Как я ворвался в жанр ARPG впервые с 2007 года или сказ о 50ти часах в Path of Exile 2

Все совпадения ниxyя не совпадения. Все персонажи вымышлены.

Рогалик. Он же сосалик. Он же АРПГ.
Рогалик. Он же сосалик. Он же АРПГ.

Забавно наблюдать подгорание задниц у двух лагерей фанатов POE2 и Diablo 4, абсолютно разные игры. Где-то пиво, а где-то сосалик. Где-то дорогой синематик, сюжет и катсцены, а где-то чистый геймплей. Сильные стороны есть у обоих игр. Но близард - контора сами знаете кого.

В копирайтинге некоторые спецы называют первый вовлекающий читателя абзац кикером. Я должен зацепить вас, чтобы всем было интересно кликнуть и прочитать, что же я такое написал. Давайте наброшу в духе - ой, я уже написал это сверху первым абзацем. На самом деле кикер получился не очень т.к. я не знаток жанра. К тому же я спешу на встречу с другом. Возможно переделаю после (пошла графомания). Но я борюсь с перфекционизмом поэтому всё ок.

Знакомство с жанром

26 июня 2006 г - дата релиза первой Titan Quest. Успел немного позакликивать в неё в детстве, по нынешним ощущениям не больше 30 часов. Diablo 2 в моём детстве тоже была и еще раньше в 2002м, но играл в неё очень мало. Почему пропускал Diablo 3 и пропустил пока что Diablo 4? Не знаю. Хватало других интересных игр, а покупать в лаунчере близард не хотелось.

Почему прогрелся на покупку (поддержку разрабов) Path of Exile 2

Определённый хайп на DTF сыграл свою роль. Многие нахваливали игру, сравнивая её именно с Diablo 2. И я был прогрет, малютки. Уже по процессу игры я понял, что из сильных сторон могу выделить для себя дарк фентези из первого акта, в духе диабло 2, опять же. Мне этого не хватало. Игру хвалят задроты жанра и я так понимаю, что на сегодняшний день у старого умирающего жанра есть два своих флагмана. Казуальный Diablo IV с дорогими синематиками и под пиво. и супер задротский не дружелюбный к игроку POE2. Мне интересны обе игры, чтобы понять, что это всегда был за жанр и как он изменился с 2006 года. Поэтому начал с poe2.

POE2 недружелюбна к новичкам. Высокий порог вхождения

Это правда. Многие вещи вам тупо не будут объяснять, например куда вставить самоцвет или как использовать определенную механику гринда или баффа. А прокачка здесь - отдельная сказка, потому что вам нужно найти работающие имбалансные билды среди десятков неработающих. Играть под пиво точно не получится. Ещё необходимо играть через wasd, постоянно отходить от противника назад и постоянно перекатываться. Короче говоря 2/3 игры вы будете играть в подобие соулслайк. Разве что сохранения перед каждым боссом - и на том спасибо, иначе я бы уже дропнул.

Ветераны первой poe или люди, у которых с самого начала получился хороший билд и повезло с выпадением шмота - вы молодцы, что пишете в комментариях своё ценное мнение. Ценное мнение о том, насколько это не сложная очевидная игра, где вас ведут за ручку подробными описаниями, с чем я согласен процентов на 10. Например один пишет, что наиграл 100 часов и всё понял, а я за 45 кучу всего про игру не понял - а я яй.. :) Другой пишет - у меня жена справилась со всеми боссами, всеми актами, эндгеймом, атласом и т.д. - Так это же прекрасно! Только как это отменяет моё мнение как человека новичка в жанре? Или разрабам реально насрать на то, будет ли их игра расти в популярности и увеличивать аудиторию?

Поподробнее о ветке прокачки

Ветка пассивных умений здесь огромная и здесь не постебался и не схватился за голову только ленивый. Очень ленивый.

Вот моя ветка прокачки на монке (монахе) за 45 часов и на скриншоте только половина от всех навыков.
Вот моя ветка прокачки на монке (монахе) за 45 часов и на скриншоте только половина от всех навыков.

Хочу поподробнее остановиться на факте, понимание которого не приходит к новичку в первые часы игры. Если вы подумаете, что с такой крутой веткой прокачки вы можете сделать себе супер реиграбельную игру, где все ваши билды будут работать, какими бы странными они ни были - нет. Эта игра устроена не так. Естественно, это ранний доступ и игру еще будут балансить десятки и сотни раз.

Эта игра про чтение гайдов и поиск работающих билдов, по которым вы будете собираться и игра перестанет походить на жопно-анальную боль с тахикардией и нервотрёпкой. То есть буквально либо ты ищешь работающий билд либо дрочишь босса по 20 минут, а потом умираешь (такое тоже проходили) вместо двух минут.

И каждый раз когда баланс будет меняться, будут добавлять новые классы - будет всё больше возможностей найти новый работающий класс. Но зная задротство комьюнити - легче сделать это по гайду, который обязательно появится на все классы.

Всё же стоит упомянуть, что за умеренно мало голды вы в лагере можете снимать и перераспределять очки прокачки. Так что за неправильный билд вас будут наказывать только смертями на поле боя. Билд всегда можно поправить и наслаждаться игрой.

Сам я играю через монаха через молнии (storm wave), + криты + уклонение и энергетический щит. На боссах основной урон вношу через колокол в мили. Колокол - весело, но часто убивают т.к. 650 хп. А шторм вейв и дистанция - скучно, но эффективно.

Проблема ваншот атак у боссов

По боссам здесь есть свои нюансы. Милишникам типа воина будет гораздо сложнее на большинстве боссах, чем рейнджевику. Проблема в ваншот атаках, которые на расстоянии среди общего месива спецэффектов еще как-то можно разглядеть. А вот когда стоишь и лупишь через колокол в ближнем бою ты попросту ничего не увидишь. И эта механика не делает боссов увлекательнее и интереснее, она лишь раздражает.

Я сейчас уже на жестоком уровне сложности после прохождения первых трёх актов в лиге standart. То есть перепроходишь в эндгейме те же три акта, но с повышенной сложностью. Во втором акте играю за монка и убиваю боссов за минуту в среднем, то есть урона хватает. Но в случае с боссом Лакланном мне не хватает буквально 10 секунд добить его т.к. босс юзает ваншот атаки как ближние так и дальние, а у меня всего 650 хп, то есть я не могу их пережить даже вовремя нажимая хилку. Печаль.

Местные ценители в комментариях действительно подмечают, что билд можно сделать очень гибко и исправить любую непроходимую ситуацию, главное включить голову, читать все непереведённые на на английском описания и экспериментировать с билдом. И они правы. Только проблему идиотских ваншот механик это не убирает. А эффективный билд подберете далеко не сразу.

Как я ворвался в жанр ARPG впервые с 2007 года или сказ о 50ти часах в Path of Exile 2

Поговорим о балансе

Опять же - баланс хромает. Отбросим очевидные вещи - собрать в шмотках резист (защиту) от определенных стихий, огня или холода. В общем то, что использует босс - выбираем нужный шмот и разваливаем кабины.

Но некоторые боссы слишком легкие! А некоторые боссы рвут вам задницу, даже когда ты прокачался на 51 лвл. Всё из-за ваншот атак. Раздражающие, соусллайковские. Мэрзость.

Проблема баланса не только в ваншотах у боссов. По игре падает очень много голды, но её буквально негде использовать. Представим что за 50 часов вы бы накопили 200 тысяч голды, когда самая дорогая вещь у торговца стоит 5к. Куда их тратить? На сброс скиллов достаточно.

Покупку шмоток у других игроков я отнёс бы и к этой подтеме, но обсудим в следующем абзаце.

Всрато реализованный трейд, о котором тебе никто не сообщает

Хорошие шмотки по игре вам просто не будут выпадать. Да, китайцы использовали определённые абьюзы боссов, которые уже понёрфили. Когда выпадали уники (оранжевые редкие вещи с нестандартными свойствами). Но мне за 50 часов выпало 2 оранжевые вещи, а из желтых шмоток все посохи были слабыми по урону. В итоге имеем, что имеем. Покупаем шмот только за экзальты (сферы возвышения). Без трейда здесь невозможно продвигаться по сюжету или это становится мучительно. Обязательно учитывайте этот момент.

Да, сферы возвышения не тратьте - это единственный способ вам покупать рабочее оружие у других игроков через трейд на оф сайте.

Как я об этом узнал? Да от задротов первой POE, которые оказались у меня в социуме и у которых я спросил совета. Игра не донесёт до тебя эти очевидные истины, потому что странник познаётся только в пути. Ступай, путник. Изучай игру. Становись мудрее.

На самом деле вот это "мы не будем ничего объяснять" - это хитрый способ через тернистое погружение привязать игрока к игре через его восприятие себя как элитарного избранного игрока с iq +140. Немного утрирую, но суть ясна.

Знакомый сказал, что poe2 еще хоть что-то объясняет в отличие от poe1. Короче мнения разделились. Кто-то говорит, что сиквел стал гораздо сложнее. Кто-то говорит, что стал легче.

Сфера возвышения - чуть ли не основная валюта, которая позволит вам проходить игру через трейд.
Сфера возвышения - чуть ли не основная валюта, которая позволит вам проходить игру через трейд.

Сюжет. Синематики. Кинцо.

Их нет. Вся игра состоит из геймплея и прокачки, гринда, гринда, еще раз гринда и мастурбации на возрастающие циферки очков ловкости или интеллекта у вашего персонажа.

Сначала я думал, что сюжета будет много в записках и диалогах, просто не будет дорогостоящих катсцен и синематиков. Но нет, катсцен нет, сюжета в записках мало и он абсолютно бессвязный. Между тремя актами буквально нет никакой связи кроме того, что мы сражаемся с порчей и скверной, которая захватила наши земли.

К третьему акту по сюжету так и вовсе выдохлись. Он показался мне каким-то недоделанным.

Как я ворвался в жанр ARPG впервые с 2007 года или сказ о 50ти часах в Path of Exile 2

Что по эндгейму?

По эндгейму мои знакомые господа с 70лвл персонажей так и не смогли внятно мне описать, что из себя представляет эндгейм. Ходишь дрочишь мобов, прокачиваешь свою бесконечную ветку пассивных способностей. Может быть экспериментируешь с билдами (хотя этого игра не одобряет!). Просто зачищаешь одни и те же локации и сражаешься в этих же трех актах, но на повышенной сложности, где тебя убивают так же быстро.

Скучно. Но это ранний доступ. Что будет дальше в плане эндгейма я не знаю. К тому же обещают 6 актов.

Местные ценители PoE2 в комментариях уже указали на очевидный для них факт - PoE и ARPG - это в целом игры про дроч на цифры, гринд и бесконечную зачистку локацию в эндгейме. Диаблоид - это и есть эндгейм. Многие даже жалуются, что в пое2 нельзя пробежать кабанчиком на ускорении до боссов, чтобы скипнуть сюжетку побыстрее, как в первой игре. И поскорее перейти к блаженному эндгейму...

Что из себя представляет игра и почему я её хвалю?

Пожалуй стоит объясниться, почему обсуждая минусы игры я всё же хочу похвалить её и порекомендовать попробовать.

Давайте о плюсах тезисно:

- Крутая атмосфера Dark Fantasy, прям веет духом Diablo 2

- Анимации приятные, закликиваешь врагов с кайфом

- Вот это ощущение, когда в начале тебя забивают ногами как пса, а потом ты сам начинаешь быть охотником. Вот это ощущение подкупает.

Это не плюс, но к предыдущему тезису стоит уточнить. Из-за ваншот атак местами не чувствуешь себя перекачем и всё равно отлетаешь от некоторых боссов. Даже когда игра уже даётся легко.

- Вот эта глубокая прокачка и изучение аспектов игры первое время действительно подкупают. Дофаминчик за счёт своей глубины! Её же впрочем можно отнести как к сильным сторонам poe2, так и к слабым.

ВЕРДИКТ

Что ж, плюсы на этом закончились. Path of Exile 2 - это прям вайб Diablo 2 и возвращение в детство. При этом жопно-разрывная боль от элементов соулслайка с бесконечными ваншотами и перекатами, особенно на первом прохождении.

UPD. При этом я не говорю, что игра плохая только потому, что я обсуждаю в статье шероховатости. Простите, что не только обливаюсь слезами и cпеpмой от того, насколько божественно идеальна эта игра в раннем доступе. Но еще и смею что-либо критиковать со своей колокольни новичка в жанре. Разве разработчики не хотят расширять аудиторию и получать больше возможностей, признания и ресурсов? Пока что вся эта ситуация с элитарным статусом 1% избранных игроков, которым заходит эндгейм в атласе, похожа на стокгольмский синдром. И вот ты описываешь свои впечатления после 45-50 часов, а в комментарии набегают ценители. Пишут, что ты ничего не понял, что ты тугодум, что игра не имеет огрехов. Что всё продумано, что трейд так и задуман, что ваншот механики не портят игру, а построить работающий эффективный билд с первой попытки вообще не проблема! Ну здесь не парировать.

Сюжета, катсцен и синематиков здесь нет, в игре преобладает чистый геймплей. Который местами сырой и не сбалансированный. Но ничего критичного.

Ещё не знаю, буду ли пробовать играть ведьмой, но пожалуй эндгейм, мастурбация на цифры и бесконечный гринд - не для меня. А именно в это скатывается игра, когда заканчиваешь три акта. Да даже уже в третьем акте, который ощущается сырым.

Забавно, но именно первый акт в игре был самым интересным. Отчасти из-за того, что он на данный момент самый проработанный. Отчасти именно из-за этой зубодробительной сложности. Закликивать врагов под пиво для разнообразия иногда можно, но в целом подобный геймплей не совсем для меня.

Теперь заинтригован пройти Diablo 4, но кусается ценник и не продают в регионе РФ. Попробую через геймпасс друга.

Всех с наступающими праздниками!

3838
99
22
11
172 комментария

Жду Евгения Серегина под постом про пое, чтобы в очередной раз узнать какая это хуевая игра и как ему жаль потраченных денег

18
1

Женечка пока не пришел. Зато пришли дефать фанаты пое2, хотя игру я хвалю..) и это иронично

Но как ты смеешь критиковать великое, сука!…

1

Ты еще телегу почившего филти бойс не видел, там таких Сергеев все модераторы и админ туда же

Судя по реддиту горят больше всего фаны 1 части, новым игрокам норм.

10

А что им там не нравится? Дерево прокачки недостаточно большое?

1

Похоже, что так и есть и судить можно не только по реддиту. Есть знакомые которые задротили в первую часть и они тоже все горят) Сложно людям принимать что-то новое, рабы привычек.