Старый знакомый — обзор Fallout: New California
Лучший подарок к восьмилетию New Vegas.
Пока Bethesda создаёт игру-сервис без полноценной одиночной кампании, группа энтузиастов из Radian-Helix Media своими силами выпускает масштабный мод для Fallout: New Vegas. Несмотря на небольшую команду и скромный бюджет, New California получилась вполне себе полноценной главой в серии. Играется она почти так же, как New Vegas, и по объёму и качеству не уступает крупным DLC вроде Old World Blues или Dead Money.
Так что у этого мода есть отличные шансы встать в один ряд с приключениями Курьера по пустоши Мохаве.
Новая история в Новой Калифорнии
New California, изначально известная под названием Project Brazil, разрабатывалась больше семи лет, и по большей части одним человеком — Бренданом Ли. Вместе с Radian-Helix Media он привлекал друзей и знакомых для помощи в развитии проекта, и в 2013 году выпустил первую бета-версию мода. В ней игроки могли пройти начальную главу в Убежище 18.
К восьмилетию Fallout: New Vegas модификация, наконец, вышла, и масштабы проделанной работы действительно поражают. Место действия — окрестности Сан-Бернардино — по размеру составляет две трети от площади пустоши Мохаве. Большинство диалогов озвучено профессиональными актёрами, а красивые и сложные катсцены выжимают все соки из устаревшего движка. В первые часы кажется, что играешь не в фанатскую модификацию, а в полноценную номерную часть Fallout.
Сюжет мода разворачивается на окраине Новой Калифорнийской Республики за 20 лет до начала New Vegas и тесно связан со всей серией Fallout. Главный герой — житель Убежища 18 и игрок в волт-болл, который, в зависимости от выбора в самом начале игры, становится либо грубым перекаченным громилой, либо хилым гиком-учёным. Варианта всего два, и это решение значительно влияет на всё дальнейшее прохождение. В редакторе персонажа можно попробовать из громилы сделать гения, конечно, или из интеллектуала — жестокого убийцу, но смысла и пользы в этом мало. Так что к самому первому выбору стоит подходить с умом.
Оказавшись втянутым в конфликт, который разгорелся ещё до рождения героя, он покидает Убежище и встаёт на сторону одной из шести фракций: Анклава, НКР, мафии из Нью-Рино, Ши, рейдеров или супермутантов. Каждая из них имеет собственную сюжетную линию с уникальной концовкой.
В этом прелесть Новой Калифорнии: как первые две части Fallout и New Vegas, она не делит мир строго на зло и добро, плохих и хороших. Вместо этого в моде от Radian-Helix Media каждая фракция имеет логичную мотивацию. Будь-то рейдеры, которые просто хотят сохранить свою индивидуальность, или НКР, которая силой насаждает цивилизацию — New California не вешает ярлыки и позволяет игроку самому решить, на чью сторону встать.
Главная же интрига сюжета — проект «Бразилия», секретная довоенная разработка, за которой гоняются все стороны конфликта. Суть и значение этого проекта игроку и предстоит выяснить.
Вопрос выбора фракции в моём случае даже не стоял: я люблю НКР ещё с первых частей Fallout. Но началась моя история, увы, не с поиска «Бразилии», а с восстановления подачи воды в небольшой городок. Оказалось, прорвало трубу на очистительной установке. Так что я, как хилый ботаник, закинувший все очки в интеллект и ремонт, просто пошёл на другой конец карты и починил её.
Но был и другой вариант — можно наполнить бочки очищенной водой и самому дотащить их до городка. Только вот много на себе не унесёшь, так что это заняло бы около получаса реального времени. Слушать расслабляющий джаз, с черепашьей скоростью двигаясь по пустошам — это ли не романтика постапокалипсиса?
Эти полчаса могут стать самыми скучными, бесполезными и странными в вашем игровом опыте, но тем New California и хороша — она даёт выбор. Ставит цель, а средства выбираешь ты сам.
Чтобы не скучать в жаркой калифорнийской пустыне, лучше путешествовать вместе с напарниками. Их много — у каждой фракции есть герои, которые захотят составить беглецу из Убежища компанию. Благо количество на качестве не сказывается: напарники — не просто ходячие куклы, которые могут лишь помогать в стрельбе и таскать снаряжение. Каждый из них — хорошо прописанный персонаж, который не стесняется комментировать события и давать оценку действиям игрока.
Моим спутником стал полудикарь по имени Бен из Нового Вегаса. Он измазывает броню кровью поверженных врагов, а бюрократов из НКР не переносит на дух. Бродя со мной по республиканскому лагерю, Бен то и дело предлагал мне подсыпать яд из жала радскорпиона жителям в еду. Или вырезать гарнизон, когда солдаты пойдут спать. Но мы вроде бы сошлись на том, что резать будем только плохих парней.
Такая детальная проработка касается не только напарников, но и сюжетных персонажей в целом.
Как насчёт охотницы за головами, обезображенной ВРЭ наёмницы-оборотня? Или умного супермутанта, который любит длинные философские монологи, рассуждает про смысл жизни и мечтает превратить всех людей в себе подобных? Более того, он потерял свои ноги в бою и потому шагает в огромной силовой броне (прямо как Фрэнк Хорриган) — прелесть, а не персонаж.
Концовки, по одной на каждую фракцию, тоже определённо удались. Финальная часть мода вообще получилась неожиданно грандиозной: с огромными битвами на 40 человек. Причём, создатели решили мягко связать события Project Brazil и New Vegas, так что в конце вас ждёт интересный твист.
Проблемы. Проблемы никогда не меняются
New California очень не хочется ругать, но всё-таки придётся. Одна из основных проблем мода — огромная карта. На первый взгляд она выглядит амбициозно, но за этим скрывается скудное наполнение.
Мир игры слишком большой, и в этом его проблема. Вся «жизнь» сосредоточена в пяти-шести хабах основных фракций, а между ними — серая и скучная пустыня, в то время как в New Vegas интересные локации были на расстоянии пяти минут ходьбы в любую сторону. Чувствуется недостаток дополнительного контента и случайных встреч, из-за чего мир вне основных квестов выглядит неживым и блёклым.
Геймплейно Fallout: New California также не предлагает ничего нового. Стрельба деревянная, попадания не чувствуются, искусственный интеллект не знает о существовании укрытий и не пользуется хоть какой-то тактикой. Версия движка не менялась с выхода Fallout 3 и устарела ещё в 2010 году, с выходом New Vegas.
Сейчас же, без графических и геймплейных модов, местные пейзажи и перестрелки не вызывают никаких эмоций. Создатели сэкономили время, используя уже имеющиеся ассеты окружения, однако во всём внешнем виде игрового мира и в геймплее в целом из-за этого чувствуется вторичность.
С повествованием всё тоже не так хорошо, как хотелось бы. По мере прохождения возникают две проблемы: несоответствие лору Fallout и низкое качество финальных глав.
По непонятным причинам то тут то там появляются неприятные противоречия с событиями других игр серии. Например, представители Ши говорят на японском языке, хотя в Fallout 2 они были потомками экипажа китайской подводной лодки «Шихуань-ди», осевшими в Сан-Франциско. Некоторые же каноничные события изменяются или игнорируются в угоду повествованию.
Слегка сглаживает проблему то, что разработчики сами это осознают и шутят над собой.
У второй проблемы, в отличие от первой, есть явная причина. Начальные главы New California (Убежище 18 и небольшая территория над ним) были выпущены ещё в 2013 году в качестве альфы. С тех пор они постоянно дополнялись и улучшались — и на момент релиза получились самыми проработанными. С огромным вниманием к деталям, отсылками к предыдущим частям, кучей необязательных активностей и почти без багов.
Но чем дальше идёт повествование, тем беднее становится окружающий мир, тем менее отшлифованным кажется сюжет. Финальные главы за некоторые фракции местами забагованы, а и вариативности в них не хватает.
Видимо, так на качестве сказалась спешка. Очень уж хотели разработчики выйти в релиз к восьмилетию Fallout: New Vegas. Им это удалось — но какой ценой. С другой стороны, статус беты 2.0 даёт надежду, что контент добавят, а большинство проблем решат в ближайшем будущем.
Из-за спешки страдает и техническая реализация. Игра периодически крашится, квесты не активируются, а персонажи проваливаются «в текстуры». К чести разработчиков стоит сказать, что и номерные части серии были полны багов в момент выхода. К тому же у авторов мода не было огромной команды тестеров, которая бы выловила все критичные ошибки. Так что игрокам просто советуют нажимать F5 почаще и использовать разные слоты для сохранений.
Но главное испытание на пути в Новую Калифорнию — процесс установки.
Модификацию можно скачать на moddb, там же есть большой гайд по её запуску. Русификация лежит здесь. Для игры потребуется официальная (на пиратке работа не гарантируется) версия игры — и уже здесь могут начаться проблемы. Моя стимовская версия Fallout: New Vegas не запускалась из-за сложных отношений с Windows 10, затем выяснилось, что Bethesda не обновила версию New Vegas в Steam под 4GB оперативной памяти (у GOG-версии таких проблем нет). Для решения этих проблем пришлось долго копаться в сети.
Из-за малейшей ошибки на любом этапе установки всё перестанет работать. Боюсь, для кого-то эти заморочки могут стать причиной оставить путешествие по Новой Калифорнии на потом.
Но посетить её стоит несмотря ни на что.
Fallout: New California — как старый приятель: с знакомыми и любимыми сердцем достоинствами, и с ворохом недостатков, которые так и не исправились со временем. Эта игра для тех, кто соскучился по классическим приключениям, с проработанными сеттингом, персонажами и сюжетом, а не как в Fallout 4 с засильем экшена и низкой вариативностью в диалогах.
Пускай New California не такая изобретательная и захватывающая, как New Vegas, но она сохраняет дух серии лучше и показывает постъядерный мир честнее, чем все последующие попытки Bethesda. За исключением, возможно, Far Harbor.
Поэтому ни скудная техническая реализация, ни старый движок, ни сложности в установке не должны помешать фанатам погрузиться в пусть и фанатскую, но полноценную главу Fallout. В мир, где война никогда не меняется.