Мой отзыв на игру Deus Ex: Human Revolution

Deus Ex: Human Revolution вышел в далёком 2011-ом году. Эта игра является приквелом к оригинальной Deus Ex (2000) и Deus Ex: Invisible war (2003) и повествует о событиях, разворачивающихся в 2027 году. Спойлеров почти нет.

Сюжет.

В 1990-е годы человек по имени Хью Дэрроу изобрёл систему аугментаций – металлических частей тела, которые могут заменять и даже превосходить настоящие. Развитие этой технологии, благодаря которой Хью Дэрроу стал мультимиллиардером, привело к большому распространению аугментаций среди людей. Существенный недостаток – необходимость в нейропозине – дорогом наркотике, который нужно регулярно применять всем аугментированным, чтобы не испытывать боли из-за аугментаций.

Хью Дэрроу - создатель аугментаций
Хью Дэрроу - создатель аугментаций

Но есть два исключения. Первое – сам Хью Дэрроу: из-за редкого ДНК он вообще не может использовать придуманные им же аугментации. Второе – Адам Дженсен – главный герой игры; его ДНК, наоборот, настолько подходит к аугментациям, что ему вообще не нужно принимать нейропозин.

Адам Дженсен (до аугментирования)
Адам Дженсен (до аугментирования)

Но в начале игры он ещё не аугментирован. Откуда же мы знаем об его особенной ДНК? Всё просто: его жена – учёный из корпорации Шариф Индастриз, которая является лидером на американском рынке по разработке и продаже аугментаций. Меган Рид (жена Адама) собирается предать общественности информацию о ДНК её мужа, что станет поворотным достижением в плане развития аугментаций, ведь аугам не придётся принимать нейропозин.

Меган Рид (жена Адама)
Меган Рид (жена Адама)

Но в день проведения столь важной для мира конференции на Шариф Индастриз нападают аугментированные. Они убивают Меган и других учёных, работающих с ней над этим проектом, и почти убивают Адама. Повреждения его тела были настолько сильны, что, чтобы спасти его с того света, Адаму вставляют огромное число аугментаций, причём военного класса. Так, Адам Дженсон становится самым аугментированным человеком на планете (но он никогда не просил об этом).

Через полгода после нападения Адама вызывают в главное здание Шариф Индастриз: на другое отделение компании, которое разрабатывает оружие Тайфун, напали, и Адама отправляют на задание – разобраться с нападавшими. Далее он шаг за шагом, улика за уликой расследует дело о нападении на Шариф Индастриз, а также становится замешан в делах, разделивших мир на «до» и «после».

Сюжет похож на своего рода детектив. Мы нашли одну улику (которой может быть и человек), с помощью неё дошли до второй, с помощью неё – до третьей и т.д. Если рисовать схематично, то это выглядит как a --> b --> c --> d --> e и др. Когда я через несколько недель после прохождения игры (а это уже четвёртый раз) попытался прокрутить в голове сюжет, я понял, что логическая цепь получается сомнительной. Стоит забыть один элемент, как ты уже не понимаешь, как из “c” я оказался в “e”, а этих звеньев одной цепи достаточно много.

[Спойлер!] странным сюжетным ходом была встреча живой Меган с Адамом. Адам любил жену, а жена любила его, но когда они встретились, то побыли в одной комнате где-то 3 минуты и разошлись. Адам был недоволен тем, на что после похищения стала работать его [бывшая] жена, и всякая любовь к ней пропала. Тем более странно было увидеть, что Меган работает на иллюминатов. Вероятно, в третьей части игры нам раскрыли бы все тёмные моменты, но полгода назад игру окончательно отменили.

Гейм-дизайн.

События игры происходят в 2027 году (для нас – недалёкое будущее). Города, в которых Адам проводит большую часть игры, это Детройт (США) и Хэнша (Китай).

Вся игра выполнена в чёрно-жёлтом (оранжевом, золотом) цветовом тоне. Это достигается за счёт двух факторов. Первый – ночь: вся игра (за исключением последнего уровня) проходит ночью. Второй – свет, включаемый ночью повсюду. В Детройте эта колоризация лучше всего видна на примере башне Шариф Индастриз: снаружи она чёрно-золотая, а внутри, когда мы едем в лифте, нам открывается с высоты небоскрёба вид на весь Детройт – такой же чёрно-золотой.

Башня Шариф Индастриз
Башня Шариф Индастриз

В Детройте мы оказываемся дважды. В первый раз это обычный американский город: с небоскрёбами, с метро, с трущобами и простыми домами. Мы видим большое социальное расслоение: одни живую в небоскрёбах, другие вынуждены ночевать на улице, согреваясь огнём, разожжённым в бочке, третьи ушли в гетто. Во второй раз мы прилетаем в Детройт, охваченный митингами против аугментированных. Аугов охотнее берут на работу, что создает проблемы с поиском работы для обычных людей. В городе повсюду ходит полиция, мы видим много огня и демонстрантов.

Вид на Детройт
Вид на Детройт

В Деус Эксе города очень интересно изучать. Я несколько часов бегал по Детройту, просто находя новые места: перебил всех врагов в Трущобах до того, как меня вообще туда отправили; взломал все квартиры во всех домах; взломал все офисы в Шариф Индастриз и др.

То же относится и к Хэнша, но там совершенно иная атмосфера. Начну с того, что Хэнша – город двух уровней. На первом (нижнем) уровне живут более бедные люди; из-за того, что над ними находится вторая часть города, они практически не видят неба. На втором (верхнем) уровне живут более богатые люди. Хоть со стороны Хэнша – город небоскрёбов (что в нижней, что в верхней части), игрок с ними вообще не взаимодействует.

Хэнша
Хэнша

На улицах нас встречают лавки, где продавцы-китайцы продают что-либо. Отмечу, что прохожие реально говорят по-китайски, но, когда нам нужно с кем-то взаимодействовать, с нами начинают говорить по-английски. Реклама и вывески тоже на китайском языке.

Хэнша
Хэнша

На мой взгляд, именно в Хэнше разработчики смогли показать на максимум, как они умеют делать многоуровневые локации. Тут можно спуститься в канализацию (что есть и в Детройте), бегать по крышам (чего почти нет в Детройте) между домами, можно заходить на разные этажи зданий и др.

Из минусов гейм-дизайна – Хэнша получилась очень «угольным» городом. Что я имею в виду: я бегу по улице, и следующая улица находится под углом 90 градусов. Из-за этого я не поминаю: я бегу в тупик, или слева-справа есть другая улица? Приходилось постоянно открывать большую карту, т.к. мини-карта отображает только нас и врагов, но для ориентации на местности не подходит вообще. В Детройте локации более открытые, там такой проблемы почти нет.

На графике долго останавливаться не буду: она была плохой даже на момент 2011-го года. Впрочем, она достаточно целостная и равномерная, так что глаза не режет.

Геймплей.

Наш персонаж обладает большим количество военных аугментаций. Чтобы их улучшить или активировать, нам нужны очки Праксис, которые можно найти на локации, купить в клинике Протез (Limb) или получить за повышение уровня. Прокачать можно всё: ноги (выше прыгаем, падаем с большой высоты и не умираем), руки (носим больше предметов в инвентаре, можем ломать некоторые стены) глаза (видим противников через стены), лёгкие (дольше бегаем, не умираем от ядовитых газов), кожу (пули наносят меньше урона, мы становимся невидимыми) и др. Самый полезный навык – взлом, потому что нам постоянно нужно будет хакать компьютеры, двери, лазерные системы и др. Разработчики предусмотрели, что игру можно пройти и без прокачки аугментаций, но за это нам даже достижения не дадут.

Аугментации
Аугментации

Главным образом, у игрока есть два стиля игры: нелетальный (стелс) и летальный (стрелялка). Впрочем, никто не запрещает смешивать эти стили. Играя по стелсу, игрок может вообще никого не убивать, не считая боссов; нужно прятаться на локации, выжидать удобного момента, чтобы вырубить противника, и быть осторожным. Для удобства можно включить невидимость, но это делает игру менее интересной, хотя и позволяет быстрее её пройти. В летальном стиле мы может убивать противника из оружия, при помощи роботов и турелей (если прокачан соответствующий навык). Трудно сказать, какой стиль игра поощряет больше. С одной стороны, если мы никого не убьём, нам дадут достижение в Стиме; также за нелетальную нейтрализацию противников дают больше очков опыта. С другой стороны, игра по стелсу занимает больше времени, ведь нужно сидеть и ждать подходящего момента для нейтрализации. Также в игре есть более 18 различных видов вооружений: три нелетальных и 15 летальных: пистолет-пулемёт, снайперка, дробовик, автоматическая винтовка, лазерное оружие и др. Лично я предпочитаю стелс, как и большинство игроков Деус Экса.

В игре можно и нужно заниматься лутом. В ящиках, в столах, в контейнерах, у поверженных противников есть много вещей, помогающих нам в геймплее: оружие, патроны, батончики с энергией, обезбол, карманные секретари с кодами-доступа и др. Несколько раз в ящиках даже можно найти праксисы.

Отдельно остановлюсь на компьютерах; они делятся на две группы: «почтовые» и «управляемые» (названия сам придумал). Через управляемые компьютеры мы можем открыть/закрыть двери, включить/ отключить турели и роботов, компьютеров такого типа где-то 5%. «Почтовых» компьютеров около 95%; это компьютеры, на которых открыта электронная почта. Игрок, читая сообщения, может узнать логин и пароль к другим компьютерам, код-доступа куда-либо или просто погрузиться в ЛОР игры. Забавно видеть местную спам-рассылку и то, как работники негативно реагируют на неё.

Типичный почтовый компьютер
Типичный почтовый компьютер

Также по локациям разбросаны электронные книги, откуда мы можем узнать только о ЛОРе. Информация оттуда проливает свет на то, как устроены аугментации, как шло развитие этой отрасли и др. Интересно ли читать письма и электронные книги? Скорее, нет. Писем очень и очень много, немалая их часть не даёт полезной информации в принципе, так что другую часть, где может быть что-то полезное, я не читаю. Вернее, если просто пролистать письмо, то пароль или код-доступа автоматически попадёт в нашу базу данных. В электронных книгах много научной биологической терминологии; не факт, что после прочтения книги (они максимум на 4 страницы) игрок что-то поймёт.

Итоги.

Я прошёл Deus Ex: Human revolution уже в четвёртый раз (3-е прохождение было 5,5 лет назад). Мне всегда было приятно возвращаться в эту игру, и этот раз не стал исключением. Игра заставляет задуматься над тем, какую пользу и вред несёт вместе с собой массовое аугментирование населения. Персонажи имеют разные точки зрения по этому вопросу, все из которых вполне обоснованы, и нам не говорят, что какое-то мнение правильнее другого. Рекомендую эту игру всем.

66
6 комментариев

Раз 5 пробовал начинать и всегда забрасывал. Физически плохо становится от атмосферы желтого уныния в этой игре. И в этом мире нет ничего скучнее сюжетов про корпорации.

2
Ответить

я прямо сейчас прохожу и после оригинала это тяжело физически, душно, липко, тесно, мерзко, медленно, скучно. господи помоги мне осилить эту игру и пройти её до конца

1
Ответить

вспоминаю эти компы с записками и начинает тошнить.

1
Ответить

База 😎☝️🤭

Ответить