Radiant Historia: оригинал vs ремейк, портреты vs озвучка
Radiant Historia – одна из игр Atlus, затерявшаяся на DS и 3DS. Хоть RH и не Hidden Gem – встречается она во всех топах платформ, но современное переиздание этой отличной истории вряд ли светит.
Мое знакомство с Radiant Historia началось с демо 3DS-версии, в которое я поиграл пару часов, и понравилось настолько, что решил отложить до покупки полноценной копии.
В итоге 3DS-ремейк ощутимо подорожал на вторичном рынке, найти его было не просто, поэтому взял оригинал на DS.
Самая запоминающаяся часть DS-версии – уникальные, самобытные портреты персонажей. А вот остальной визуал не очень впечатлил. Локации простенькие, часто повторяются, разнообразие противников небольшое. Запомнился только самый первый город в стимпанк-стиле.
Нечего сказать и про музыку. Спустя полгода после прохождения не могу вспомнить ни одной мелодии. Плохой её точно не назовёшь, но и выделить что-то не могу. Есть и примечательный факт: музыку писала Ёко Симомура, которую многие знают по саундтреку к Kingdom Hearts.
Общая сюжетная канва оказалась достаточно предсказуемой. Даже главный злодей понятен практически с первых минут игры.
А вот подача истории, качество диалогов и темп повествования действительно на высоте. Минимум филлеров, харизматичные герои и героини, драма, интриги.
Сюжетные повороты происходят вовремя, и отрываться от игры не хочется как раз благодаря темпу повествования. Момент, который хочется отметить: в игре много текста! Не всем это нравится.
При этом мне не хватило больше информации о мире, о том, какие события из прошлого создали ту реальность, в которой живут герои. Но сюжет и без этого достаточно хорош.
При прохождении самое большое впечатление производят путешествия во времени и боевая система.
Наш главный герой – владелец книги, которая позволяет «прыгать» между двумя параллельными временными линиями, чтобы таким образом предотвратить надвигающуюся катастрофу, смерть ключевых персонажей или просто поговорить с ними в определённых условиях.
Игра не ведёт за ручку, нигде нет маркеров, за которыми нужно следовать, и это прекрасно. Radiant Historia достаточно интересна, чтобы было приятно искать ответы самому, а не следовать указаниям, и не слишком затянута, поэтому поиск не надоедает. Сюжетная часть спокойно проходится без гайдов (кроме истинной концовки, конечно же).
Чего не скажешь о побочных квестах. Они спрятаны по всему таймлайну, и некоторые из них действительно сложно найти. Особенно интересны задания, за выполнение которых можно получить усиленные атаки для персонажей. В случае с RH готов записать сложность поиска побочных заданий в плюсы.
Главный минус путешествий во времени – бэктрекинг. В сочетании с уже упомянутыми повторяющимися локациями (и катсценами, которые нужно пропускать) это несколько смазывает радость от исследования разных версий реальности.
Боевая система не похожа на другие творения Atlus. Персонажи из отряда выстроены статичным рядом, а вот противники расположены на квадрате 3х3 клетки. Атаки героев могут двигать оппонентов в разные стороны, поднимать в воздух, собирать по определённому паттерну (например, сдвинуть всех с краев в центр).
Порядок действий отряда тоже гибко настраивается. Поменявшись местами на шкале действий с неприятелем или товарищем можно выдержать несколько ударов, а потом бить всеми персонажами подряд.
Последовательные атаки, перемещения врагов по полю и чередование физических/магических атак собираются в комбо. Чем дольше комбинация, тем выше урон!
Благодаря такой системе бои практически не наскучивают даже к концу игры. Но есть и обратная сторона – они дольше обычного закликивания стандартной атакой.
На мой взгляд основной недостаток игры – проблемы с балансом.
В отряде есть персонажи, которые ощутимо слабее остальных. Изредка они становятся обязательными в сюжете, но совсем ненадолго.
Скачет и сложность. Бой с обычными стражниками в пустынном городе запомнится вам надолго!
Да и боссы не все удачно сбалансированы. Многие сюжетные схватки требуют найти паттерн, который позволит одержать победу за несколько ходов. Чем дольше идёт бой, тем сильнее бьёт враг. Вплоть до того, что если сражение затянулось, то босс впадает в ярость и исступление, которому просто нечего противопоставить. Впечатление это производит противоречивое, потому что путь к победе, кажется, всего один.
Не понравились и статичные враги, которых нельзя сдвинуть с места. С одной стороны, это вносит своё разнообразие в бои, а с другой – легким движением руки геймдизайнера ещё глубже закапывает бесполезных персонажей. Зачем вообще их прокачивать, если в некоторых важных сражениях они попросту не способны принести пользу отряду?
В итоге Radiant Historia — отличная игра, почти без недостатков, рекомендую всем, кто любит JRPG.
При этом не могу сказать, что RH меня покорила. Спустя год после прохождения возвращаться к оригиналу не хотелось, но запустил то самое демо с 3DS и... пропал. Даже купил PAL-версию Radiant Historia: Perfect Chronology, несмотря на высокую цену.
Чем же меня так зацепило переиздание?
Во-первых, наличием озвучки. Голоса персонажей идеально подобраны и по-настоящему оживляют то огромное количество текста, из которого состоит игра.
Во-вторых, дополнительным сюжетным контентом. Хочется чуть больше узнать про историю Ноя? Пожалуйста! Почему мир покрывается песком и откуда взялись Тео и Липпти? Ответ есть!
Довольно часто тайны игровых миров оказываются интереснее, пока они не раскрыты. Но переиздание Radiant Historia настолько удачно закрывает белые пятна в истории, что после прохождения оригинал кажется незаконченным.
Есть и небольшие улучшения: меню стали удобнее, а на нижнем экране появилась карта, которой часто не хватало в версии для DS.
Однако не всё так радужно: уникальные, самобытные портреты персонажей «обновили» на классические аниме-лица, а добавленный опенинг абсолютно не передаёт атмосферу игры.
Удивляет и ребаланс. Всех боссов, запомнившихся своей сложностью в оригинале, ощутимо ослабили, но усилили других.
Они, конечно, перестали просто убивать весь отряд за пару ходов, как было на DS, но стали гораздо более устойчивыми к урону. В оригинале вообще не использовал баффы и дебаффы, а в Perfect Chronology пришлось освоить подход из SMT 3: к боссам без возможности ослабить оппонента или усилить свой отряд лучше не ходить.
Правда, в Radiant Historia к некоторым из баффов и дебаффов нет доступа из способностей персонажей – приходится покупать предметы. Но во время ребаланса ощутимо уменьшили количество полученных за победу денег! Видимо, чтобы игроки не могли взять слишком много тех самых предметов...
Короче говоря, идеальной версии не получилось, несмотря на то, что в названии переиздания есть слово «Perfect».
При этом оригинал для меня остался просто хорошей игрой, а переиздание – одна из любимых JRPG: настолько важны оказались озвучка, дополненная история и удобный интерфейс.
Больше слушал, чем разглядывал портреты: vvizard
Редактура: Deneufe