Подобный Дракону. Глава 3

Недавно, Yakuza 3 получила HD-remaster для PS4 (пока только в Японии). И по такому поводу, имеет смысл рассказать о её прежней судьбе, о тяготах с локализацией и новшествах, пришедших в серию с цифрой "3". Огромный лонгрид. Мужайтесь!

Подобный Дракону. Глава 3

Напоминаю, что как и в случае с первой и второй частями, данный текст является адаптацией моего видео-обзора. Если будет желание, можете ознакомится с ним (есть некоторая разница).

**************************************************************************************

Вот мы и добрались до самой громкой части серии Yakuza. Немного оглядываясь на предыдущую встречу с криминальным миром Камурочо, могло возникнуть ощущение некоторой скоротечности в повествовании. Справедливо, стоит заметить. И в своё оправдание, скажу, что короткое обсуждение было вынужденным: множество деталей первой части перекочевали во вторую из-за кратчайших сроков выпуска игры, поэтому, акцент текста на производство сиквела делался меньше, а некоторые вещи, которые даже фанаты признают не очевидными и без гайдов их не обнаружить были упущены. Всё во благо разговора «о главном». Но я думаю, это очевидно, ведь сколь бы ты не погружался в мир Ryu Ga Gotoku, всегда останется что-то на десерт. Усаживайтесь поудобнее, читать придётся много. Ибо это Yakuza 3 – новая эпоха, новый движок, новая платформа, новая игра…

Итак, на дворе 2006-ой год. Одиннадцатого ноября, компания Sony выпускает свой бестселлер с гордостью носящий третье номерное значение, дополняя седьмое поколение домашних игровых консолей. На старте продаж, азиатский сегмент мог похвастаться оригинальным шутером от первого лица Resistance, сиквелом нишевого самурайского экшена Genji (первая часть к слову, хороша), очередным Gundam-ом и гонками от Namco Ridge Racer 7. Для Америки шестью днями позднее, становятся доступны различные спортивные симуляторы от ЕА, а к вышеупомянутым тайтлам, прибавили третью Колду, NFS: Carbon, Tony Hawk's Project 8 и т.д. Суть вот в чём.

Подобный Дракону. Глава 3

Пока новая консоль теплится где-то далеко от ожидаемых высот, ведь не всем по вкусу играть в очередной NHL или тратить деньги на страшный Carbon с чуждым Гандамом - это всё таки игры определённого круга интересов - владельцы паст-гена получают причину для ликования. Седьмого декабря, эксклюзивная Ryu Ga Gotoku обзаводится сиквелом. Напомню, на тот момент только на родине. Несмотря на это, опус Нагоши Тошихиро, формально уделывает вышедшие на свежем железе тайтлы. Ну чисто на мой взгляд, Ryu Ga Gotoku 2 как-то ярче, разнообразней и увлекательней будет. И разумеется, выходцы из Amusment Vision не оставляют без внимания факт пополнения в ряду консолей новичком, на котором выгодно показать что-то действительно знаковое. Чем не повод триквельнуть «якузьку»?! С одобрения Sega, уверенной в успехах команды, Нагоши готовится к переносу приключений Кирию и Ко на новую платформу. И прежде всего, подвергает кардинальным переменам не только фабулу, но и весь концепт целиком.

Новая игра серии, именуется Ryu Ga Gotoku Kenzan!, что можно перевести как «Подобный Дракону: Прибытие», и сюжетно берёт своё начало в эпоху Эдо, в 1605 году, а в руки игрока попадёт известный мастер меча Миямото Мусаши, вынужденный после победы клана Токугава в битве при Сэкигахаре, скитаться по миру в поисках работы. Он выбирает путь телохранителя, чтобы и тело было в форме, и годы проведённые в бою зря не пропали. Через некоторое время, в город где обосновался главный герой, прибывает девятилетняя девочка Харука, разыскивающая наёмного убийцу Казуманоске Кирию, который поможет убить Мусаши Миямото. Да вот только Казуманоске – новая личность настоящего Миямото, тогда как Харуке нужна смерть самозванца.

Сюжетку можно глянуть здесь.

Для людей не знающих об истории серии Ryu Ga Gotoku, и даже не представляющих о том, что в определённый момент «Подобный Дракону» был о самураях, феодальной Японии и многих других вещах, чуждых гайджинскому зрителю, поведаю как вообще серия пришла к столь резким переменам. Причём, смена обстановки в формат спин-оффов произошла аж несколько раз. Да, да, Kenzan! именно спин-офф!

Бокс-арт <b>Kenzan!</b>
Бокс-арт Kenzan!

Для некоторого обновления серии, быстро получившей статус культовой, Нагоши Ташехиро вместе с командой пробует перевернуть всё верх дном, и удовлетворить желания не только изголодавшейся по очередным приключениям Казумы Кирию публики в Японии, но и всласть украсить жизнь фанатов такого жанра как джидайгэки – историй о самураях, если кратко, которые достаточно популярны, чтобы наполнить карманы творцов добротным запасом банкнот. Перекройка механик и оптимизация на новый движок происходит в весьма активном темпе, ведь у разработчиков после выхода сиквела, остаётся не так уж и много времени для создания во всех смыслах «игры с нуля». Наконец, в марте 2008-ого года, для всё ещё свеженькой Playstation 3, выходит Ryu Ga Gotoku Kenzan! – самурайская экшен-адвенчура, и только спустя полгода, на полки западных и европейских магазинов попадает англоязычная версия сиквела.

"Телохранитель" (1961) Акиры Куросавы как пример джидайгэки. "За пригоршню долларов" Серджо Леоне является его ремейком. Рекомендую к просмотру оба фильма (и оба "сериала")

В целом, Ryu Ga Gotoku Kenzan! - это всё тот же beat’em up, но в сражениях преобладают битвы на мечах, при этом, механика осталась знакомой: корявые блоки и уклонения, предательский lock-on, отсутствие затяжных комбо. И разумеется, переход на новый движок, не мог дать игрокам только современную картинку и изменённый сеттинг, а уж Sega это прекрасно понимала. Обвешали «Прибытие» различными плюшками, словно новогоднюю ёлку. Так что давайте поговорим о новшествах, некоторые из которых, сформируют последующую линейку игр.

Итак, появилось понятие стилей. Игрок может по старинке поучать врагов кулаками, либо выбрать одноручный, двуручный меч или парные, соответственно, меняя принцип нападения персонажа. Двуручным отлично поражается сразу несколько целей, по катане в каждой руке, обеспечивают хорошую защиту с любой стороны нападения, а одиночный меч – почти золотая середина между предыдущими вариантами.

Стало возможным разучивание некоторых Heat-движений, которые позволяют объятому синим пламенем персонажу, значительно урезать строчку жизни оппонента нажатием кнопки треугольника в нужный момент. Благодаря нововведённой системе Revelations, Мусаши может наткнуться на сценки, где от игрока потребуется сыграть коротенькое QTE, после которого, герой попытается путём анализа, зарисовать увиденное на пергаменте. И затем, если из предложенных вариантов выводов героя, вы выберете правильный, Мусаши разучит новый эффектный приём. На случай неудачи, можно повторно вернуться в зону события и начать сначала.

Пример изучения приёмов Revelations

Прокачку свели к повышению основных показателей статистики персонажа, прям как в классических JRPG. При этом, привычные сайд-квесты и разбросанные ключи некуда не делись. Надо же как-то расти, пока на экране не мельтешат орды недоброжелателей.

Привычные для серии мини-игры тоже на борту. Вы можете сыграть в метателя, сюрикенов на скаку попадая в мишени, опробовать более дорогую версию Fruit Ninja и что самое горячее, медитировать у водопада воображая себе знойную красотку, не забывая прожимать требуемые кнопки.

Претерпела изменения и модель окружения – местом действия стал район Киото Гион, разбитый на мелкие области, супротив монолитному принципу ранних игр. И не смотря на не полную выжимку ресурсов новой консоли, некоторые игроки отмечали красоту местных пейзажей, утончённо балующими прелестями природы.

Если раньше Кирию мог заблудиться при переходе с одной улицы Камурочо на другую, из-за микро подгрузки трафика, а так же зачастую фиксированной камеры, то в Kenzan! эту проблему решили интересным синтезом – киношные ракурсы, делят игровое пространство с прикрученной за спину героя камерой. Стоит отметить, что это весьма удобное решение как для управления, так и для любования красотами окружения.

Итак, можно сделать вывод, что Kenzan! весьма любопытная игра для тех, кому серия Ryu Ga Gotoku знакома не понаслышке. Или интересна самурайская тематика. А ещё, при условии знания японского языка, т.к. игра всё ещё не вышла за пределами родных краёв. Как и следующая версия исторической Ryu Ga Gotoku 2014 года, именуемая Ishin, Реставрация.

Ryu Ga Gotoku Kenzan и Ishin, а так же, PSP Kurohyo (обе части) тоже будут на разборах. Если кто пожелает помочь с переводами или некоторыми тонкостями, пишите.

В итоге, мы возможно никогда не увидим Kenzan!. И виной тому не только страх Sega перед риском вложения в локализацию спин-оффов, но и в менталитете стран. Дело в том, что Kenzan! содержит в себе контент, не способный уложится в хрупких умах ГТА-зависимых американцев и европейцев. Например, Харука, выступает жертвой рукоприкладства в своём юном возрасте, и чтобы нанять телохранителя, решает начать зарабатывать путём проституции. Причём, по теме борделей, у игры хватает сцен. Да, момент спорный, однако в чём сложности, если у игры даже на родине рейтинг 18+? Причём, я не видел, чтобы в Kenzan! показывались открыто половые отношения не то что бы с Харукой – даже красотки в нижнем белье остаются недотрогами!

Тем не менее, уповать на то, что однажды мы получим спин-оффы западной и европейской выдержки попросту не благоразумно. История Казумы Кирию, заканчивается в Yakuza 6, по этому вполне возможно, что для более широкого круга игроков, завоевав достаточно внимания, Нагоши сделает очередную игру в самурайском сеттинге, рассчитанную на массовую аудиторию. Либо с недавней волной популярности сериала и частому контакту с аудиторией, мы получим мультиплатформенный порт. Ну а пока мы тут с вами окончательно не поддались грёзам, стоит продолжить обзор, ведь ещё так и не поговорили о каноничной третьей Ryu Ga Gotoku, в которой привычный Камурочо открывает двери в очередную главу из жизни «Подобного Дракону».

Отвечу на созревший вопрос: а стоило ли тратить время от данного лонга на обсуждение Kenzan? Определённо. Да и вообще, если вы заинтересовались не только сюжетами игр, геймплеем и различного рода радостями, то узнать об истоках нынешней Yakuza следует в обязательном порядке. Говоря о кочующих элементах из самурайской версии в традиционную, не умалить влияние именно «Прибытия» на формирование Ryu Ga Gotoku 3, 4 и т.д. Так что да, разговор о Kenzan! был обязательным.

Теперь, когда все овцы сыты, а волки довольны, мы сможем взглянуть на тот продукт, что стал номерной частью Ryu Ga Gotoku, ведь чисто технически Кензан! можно считать третьей игрой в серии, но формально, её место занимает очередная фантазия на мирное существование Казумы Кирию – четвёртого и бывшего председателя клана Тоджо.

С виновником торжества, увы, всё оказалось очень непросто. По традиции, триквел не появился на полочках западных и европейских магазинов день в день со стартом продаж – 26-ого февраля 2009-ого года. Да и то, руководство Sega наотрез отказывались давать информацию о возможном переносе игры для иной аудитории, а причиной была, та же самая неуверенность в окупаемости франшизы, что и в случае с Kenzan. Только спустя год, в марте, по всему миру стала доступна версия с английскими субтитрами, разразившая, пожалуй, самый яркий, бессовестный и муторный скандал в игроиндустрии. Мне, как и многим игрокам, явно не проживающим на территории Японии, пришлось играть буквально в огрызок, потому что Yakuza 3 подверглась цензуре со всех возможных сторон. Что весьма удивительно, обращая внимание на выпущенные ранее игры серии.

Бокс-арты оригинальной и западной версий.
Бокс-арты оригинальной и западной версий.

Как говорится, «встречаем по одёжке» - взгляните пожалуйста на обложку японского и западного издания игры. Вот чисто эстетически, какая вам больше нравится: нуарная и киношная оригинальная или локализированная с напуганной рожей Кирию? Видимо даже герой понял, какой ужас случился с его переездом за пределы Японии. А виной всему – сигарета. Да, я в курсе что у нас страдают такой же дичью, и легко замазывают пыхалку, а вот грудь показывать не брезгуют. Причём, в отечественном кино. Но тут, извините меня, явное невежество и безвкусие – нельзя с сигаретой, так сделайте эксклюзивный арт, закажите его у своих же дизайнеров или наймите стороннего художника в конце концов! У предыдущих игр были достаточно презентабельные каверы, чтобы приравняться к ним, раз уж запахло жаренным! Да и заодно, следовало в таком случае вырезать возможность персонажа закуривать во время ожидания действий игрока, что он так же делал в предыдущих играх. (Помните, курить – вредно!)

Но без качественной обложки жизнь в Камурочо есть, всегда можно распечатать свою, а вот урезания самой игры, посерьёзнее дело будет. И начну с самого важного для Нагоши, разработчиков и Sega наконец – реклама. По традиции, денежные вложения взяли на себя не только девелоперы и издательство, но и различные японские бренды, коих в третьей Якудза, можно было бы насчитать 27-мь. Это и сеть магазинов Дон-Ки Хот, ресторан Матсуя, манга издательства Коданша и т.д. Многие перекочевали из предыдущих частей. И к сожалению, данный список пришлось значительно ужать, дабы не вызывать ненужных споров, конфликтов и т.д. Разумеется, сей факт сыграл наименьшую роль в обсуждениях, поэтому найти достоверные источники об удалённых вывесках и наименованиях весьма проблематично. Продажи игры на родине практически перевалили за 500 000 копий, так что покрыть затраты получилось.

Да, для кого-то тратить время в сюжетно ориентированной игре с частично открытым миром на мини-игры, забава сомнительная. Всё ещё есть те, кто не понимают смысла в расширении внутриигрового контента серии. Но если вы вырезаете хост-клубы и создание хостес, будьте так любезны, очистите содержание игры от намёков на данный контент! Особо пытливые умы, проводили расследования, которые подтолкнули их на детальное сравнение версии игры японского и американского рынков. Из 50 трофеев, нам досталось 45, однако отсутствие достижений связанных с мини-играми хостесов, не повлияло на корявый выпил контента – в игре неоднократно можно наткнуться на предметы или элементы диалогов предназначенных исключительно для общения с обворожительными барышнями те-та-тет. Назревает прежний вопрос – а вы точно переигрывали в предыдущие игры? В смысле, вы уверены, что не перепутали двери «в утиль» и «на конвеер»?

Вместе со всей тематикой хост-клубов, под туповатые ножницы явно не Бёртоновского персонажа, попали маджонг и шоги, в чьи клубы можно зайти, но нельзя сыграть с партнёрами, а так же, некоторые намёки на расизм. Последнее, конечно, теоретически хорошо, да вот только всегда была, есть и будет серия GTA (например), которая навязывает эту тему без капли стыда. И не смотря на это, в неё играют и обеспечивают многомиллиардную прибыль издателю на протяжении многих лет (утрирую).

Определённый круг фанов разумеется не смог умолчать и про удаление более 20-ти побочных квестов. К примеру, в 3-ей и 4-ой главах, суммарно вырезали 9 заданий из 40. Причём, ранее Sega пыталась уверить недовольных пользователей, что это число намного меньше. Зато сохранили возможность героя помочь донести парочку рожков с мороженным. Очень полезный квест для развития мелкой моторики, да вот только ориентировочный возраст играющего, далёк от актуальности сего процесса.

"Полезная" задачка.

Убранные массажные салоны, обрезка саундтрека, просто представьте как всё негодование игроков обрушилось на голову издательства, принявшего сомнительные варианты «смягчения» контента игры. Естественно, не без помощи западных и европейских дистрибьюторов, но в эти тонкости лазить не будем – я думаю, понимание абсурдности ситуации уже есть, ведь так обгадиться на весьма шаткой чаше весов серии, надо иметь талант. Где-то в области сфинктера.

Действительно правильным решением было вырезать игру в «вопросы-ответы» на историческую тематику о Японии. Тут можно себя почувствовать не в своей тарелке, ломая голову в очередном блице по иноземной истории. Но опять же, мало чем такой контент мог помешать играющему, разве что, лишнюю копеечку на перевод потребовалось бы потратить. Куда уж там – лень было кратенькую сводку журналов переводить, а я тут ещё и викторины ожидаю!

"Ответ X Ответ" - та самая вырезанная мини-игра.

Я думаю, вам будет интересно узнать, как всё это безобразие прокомментировала Sega. Представители сказали следующее: "В конечном счете, нужно было сделать выбор - или никакой Yakuza 3 на западе или версия игры, которая была почти тем же самым, но с немного меньшим количеством мелочей.» Причём, всё свелось к тому, что разработчики позволили себе трактовать ситуацию таким образом, что мол, у них был плотный график для соблюдения всех тонкостей при локализации игры, и в последствии, чтобы уложиться в сроки, пришлось урезать контент. Надеюсь, зарплату ответственным за столь радикальные меры тоже урезали, чего увы, узнать не довелось.

("Ultimately, the choice that had to be made was either no Yakuza 3 in the west, or a version of the game that was almost exactly the same, but with a little less trivia.")

Самое забавное, Ryu Ga Gotoku 3 так никогда и не пропатчили, чтобы вернуть вырезанный контент. Зато добавили некоторый загружаемый, вроде Survival Battle, где нужно противостоять всем боссам из игры, нескольких турниров, и серию миссий «Желание Харуки», где вместо побегушек по городу и вылавливания неприятностей как во второй части, мы тихо и мирно проводим время с воспитанницей Казумы.

Не смотря на отсутствие игры в нашем регионе в PSN, к ней всё равно можно докупить дополнение, включающее в себя контент, ранее доступный для предзаказавших игру: за 289 деревянных, можно получить возможность сыграть вдвоём с другом в пул, дартс, боулинг, гольф и некоторые костюмы для основных героев. Лично меня не смущает содержание, а вызывает дикое недоумение тот факт, что самой-то игры в электронном формате купить нельзя, зато дополнить её можно абсолютно в любое время.

Чудеса маркетинга!
Чудеса маркетинга!

Не смотря на все печальные, спорные и несуразные моменты, окольными путями, мне довелось получить копию игры, пусть и подвергнувшейся насилию со стороны цензоров, но всё же желанной, притягательной и важной в истории серии. Только вот на данный момент (UPD: уже Yakuza 5), учитывая постепенное знакомство с играми в хронологическом порядке, Yakuza 3 – наиболее слабый представитель именитой франшизы, что и делает её важной. Как так получилось, что прорвавшийся с боем в мир триквел, следует подвергнуть критике, обязательно отметить его слабые стороны, разнести в пух и прах наконец, будем разбираться дальше.

Итак, Казума Кирию живёт мирной жизнью с Харукой и руководит приютом Sunshine что на Окинаве, в котором провёл своё детство и где после событий сиквела, нашёл долгожданный покой. Кроме дочери Юми, он воспитывает ещё 8 детишек, посвящая им всё своё время: готовя им, играя, обучая каждого переживать тяготы сиротской жизни. Но вдруг, очередной жизнерадостный ужин, прерывает член семьи Накахара Рикия Шимабукуро, с вестью о том, что его аники (босс) был подстрелен и находится в критическом состоянии. Они спешат в больницу, где от Саки, приёмной дочери раненого, Кирию узнает ужасную правду о личности стрелявшего в Накахару.

Тем временем, в Камурочо дела обстоят не лучше. Кланом Тоджо довольно успешно руководит молодой Дайго Доджима, ранее выбранный Кирию шестым председателем организации. Дайго получает предложение относительно сделки с землёй, на которой ныне стоит приют Казумы, и где планирует построить военную базу определённый круг лиц. Благородный сын покойного оябуна (босса) Казумы, даёт отрицательный ответ, не желая вмешиваться ни в само дурно пахнущее дело, ни в жизнь оставившего криминальный мир «Дракона Доджима». Однако по прибытию в штаб-квартиру, на Дайго совершают покушение. И покусившимся является та же личность, что и в случае с Накахарой

Ролик с перечнем персонажей.

На первый взгляд, сюжет в Ryu Ga Gotoku 3 кажется достаточно запутанным. Игрока с первых минут вступительного ролика, вводят в намеренное заблуждение, заставляя серое вещество приступить к пытливому процессу обработки поступающей информации. Затем, после принятия факта очередного «ресуррекшна», каждый последующий шаг сценария становится очевидным. И вот тут-то и начинается головная боль от долгожданной истории о бравом и галантном бойце Казума Кирию.

После сиквела, серию покидает её главный сценарист Хасэ Сэйшу, ответственный пусть и за достаточно помпезные, но валидные, интригующие сюжеты, не напоминающие с ходу «Дикого Ангела» или «Исцеление Любовью», но достаточно гротескные, чтобы рядовой зритель, не принадлежащий по гражданству к родине понятия «чикан», сидел с покер-фэйсом и бурил пальцем дырку в области виска. При этом ощущение меры между дозволенным законами природы и выдуманным для зрелищности, препятствовало пользователю закончить бурение на той стадии, когда ноготь едва касается кости, чего увы, нельзя сказать о просмотре сюжетных роликов Yakuza 3. Я лично долго теперь буду собирать содержимое черепной коробки в исходное состояние, потому что пришлось сверлить кулаком.

Прощай, Хасэ...
Прощай, Хасэ...

Не поймите неправильно, в сюжете триквела предостаточно прекрасных, символичных и нужных эпизодов, да вот только чередование обязательных и побочных сценариев, какое-то уж больно сбивчивое. Неторопливое начало в Окинаве, которому предшествует сумбурное расставание с Камурочо, нарочно вгоняет в тоску желающих изукрасить физиономию очередного выскочки, и погружает игрока в мир человеческих ценностей, взросления, неподдельных эмоций и первых жизненных уроков. И вот если вы к этому абсолютно не готовы, для вас выполнить парочку-другую квестов на предмет проф пригодности к званию опекуна вызывает крайнюю степень раздражения, выслушивание детских переживаний, чтение нотаций и морали приводит к долгосрочному унынию – не стоит запускать Ryu Ga Gotoku 3. Потому что тема семьи как никогда ранее, заслоняет взор любому, кто нажимает кнопку «старт» в главном меню, набрасывая вышеописанные атрибуты истории буквально в считанные минуты.

Затем, когда уже не останется надежды на прежний тип повествования, игра снова отправит вас в Камурочо, и строго ведя за ручку по сюжету, заставит переживать сцены сомнительной надобности в обязательном порядке. То есть, в игре несколько раз будут ситуации, когда не поиграв в определённую мини-игру, вы дальше не продвинетесь, что синтетически из-за не всегда очевидного импакта, растягивает суммарную сессию в игре на несколько часов. Когда обесценившийся Камурочо станет словно тюрьмой для бывалого игрока, нам снова подсунут Окинаву, быстро сменяющую криминальные разборки на очередной сеанс по наставлениям многодетного папашки.

Всё это звучит довольно таки последовательно, ну кроме внедрения детсада в заключительную часть истории. Однако беда в том, что отрезки Окинавы ощущаются шире, нежели в Токио. Стандартное «выслушай, определись с целью, дай врагу прикурить» в городских джунглях, выглядит всё таким же скрупулёзным мероприятием, как и прощание с Камурочо в начале игры. Только вот там, это было скорее вынужденной мерой, нежели слабой чертой сценария или игроустройства. Большинство сюжетных миссий будут сводиться к роликам растянутым на десятки минут, явно намекая на вдохновителя столь претенциозного метода подачи истории, за который когда-то отвечал Хидео Коджима (поговаривают, они с Нагоши приятели). Даже если у постановщиков не было подобной цели, найти логическое объяснение существования главы номер 9, которая состоит из длительного разговора с министром обороны Тамийя, я не могу. Такое не свойственно серии в период её старта, и уменьшение продолжительности глав сведением к парочке обязательных заданий, выглядит весьма скупо. Я всё-таки выбираю ряд сюжетных миссий, которые порционно, потихонечку подкармливают тебя нарративом, выдерживая пусть и очевидную, но всё таки интригу, сохраняя умную мину при рассказе.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!! Тут разговор начинается...

А вот отрезки на Окинаве проработаны детальней, чем вся игра в целом, и в сравнении с Осакой из сиквела, погружает, словно полноценный кусочек индивидуальной локации, а не клона Камурочо. Хотя именно там меня не покидало чувство «урезанности» игры, особенно после квеста «Seven Mysteries of Downtown Ryukyu» под номером 6, где мне необходимо было найти место продажи «Золотого Агу» - свинины, которая по легендам района после употребления делает человека красивее. Не спрашивайте, это внутренние суеверия характеризующие менталитет окружения! И вот по сценарию этого побочного задания, игроку предстоит поискать клуб Flawless, который явно намекает на возможность его посещения, однако найти его непросто – он отсутствует на маркерах карты. И даже если вы правильно сориентируетесь по обозначениям улицы и наткнётесь на нужный фасад, у вас останется ощущение возможности взаимодействия со входом в здание. Но, как нам известно, игру кастрировали, стало быть, и потаённые желания шаловливых игроков остались не удел. Равно как и охотников за побочками. И не смотря на этот прецедент, закуточек Окинавы остаётся более живой, создаёт вакуум, заполненный разнообразными основными квестами и сценарными ходами. Здесь ощущается естественная динамика, камерность быта и оригинальная закономерность существования. Окинава чувствуется домом не только для Кирию, но и для игрока. И всё это можно испытать через повествование и совокупные элементы окружения, да события связанные с ним.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!! Квест «Seven Mysteries of Downtown Ryukyu»
Вывеска клуба есть, вход есть, войти нельзя.
Вывеска клуба есть, вход есть, войти нельзя.

Возвращаясь к сценарию, сама драматичность событий высасывается из воздуха. Герои прошлых частей, неоднократно вели себя как полоумные, одержимые сотворить какую-то дичь, однако это не было частым явлением. Окей, это не было таким насилием над психикой человека способного анализировать, лишь лёгким трипом на пару вечеров. Да и азиатский темперамент известный по тонне различных картин, комиксов и мультов, не оставляет осадка на душе, свисающего большим пузырём с натяжного потолка. Зато триквел окунает вас в чашу блендера, подкидывает туда все ваши моральные ценности вперемешку с грязным бельём, и ставит на режим тщательного измельчения.

Мотивация главного гада, экспозиция центральных лицедеев, причинно следственные связи заставляют спросить Масаёши Окаяму, несменного сценариста серии, уверен ли он в полном здравии своего рассудка, оставило ли содействие в работе с героями и сюжетом предыдущих частей, в багаже сторителлера хоть какие-то крупицы понимания что он творит?!

Слева - Нагоши Тошихиро. Справа - Масаёши Окаяма. Человек справа угробит сюжеты последующих номерных частей Ryu Ga Gotoku для PS3. Слева чувак не лучше, т.к. отдаст борозды правления чуваку справа.
Слева - Нагоши Тошихиро. Справа - Масаёши Окаяма. Человек справа угробит сюжеты последующих номерных частей Ryu Ga Gotoku для PS3. Слева чувак не лучше, т.к. отдаст борозды правления чуваку справа.

Персонажи тупят, действуют крайне импульсивно в угоду пафосу, снуют туда-сюда без дела. Знакомо, особенно после просмотра титульного live-экшена от Такаши Миике, где высокий уровень бреда, заставлял волосы на теле расти в обратную сторону. Хуже всего в такой ситуации, что при всём киношном подходе к сторрителлингу, постановка сцен окончательно сводит весь здравый смысл на нет. Это значит, что возьмите вы тайминг сцены немного короче, покажите всё динамичнее без лишней фокусировки на очередной монолог и вуаля – зритель будет визуально обманутым, и ему потребуется рассуждать об общей идиотии сценария окромя процесса геймплея.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!! Единственная на мой взгляд, весёлая сцена в картине.

Ну а теперь, заведённый ранее разговор о Kenzan!, наконец-то даст свои плоды. Мир Ryu Ga Gotoku геймплейно изменился очень сильно, при этом, оставив многие вещи на своих местах. В этот раз, мы начнём сразу с главного элемента серии – beat’em up.

Смена движка игры, позволила разработчикам окончательно довести до ума хромую лошадь, которой ранее являлась боевая составляющая. Помните, как я давал сравнительную характеристику первой и второй части, говоря о поправках таргетинга, стрейфинга, окружности атаки в сиквеле? Теперь умножаем результаты на два и получаем идеальный баланс между травлей заведомо слабых оппонентов и получением от них ответного презента.

В бою персонаж стал не просто отзывчивым. Он словно весь пропитан готовностью совершить то или иное движение после нажатия кнопки играющим. Я не только приноровился делать увороты, блоки, и выпады в сторону сзади стоящих врагов, но и научился спокойно совершать махинации, открывающиеся по ходу прокачки героя. Раньше, исполнять кульбиты после потери инициативы во время прессинга врага, было крайне трудной задачей, но теперь, словно танцор гопака, мы вольны скакать по полю битвы без ограничений.

Сам импакт стал ярче. Раньше тоже доводилось ощутить попадаешь ты по противнику или упрямо лупишь его абсолютную технику защиты, но теперь, за счёт правильной работы всех возможных комбинаций кнопок, сражения доставляют то самое удовольствие от процесса, которое херилось после очередной стычки с оравой гопников. Смысл прописывать скромную комбинацию ударов, расцвёл новыми красками, и лишний раз почувствовать себя на месте художника боевых искусств вызывает щенячий восторг.

Однако, есть и обратная сторона медали. Как не работали захваты раньше, так и не стали в триквеле. Дело в том, что у персонажа есть определённая область интерактивности с объектами. Это значит, что взятие в руки мусорного бака, клюшки для гольфа, дивана, или небрежный захват врага за грудки должны сопровождаться аккуратным поворотом героя строго прямо перед целью взаимодействия. В противном случае, вы ненадолго попытаетесь приобнять воздух, а ваш оппонент, лишний раз не упустит шанс навалять крутому «Дракону Доджима».

Блуждая по залитым неоном улочкам Камурочо, выручая в беде людей, находя ключи от подходящих шкафчиков или банально развлекаясь в DVD салоне, Кирию способен добавлять к своим боевым навыкам те, что недоступны путём стандартной прокачки. Например, в первой части можно было научиться быстрому удару ногой назад, если найти ключ от шкафчика под номером 50, в котором лежит одноимённый журнал техники. Ключик, кстати, немного севернее влево от аллеи rинотеатра. Имея за плечами 4-ый уровень и при этом находясь в четвёртой главе, Кирию научится поддавать напористым волнам противников, заходящим со спины. Но по воле злого рока, данная атака мне не показалась ценной – от её присутствия в арсенале, бои легче не становятся. А во второй части выручив из беды продавца видео-оружия, снабжающего занимательными кинчиками о кунг-фу, Кирию может изучить техники атаки с помощью тонфу или кали. Разумеется, список скрытых атак достаточно объёмный, чтобы желающие 100 %-ого прохождения игры, могли поломать над ним голову. Зато эту проблему в открытой форме решает третья часть.

Ключик от шкафчика здесь. Вдруг пригодиться.
Ключик от шкафчика здесь. Вдруг пригодиться.

На одном из этапов прохождения, перед приютом Казумы, начинает ошиваться тип странной наружности. Дети мигом вводят Кирию в курс дела, и тот идёт разбираться. Типом в соломенной шляпе оказывается некий Йонаширо. Мастер Йонаширо, знакомый с Бабушкой Уайт из серии квестов «Мастера Белого Лотуса» во второй части Яки. Но прежде чем вы узнаете об этом… Ай, пардон, уже… Йонаширо даст вам бой три раза. Причём, о внезапности происхождения ринга на песчаном пляже, авторы сдержанно умалчивают. Первый, будет похож скорее на каламбур – уделать усатика можно очень быстро, а вот последующие… Заставят изрядно попотеть. Но суть всего происходящего в методе Йонаширо обучать избранных им – чтобы научится владеть оружием, его не нужно держать в руках. Ему нужно противостоять и искать слабые места. Достаточно интересная философия, однако в реальной жизни, это так вряд ли работает. От дроби в упор не известна ни одна контрмера.

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!! Для желающих познакомится с мастером поближе.

Ещё один элемент боевой составляющей, который требует внимания к себе, QTE сцены. Мало того, что они приобрели в киношности на манер той самой битвы с Краузером из Biohazard 4, дык ещё и над их таймингом наконец-то поработали. Как и в случае с захватами, в предыдущих частях от игрока требовалась экстрасенсорная точность нажатия показываемой кнопки на экране во время QTE, из-за чего, многие освобождения из захватов или увороты от ящиков в кат-сценах, заканчивались неудачей. Вам надо было буквально сразу нажимать ту кнопку, которую просит игра, в противном случае, заучивайте распространённые комбинации эвентов. Как и сказано выше, это дело починили. Теперь, вам отводится определённый таймлайн на экране вокруг требуемой кнопки, по истечении времени на котором, не нажатая кнопка окончится фэйлом для зазевавшего игрока. А в схватках с боссами, QTE добавляют ещё больше динамики, чем раньше, показательно демонстрируя работу над ошибками с недобором подобных событий в сиквеле.

Подобный Дракону. Глава 3

Не совсем в противовес QTE, были добавлены так называемые сцены погони. Первая такая, застанет вас по возвращению в Камурочо из Окинавы, где всё вокруг оцепит полиция, а оказавшийся не в то время не в том месте, Кирию попадёт под подозрение бдительных хранителей порядка, т.к. на его сером костюме, будут видны пятна крови. Игрока переносят на импровизированную трассу, где минуя препятствия нажимая во время «X», и чередуя спокойный бег с ускорением на «R2», от нас будет требоваться дойти до финиша не растратив по пути лимит касаний окружающих объектов, которые по правилам игры, опусташают запас сил героя. И следует ли вам говорить, насколько это тупая идея?

Проблема в том, что в такие ситуации, в играх добавляют заторможенную чувствительность при наклоне стика влево-вправо, посему, создаётся впечатление неповоротливости управляемого игроком персонажа. В итоге не задеть что-либо при очередном манёвре, оказывается сложной задачей. Но бог с ним с лавированием, иной раз от вас будет требоваться нажимать кнопку «Square», для толчка сровнявшегося по дистанции оппонента. А у него, разумеется, есть своя полоска выносливости, не желающая скоротечно оставлять хозяина с нулём в баке. Вот эти вот погони, встают поперёк горла, вынуждая в одной из весьма важных сцен из жизни детишек-сирот, возненавидеть одну деваху, слегка растратившую свой лимит добрых дел, и убегающую три раза подряд из под носа Кирию.

Кирюха исполняет роль ошибочно обвинённого. Опять.
Кирюха исполняет роль ошибочно обвинённого. Опять.

Признаюсь, что погони мне понравились, но увы, не своим воплощением, а потенциалом для разбавления геймплея. Во второй части, когда нам приходилось укрываться от копов с раненым на спине, играя в кошки-мышки не только с искусственным интеллектом, но и камерой, ограничения во времени и условный накал страстей, придавали отрезкам по спасению свой особенный лоск. Я даже пару раз специально профукивал такие эпизоды, чтобы так сказать, насладиться моментом. В Ryu Ga Gotoku 3 смена ориентиров в сторону погони, сделали геймплей ещё более динамичным, но увы, непродуманность элементов управления, вызывает скорее приступы гнева, нежели угара.

Продолжая тему кочевничества новых элементов из Kenzan! в триквел, следует отметить появления той самой системы Revelations, которая и здесь выполнена во всё том же юмористическом стиле. Теперь, Кирию убирает в сторону пергамент и кисть, и превращается в звезду собственного блога, строча пафосные заголовки для увиденных и сфотографированных им событий. Удивительное сальто на скутере, разрушительная техника страйка, или излюбленный приём Нины Уильямс – что застанете, то и выучите. Ну а такие вот изучения секретных приёмов, позволят снабдить арсенал добивающих Heat –движений новыми, когда Кирию при приближающейся победе над боссом, посредством насилия над кнопкой "R2", может совершить одно из трёх «софт» фаталити. Да, вот так вот скромно. Из 10 доступных, предложить игроку выбрать 5-6 вариантов фаталок не такая уж катастрофа, что к сожалению разработчик сделать не посчитал нужным.

Чего не хватало предыдущим играм серии Ryu Ga Gotoku? Сбалансированного управления? Теперь есть. Более доступное изучение локаций? Тоже завезли. Наличие публичных домов? Ну, погодите, не всё сразу! По мнению разработчиков, Yakuza не хватало кастомизации оружия. На Окинаве, вы столкнётесь с очень знакомым толстичком, который предложит вам приобретать пополняемый ассортимент холодного и огнестрельного оружия, чинить его и украшать различными штуковинами. И всё бы ничего, да вот только таскать в карманах скоропортящиеся пушки, забава для особого круга фетешистов. Можно заречься об апргрейдах, но алё, кому они нужны, если в игре не дозволено в пределах сюжета постоянно бросаться в Окинаву, равно как и необходимости причинить кому-то боль персональной пушкой. Что улочки, что помещения щедры на смертоносные предметы интерьера. Этого вполне достаточно на любом уровне сложности! Так что, на мой взгляд, абсолютно бесполезная хреновина!

Ну а теперь, скажу пару ласковых о боссах. О да, они теперь реально прокачались! Бои с глав гадами, превратились в гонку на износ, не забывая напоминать игроку о всяких техниках, приёмах и уловках. Стоит учитывать, что возросшее здоровье, вернее, его крепость, снабдили схожей с Кирию способностью входить в режим Heat – оппозиционеры пылают индивидуальными аурами, нанося колоссальный урон, зачастую спамят сносящими с ног атаками, и используют персональное оружие. Да, очередной бой с «огнедышащим» еретиком включён в игру. Равно как и с Горо Маджима, который, слегка приуныл характером и профессионально изображает серьёзного авторитета добрую половину сюжета. Схватки приобрели в киношности, но и про театр абсурда разработчики забывать не стали.

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!!!! Схавтка Кирюги и Мажимы в начале игры.

После знатного сражения и потного успокоения очередного тяжеловеса, можно задуматься о целенаправленном таймауте в мини-играх. Но для начала, вернёмся к горемычным хостесс и Ко. Волнительный момент, связанный с «выпилом» популярного элемента из третьей Ryu Ga Gotoku, викторины и парочки настольных игр для соседей пьянчуг, если адаптировать под наш менталитет, нисколько не расстроил. Конечно, для кого-то лайтовый менеджер владельца клуба из прошлой части и классические посиделки с крайне аморфными диалогами, были той самой изюминкой, распробовать которую хоть раз, означало стать пленником процесса на многие часы вперёд – чисто по-фану. Лично для меня, это такой же бонус для расширения возможностей игры, её максимального сведения с реальностью, придающее чуточку родного колорита страны разработчиков. Не более. Для таких целей, как свиданка или растрата денежных средств на спутницу, есть игры узконаправленные, но не стесняющиеся показать что-то больше. Правда, это больше, означает тычок в лицо стикером 18+. Но опять же, фанатов у посиделок с милыми особами уйма, а так как мне довелось поиграть только в урезанную версию, из личного опыта сказать нечего.

Привет и прощайте, незнакомые незнакомки...
Привет и прощайте, незнакомые незнакомки...

Поэтому, отделаюсь очередным недоумением в сторону данного факта. Прошлые части игры, изданные на западе, включали в себя не только посиделки в клубах, но и менеджмент. А тут, представители такие бац, оказалось что данный контент может быть непонятным для западной аудитории. А где вы были раньше? Или наличие хост-клубов и создания своего, это такой аналог русской рулетки – было два щелчка и решили не рисковать? Крайне странное решение, которое продолжает требовать говорить о нём снова. Пусть я не смог нащупать не только виртуальных, кхм, грудей в серии, но уж целостность картины всегда мог уловить. И вот это, господа, откровенное проявление свинства перед своими же почитателями.

Хотя есть ещё одна заноза на депелированной заднице продукта с названием Yakuza 3. Прежде чем вы сможете насладиться местными обновлениями списка развлечений, вас буквально заставят насильно поиграть в гольф и бейсбол по ходу основного сюжета. И вот если проверить свою реакцию отбивать мяч с живыми тренажёрами внушает подобие интереса, то вот партия гольфа в начале игры… мммм… такое себе. Мне нравился когда-то гольф, не то чтобы как вид спорта, а как способ расслабится, ведь данная категория элитарного отдыха, поочерёдно проверяет глазомер, крепость удара и стойкость нервов играющего. Но только при условии, если тебя никто не вынуждает этим делом заниматься. В третьей главе, нам, увы, приходится столкнуться с суровой реальностью. И чёрт бы с ним, что правила гольфа были взяты из классического вида дисциплины по срубу земельных микроучастков, а управление и регулировка удара, обрели грамотный вид в сравнении с ранним воплощением в серии. Но требовать от игрока взять клюшку без цели поработать гольфистом от мира стоматологии, способно вывести из себя неподготовленного зрителя. А таковых, я думаю, достаточно. Слава вездесущему Маджиме, партия эта имеет позитивные последствия для сюжета - хоть какое-то успокоение после 20 нудных и необязательных минут.

Ну и раз уж речь зашла о позитивном, то наконец-то, хвала всем кланам и семьям Камурочо, в игру добавили караоке. Дело в том, что в Японии, клубы караоке не менее развитые, и возможно даже, более популярные, нежели хост заведения. Попеть любимые песни ходят люди различной возрастной категории, кастовой принадлежности и т.д. Да и что там говорить, ведь традиционному понятию этого слова исполнители песен Лепса и Ваенги в наших блатных кафе обязаны именно японцам, занимающимся сим феноменальным развлечением более 40-ка лет. Сыграть в ритм ориентированную «тапалку» кнопок с требовательной проверкой реакции игрока, может каждый желающий, очутившийся на просторах виртуального мира Ryu Ga Gotoku 3. Приятные слуху мелодии различных жанров, будь то j-pop или близкий криминальному сословию шансон, отлично скрашивают досуг. А уж если познакомились с миловидной особой, коих тут чуть больше трёх, любезно сохранённых для западной версии игры, и походить с ними на свиданку, посещение караоке бара будет перманентной задачей. Из шести оставшихся после «ката» песен, вы можете предложить спутнице продемонстрировать свой талант, и аккомпанировать выкриками, хлопками и всякими иными издаваемыми человеком звуками.

Появился дартс, который, конечно, доставляет больше удовольствия при реальной игре, но симулировать тряску пьяницы у разработчиков получилось отменно, так что попытать удачу определённо стоит.

Бильярд не получился слитым в топку, за счёт нового движка: физика поведения шаров на виртуальном сукне адекватная. Хотя мне всё ещё нравится бильярд из San Andreas за его баланс между «аркадностью» и близостью происходящего с реальной игрой. Здесь же, гораздо больше удобств как в управлении, так и в ракурсах камеры, наведении шара в точку столкновения и т.д.

Местную рыбалку не смог оценить по достоинству. Паттерн у неё «специфический», но разобраться можно. Вот у Okami, например, с этим делом было проще, а в Battle Chaser Nightwar и подавно. Тоже встречалась в этих играх как дополнительная механика, но была в разы удобней реализована.

Последняя убивалка времени из новоприбывших и доступных для западной версии в третьей Yakuza, стала Boxcelios. Незамысловатый shoot’em up, целью в котором становится уничтожение низкополигональных бастардов Т-1000. Атакуя очередями или лучше, удерживая открытый огонь, вы должны разбивать безобразную оболочку и деактивировать ядро внутри вражеского корабля или что это у них там. Как только бесформенная жижа падёт, на экране появляется следующая стадия с аналогичной целью. Чем больше уничтожит кораблей игрок, тем выше он получит ранг. На самом деле, игре не хватает импакта, потому что попадание по противнику не сопровождается хотя бы вибро-отдачей, от чего безделушка может быстро наскучить.

На прежнем месте остался UFO-Catcher. Опять же, благодаря новому физическому движку, выловить игрушку стало не так просто, потому что малейшее соскальзывание с клешни и усё, начинай по новой.

В практически неизменном виде вернулся боулинг. Теперь, закручивать шары стало проще, ведь не надо закликивать триггеры в ту сторону, в которую появилось желание завернуть округлый предмет. Просто нажимаем стрелки. Ничего лишнего. Всё тот же залипательный боулинг.

Если вам наскучат мини-игры или сайд-квесты, можно почувствовать себя в шкуре охотника за киллерами или различными рецидивистами. По сюжету, вам предстоит открыть тайное место в Камурочо, называемое «Kamuro Castle». Здесь потребуется брать миссии по отлову персон нон-грата местного «Континенталя», которые ранее оступились на пути внутреннего кодекса. За хорошие гонорары, Кирию сможет вышибать дух из разномастных дезертиров, и восстанавливать праведность интересов общества. Тоже, кстати, обязательные миссии, если пожелаете встретиться с членом семьи Амон как в предыдущих и последующих частях серии.

- Но ты же сказал "Приди и возьми меня!"...
- Но ты же сказал "Приди и возьми меня!"...

Да, несмотря на техасскую резню контента, в третьей Yakuza предостаточно развлечений, большая часть из которых, обязаны часто упоминаемому игровому движку. Действительно, мощности приставки PS3 хватает на самые удивительные вещи, которые в контексте серии Ryu Ga Gotoku, если не выглядят уникально, то как минимум производят хорошее впечатление.

Достаточно замыленная картинка, которая даже не нативное HD разрешение, в большинстве случаев выдаёт приятные кадры. Особенно, пляж Sunshine – глаз не оторвать!

Подобный Дракону. Глава 3

Из-за замены перспективы камеры за плечи игрока, как то завещал неоднократно упомянутый Kenzan!, былая плотность трафика города рассыпалась, словно плохо сыгранная шутка. Возможность буквально дышать в спину прохожим, даёт полюбоваться некогда находившимся за кадром небом и крышами высоток. Но былая масштабность толп людей похудела, словно фэшн-леди ,не отличающая полноту, от дистрофии. Тем не менее, всё компенсируется детальностью проработки каждой модельки, иногда хорошей вспомогательной анимацией и мимикой в случаи диалогов.

Если раньше, после «гоп-стоп» диалога мы оказывались в заранее созданной арене для схватки, то теперь её образовывают прохожие. Как только мы встретили очередное полотно для кроваво-фиолетовых мазков, зону противостояния окружает толпа зевак, не дающих покинуть пределы арены. Да, есть недочёт, в виде подгрузки людей из ничего во время демонстрации готовящегося к бою героя, но это не критично. Должный эффект всё равно производит.

Музыка не впечатлила даже спустя год переслушивания. Слишком в тон сюжетному унынию. Хорошо как факт, но не привлекательно по причине одиозности сценария.

На этой ноте, мой рассказ о Ryu Ga Gotoku 3 подходит к концу. Безусловно, команда Нагоши Тошихиро создала знаковую игру в серии, и я это говорю невзирая, так сказать, на «театральную» версию игры. Да, полную версию пощупать не удалось, но так ли важна разница, если сюжета она толком не касается? Мне - нет, по выше сказанным причинам. А уже основываясь на них, каждый сделает свой вывод. Не забыв поиграть в игру, разумеется.

Знаковость Yakuza 3, на самом деле на поверхности: это хаотично дотошная вещь, в плане деталей, привнёсшая в жанр экшен ориентированных приключенческих игр много интересных идей. И уже по своему стандарту, здесь, льётся кровь, когда бьют. Здесь есть ощущение толпы и живости города, несмотря на его бедность. Здесь, бравые парни решают вопросы с кончеными отморозками, и стоит заметить, делают это на уровне своих оппонентов – глупо, вычурно, нахально. Словно насмехаясь над более вылизанными сценариями прошлых частей, триквел создаёт ту точку на отрезке существования франшизы, когда по наклонной серия полетит в неизвестные дали. Но при этом, разработчикам стоит отдать должное за хорошую работу над характерами положительных героев, за классическими возвращениями теперь уже журналиста Датэ, повзрослевшей Харуки, рояля в кустах по имени Кейдж и разностороннего лицедея Горо Маджима. Опять же, хотя бы в сравнении с первой частью, триквел слабо мотивирует злодеев, налепляя на них, то клише, то скудную глубину характера, то сливая в унитаз весь потенциал на дальнейшую встречу. Я думаю, игравшие вспоминают при этих словах сцену перед титрами (но это до того момента, пока не сыграешь в четвёрку).

Я безгранично признателен Sega за данный этап в жизни Ryu Ga Gotoku и с уважением принимаю игру со всеми её минусами. Но она еле выдерживает критику, променяв, казалось бы, вещи, которые были на уровне, на бездушную выкачивалку времени.

**************************************************************************************

Благодарю, если осилили весьма своеобразную подачу этого текста. Решил оставить манеру из ролика. Надеюсь, не слишком мешало. Так как я сейчас работаю над пятым видео по Ryu Ga Gotoku,четвёртый обзор не заставит себя долго ждать. Ну и критика содержания всё ещё приветствуется.

Благодарю за внимание!

P.S. Как всегда, огромное спасибо Семёну Костину и его краткому описанию сериала подтолкнувшего меня на знакомство с серией.

3636
22 комментария

Почитаю, интересно.. купил недавно Yakuza 0 и Kiwami, играл в первую часть тыщу лет назад на PS2, крутая игра была. на PS3 есть уже 3я часть и сейчас по хорошей цене продают Yakuza 4 и 5, как раз собираюсь докупить. мне нет смысла наверное ремастеры покупать, на Ps3 графон ещё тащит, по тихоньку, по крайней мере для меня норм. Тем кто не играл и не пугается японской культуры и приколов, стоит ознакомится

3
Ответить

купил недавно Yakuza 0

бери платину. я взял, и не пожалел, было весело. Хотя пока отпало желание платины вообще брать.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Уже не упомню где точно видел инфу, но даже в нынешней японской версии чего-то повырезали. А, ну и вот: https://thesplintering.com/2018/05/31/western-releases-of-yakuza-3-4-5-remasters-will-not-cut-content/

1
Ответить

вот плохо рус сабов нет
даите 1ю и 2ю главу пжлст не нашел

1
Ответить

Ссылки перед роликом же...

1
Ответить

Недавно, Yakuza 3 получила HD-remaster для PS4в азии только

1
Ответить