Ну что ж, наиграл я в ваш Эндерал 30 часов. Вкратце выскажу свои первые впечатления.

  • Вступление. Абсолютно безумное и непонятное, я такие американские горки давно не видел: 1) сначала идет не очень информативная заставка, которая видимо раскрывает лор прошлых работ SureAi (Nehrim, Arktwend); 2) потом начинается какой-то психоделичный трип с отцом под красивый эмбиент, который естественно оказывается сном; 3) потом вроде как Эндерал сбавляет обороты, предоставляя более привычное начало на корабле с выбором расы/умений, но все это опять прерывается какой-то шизофазией; 4) после этого вроде как наконец-то начинается геймплей... не совсем, так как это еще одна подводка к еще одной шизе с непонятным убийством двух аптекариев. 5) и только после всего этого многослойного непонятного безумия начинается игра.
  • Атмосфера. Просто замечательная. Неадекватность вступления, помноженная на диалоги с первыми НПС, раскрывающие вселенную игры, а также музыка и окружение создают атмосферу какого-то сюрреалистичного сладкого полудрема. Я даже не знаю, что еще так повлияло на мое восприятие. Вроде сеттинг и стандартный (поля, луга, фэнтезя), но при этом ощущается все это поначалу как какой-то кислотный трип.
Наш красавчик Джеспар
Наш красавчик Джеспар
  • Прокачка. Literally Готика. Стандартная система "убиваешь врагов, делаешь квесты - получаешь опыт". К этому также прибавляется успешный взлом замков, готовка, алхимия. За каждый левелап дается три пункта на выбор "+9 здоровье / + 9 маны / + 11 выносливости." Вроде как все по стандарту. Однако самое интересное впереди.
Прослезился
Прослезился
  • С каждым уровнем начисляется 5 обучения, 3 очка крафта и 1 очко воспоминаний. За очки обучения прокачиваешь боевые навыки, за очки крафтинга прокачиваешь соответствующие крафтинг-навыки (взлом замков, риторика и карманная кража это просто образец крафтинга, хехе). Однако просто так потратить очки не выйдет, надо сначала найти или купить learning books (или книги обучения, если выражаться по-польски), чтобы была возможность повысить навык. Данные книги скалируются следующим образом: Книга обучения (Новичок) - прокачивает навык до 25, Книга обучения (Адепт) - прокачивает навык до 50, Книга обучения (Эксперт) - прокачивает навык до 75, Книга обучения (Мастер) - прокачивает навык до 100. Главная фишка книжек заключается в том, что они ну ооооочень дорогие. Например, книги по двуручному оружию, начиная с уровня навыка Адепт, могут стоить под 1 000 медяков)). Вот к чему эта душнина спросите вы? А к тому, что данная механика сильно повышает ценность денег и хорошо балансирует экономику, а также не позволяет вам сразу на 10-ом часу игры сделать терминатора. При этом игра все равно остается относильно комфортной (до первого встречного хай-левельного моба), просто вводится небольшой элемент стресса, который к тому же повышает мотивацию пылесосить открытый мир. В Готике 1 ты уже в первой главе вкачивал максимальную силу, максимальное владение оружием, получал меч Шрама и просто начинал аннигилировать все живое. Из-за этого пропадал весь смысл что-то исследовать дальше первой главы. В том же обливионе вообще прокачка просто поломана изначально. В морровинде прокачиваешь гигачада уже на 10 часу. В Эндерале видимо придется прокачиваться до конца игры с такими ценами на книги.
Древа воспоминаний
Древа воспоминаний
  • Также остаются очки воспоминаний. С их помощью мы можем прокачивать соответствующие деревья мага, воина и лучника (которые также делятся на 3 ветви), а также добавленные позже в игру деревья фазмалиста ( призыватель) и оборотня (фурри). При определенных комбинациях прокачки деревья синергируются в уникальный подкласс, которых насчитывается 20 штук (однако я этой привилегии лишился, так как отыгрываю бескомпромиссного white male warrior with giant двуручка, а такому подкласс не завезли, плак-плак). Никаких махинаций с книгами обучения тут уже не нужно, просто тыкаешь в соответствующее древо и выбираешь нужное умение.
Древо Воина с говорящим названием "Вандал"
Древо Воина с говорящим названием "Вандал"
  • В самих деревьях находятся различные пассивки и активные скиллы. При этом каждая такая пассивка РЕАЛЬНО бустит персонажа, например, +13% к скорости атаки двуручки очень сильно ощущаются в бою. Активные скиллы также очень полезные, в разных ситуациях приходится прожимать разные активки, я пока что открыл ударную волну, дамажущую врагов по области, и краткое бессмертие на несколько секунд.
  • Открытый мир. За основу очевидно опять же взяли ручную проработку Готики со всякими секретиками, но при этом сохранили и Тоддовскую любовь к большим пространствам и точкам интереса. Так и получается, что соединили сразу два различных подхода, которые каким-то образом не конфликтуют друг с другом:
  • Мир кажется одновременно и большим, и камерным. Достигается это за счет своеобразного построения мира - большие открытые пространства перемежаются с широкими коридорами, и все это обрамляется цепочками гор (Да, из-за этой хитрости карта визуально кажется больше. Подобный же трюк они проводили, судя по отзывам, и в Нериме). Многим не зайдет такое решение, однако мне такое как раз по душе -- тебя не душат ни гигантскими пустыми пространствами (как в Элден Ринге или Элексе), ни откровенными кишками (как в Ризенах 2-3), в которых нельзя нормально развернуться. -- Визуальная часть мира тоже приятная -- есть несколько биомов в виде заезженных зеленых лугов, осенних желтоватых лок, джунглей, пустыни, стандартных для скурима снежных лок (однако до последних трех биомов пока не дошел). Ложка дегтя. Ненормальная растительность локаций, из-за чего банально не видно врагов. -- Наполнение. А вот тут уже поинтереснее. 1) Знаков вопроса не подвезли, сохранив основу Скайрима с небольшим влиянием Готики -- бредешь себе по миру и натыкаешься на пещеру/храм/склеп/лагерь/башню/святилище/руины/шахты, которые сигнализируются соответствующим звуком и надписью на экране, которые зазывают тебя туда (ну это скайримовская база). Либо же натыкаешься на скопления врагов, которых тут прорва. Из-за меньших масштабов мира чем в Скайриме и Обливионе, а также пресловутой коридорности отдельных мест ты так или иначе будешь натыкаться на точки интереса чуть ли не каждые 5-10 минут. Концентрация контента действительно огромная, из-за чего я в недоумении от комментариев с жалобами на пустоту открытого мира Эндерала. В некоторых местах настолько тесно, что 2-3 отнюдь не маленькие пещеры находятся чуть ли не в двух сантиметрах друг от друга. Может в лейтовых локациях все печальнее, но я пока до них не дошел. Ложка дегтя. Найти неагрессивного НПС на просторах Эндерала крайне незаурядная задача, скажу я вам. От силы была торговка в самом начале и 2 брата-дегенерата, которые отсылают к двум близнецам из фермы Акила в Готике 2. 2) Сами точки интереса крайне разнообразные и непохожие друг на друга. В некоторых местах есть несколько входов-выходов, в некоторых лабиринтообразный левел-дизайн, некоторые пещеры/святилища/руины переходят в другие пещеры/святилища/руины, в некоторых есть скрытые и потайные двери (активировать их это отдельная головная боль), в некоторых находятся боссы, иногда встречаются просто всякие интересные записки. В большинстве таких пещер/руин/святилищ можно найти книги обучения, сетовые шмотки или крутое оружие, из-за чего дикая мотивация исследовать каждый камешек. 3) Сами открытые пространства вне точек интересов тоже есть смысл исследовать, везде всякие бомжи с мечами, скелеты, големы, волки, которых убиваешь ради опыта, то тут, то там расставлены специальные синие грибы, которые повышают максимальный вес (а грузоподъемность вам пригодится), магические символы, начисляющие опыт и дающие буст к характеристикам, различные тайники, нычки, шкатулки. Например, я так бегал по горам вокруг развалин в начальной локе и с удивлением нашел шкатулку с полезным кольцом на +урон с двуручкой. В одном месте случайно наткнулся на двуручку, вдвое превосходящую по урону мою. За одним водопадом также обнаружил сундук, жаль, конечно, что это видимо была разовая акция, так как больше за водопадами ничего не встречалось. Ложка дегтя. Сетовые шмотки, оружие, драгоценности, крафтовые предметы, записки это все, конечно хорошо. Но вот что касается денежных наград за исследования... Я не знаю, почему разрабы настолько жлобы в части предоставления игроку медяков. В каких-то безумных нычках можно найти очень щедрые 5-10 эндеральских монет. В стопке/груде/горшке монет можно залутать еще более щедрые 10-20 монет. С деньгами и так туго, так как прокачка требует баснословных сумм, а тебя кормят 10 монетами в тайничках)))) И дело обстоит не только с тайниками. В массивных сундуках, которые требуют навык взлома "Эксперт", содержатся... 50-60 медяков)))) Видимо Безымянный обворовал остров до гг Эндерала, иного объяснения такой скупости найти не могу. Вспоминаю, что в Готике 2 даже в дефолтных маленьких кошельках, которые ты находишь в начале игре, содержатся 25 золотых. В соулсах нахождение нычек тоже щедро вознаграждает тебя душами. А тут держите 5 медяков и распишитесь.
Буквально каждая нычка с деньгами в Эндерале
Буквально каждая нычка с деньгами в Эндерале
  • Квесты и маркеры. Большинство квестов сопровождается квестовыми маркерами, из-за чего я уже готов был сотрясать кулаками, брызгать слюной вперемешку с пеной и обвинять авторов в "оказуаливании пок-пок-пок"... Пока не встретился с квестами и ситуациями, которые не отмечаются маркерами... И это настолько ужасно сделанные вещи, которые неприятно навевают всякими васянскими поделиями вроде "Возвращения" на Готику либо модов на Сталкер. 1) Рассмотрим квест "Секрет из шкатулки": когда ты подходишь к стартовому селению Речное, тебя подзывает мальчуган по имени Силлас и отводит к шкатулке на берегу морю, в которой при открытии находится письмо следующего содержания: "День и ночь он стоит здесь безупречный, гордый, полный власти давая благословение в случае нужды на нашем пути до нашей смерти." Пацан указывает, что речь идет о святилище позади его дома и оставляет вас с этой информацией наедине без маркера... При слове "святилище" я как минимум представлял какое-то надземное/подземное сооружение, охраняемое скелетами, а слово "позади дома" я трактовал буквально и пошел пробираться через тонну бандюков, пещер, гор "позади дома Силласа"))) В конец концов задолбавшись спустя несколько часов чисток всего живого, решил глянуть в интернете, что это за таинственное святилище. Им оказалась вот эта неприметная штука, стоящая в двух метрах впереди дома.
При слове "святилище" я ожидал чего угодно, но только не этого
При слове "святилище" я ожидал чего угодно, но только не этого
  • Разочарованный, я все-так пошел изучать это недосвятилище и натолкнулся на очередную информативную записку: "В начале настоящего, большой камень с возвышающимся мрачным деревом на Западе." Наученный горьком опытом, я в этот раз не стал искать самостоятельно это дерево, а привычно пробил концовку квеста в вики Эндерала. И как думаете, как выглядит "большой камень, с возвышающимся мрачным деревом"?))
Ну что ж, наиграл я в ваш Эндерал 30 часов. Вкратце выскажу свои первые впечатления.
  • То самое дерево, которое никаким образом не соотносится со словом "мрачное" и никаким образом не цепляет глаз во время исследования мира. 2) Единичный пример плохого квеста? Давайте еще приведу пример: для вступления в местную гильдию торгашей местный пахан потребовал рекомендации от каждого члена гильдии. Одна из гильдийцев, некая Дория, попросила вернуть ее амулет, который она потеряла в торговом посту. Сначала я не обратил на этот квест никакого внимания и просто занимался своими делами. Потом все же вспомнил про него и начал думать, в каком таком торговом посту может находиться амулет? Так как город гигантский, мне не улыбалось обнюхивать каждую дырку, поэтому я как истинный неказуал снова обратился к википедии. Интересно, где же находится этот амулет?
Ну что ж, наиграл я в ваш Эндерал 30 часов. Вкратце выскажу свои первые впечатления.
  • ... А он находится В ТОМ ЖЕ ЗДАНИИ, ГДЕ СИДИТ КВЕСТОДАТЕЛЬ, причем лежит он вообще в помойном месте, где-то под потолком. Весело, да??))) А ведь я уже собирался вынюхивать весь Рынок и Южный Квартал, но хорошо что решил заглянуть в вики. Кто вообще решил, что такой квест это хорошая идея? И это касается не только квестов. При чистке одного заброшенного здания (которое, к слову, просто гигантское и на его прохождение у меня ушел час времени) я натолкнулся на большие двери, которые никак не хотели открываться. Еще полчаса я просто бегал и искал какой-нибудь рычаг или механизм, заново и заново обыскивал всех убитых мобов, везде пытался протиснуться в поисках какого-нибудь лаза и потайной комнаты -- все безрезультатно. Вконец обессилев, я опять-таки обратился к википедии и узнал, что для открытия двери надо было открыть эммм... мелкую шкатулку рядом с дверью и засунуть туда эм... три специальные монетки. Монетки у меня были, но с одной загвоздкой -- я нашел только две))) Следующий полчаса я просто судорожно бегал и пиксельхантил каждый угол, каждый стог сена, каждую паутину, рыскал снаружи, паркурил везде, где только можно, но все равно не мог найти третью монетку. А она, оказывается, лежала под трупом девочки в канализации замка...
  • После такого мне немного становится страшно за дальнейшие квесты без маркеров, поскольку приведенные выше ситуации отдают флэшбеками аля найди три группы сборщиков болотника в Хоринисе, где болот вообще нет или гениальными квестами Бабадзаки в Элден Ринге. В ванильной Готике, в Архолосе или даже в душных квестах Морровинда таких проблем не было (либо было, но в меньшей степени) по той причине, что у тебя был дневник, записывающий основную информацию по квесту, где указывались задачи, направление квеста, местонахождение и ключевые места. В дневнике Эндерале есть простая сухая выжимка в виде двух предложений, и если ты пропустил какую-то деталь в разговоре или перевод оказался неправильным, то добро пожаловать на википедию.
  • Однако, что касается содержания квестов, то, не буду кривить душой, они очень хороши что в геймплейном плане, что в нарративном -- и ведь это я охватил только самое начало Эндерала. Возьмем ту же самую цепочку гильдии торговцев с рекомендациями: один старичок по имени Рогаш жалуется на тусующегося рядом бомжа, который своей вонью отгоняет людей и вечно попрошайничает. Стража максимум может поругать нищука и отогнать его, однако он возвращается на следующий день и снова начинает вонять и попрошайничать. Старик открыто намекает, что надо бы избавиться от смердящего дебила - конечно же, мы радостно соглашаемся и с приподнятой грудью уже собираемся избивать беднягу... На что дед гневно реагирует и называет тебя агрессивным головорезом, которому не место в гильдии. А правильным завершением квеста будет банальный отказ, в результате чего Рогаш одобрит ваши моральные качества и даст рекомендацию. Вы бы видели мое лицо в момент гневной тирады деда, квест просто 10/10, где еще такое встретить можно?).
Картинку со стариком не нашел, так что вот вам местный буржуазный пахан
Картинку со стариком не нашел, так что вот вам местный буржуазный пахан
  • Или есть квест по поиску одного авторитета по имени Макс Доброкровый, за которого дают ни много ни мало 10 000 монет. Уже предчувствуя какой-то подвох, я пошел искать его по метке, ведующей к амбару около города, в котором его естественно не оказывается. Изучаем записку на стоге сена, в которой говорится, что он засел на другом конце карты в башне. Топаем туда, попутно устраивая веселую нарезку мародеров и бандюков. Заходим в башню ииии... опять находим записку, но уже следующего содержания:
Я видел тебя в амбаре, дружище. И вообще я невиновен, просто переспал не с той женщиной, брат. Я убегаю с Эндерала, перестань меня искать, но я ценю твои усилия, поэтому оставил шкатулку с драгоценностями, будь здоров.
Примерный текст записки, оригинал потерял
  • Я минуту пялился в экран с дебильным выражением лица, а потом меня охватил безудержный смех. Это настолько забавная, неожиданная и глупая развязка, которые вот никак нельзя было предугадать. Разбирать прям каждый пройденный квест не вижу смысла. Скажу лишь, что в целом они сделаны качественно, с неожиданными поворотами, хорошими диалогами и приятными НПС, причем нет классических квестов "принеси 30 шкур" (встретил только один такой во время прохождения).

Конечно, награфоманил я тут знатно с учетом того, что наиграл в Эндерал не так уж и много. А ведь еще я еще не упоминал боевку, шикарный эмбиент, сюжет (который пока что сильно отдает Масс Эффектом), да и в целом крайне поверхностно прошелся по имеющимся пунктам.

Все же не обманывали все те люди и блогеры, советующие Эндерал к прохождению. Хотя восхваление Эндерала с параллельным поливанием помоями Скайрима вызывают у меня непонимание, все же игры вообще демонстрируют разный подход к созданию АРПГ.

...И все-таки Тодд-скотина, хоть и опосредованно, но все же прогрел и меня на покупку Скайрима, да так, что я перестал к нему относиться с неприязнью, когда-нибудь может его пройду наконец, как и Обливион.

Тодд, делай ты уже Скайрим 2, Обливион 2 и Морру 2, бросай старфилд.
Тодд, делай ты уже Скайрим 2, Обливион 2 и Морру 2, бросай старфилд.

Единственный грустный момент это судьба Пираний, творениями которых явно вдохновлялись их соотечественники из SureAi, а также польские ребята из Chronicles of Myrtana team. В каком-то смысле эти "любители-непрофессионалы" почему-то понимали весь сок геймдизайна Готики гораздо лучше самих Пираний и смогли отточить отдельные недостатки (вроде сюжета, запоминающихся НПС, постановки, прокачки) и отполировать уже имеющиеся достоинства. Пираньи же решили делать блеклые трэшовые Ризеноэлексы, абсолютно не понимая, за что так полюбили их старые игры, в результате чего отторгнули старых поклонников и при этом не смогли привлечь новую аудиторию -- в результате получилось закономерное банкротство. Грустно...

Боевая картинка, я все же на DTF
Боевая картинка, я все же на DTF
7474
44
22
11
91 комментарий