Larian Studios изначально стремились создать что-то по-настоящему уникальное. Первая игра серии, Divine Divinity, хоть и получила признание, но не стала коммерческим хитом. Это повторялось и с последующими проектами, что со временем поставило студию в крайне сложное финансовое положение.

В какой-то момент Larian Studios оказалась на грани закрытия. Но судьбу изменил отчаянный маневр – обратиться за поддержкой к игрокам через Kickstarter. Кампания для Divinity: Original Sin оказалась успешной и позволила студии не только завершить разработку, но и создать игру, которая моментально завоевала любовь поклонников RPG.

Сиквел, Divinity: Original Sin 2, поднял планку ещё выше, став одной из самых проработанных RPG своего времени.

И хотя сегодня Larian Studios ассоциируется в первую очередь с их Magnum opus, Baldur’s Gate 3, нельзя не отметить, что успех этого проекта стал возможен благодаря годам упорного труда над собственной вселенной.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

7. Mass Effect ( 2007 - 2017 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Культовая серия игр от BioWare, ставшая символом качественной научно-фантастической эпопеи. Эти игры навсегда в сердцах фанатов, благодаря глубокой проработке персонажей, интересному сюжету и масштабному миру, где решения игрока имели последствия.


Первая часть заложила фундамент, вторая вывела драматургию и взаимодействие с командой на новый уровень, а третья завершила историю коммандера Шепарда, вызвав споры из-за концовки.


Попытка перезапуска серии с Mass Effect: Andromeda оказалась неудачной, но слухи о новой части дают фанатам надежду на возвращение легенды в её былой форме.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

8. Pillars of Eternity ( 2007 - 2025 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Pillars of Eternity – проект, который спас Obsidian Entertainment от финансового краха и стал настоящим подарком фанатам классических RPG. После успешной кампании на Kickstarter студия вернула к жизни изометрические ролевые игры, погрузив игроков в уникальный мир Эоры.


Хотя Tyranny формально не относится к этой вселенной, она использует тот же движок и элементы геймдизайна, предлагая мрачную альтернативную историю, где игрок становится частью злой империи. Вместе эти игры продемонстрировали мастерство Obsidian укрепив её репутацию в жанре RPG.


Затаив дыхание, ждем Avowed?

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

9. Risen ( 2009 - 2014 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Трилогия, которая стала духовным наследником Gothic от студии Piranha Bytes. Первая часть, выпущенная в 2009 году, сохранила знакомую атмосферу и хардкорный геймплей, погружая игроков в загадочный остров Фаранг, полный древних тайн и опасностей.


Однако, сиквел Risen 2: Dark Waters попытался сменить курс, добавив пиратскую тематику, что вызвало неоднозначную реакцию – эксперимент с сеттингом понравился не всем. Risen 3: Titan Lords попытался вернуть серию к корням, объединяя элементы первых двух частей, но так и не достиг высот оригинала. Несмотря на критику, трилогия осталась верна духу приключений и по-своему заслужила любовь фанатов, сохранив узнаваемую "пираньевскую" душу.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

10. Forgotten Realms ( 1999 - 2006 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Forgotten Realms – это блок, объединяющий пять легендарных RPG, которые, несмотря на разные сюжеты и подходы, объединены общим духом и корнями в правилах Dungeons & Dragons.


Planescape: Torment выделяется своим философским подтекстом, исследуя вопросы памяти, идентичности и смысла жизни, в то время как Icewind Dale (1 и 2 часть) сосредоточены на эпических приключениях в холодных пустошах Фаэруна с акцентом на тактику и сражения. Neverwinter Nights (1 и 2 часть) сделали шаг в сторону, предложив игрокам не только богатую кампанию, но и мощный инструментарий для создания собственных миров и историй. Все эти игры являются частью великого наследия Dungeons & Dragons и олицетворяют разные грани классических RPG.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

11. Fallout ( 1997 - 2015 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Культовая серия RPG, не требующая особого представления. Постапокалипсис может быть не только мрачным, но и наполненным чёрным юмором и сатирой. Начавшись как изометрические RPG в 1997 году, с акцентом на нелинейность, моральный выбор и исследование разрушенного мира, серия изменилась с выходом Fallout 3 ( 2008 ), который привнес перспективу от первого лица и открыл пустошь для нового поколения игроков в полноценном 3D.


Fallout: New Vegas, созданный Obsidian, стал духовным наследником классических частей, впечатлив своей качественной нарративной проработкой.


Последующие игры усилили акцент на открытый мир и более аркадный геймплей, порой теряя фокус на ролевых аспектах. Несмотря на эволюцию, серия Fallout остаётся иконой жанра, объединяя старых и новых поклонников пустошей.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

12. Baldur's Gate ( 1998 - 2023 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Cерия, которая навсегда изменила жанр RPG и подняла планку качества для компьютерных ролевых игр. Основанная на правилах Dungeons & Dragons, она предложила игрокам глубокий нелинейный сюжет, харизматичных спутников и проработанный фэнтезийный мир.

Первая и вторая части, созданные BioWare, стали эталонами изометрических RPG и вдохновили целое поколение разработчиков. После долгого перерыва серия была возрождена Larian Studios с Baldur’s Gate 3, которая не только унаследовала дух оригиналов, но и расширила возможности жанра благодаря впечатляющей нелинейности и современным технологиям. Baldur’s Gate остаётся одной из самых значимых серий, объединяя поклонников классики и молодых геймеров.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

13. The Witcher ( 2008 - 2018 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Серия, которая вывела восточноевропейскую индустрию игр на мировой уровень и стала одной из самых знаковых RPG в истории.


Основанная на книгах Анджея Сапковского, она предложила мрачный, морально неоднозначный мир, где нет тривиальных выборов с точки зрения развития сюжета.


Первая часть ( 2007 ) привлекла внимание своей атмосферой, а The Witcher 2: Assassins of Kings ( 2011 ) значительно развила серию с точки зрения графики и режиссуры. Но настоящим триумфом стала The Witcher 3: Wild Hunt ( 2015 ), которая задала новый стандарт качества для открытых миров и получила множество наград.


История Геральта из Ривии завершилась, но кажется ребята из CD Project Red готовятся вновь вернуть нас в мир ведьмаков.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

14. Star Wars ( 2003 - 2019 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Star Wars и RPG – союз, который подарил игрокам одни из самых запоминающихся путешествий по далёкой-далёкой галактике.


Star Wars: Galaxies (2003) стала первой MMORPG во вселенной, предложив свободу создания персонажей, взаимодействия с другими игроками и участие в культовых событиях франшизы. Затем последовали две части Knights of the Old Republic (2003, 2004), которые задали новый стандарт для RPG в sci-fi сеттинге.


Позже BioWare вернулись с MMORPG Star Wars: The Old Republic (2011), которая предложила игрокам возможностью исследовать богатый мир Звёздных войн, с эпическим лоском, вдохновлённым успехом KOTOR, но в многопользовательском формате.

Сейчас игровое направление бренда эволюционировало в сторону более динамичного геймплея с Star Wars Jedi: Fallen Order (2019) и Jedi: Survivor (2023), Battlefront ( 1 и 2 часть ) которые, больше склоняются к жанру action-adventure.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

15. Final Fantasy ( 1997 - 2016 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Final Fantasy – серия, которая за десятилетия стала синонимом жанра JRPG, но среди её множества игр есть четыре проекта которые бы я лично хотел подчеркнуть, где RPG-элементы на мой взгляд наиболее выражены.

Final Fantasy VII предложила революционный для своего времени подход к повествованию, где решения игрока могли влиять на отношения между персонажами, углубляя эмоциональную связь с историей.


Final Fantasy X ввела систему привязанности, где выборы в диалогах влияли на взаимодействия Тидуса с другими героями, придавая сюжету индивидуальный акцент. MMORPG Final Fantasy XIV привнесла богатство персонализации и нелинейность через выборы в квестах, позволяя игрокам формировать свой путь в мире Эорзеи. Final Fantasy XV, несмотря на свой фокус на открытый мир и кинематографичность, также предлагала выборы в диалогах, влияющие на отношения с компаньонами и на отдельные сюжетные моменты.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

16. The Elder Scrolls ( 1994 - 2011 )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Легендарная серия, которая подарила игрокам одни из самых обширных миров в истории видеоигр. С момента выхода Arena ( 1994 ) серия постоянно расширяла границы жанра, но настоящую популярность обрела с Morrowind ( 2002 ), которая предложила глубокую проработку лора и свободу действий.


Серия The Elder Scrolls нашла своё воплощение и в жанре MMORPG с выпуском The Elder Scrolls Online ( 2014 ), позволяя исследовать знакомые регионы огромного мира вместе с друзьями.


Oblivion ( 2006 ) продолжила традицию с улучшенной графикой и свободой в исследовании локаций, а Skyrim ( 2011 ) стал культурным феноменом, вынудив миллионов фанатов с нетерпением ждать The Elder Scrolls VI что бы перенестись в новый уголок Тамриэля. Что ж, остается запастись терпением, и надеяться, что Тод Говард и команда учтут ошибки и критику после выхода Starfield ( а главное откажутся от авто левелинга, хотя нет, как всегда фанаты доработают игру с помощью модов... )

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )

Заключение

Стоит признать, что создание игр в жанре RPG — это, пожалуй, один из самых сложных вызовов, с которыми может столкнуться разработчик. Нужно свести воедино множество аспектов чтобы цифровой мир ожил и предстал перед игроками в убедительной форме, где действительно хочется провести время.


Я лично не считаю появление по-настоящему качественной RPG чем-то само собой разумеющимся — напротив, это настоящее чудо. И я благодарен судьбе за то, что в момент создания этих проектов все звёзды сошлись как надо, чтобы мы могли наслаждаться результатом подлинной творческой страсти.

Что касается игр Blizzard, я, конечно, являюсь большим поклонником вселенной Warcraft, но решил не включать эту серию в статью. Если быть честным, эти игры родились как стратегии, а затем совершили быстрый скачок в плоскость MMO, так и не получив реализации в формате одиночной RPG с глубоким влиянием на сюжет. А Diablo не упомянул просто потому, что пришлось бы затронуть весь поджанр hack and slash, включая такие проекты, как Titan Quest, Path of Exile, Torchlight и Grim Dawn.

И надеюсь, никто не обидится, что в этой ретроспективе не нашлось места новой трилогии про убийцу в капюшоне, который всеми силами стремится замаскироваться под RPG.

На последок добавлю небольшую подборку проектов, упоминание которых заслуживает места в контексте обсуждения жанра. Эти игры наверняка найдут отклик в сердцах тех, кто всегда находится в поиске хороших представителей RPG.

Deus Ex здесь отсутствует, потому что с ним пришлось бы сдувать пыль со всего жанра immersive sim, который, без тени сомнения, заслуживает отдельного лонгрида, для более тщательного разбора.

Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )
Ретроспектива игровых серий в жанре RPG ( 1981 - 2025 )
Ваша любимая игровая серия ( Первая восьмерка )
Ultima
Might and Magic
Gothic
Dragon Age
Fable
Divinity
Mass Effect
Pillars of Eternity
Ваша любимая игровая серия ( Вторая восьмерка )
Risen
Forgotten Realms
Fallout
Baldur's Gate
The Witcher
Star Wars: The Old Republic
Final Fantasy
The Elder Scrolls

Делитесь в комментариях самыми яркими воспоминаниями, связанными с пережитым опытом в тех вымышленных мирах, которые я с большим удовольствием собрал здесь. Ведь в этих путешествиях и заключается вся магия и очарование RPG — возможность пережить свою собственную историю, отражающую ваш личный отпечаток. 😉

16
1
2
19 комментариев

Вместе эти игры продемонстрировали мастерство Obsidian укрепив её репутацию в жанре RPG.мастерство они проявили с котором, а пиларсы кусок скучного уг, особенно 1 часть, самая ужасная рпг в которую когда-либо катал. Этож надо спецом такую скучную халтурку забацать, пздц

3

По все видимости, ребята немного выдохлись при работе над New Vegas. Ну ничего, возможно они возродяться как феникс в своей новой игре, которая вот вот предстанет миру. ( Avowed )

2
1

Первую часть дропнул сразу же, после тирании вообще неиграбельным куском показалась.

1

проявили с которомМаска Предателя классная, Нью-Вегас неплох.

мастерство они проявили с котором, а пиларсы кусок скучного уг

У PoE почти на всех аггрегаторах самый высокий рейтинг среди игр Obsidian как у критиков, так и игроков. Например в Стиме оценки Pillars выше, чем о обоих Пасфайндеров и у серии Shadowrun. Но, конечно, на DTF всегда найдется нитакусик, для которого игра с рейтингом в районе 90% "самая ужасная RPG".

Ну такая статья. Хорошо что вспомнил классику, но мешать в кучу первые Фолычи и беседковские, а также БГ1-2 и БГ3 это сильно. Да и про вариативность и проработанных персонажей относительно БГ1 вряд ли стоило писать.

3

серия Souls - "ну да ну да, пошла я на хер"