STARFIELD. ДЛЯ ФАНАТОВ.
Решил попробовать игру, неожиданно увлёкся и залип на 120 с лишним часов. По мере прохождения сформировалось личное мнение, которым и хочется поделиться в этом лонге.
Введение.
Starfield – это экшр-РПГ, выпущенная студией Bethedsa в 2023-м году. Это однопользовательская игра, созданная на Creation Engine (собственном движке Bethedsa) последней актуальной версии. Которая должна была стать новым «Magnum opus» Bethesda Game Studious и в частности Тодда Говарда.
Игра происходит в мире будущего, на триста лет вперед, когда Человечество расселилось по многочисленным звездным системам.
Согласно лору, в 2150-м году магнитное поле и атмосфера Земли стали исчезать. Это потребовало, за 50 лет, организовать эвакуацию людей и активно колонизировать другие планеты. Этим занимались образовавшиеся Объединенные Колонии. Ведь как раз к этому времени появился грави-привод, позволяющий прыгать на множество световых лет мгновенно.
Они делают своей столицей Нью Атлантис на планете Джемисон в системе Альфа-Центавры. Вскоре Объединенные Колонии издают Прокламацию Центавра, обеспечивающую официальное заселение других миров и создание суверенных фракций. Так со временем возникает Содружество Свободных Звезд на планете Акила (со столицей в одноименном городе) в системе Шайенн и Дом Ва’Руун (со столицей Дазра на планете Ва’руун’кай в системе Кавник). Различные корпорации, пользуясь Прокламацией Центавра, основывают свои планеты-колонии (Парадизо с курортом и город Неон на планете Волий). Также множество аванпостов и станций открывают коллективы обобщенно называясь Лигой Независимых Поселений. И возникают банды творящие беззаконие, грабежи, разбой и сквоттинг обобщенно называемые спейсеры.
В дальнейшем между Объединенными Колониями и Содружеством Свободных звезд вспыхивает Нарионская Война, из-за территориального спора об одноименной планете звездой системы. По итогу кровопролитной войны эти межпланетные государства впредь не должны включать свыше 3 звездных систем.
Следом за этой войной Дом Ва’Руун вторгается в Освоенные системы Крестовым Походом. «Неверующие» (с точки зрения Дома Ва’Руун) уничтожаются, что опустошает планеты и станции. Вскоре Крестовый Поход отброшен объединенными действиями Колоний и Содружества, и на фоне смерти лидера Дома Ва’Руун, фракция предлагает мир и налаживает взаимовыгодное сосуществование, постепенно всё же изолируясь от Освоенных систем. Фанатики Дома Ва’Руун (т.н. зилоты) продолжают набеги на Освоенные системы.
В это же время из планетарной тюрьмы Суворов сбегают заключенные и объединяются в пиратскую группировку Багровый Флот, начиная терроризировать корабли и станции.
Спустя 60 лет между Объединенными Колониями и Содружеством Свободных звезд вспыхивает Война Колоний. В ходе которой используются мехи и ксено-животные в качестве оружия. После сражения в системе Шайенн, когда все жители Содружества имеющие космические корабли выходят в бой вместе с военным флотом Свободных Звезд, военный флот Объединенный Колоний терпит поражение. Война заканчивается Перемирием, которое объявляет тяжелое вооружение и ксено-оружие вне закона.
И вот спустя пару десятилетий, начинается действие игры.
Мы играем за создаваемого в редакторе персонажа (стоит отметить что отсутствие предустановленных персонажей как в Larian или Interplay это характерно для игр Bethedsa) который является наёмным шахтёром.
нашедшим Артефакт – металлический изогнутый предмет,
который нас заставляют доставить в «Созвездие» - сообщество ученых и исследователей Дальнего Космоса.
И так начинаются приключения. Которые стоит рассмотреть.
Аспекты.
Первоначально отмечу, что лором объясняется значительно скромные и малолюдные города, множество заброшенных аванпостов и баз на многочисленных спутниках и планетах (по сути данжей), засилие там врагов-спейсеров, отсутствие в игре боевой техники, по три звездные системы на ключевые фракции. Также повествованием объясняется магия – Сила Храмов - которую видимо Bethedsa лень было вырезать из движка.
На удивление многие силы можно было видеть в TES.
Геймплейно игра представляет собой типичную игру Bethedsa. И это затягивает! Если вы были в восторге от своей первой TES (Morrowind или Oblivion (как я), а может Skyrim) и запоем проходили её; Если вы погружались и часами напролёт рыскали по Пустоши в Fallout 3 и тем более в 4 (а может даже в 76)) – то вы всё прекрасно узнаете! Это всё та же геймплейная петля, тот же кор-геймплей!
Это всё те же анимации с видом от первого лица и третьего лица, механики взлома и скрытности, стрельба. Стрельба стала приятнее.
Механика взлома простая - надо выбрать подходящие блоки, которые надо вставить в прорези колец друг в друге.
Лицевая анимация квестовых персонажей и торговцев гораздо лучше, чем в предыдущих играх студии.
Игровое пространство также представлено помещениями разной степени масштабности из которых мы переходим в другие с загрузкой. Странно лишь, что некоторые торговцы находятся в большом помещении и взаимодействие с ними не требует загрузки, а другие в своих помещениях. Так что постоянные загрузки это следствие игрового движка.
К игре прикручен режим космического сражения: где управляем нашим космическим кораблем, который можно оснащать и конфигурировать на стартовых площадках
В игре всё также на месте: клей – самый ценный ресурс. Есть Когти Смерти – тут это Террорморфы. Есть такие же фракции со своими квестовыми сюжетными линиями. На каждом из ключевых поселений: Нью Атлантис, Акила, Неон, Кидония есть десятки доп-квестов прописанных «вручную», с развилками в методе прохождения (как обычно – прокрасться, украсть, убедить, заплатить, атаковать) и моральным выбором в конце (солгать, сказать правду, либо прикрыть того или этого). Есть ещё увлекательная квестовая цепочка на той же планете Парадизо, с внезапным кораблем колонистов из прошлого. Или не уступающая по продолжительности фракционным квестам, квестовая цепочка на Харибде с экспериментом Горнило.
В рамках квестов игра впечатляет. Вместе со своей графикой, музыкой (которая местами напоминает саундтреки Star Wars всё же), стрельбой, РПГ-элементами.
Тебе действительно нравится прокачиваться, апгрейдить оружие и снаряжение, выполнять миссии, убеждать и разговаривать с npc, складировать шмот или вешать его на манекены в пентхаусе, летать от звезды к звезде, бывать на различных планетах (как лишенных атмосферы, так и с ксено-жизнью), стрелять своими прокаченными винтовками.
В игре увлекательно выполнять квесты – есть целая ветка стелс-заданий по сюжету корпорации Рюдзин (аля-гильдия Воров), ветка заданий с зачистками и перестрелками по сюжету Рейнджеров Содружества (аля-гильдия Бойцов), ветка с космическими сражениями и мародерством по сюжету Багрового Флота (и одновременно Флота Объединенных Колоний) (аля-Гильдия Убийц), ветка квестов с поиском и сражениями с Террорморфами за Объединенные Колонии (точнее Авангард) (с их неожиданным поворотом и возможностью всё замять). И к сожалению один квест за Альянс Следопытов (прийти в который притом тебе говорит каждый следопыт в поселениях!).
В дальнейшем волен выполнять уже процедурно генерируемые задания, которые могут давать npc организации или брать на электронном табло этой организации.
В игре оригинальная система прокачки которая является переработанной прокачкой из последних игр Bethedsa. Есть навыки, которые дают активное умение либо пассивный бонус, а очко прокачки позволяет увеличивать уровень навыка, но лишь после выполнения задания, по использованию относящегося к навыку действия (убийства врагов скрытно, взлома замков, убийства определенным видом оружия, создания модификаций для определенного лута и т.д.). Всего уровня у каждого навыка 4. Определенное количество открытых навыков в строке, позволяет открыть ниже расположенные навыки. Всего 5 типов навыков (физические, социальные, боевые, научные и технические)
В игре есть модификация снаряжения (скафандра, ранца и шлема) и модификация оружия.
И Bethesda не была бы собой, не закрыв это ещё одним уровнем прокачки: исследованием проектов на научном стенде. Притом для начала "исследования проекта" (точнее загрузки необходимых ресурсов) надо прокачать соответствующий ранг научного навыка:
Ресурсы требуются постоянно. Хорошо, что их всегда можно купить). Модификация делается на станках, которые надо построить (либо на корабле, либо в купленной квартире). Также они располагаются в определенных местах ключевых поселений (ещё в подвале Ложи и я встречал на Ключе - базе Багрового Флота).
Также есть создание медикаментов, создание сложных (промышленных) ресурсов – что делается на своих станках. И приготовление пищи.
В игре присутствует подобие иммерсив системы повреждений, которые надо лечить соответствующим медикаментом, что идентифицируется специальным знаком рядом с описанием
Ещё в игре можно строить аванпосты, но наученный дополнительными часами в Fallout4 я этим не занимался.
Как вы поняли, игра представляет собой типичный The Elder Scrolls Fallout в космосе, с космическими сражениями (довольно трудными против превышающих по уровню противников) и новым, захватывающим, цепляющим сеттингом межзвездного будущего Человечества (как назвала его Bethedsa – NASA-punk).
Это пауэр-фэнтези, где ты главный герой и спаситель, движущая сила, без которой ничего не решается. Классика Bethesda))
Но, не смотря на всю увлекательность и залипательность, игра имеет свои особенности, которые постоянно бросаются в голову и режут восприятие.
Особенности.
Хочется начать с того, что магия игр серии TES и Fallout (от Bethesda) была в том, что карта была конечная и подавляющее большинство квестов было прописано. И по идее Bethesda надо было ограничиться мирами с ручными квестами. Однако, если бы 1000 планет не было, то вышло бы The Outer Worlds 2 (мы бы прыгали между Сол, Шайен, Альфа Центаврой, Волий и ещё дюжиной системам с точками высадки по квесту), и все бы тогда удивлялись – «как так перемещаемся между звездными системами, но только определенными, никуда больше высадится не можем!» и т.д.
Поэтому Bethesda была вынуждена сделать как сделала. По сути, все механики и решения уже были в предыдущих играх: строительство, крафт, поселения. С другой стороны, они могли всё сделать в рамках одной Солнечной системы (аля сюжетка Call of Duty Infinity Warfare) - но опять получается подобие The Outer Worlds.
И здесь можно предположить причину внедрения этой 1000 планет. Это желание создать «Magnum opus»! Bethesda захотела утереть нос Cloud Imperium Games и Hello Games. Поэтому они просто внедрили систему генерации ландшафта и квестов на их поверхности. Что тоже уже существует.
И тогда сразу проводятся параллели с No Man’s Sky, в первую очередь: финал и цель игры – это перемещение в новую Вселенную с формированием режима НГ+.
В Starfield также наличествует сбор ресурсов (есть резак), есть сканирование животных и растений (есть механика сканера).
Только флоры и фауны гораздо меньше, так что приходится по 7-8 раз сканировать одних и тех же однообразных насекомоподобных существ. И однообразные растения. За всё время игры, я лишь пару раз находил звероящеров или рептилиеподобных инопланетян. Есть опять же строительство аванпостов.
Этот закос под No Man’s Sky (со сканированием, процедурно-генерируемой картой с кучей заброшенных баз и пещер, с одними и теми же точками посадки на планету – аванпостами, с этими бессмысленными планетарными системами заполненными пустыми безатмосферными голыми планетами, где даже нет никаких точек интереса, а карта высадки нагенерирует пещер и кратеров)
ВСЕ ЭТО ИГРЕ МЕШАЕТ. Это для Starfield минус.
По факту в игре открытый мир лишь декорация. Игра завязана буквально на 4 планетах (и их локациях) - Нью Атлантис, Акила-Сити, Неон, Кидония. Что роднит Starfield с the Outer Worlds!
Эта условная 1000 планет действительно была ошибкой из-за их одинаковости.
Возьмём No Man's Sky - там, в зависимости от цвета звезды окрашивается пространства звездной системы и при приземлении даже сквозь атмосферу виден цвет звезды. А в Starfield - нет. Даже если встречаются системы гигантских звезд (красных, голубых) то в космосе всё блекло-голубого оттенка, как в обычных спецэффектах "фильма о космосе"! Если я вижу огромную красную, фиолетовую, голубую звезду - будьте добры отобразить мне её в иллюминаторе и на поверхности (хотя бы без атмосферных планет\спутников) граждане Разработчики!
Сделали бы тогда стилизованную планетарную схему без звезды. Потому что её природа роли не играет совсем.
Также и планеты. В NMS в зависимости от их типа (и расположения к звезде) там может быть лава, лед, моря и т.д.). В Starfield - нет. Читаешь в описании после сканирования "экстремальная температура", а видишь каменистую красноватую равнину аля-Луна.
Видишь текст в кружочке кислорода и времени суток (часов короче) "Коррозионные дожди" - а видишь равнину аля-Камчатка.
На части планет в каждой системе стоят аванпосты (промышленный, гражданский или научный) абсолютно рандомно! Научный на планете с атмосферой, без фауны и флоры, гражданский на мертвой каменюке, промышленный на ледяном мире и т.д. И всякие заброшенные или автоматизированные предприятия. Так мало того, все ещё и нагенерируется на карте после высадки (заброшенные аванпосты, станции, пещеры).
Это хуже вопросиков на Скеллиге или точек интереса Ассассин Крид!!
Это бессмысленный контент. И не качественный.
Вне квестов играть не интересно: спуститься на аванпост, где в очередной раз попросят убить за 1000 метров несколько ксено-животных в пещере (хотя буквально за оградой таких же стаи) или привести из пещеры минералов или пропавшего шахтёра или разобраться с соседними спейсерами… Исследовать заброшенные предприятия, которые уже генерируются бесконечно пока едешь по карте – просто бессмысленно.
Там даже не пытаются в оформление. Чего стоит это описание квеста
Впрочем отмечу что и такие вставки по квесту главного сюжета меня тоже рассмешили. Даже не сделали условной анимации у стенки.
Так что главной особенностью игры является её Халтура.
То что должно было стать фичей игры – стало её бичом!
Потому что No Man’s Sky это выживалка. Там нет рпг составляющей, там нет постановочных квестов, там совсем другая игровая логика. У тебя есть миллионы звезд, где каждая с кучей планет, на одной из которых точно будут свои аванпосты и станции. Но они все градуированы экономическим укладом, типом звезды. И планеты там делятся по атмосферным и климатическим критериям, что определяет ресурсы и артефакты. А для Starfield этого не удосужились сделать. И оно там и не нужно. Но красочности и зрелищности не хватило. Даже планеты в CoD Infinity Warfare были интереснее, чем тут – метановые реки, лавовые потоки.
Итог.
Starfield - это игра для фанатов. В первую очередь поклонников игр Bethesda. В игре всё тоже, всё также - но уже другой сеттинг, другая атмосфера.
А также поклонников космоса. Реалистичного, пустого и почти настоящего.
И всё это классно.