Лор Five Nights at Freddy's
Лонгрид. Прохожусь по всем "сюжетам" серии - играм, книжкам, кино, мультам, комиксам, и рассказываю в двух словах, что там происходит.
Вступление
Во-вторых, ФНАФ относится к современным постмодерновым историям, заточенным под игру автора с комьюнити. Собственно, если не считать работ Миядзаки и Кодзимы - фнаф это самый удачный пример таких работ в игровой индустрии. Сюжет специально построен, чтобы запутать, одни события и персонажи похожи на другие, одни места прикидываются другими, везде ненадежные рассказчики, так что любой факт можно трактовать как обман.
КОРОЧЕ ГОВОРЯ:
В-третьих, как и большинство моих лонгридов, этот - апдейт более старого текста 2021 года, что-то я за это время мог забыть.
В-четвертых, я иду по внутренней хронологи мира.
В-пятых, единой канонической трактовки событий фнафа не существует, я в тексте совмещаю набор теорий, пытаясь описать те, которые выглядят на мой взгляд правдоподобнее и как минимум не упоминать те, которые выглядят более сомнительно. При этом я пытаюсь излишне не расходиться ни с чем, и если вижу в каком-то месте несколько равноценных теорий - рассказываю о всех.
Полуканон
Обычно в своих лонгридах я рассказываю о неканоне в конце, однако в случае с фнафом придется с него начать. Все потому, что события серии можно разделить на две части - до 1983 года и после. Все, что "до" - базируется на полуканоне и не имеет сколько-то надежных подтверждений в канонических играх.
Совсем в двух словах - Чаки Чиз это реальная американская сеть ресторанов, работающая с 1977 года и до сих пор, использующая аниматроников (механических кукол). Она не единственная, кто их использует, но самая известная. Я не буду сейчас вдаваться в детали ее истории (лонгрид не совсем о том) но считается, что выдуманная разработчиками игры корпорация Fazbear Entertainment, основана на владельце сети Чаки Чиз - CEC Entertainment. Понятно, что аниматроники Чаки Чиз никогда не совершали массовых убийств, но в целом (минус крипипаста) немногие известные нам детали предыстории Fazbear неплохо соотносятся с предысторией CEC. И поэтому вполне вероятно - что и в других деталях выдуманная история "зеркалит" реальную.
Их много. То есть прямо вот очень очень много. Что само по себе довольно нередкий случай для игровых вселенных, посмотрите сколько книг вышло, ну скажем по Сталкеру или Дисайплам или Hello Neighbor (который во многом пытается повторять подход fnaf). Мало того, подавляющее большинство книг это сборники, то есть включают не одну историю, а три. В сумме в них больше полусотни разнообразных сюжетов с роботами-убийцами. Все эти сюжеты не входят в единую вселенную ни с играми ни даже друг с другом (за редкими исключениями), и если я хотябы вкратце начну перечислять здесь их общие замуты - вы с ума сойдете.
Однако, книги считаются "интерпретациями", то есть сами по себе они не каноничны, однако они намекают на те или иные канонические события, и очень часто, если в играх есть несколько версий событий - наиболее вероятной считается та версия, которая поддерживается книгами.
До 1983 года
Реклама датируется 1940-50 годами, и приглашает желающих посмотреть на поющего танцующего медведя (живого, не робота). Считается наиболее вероятным что это "The Fredbear's Singing Show" посетили создатели будущей Fazbear Entertainment и именно она зародила у них в головах идею монетизировать представления с животными. Ну а сам бурый медведь в шляпе и с бабочкой стал прототипом для самого известного персонажа серии -
Теперь давайте об отцах-основателях
Считается, что именно он впечатлился Fredbear's Singing Show и создал на ее основе ресторан где-то в семидесятых, по которому ходили официанты в костюмах животных. Медведя Фреда (Fredbear) и
Обратите внимание, что если образ медведя украден у более раннего представления, кролик - оригинальное создание Вильяма. И в целом этот кролик постоянно с Вильямом ассоциируется, как сам по себе, так и характерным фиолетовым окрасом. Все фиолетовое, что есть в серии - скорее всего относится либо к Вильяму, либо к его будущему сыну (о котором ниже). Вообще во фнафе очень важны цветовые маркеры, они постоянно используются чтобы указать на того или иного персонажа (или намеренно обмануть, указав не на того).
Генри - гениальный изобретатель (и возможно попаданец из будущего, о чем ниже). Он становится главным конкурентом Вильяма и создает собственный ресторан (фанаты считают, что тот называется Chica's Party World, но это не точно). В этом ресторане установлена сцена, на которой стоят механические животные - аниматроники. Один из них, медведь, очевидно украден у Вильяма, остальные собственные. Ходить они еще не умеют, просто стоят на сцене и делают небольшие движения под фонограмму.
Это сделано специально, чтобы в случае поломки, пока робота чинят, в костюм мог залезть актер и стоять на сцене, повторяя движения.
Вильям и Генри управляют компанией вместе. Вильям условно считается ответственным за финансовую сторону вопроса, а Генри - за изобретательскую.
В нем несколько аниматроников стоят на сцене и делают вид, что поют, а официант в костюме Голден Фредди ходит по залу и разносит заказы.
Вильям к этому времени уже женат, и у него подрастают дети - дочь Элизабет и два брата, старшего из которых зовут Майкл, а имя младшего - самый большой секрет всей вообще серии fnaf.
Bite of 1983
Пока Вильям занят бизнесом, его дети предоставлены сами себе, и у Майкла плохие отношения с братом. Он знает, что Плакса страшно боится аниматроников, и поэтому они с друзьями решают подшутить над мальчиком прямо у того на дне рождении (которое празднуется в ресторане отца). Они хватают Плаксу и засовывают его в пасть стоящему на сцене аниматронику - Голден Фредди. Плакса, судя по всему, орет и вырывается, и каким-то образом задевает за механизмы робота, в результате челюсти Фредди схлопываются и проламывают ребенку голову. Он сваливается в кому.
Это конечно шокирует всех присутствующих. Майкл совершенно не собирался ранить брата, поднимается скандал, аниматроников запирают в подсобке. Пока Плакса в коме, семья Афтонов разваливается, жена Вильяма в прострации и позже подает на развод. Вильям винит во всем своего партнера - Генри, считая что в смерти его сына виновата неисправность механизма. Он постепенно сходит с ума. Майкл проникается ненавистью к аниматроникам отца, и только Элизабет более менее в порядке.
Второе убийство становится концом для ресторана Fredbear's Family Diner, он закрывается навсегда. При этом у компании еще остаются заведения Freddy Fazbear’s Restaurant (где убийств не происходило, пока что).
Five Nights at Freddy's 4
Есть несколько трактовок, что именно происходит в этой игре. Самые вероятные из них две:
- Возможно это бред лежащего в коме Плаксы перед тем как он умирает.
- Это вполне реальный быт его старшего брата - Майкла Афтона. Потому то к этому времени его отец, Вильям, заперся в подвале и соорудил там собственную лабораторию по производству роботов (видимо на основе технологий Генри). И по дому шастают прототипы и недоделки из этой лаборатории.
Здесь есть полуканоническая теория (читай - существующая только в книгах и комиксах), что существует так называемая Агония, которая позволяет запитывать роботов и более того переносить в них души умерших, и Вильям горит идеей спасти младшего сына, переписав его сознание в робота, работающего на этой самой Агонии.
Понятно что все это совершенно невозможные технологии как для восьмидесятых, так и для нашего времени, но во-первых см машина времени (будет ниже), а во-вторых если вы ждете от фнаф реалистичности - вы ошиблись франшизой.
1985
И вот, время машины времени (pun intended). Смотрите, есть игра, которая называется Into the Pit. В ней ребенок (предположительно из 2000-х годов) запрыгивает к бассейн с шариками и проваливается в 1985 год, где бегает от аниматроников убийц и потом один из роботов магическим образом заменяет собой отца ребенка и надо с ним разбираться.
Это все игронизация одноименной книги (и комикса), то есть неканон. Никаких роботов-убийц в 1985 году еще не было (за исключением, возможно, первых прототипов в доме Афтонов). Но - игра форсит два ключевых концепта. Это трансвременная яма с шариками и идея о замене людей на роботов. Эти концепты вполне вероятно существуют в каноне. Скорее всего та самая машина времени в ресторане действительно есть, и кто-то из персонажей пользовался ей, перенося таким образом технологии из будущего в прошлое. И так же скорее всего какие-то из персонажей (о чем будет ниже) в какой-то момент заменялись на роботов (эта идея вообще проходит красной нитью через многие книги).
Потому что к этому времени Вильям Афтон одевает костюм кролика (напомню - это его самый первый костюм), ходит вокруг своих собственных заведений в этом костюме, ловит детей, убивает их и прячет их трупы в костюмах аниматроников. Которые до сих пор заперты в кладовке.
Всего он совершает шесть убийств, и здесь в лоре огромное количество деталей и теорий касательно личности убиенных и деталей преступлений, но я не буду в это углубляться. Скажу только что во-первых, есть вполне правдоподобная теория, что Вильям собирает ту самую Агонию, которая нужна ему чтобы вернуть к жизни сына. Во-вторых, души убиенных детей (+опять же Их Агония) переходят в механизмы аниматроников. Короче там получается шесть проклятых роботов-убийц.
1987 (франшиза почему-то любит нечетные годы)
Хотя Вильяма официально посадить за убийства не удается, его пути с Генри расходятся, вместе они бизнес больше не ведут.
В нем он апгрейдит аниматроников, пытаясь обеспечить большую безопасность детей. Роботы теперь ходят (ну спасибо), и так же оснащены системами распознавания лиц (вдвойне спасибо).
Вокруг ресторана бегает Вильям, задавшийся целью до упора саботировать бизнес бывшего партнера. Он убивает еще набор детей, их души переходят в очередных аниматроников, заведение снова закрывается, и потом снова (вы будете смеяться) открывается.
Мы играем Майклом Афтоном (старшим братом Плаксы), который задался целью Остановить Зло, поэтому под разными именами устраивается ночным охранником в заведениях с аниматрониками, ломает роботов, а сами рестораны пытается сжигать.
В течение игры на Майкла агрятся злые духи убиенных детей, путая его с Вильямом (во фнафе все постоянно их путают).
1993
Самая правдоподобная теория выглядит так: Вильям приходит к идее, что можно использовать роботов, чтобы они притаскивали в его лабораторию детей на эксперименты по выкачиванию Агонии.
И первый робот, спроектированный специально для этой цели - Circus Baby. Проблема в том, что робота очень любит дочь Вильяма, и не смотря на запреты - она продолжает с ним играть, и в какой-то момент (см видео выше), робот ее хватает, и девочка умирает в его нутре. Таким образом в семье Афтонов имеется - свихнувшийся изобратетель папаша, вовремя сбежавшая мать семейства, убитые сын и дочка, и единственный живой ребенок - Майкл Афтон. С отцом он практически не общается к тому времени.
На основе Circus Baby Вильям хочет основать заведение "Circus Baby's Pizza World", уже специально заточенное под киднаппинг спиногрызов, однако смерть дочери (которую Вильям от всех скрывает) оставляет эту идею нереализованной. Хотя казалось бы, хороший же план, что могло пойти не так?
Здесь отдельная полуканоническая теория, что злые духи намеренно поддерживают жизнь в сознании Вильяма, не позволяя ему окончательно умереть, чтобы до упора пытать его. С другой стороны невероятная живучесть этого злодея возможно связана с его экспериментами. С третьей стороны - вообще все Афтоны крайне живучи, плот армор, все такое.
В этом состоянии Вильяма находит Генри. Спасать партнера (к тому времени успешно угробившего их общий бизнес) он не собирается. Вместо этого замуровывает его на следующие тридцать лет.
Где мы снова играем Майклом Афтоном, который в отсутствие отца забирается в лабораторию под домом. Там нас хватают злые гоботы и неким необъясненным способом нашпиговывают электроникой.
Обработка в лабораториях приводит к тому, что Майк превращается в монстра, плюется наногоботами, однако все так же устраивается ночным охранником в закрытых пиццериях с аниматрониками и истребляет их при каждом удобном случае. Герой, которого мы заслужили.
2003
2023 (или даже 2033)
Но самая вероятная трактовка что мы управляем толи Майклом, толи Генри, толи еще кем-то, кто создает ловушку для призраков в сферической пиццерии в вакууме, и там их всех узбогаивает.
К этому времени компания давно обанкротилась, однако времена другие, по интернету расходятся крипипасты о роботах-убийцах, и уже пытаясь монетизировать страшные истории открывается аттракцион Fazbear's Fright: The Horror Attraction в помещении оригинальной пиццерии (вообще во фнафе традиционно события одних игр либо на тех же самых местах где события других, либо какбы этажом выше-ниже, к примеру fnaf4 идет на этаж выше от Sister Location).
Мы играем как обычно Майклом, который не изменил своим привычкам, он устраивается охранником на аттракцион, долбает там злых духов, сжигает заведение, и судя по всему сгорает сам. (Причем есть версии, что это его не убивает, потому что грохнуть любого Афтона вообще нереально.)
2029
Начинается вторая арка фнафа, которую условно можно считать мягкой перезагрузкой. Не смотря на все проблемы, и возможно даже благодаря им, корпорация Fazbear Entertainment восстает из пепла.
Среди фанатов много теорий о том, кто именно стоит во главе компании начиная с этого момента. Есть теории, что это робо-версии Элизабет, есть теории что Генри, есть теории, что безымянная афтоновская жена. Ни одна из теорий мне не кажется достаточно подтвержденной, и это пока что не так важно. Fazbear снова в бизнесе, и теперь это прямо огромная злодейская корпорация по типу Амбреллы, которая производит роботов на все случаи жизни и проектирует огромные мегамоллы, самый важный (для лора) из которых - Mega Pizzaplex. Потому что построен прямо поверх оригинальной пиццерии и еще черт знает что там под ним, ктулху, кладбища домашних животных, машины времени что угодно.
90% информации о Скотте идет из книжного полуканона, но базовая идея такая - восстановившаяся Fazbear хочет поднять себе репутацию, и поэтому нанимает Скотта, чтобы он сделал видеоигры про ее прошлое, желательно в позитивном ключе. Однако Скотт сходит с ума, начитавшись крипипаст и принимается ваять стимовские индихорроры, известные как Five Nights at Freddy's. Что важно - Скотт никакого участия в событиях 80-90х годов не принимал, никаких серьезных исследований темы не проводил, его игры это просто адаптации слухов из интернета. Короче он ненадежный рассказчик, что делает все изначальные игры серии фнаф - полуканоном в собственной же вселенной. Я думаю, что авторы таким образом просто несколько развязали себе руки к мягкой перезагрузке франшизы, позволяя объяснить любые будущие нестыковки его воображением.
Есть много теорий о ее ориджине. Все замечают ее сходство с покойной дочкой Вильяма - Элизабет Афтон. И две основных версии, что либо злодейская корпорация специально нашла девушку, похожую на Элизабет, либо что Ванесса это робот, созданная для Элизабет.
В любом случае, злодейская корпорация использует видеоигру, чтобы переписать сознание Вильяма (которого корпораты откопали) в бошку Ванессы.
Корпорация занята каким-то навороченным злодейским ритуалом по пробуждению древнего кибернетического зла (где же я все это уже видел?), и это какбы первый этап.
2035
Действие идет в том самом Пиззаплексе. Корпораты устраивают туда охранницей Ванессу.
На что все сразу обратили внимание - что визуально Грегори явно списан с Плаксы, цвет глаз, цвет волос, рубашки и характерные две белые полосы. Понятно, что Плакса, даже будь он живым, к 2035 должен быть взрослым мужиком. И игра довольно убедительно намекает, что он робот с вживленными мозгами Плаксы, и что он был специально спроектирован в недрах Пиззаплекса злодейской корпорацией опять же в рамках ритуала пробуждения Древнего Зла.
Толком пока не понятно, что это такое, но вобщем он живет где-то в подвале под Пиззаплексом, и судя по всему корпорация приносит ему кровавые жертвы, и видимо для этой же цели назначили Ванессу.
Чарли/Плакса (игра явно намекает, что имя выдуманное, впрочем большинство героев фнаф подписывается выдуманными именами) судя по всему изначально работал на корпорацию, однако в процессе игры бунтует, взрывает заведение, сбегает из него сам и вытаскивает Ванессу.
А Ванесса откусывает мороженное, аналогично как аниматроник Бейби предлагала мороженное Элизабет, прежде чем ее убить в 1993. Если продолжать аналогию дальше - то в башке Фредди должен быть дух Майкла, и тогда на картинке получаются все трое детей Афтонов, Плакса, Майкл и Элизабет, и все трое роботы. Но это только теория. ИГРОВАЯ ТЕОРИЯ.
Сам Мимик в результате событий игры не остановлен, он какбы удерживается кибернетическими системами защиты, но Набирает Силу. Или что-то в таком роде.
Мы помогаем Ванессе освободиться от влияния Вильяма, однако сами становимся жертвой злых роботов. Все как обычно.
Что мы и делаем всю игру. В финале Зло На Свободе, а сама Кейси сваливается в лифте в глубины Пиззаплекса, там же рядом бродит ее робо-отец (тот самый механик), и видимо на этом приключения их всех не завершены.
Но, вот где они остановились по ситуации на январь 2025 года.
Еще чуть про неканон
Что важно - эта игра намекает, что Ванесса не просто робот, а часть целой серии роботов разного возраста. Но это в каноне пока что не подтверждено (и возможно никогда не будет, что вы хотели от фнафа).
Про книги и комиксы я уже писал, и более мне добавить про них нечего.
Ну и все. И если вы досюда дочитали, вот смотрите - здесь список, какие еще лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.