Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Пришло время снова поговорить о спин-оффах и величии.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Да, у Ace Attorney есть еще один спин-офф, помимо того самого. В англоязычных странах он громоздко называется Ace Attorney Investigations: Miles Edgeworth, а в оригинале просто Gyakuten Kenji (Поворотный Прокурор).

И тоже в двух частях. Только в отличие от The Great Ace Attorney, Investigations — это две самостоятельные игры, связанные некоторыми персонажами и сюжетными деталями. И эти игры — одни из лучших в серии, и точно мои любимые. В первую очередь я, конечно, об Investigations 2, которая меня просто поразила, но и к первой части я тоже отношусь с большой любовью.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Именно о том, что сделало эту дилогию такой замечательной, я сегодня хочу рассказать. Спойлеры буду прятать, поэтому текст можно читать как тизер. Если кто-то из уважаемых читателей заинтересуется и захочет поиграть, я буду считать свою задачу выполненной. Обновленная версия дилогии вышла 6 сентября, в том числе и в Steam, так что поиграть теперь легче и удобнее, чем когда-либо.

Но для начала.

О чем вообще эти игры

Скриншот из аниме-экранизации
Скриншот из аниме-экранизации

В очередной раз рассказывать об основной серии я не буду: я уже делал это здесь и немного здесь. Скажу только, что главный герой там— адвокат с золотым сердцем Феникс Райт. У него есть заклятый друг: это когда персонажи вроде бы близкие друзья, но при любом удобном случае устраивают битву не на жизнь, а на смерть. Как Кирю и Мадзима из Like a Dragon или, в каком-то смысле, как Данте и Вергилий из Devil May Cry. Можете накидать еще пару примеров в комментариях, я такое люблю.

Эти двое тоже, наверное, подходят
Эти двое тоже, наверное, подходят

Друга зовут Майлз Эджворт. И он, как водится, противоположность Феникса — суровый, закрытый и стремящийся к совершенству, по крайней мере, в начале своего пути. И конечно, под этим фасадом тоже скрывается золотое сердце.

Люди любят таких персонажей, и люди любят Майлза. В 2021 году журнал Famitsu провел опрос о любимых персонажах серии, и Майлз оказался на первом месте, опередив даже Феникса на втором. Поэтому неудивительно, что именно Майлз получил отдельную игру.

Вряд ли я когда-нибудь смогу понять 194 голоса за Кадзуму Асоги, но таково уж мнение японских фанатов
Вряд ли я когда-нибудь смогу понять 194 голоса за Кадзуму Асоги, но таково уж мнение японских фанатов

Хотя изначально геймдиректор Такеси Ямадзаки (Takeshi Yamazaki) хотел сделать игру про детектива-криминалиста Эму Скай, продюссер Мотохиде Эсиро настоял на том, что главным героем ответвления должен быть более популярный Эджворт. В опросе Famitsu Эма не попала в первую пятерку ни в одной из категорий. Очень, кстати, жаль.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Так Эма уступила место Майлзу, но следы изначального концепта остались. Например, у Эмы должны были быть очки, позволяющие воссоздать место преступления, каким оно было в прошлом. У Эджворта тоже появляется такое устройство, хотя и не совсем у него.

Самый же важный след, который Эма оставила в Investigations — это отсутствие судебных баталий из оригинальных Ace Attorney. Вообще-то Майлз — прокурор, поэтому до этого мы чаще всего видели его в зале суда. В Investigations же он почти все время проводит на местах преступлений (хотя один раз им все-таки является суд).

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Любителям перекрестных допросов, впрочем, волноваться не о чем — основное геймплейное развлечение серии здесь тоже есть. Теперь риторические противостояния происходят сразу на месте, но основа та же: нашел противоречие, выбрал улику, смотришь как с убийцы слетает парик. Классика.

И все же Investigations ощущаются по-своему. Во многом это заслуга упомянутого Такеси Ямадзаки, который руководил разработкой обеих игр. Ямадзаки пришел в Capcom сразу после выхода Trials and Tribulations и до Investigations успел поработать над переизданием оригинальной трилогии для Nintendo DS и над Apollo Justice: Ace Attorney. Ответвление про Майлза Эджворта стало первой игрой, над которой Ямадзаки работал в качестве геймдиректора. В последствие Ямадзаки стал руководить разработкой основных частей серии: Dual Destinies и Spirit of Justice.

Такеси Ямадзаки (справа) и продюссер Мотохиде Эсиро (слева)
Такеси Ямадзаки (справа) и продюссер Мотохиде Эсиро (слева)

Главным художником дилогии был Тацуро Ивамото (Tatsuro Iwamoto), работавший над серией с самой первой игры. Поэтому если вам нравится визуальный стиль оригинальной трилогии, то и Investigations вас не разочаруют. Хотя новшества тут тоже есть: например, перемещение по местам преступлений теперь происходит не от первого лица, и за пределами диалогов Майлз теперь пиксельный, вот такой:

Музыку в обоих случаях писал Нориюки Ивадаре (Noriyuki Iwadare), совместно с другими композиторами. Ивадаре выделяется тем, что до этого работал над Trials and Tribulations, поэтому если вы можете напеть The Fragrance of Dark Coffee или тему Маски деМаска, то сами понимаете. Чья музыкальная тема впечатлила меня больше всего я расскажу в связи с одним из достоинств.

Достоинство 1: Сюжетная структура

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Основной сюжет — не самый главный элемент в Ace Attorney. Первые игры несильно на него полагались, а в одной из них его вообще не было.

В тексте про TGAA я называл акцент на основной сюжет одним из недостатков, но вообще-то я ничего против не имею. Просто там это, на мой взгляд, не работало. Чтобы добраться до хоть каких-то ответов на сюжетные вопросы требовалось провести в медленной многочасовой игре не один вечер — я бы не назвал это очень удачной структурой сюжета.

The Great Ace Attorney — мой личный заклятый друг
The Great Ace Attorney — мой личный заклятый друг

В то же время, все противники Майлза в первой Investigations — члены международной организации контрабандистов, и каждый арестованный злодей на шаг приближает нас к загадочному лидеру. При этом противостояние с каждым предлагает задачку, интересную и саму по себе. На всякий случай: в некоторых делах в TGAA злодея не было вообще.

Проблемы у сюжетной структуры здесь тоже есть. Например, запутанная хронология. В драматургических целях дела располагаются не совсем по порядку, в результате чего второе дело происходит до первого, третье — между первым и вторым, а пятое — после первого. А четвертое — вообще до событий оригинальной трилогии.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Во второй игре — тоже единая история, но рассказана она поинтереснее. Поначалу кажется, что эпизоды почти никак не связаны между собой — небольшие ниточки для финала остаются, но не больше, чем обычно. В финале же оказывается, что связь между событиями была намного более плотная, чем можно было подумать — как и должно быть в хорошем детективе.

При этом с накалом страстей в отдельных эпизодах игра совсем не мелочится. Уже в первом деле Майлзу предстоит раскрыть покушение на крупного, во всех смыслах, иностранного политика. Во втором — балансировать на грани потери прокурорского значка. А что в третьем! А в четвертом! А там уже и финал.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Так что, если вам было бы интересно увидеть единую историю в Ace Attorney, которая значительно проявляется не только в первом и последнем деле, Investigations обязательно стоит попробовать.

Достоинство 2: Расширение географии

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

События оригинальных игр, написанных Сю Такуми, происходили, как правило, в пределах одной страны — Японии или США, в зависимости от локализации. В первой части персонажи даже за город не выезжают. И в этом нет ничего плохого — большинство приключений Шерлока Холмса тоже происходят в Лондоне и окрестностях.

Но чем дальше Такуми находился от руководства разработкой, тем сильнее обогащалась география Ace Attorney. В итоге, в Spirit of Justice половина событий и даже финальная схватка происходят в вымышленном государстве Кура’ин.

Phoenix Wright: Ace Attorney - Spirit of Justice
Phoenix Wright: Ace Attorney - Spirit of Justice

Технически этот путь начался до Investigations — уже в Apollo Justice: Ace Attorney одно из дел было связано с европейской страной Борджинией (тоже вымышленной). Но самые крупные шаги в эту сторону сделали именно первые приключения Эджворта.

Паутина международных контрабандистов достала и до той самой Борджинии, и до разделенной Кохдопии, и до Земли Феникса — Республики Чжен Фа. Посетить эти страны, к сожалению, не получится (ПОЧТИ), но их культурные особенности часто будут важны в расследованиях. Когда вспоминаешь первую Investigations, на ум приходит слово «экстерриториальный», не правда ли?

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Кому-то больше нравится подобное географическое богатство, а кому-то — «локальный» подход Сю Такуми. Я отношусь скорее ко вторым. Однако разнообразие подходов в рамках одной серии — это для меня безусловное достоинство.

Достоинство 3: Геймплейная структура

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Начать придется издалека. В квестах прошлого, типа Full Throttle или «Петьки и Василия Ивановича», основной проблемой часто становится вопрос: «Куда идти и что делать?». В расследованиях первых частей Ace Attorney такая проблема тоже возникала, хотя там с этим было гораздо проще.

Чем дальше развивались игры, тем дружелюбнее к пользователю они становились: в той же TGAA уже есть и четкие указания на локацию, в которую нужно идти, а в недавней Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy есть полноценный журнал заданий.

Phoenix Wright: Ace Attorney - Dual Destinies
Phoenix Wright: Ace Attorney - Dual Destinies

Утомительные поиски части экрана, на которую нужно нажать (известные также как «пиксель-хантинг») можно и вовсе пропустить через «Режим истории», который есть в обеих играх. Да даже если не пропускать, пиксель-хантинг там очень щадящий. Застрять на два часа, не найдя на экране крышечку топливного бака, вряд ли получится.

Вот только, когда проблемы с навигацией и пиксель-хантингом были решены, возникла новая проблема — расследования стали попросту слишком скучными. Ты идешь в помеченную локацию, там нажимаешь на персонажа, прожимаешь четыре реплики, переходишь в другую помеченную локацию, «протыкиваешь» все места до появления диалога — и так несколько часов подряд. В лучшем случае можно показать кому-нибудь улику, изредка попадаются мини-игры — а на этом все.

Phoenix Wright: Ace Attorney - Dual Destinies
Phoenix Wright: Ace Attorney - Dual Destinies

Я ничего не имею против классических визуальных новелл, где весь геймплей — это чтение и выбор из двух вариантов ответа раз в пару часов (а в некоторых даже и вариантов нет). Но ведь в Ace Attorney есть геймплей, и увлекательный. Просто он находится в залах суда, где экшн, противостояние, полоска здоровья, и вообще все интересное.

Да, «любишь кататься, люби и саночки возить», и чтобы получить удовольствие от жонглирования доказательствами на суде, надо сначала эти доказательства собрать. Просто в некоторых играх фаза расследований для меня становилась воплощенной монотонностью, и приходилось ее терпеть.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

«Протыкивание» в Investigations тоже есть — оно немного разбавлено мини-играми, но такое было и раньше. А вот чего в Investigations нет, так это фазы суда. Собранные улики мы применяем сразу же: осмотрели место и прямо тут же вступили в риторическое противостояние с подозреваемым. Четкого деления на главы с «катанием» и с «перемещением саночек» тут нет, поэтому геймплей распределен более равномерно. Вероятно, это тоже дело вкуса, но для меня такая структура стала самым настоящим достоинством.

Достоинство 4: Логические шахматы

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Базовая формула судебных баталий, придуманная Сю Такуми для самой первой игры, была, я думаю, гениальна — иначе она бы не просуществовала столько лет почти без изменений. И не переехала бы в другие игры, типа Danganronpa. Но вот что касается новых геймплейных элементов, то с ними всегда было непросто.

«Душевные замки» Феникса вносили разнообразие в расследования, но в изначальном виде еще и немного путали, потому что с ними показать улику персонажу можно двумя разными способами. «Наблюдательность» Аполло — упражнение на тот самый «пиксель-хантинг», и в чем здесь веселье, я совсем не понимаю. «Матрица настроения» Афины — интересная штука, но Афина применяет ее только в зале суда, где и так есть чем заняться. А еще есть «Танец дедукции» Шерлока Холмса — эх, TGAA моя, TGAA.

Майлз умеет сразу несколько похожих вещей. Например, он может применять улики к объектам окружения с криком: «Эврика!». К счастью, только в установленных местах, поэтому ходить и применять «все на все», как в классических квестах, не придется. Еще он умеет объединять факты друг с другом, и получать из них новую информацию. Не то что бы это все делает процесс гораздо веселее, только добавляет небольшое разнообразие.

Но вот в Investigations 2 Майлз получил возможность играть с окружающими в «Мысленные Шахматы». По сути, это форма риторического противостояния, но с другими правилами. Применять улики из своего списка нельзя, но можно выуживать из собеседника новые, выбирая правильные варианты ответа в зависимости от реакции оппонента и имеющейся информации. Время на прохождение ограничено, и за неправильно выбранный вариант несколько секунд еще и отнимают.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Я чувствую, что сейчас многие из дорогих читателей напряглись, игры с таймером любят далеко не все. Если бы вы знали, как не люблю их я! Но в данном случае этот таймер ну очень уж аккуратно сбалансирован: времени почти всегда в достатке, за выбор верных вариантов его полностью восстанавливают, а в случае поражения игра не заканчиваются, просто от общего запаса здоровья отщипывают маленький кусок.

Звучит это все, наверное, не так уж и привлекательно, но так бывает, когда описываешь игровой процесс словами. Попробуйте сами! Для меня эта мини-игра стала скорее всего лучшим геймплейным нововведением за десять игр серии (я еще не прошел только кроссовер с Профессором Лейтоном, но и его час настанет).

Достоинство 5: Напарники

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Сразу хочу сказать игре спасибо за возможность расследовать преступления бок о бок с Диком Гамшу и Франциской фон Кармой. Я очень люблю этих персонажей, и не совсем понимаю их исчезновение после оригинальной трилогии. Желание рассказать новые истории о новых героях — хорошее и правильное, но к Фениксу и Майлзу мы все равно постоянно возвращаемся.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Новые напарники тоже получились отлично. Больше всего экранного времени среди них получила Кей Фарадей. С одной стороны, конечно, молодая веселая девушка-напарник — какая там уже по счету? С другой стороны, Кей — более энергичная и инициативная, чем Майя или Трюси, а профессия у нее не менее любопытная. Кроме того, сам Майлз более серьезный и закрытый человек, чем Феникс или Аполло, поэтому контраст между характерами становится еще ярче.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

А еще Кей, по сути — эмоциональный центр первой игры. В Investigations 2 она уже уходит на второй план, и остается в роли веселой напарницы, но даже там с ней связан мощный эмоциональный момент. Могу предложить вам вспомнить сцену допроса Адриан Эндрюс из Justice for All, где Эджворт показывает, насколько циничным он может быть. Представьте ту же сцену, только наоборот, потому что Майлз с тех пор очень изменился — вот примерно такой момент связан с Кей в Investigations 2.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Ну и еще у нее очень цепляющая музыкальная тема. Каждый раз, когда я слышу это вступление, я не могу удержаться от того, чтобы качать головой в такт. Может быть, это мой любимый элемент саундтрека обеих частей, хотя конкуренция там очень плотная.

Кроме Кей в игре есть и три мужских персонажа, которых хотелось бы выделить и похвалить. Во-первых, это харизматичный агент Интерпола Ши-Лонг Ланг — бескомпромиссный и строгий, но честный человек-волк. «Волчьи цитаты» в его исполнении, кстати, будут, и не раз. Живое доказательство того, что Майлз Эджворт умеет заводить новых заклятых друзей.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Во-вторых, это, возможно, один из самых милых и приятных людей за всю серию Ace Attorney — Эдди Фендер, также известный как Рэймонд Шилдс в фанатской локализации. В силу личностных особенностей Майлз иногда относится к таким веселым и открытым людям немного покровительственно — как старший брат. В качестве примера можно вспомнить ту же Кей или Ларри из оригинальной трилогии. Однако с Эдди, в силу некоторых причин, эта динамика работает наоборот.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Эдди наиболее плотно связан со следующим достоинством из нашего списка, а там я даже название побоялся полностью написать из-за спойлеров. Поэтому ограничусь тем, что Эдди — очень приятный персонаж и музыкальная тема у него тоже замечательная.

В-третьих, это крупный спойлер, поэтому если вы еще не играли, я бы посоветовал переходить сразу к достоинствам 6 и 7.

В-третьих, это, конечно, Юстас Виннер, или Себастьян Дебест в фанатской локализации. На мой взгляд, фанатский вариант чуть получше, но раз уж я называл Эдди Фендера Эдди Фендером, то и тут продолжу пользоваться официальным именем.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Да, Юстас становится напарником Майлза только в самом-самом конце, но зато как! Когда нелепый дурачок, который всю игру только путался под ногами даже у своих союзников, бросает вызов одному из самых жутких и могущественных людей во вселенной Ace Attorney, я просто не могу за него не болеть. А то как отношения между Эксельсиусом и Юстасом отражают отношения между Манфредом и Майлзом, из-за чего последний видит в Юстасе молодого себя — ну круто же!

А то, как после ментальной трансформации, меняется его музыкальная тема! Она, конечно, не становится настолько же бодрой, как у Кей, Эдди или даже Ланга, но все же удачно подчеркивает изменения и намекает на то, каким человеком Юстас намерен стать отныне.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Если бы я мог загадать желание о следующей игре в серии, я бы загадал Investigations 3 с Юстасом в главной роли. Майлз прошел огромный путь, даже стал генеральным прокурором в итоге — можно позволить ему побыть второстепенным персонажем или вообще уйти в отпуск.

Путь Юстаса, с другой стороны, только начинается — ему еще расти и расти. Кроме того, расставшийся с иллюзиями Юстас — застенчивый и неловкий юноша, который перебарывает себя и совершает храбрые поступки. Вряд ли я сильно ошибусь, если скажу, что многим игрокам будет легко и приятно ассоциировать себя с таким героем.

Я понимаю, что мои мечты — это мечты, и шанс появления такой игры, скорее всего, близок к нулю. Но если второстепенный персонаж вызывает желание увидеть сольный проект про него — значит, персонаж получился, не правда ли?

Достоинство 6: Возможность поиграть за [старого знакомого]

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Когда я первый раз проходил Investigations 2, эта возможность стала для меня приятным сюрпризом, поэтому я хочу сохранить сюрприз и для вас. Переходите к достоинству номер 7.

Хотя это, наверное, одно из меньших достоинств в моем списке. Не то что бы с момента прохождения оригинальной Phoenix Wright: Ace Attorney я жил с мыслью: «Как было бы круто поиграть за Грегори Эджворта!» Но все же было немного любопытно, каким он был человеком, каким он был адвокатом, и при каких обстоятельствах он настолько задел Манфреда фон Карму так, что тот совершил то, что совершил.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Investigations 2 удовлетворяет это любопытство. Оказалось, что Грегори был вежливым и проницательным мужчиной, борцом за правду для своих клиентов и первоклассным детективом, от которого Майлз унаследовал часть способностей. Все было вполне очевидно, но я рад, что игра нам об этом рассказала.

В каком-то смысле завязку самой первой игры можно отследить до Грегори: Феникс стал адвокатом, потому что в детстве на классном суде его защитил Майлз; Майлз защитил Феникса, потому что восхищался своим отцом-адвокатом и хотел стать таким же — пожалуйста! Если бы не Грегори, всей серии могло бы и не случиться, запомним же его вклад.

Достоинство 7: Главный злодей I2

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Тут тоже все спрятано. Все-таки речь о главном злодее в детективной игре — если это не ключевой спойлер, то что же тогда? В Ace Attorney нет недостатка в харизматичных злодеях, но лучшим из них я безусловно считал [персонажа из Apollo Justice: Ace Attorney]. С точки зрения почти всего: характера, визуального дизайна, мотивации, роли в сюжете.

Антагонист Investigations 2 для меня уверенно обошел его практически по всем параметрам. Если вы заинтригованы хоть немного, сыграйте в игру. Может быть, этот персонаж не зацепит вас так, как зацепил меня, но скорее всего, и не разочарует.

А для уже игравших:

Симеон Сэйнт (также известный как Саймон Киз) — это что-то абсолютно прекрасное. Сразиться с крутым криминальным лидером и раскрыть его организацию, как в первой части — это здорово. Но сразиться пареньком, который в одиночку смог разрушить такую организацию, арестовав или убив причастных чужими руками, — это уже кое-что другое.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Роль Симеона как злодея проявляется через сюжетный твист, и я знаю, что к таким злодеям отношение неоднозначное. Но Investigations 2 находит выход: мы заранее узнаем о мальчике, воспитанном наемным убийцей после того, как его биологический отец оставил его умирать. То есть, персонаж раскрывается еще до финального поворота, просто в итоге оказывается, что этот персонаж — наш старый знакомый.

Предательство отца, встреча с Бодхидхармой Канисом, жизнь вне закона из-за конфликта с монструозным генеральным прокурором — до покушения на Ван Дицзюня Симеон — это просто очень несчастный молодой человек. В конце игры мы уже видим его опасным манипулятором и убийцей, но все равно чувства он вызывает очень противоречивые. Это ли не показатель отличного злодея?

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии

Я знаю, что такой образ мстителя, третьей стороны конфликта между условно добрым детективом и злыми бандитами, легко испортить. И я очень рад, что сценаристы моих любимых игровых серий — Ace Attorney и Like a Dragon — избежали этой ловушки и справились со своей задачей на отлично.

Да, скриншот из Lost Judgment был не просто так.

Я очень рад, что спустя 13 лет после выхода, Investigations 2 все-таки официально вышла за пределами Японии, и ее можно даже купить в Steam. Это моя любимая игра в серии, и я очень советую всем, кто любит хорошие детективы, попробовать в нее поиграть.

Ну, а возможность сдуть [спойлер к Investigations 1] еще разок вообще бесценна.

Ace Attorney: Investigations — семь достоинств лучшего ответвления серии
1313
Начать дискуссию