Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Мысли о тулсете и о пользовательских модулях.

Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Об игре

Первая часть Neverwinter Nights занимает довольно неоднозначное положение во всей этой иерархии классических RPG. Будучи, вероятно, одним из самых слабых проектов Bioware, её фанатское сообщество до сих пор живёт, а сама игра в стиме (Enhanced Edition) то и дело обновляется даже в 2024 году.

С одной стороны: слабая оригинальная кампания (пускай история Арибет у меня до сих пор в сердечке, но немногие оценили бы её сейчас), не очень продвинутый геймплей даже по сравнению с более старенькими Baldur's Gate, отсутствие полноценной партийности и возможности напрямую управлять спутниками.
С другой стороны: весьма неплохие дополнения, мультиплеерные сервера и тысячи пользовательских сценариев и кампаний (модулей), которые фактически всегда распространялись бесплатно.

Neverwinter Nights стала простором для творчества сотен талантливых (и не очень) сценаристов, которые не могли найти себе место среди крупных компаний разработчиков. Создатель моих любимых модулей Tortured Hearts, венгр по имени Zoltan Gonda участвовал в разработке игр на Commodore 64, затем в 2000-х был одним из разработчиков Haegemonia: The Legions of Iron, Haegemonia: The Solon Heritage, Panzers: Phase 2, Rush for Berlin, Panzers: Cold War (просто куча RTS).

Ни одна из них не взлетела и едва ли хоть один читатель знает об их существовании. В 2003 и в 2007 годах, трудясь в свободное от работы время, он взял и выпустил огромные сюжетные модули на 100 часов для Neverwinter Nights под названием Tortured Hearts I и Tortured Hearts II. Они стали успешнее и популярнее, чем любая из вышеперечисленных игр.
И гораздо успешнее выпущенной им в 2021 году игры со схожим названием.

Нетипичная инди-RPG 2021 года.
Нетипичная инди-RPG 2021 года.

Винс Веллер (разраб Age of Decadence) в 2004 году вдохновился одним полюбившимся ему, но не взлетевшим проектом, и 11 лет потратил на то, чтобы сделать вариативную CRPG своей мечты. По факту он с 0 учился разрабатывать игры.

Age of Decadence (2015).
Age of Decadence (2015).

Вместо этого он мог просто использовать тулсет из Neverwinter Nights и достичь схожего результата за пару лет работы. Да, денег бы он, конечно, не заработал, но он ведь и не ради денег это всё делал, не так ли?

Итак, Aurora Toolset – простейший инструмент, который при добавлении к нему некоторых фанатских утилит, позволял с невероятной лёгкостью клепать контент к игре. Аналогичная ситуация возникла примерно в то же время и в рамках других жанров: в HoMM 3 и Warcraft 3 любой идиот (в том числе и я) мог создать карту, чтобы гонять с пацанами на районе. Мой брат вообще создал какую-то странную кампанию для HoMM 3 из десятка сценариев, от которой я, будучи ребёнком, мог получить удовольствие (кампания уже давно сгинула).

Neverwinter Nights 1 вышла в июне 2002 года: к концу 2002 года в свободном доступе было уже более 1000 кастомных приключений, что для того времени кажется весьма внушительным. Люди развлекались как могли, хотя на территории СНГ почему-то развлекались не так сильно.

Создатели тулсета, используемого в NWN 2, могли только мечтать о таких успехах.

Baldur's Gate Reloaded – ремейк первой части Baldur's Gate, воссозданный на движке NWN 2. Единственный пользовательский модуль на эту игру, который я прошёл.
Baldur's Gate Reloaded – ремейк первой части Baldur's Gate, воссозданный на движке NWN 2. Единственный пользовательский модуль на эту игру, который я прошёл.

Но что создавали фанаты? Были и двухчасовые приключения, и путешествия длиною в 100 часов. Было всё! Разумеется, наиболее интересные модули тащат своим полукнижным нарративом и отлично прописанными диалогами (иногда вариативными): сочетание сюжета и геймплея в таких модулях примерно 60 к 40.
Но я хочу рассказать вам конкретно об очень популярном и одновременно скандальном модуле (в двух частях) под названием A Dance with Rogues, пройденным мною буквально на днях...

О модуле в целом

Первоначально модуль был выпущен в далёком 2006 году. Причём обе части были выложены сразу. С тех пор они претерпели множество изменений, а спустя 14 лет автор взяла и выложила обновленную улучшенную версию первой части модуля для Enhanced Edition.

Чем же уникален этот «Танец с плутами»?

Во-первых, его создатель – это девушка. Данная деталь очень важна в рамках дальнейшего рассказа о модуле. Насколько я понял, она создала весь модуль для... личного пользования, но решила выложить обе его части в свободный доступ по настоянию подруги.

Подходящее описание автора.
Подходящее описание автора.

Во-вторых, главный герой – это тоже девушка.
В-третьих, сеттинг игры – это Дндподобное нечто, которое сохраняет все его особенности (расы и в значительно меньшей степени богов).
В-четвёртых, автор при создании модуля очень сильно вдохновлялась книгами уважаемого Джорджа Р. Р. Мартина. Именно книгами, а не сериалом, потому что никакого сериала в то время не было.

Якен Хгар? Дефолтное имя главной героини – это Лианна Бурерождённая, а в качестве агрессора выступает государство под названием Дорн.
Якен Хгар? Дефолтное имя главной героини – это Лианна Бурерождённая, а в качестве агрессора выступает государство под названием Дорн.

В-пятых, в этом модуле она вплела в повествование все свои сексуальные фантазии. Именно поэтому я и уверен, что это не мужик, притворяющийся девушкой. Я очень сомневаюсь, что хоть один представитель мужского пола вставит в многочасовое приключение огромное количество сцен 18+ с настолько подробным описанием каждого, мать его, действия!

Мне было очень непривычно в такое играть...
Мне было очень непривычно в такое играть...

Сцен секса в игре бесчисленное множество: почти в каждом дополнительном задании есть возможность вступить в тот или иной половой акт. Иногда дело доходит до крайней степени содомии: в ранней версии модуля был сексуальный акт с драконом, а моему персонажу пришлось пройти через унижения со стороны орков, культистов с адскими гончими, а также со стороны «мёртвой» девушки, которая при каждом действии высасывала из меня статы.

Как называются сексуальные акты с андедами?
Как называются сексуальные акты с андедами?

При этом абсолютно все сексуальные акты, кроме одного, можно сознательно избегать и не подвергаться бесконечным унижениям, если игроку этого не очень хочется.

Блэт, куда она спрятала ключ?!
Блэт, куда она спрятала ключ?!

И несмотря на это, сюжет и повествование в «Танце с плутами» очень неплохи. Наряду с откровенно пошлым и похабным текстом, в модуле имеются весьма качественные приёмы.

Итак, наш персонаж – это принцесса королевства под названием Бетанкурия. Наше, казалось бы, союзная империя под названием Дорн наносит нам удар в спину (потому что наш правитель на самом деле – это гнида) и атакует столицу. Замок попадает под осаду, короля убивают и обезглавливают, а королева выпрыгивает в окно.
В дорнийской армии действует одно простое правило: наказание за изнасилование при военных действиях – это смерть, поэтому они предпочитают убивать всех! Как замечательно!
Умирают все, кроме Принцессы, которая чудом находит подземные тоннели под замком.

Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Но вопреки всем устоявшимся канонам встречает её там самый неоднозначный персонаж игры, хаотичный злой член местной Гильдии воров (Семья) по имени Вико. Мужик, обозлённый тем, что его девушку-служанку из замка зверски убили дорнийцы, обвиняет во всём героиню и поэтому насилует её прямо на месте.

Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Да, девушка создала модуль для NWN 1 (топ-1 модуль 2006-го года по версии IGN, кстати), где в первые 10 минут игры насилуют главную героиню.
И да, впоследствии через много часов игры игрок может убить Вико и отомстить ему за такое унижение, но это не самое главное. Этот мужик – потенциальный романтический интерес (далеко не единственный) для героини и всю вторую часть модуля с ним можно крутить роман, что я, разумеется, и делал (в экспериментальных целях).

Можно сексуально унизить его и оставить ни с чем. Что в голове у автора, я и представить не могу.
Можно сексуально унизить его и оставить ни с чем. Что в голове у автора, я и представить не могу.

Моя героиня даже забеременела от него, хотя по сюжету беременность довольно жёстко прервали.

Культурный шок от событий игры на таких моментах не заканчивается.
P.S. Я узнал об этом только после прохождения игры, но параметр телосложения влияет на размер груди героини, что в свою очередь добавляет реплики в некоторых диалогах.

Итак, Вико отводит нашу принцессу главарю Семьи, весьма добродушному старичку, которому мы сразу приглянулись (нет, дело до этого не доходит!), и в течение нескольких месяцев мы укрываемся в местной городской таверне: скрываемся, маскируемся и одновременно обучаемся воровскому мастерству.
Приключение начинается с того, что мы должны пройти 7 сложных воровских уроков, прежде чем нас официально возьмут в Семью. Мы, конечно, не обязаны туда вступать и вольны свалить куда подальше, но тогда игра просто закончится.

Маскировка, воровство, взлом, внедрение, тайные убийства, проституция – всем этим игроку предстоит заниматься в рамках городского приключения в первой части модуля. Да, это полноценный отыгрыш вора, пускай и с некоторыми важными деталями, затронутыми выше.

Вторая часть, к сожалению, не адаптирована под Enhanced Edition, поэтому моя няшная девочка без нужных текстур превратилась в чудовище прямиком из 2002.

Я старался смотреть на это как можно меньше.
Я старался смотреть на это как можно меньше.

Что меня поразило больше всего, так это сайды в первой части приключения, поэтому я расскажу о них чуть подробнее.

О сайдах

Итак, мы впервые за долгое время покидаем таверну. Одним из первых NPC, с которым я сталкиваюсь, оказывается мужик, который меня узнал. А в оккупированном дорнийцами городе это очень чревато последствиями! Жалуюсь своему новому папочке, и его устраняют – неопытная ещё, чтобы сама убивать.

Вторая встреча: художница за деньги просит меня попозировать для её картины совершенно обнажённой. К сожалению, процесс прерывают и денег я получаю гораздо меньше, чем хотелось бы.

Дорнийцы забирают картину, а мне нужно будет её найти, ибо нельзя же оставлять у них буквально фотку со своим изображением!
Дорнийцы забирают картину, а мне нужно будет её найти, ибо нельзя же оставлять у них буквально фотку со своим изображением!

Третья встреча: мужик, якобы один из приближённых погибшего короля, хочет помочь нам свалить из города, но для этого нам надо найти 10 тысяч золотых.

Если мы соглашаемся на сделку, то вместо быстрой концовки мы оказываемся в объятиях смерти: это была проверка Семьи на верность.

Ох, ну шутники!

Сайд, который впечатлил меня больше всего, связан с членом Семьи по имени Тони (да, это отсылка на «Лицо со Шрамом») по прозвищу Тигр. Мужику очень приглянулась принцесса, поэтому он зовёт меня жить в роскошном поместье, обещает золотые горы, относится ко мне очень нежно и мило и в отличие от 99% мужиков в игре не набрасывается на меня с членом наперевес. Он даже берёт меня на совместные контрабандистские операции, в ходе которых я тоже набираюсь опыта.
Всё это длится несколько дней и вообще по ощущениям никак не походит на сайдовую историю – скорее, на доп. концовку.

К сожалению, всё заканчивается плачевно. Криминальные авторитеты из соседнего государства подставляют Тони, убивают его, пока он спит, а я опять выживаю каким-то чудом, потому что дурачки не умеют стрелять из арбалета. Придётся забыть о счастливой и мирной жизни с Тони!

Впоследствии игрок может нанять убийцу, который выследит подонка и принесёт нам его голову. Замечательно!
Впоследствии игрок может нанять убийцу, который выследит подонка и принесёт нам его голову. Замечательно!

В таверне принцесса познакомилась и сблизилась с молодым наивным пареньком, который по всем законам жанра должен быть потенциальным спутником и романтическим интересом.
Что же у нас произойдёт здесь?

Дорнийцы выследят его, будут зверски допрашивать, а затем выпотрошат. Что ж, хорошие концовки здесь – это редкость.
Героиня вольна выследить и убить двух палачей, которые лишили его жизни, но для этого, скорее всего, придётся соблазнить одного из них, а его вкусы оказались очень специфичны...

Член гильдии просит меня составить вечером компанию знакомому другу Семьи. Что может пойти не так?

Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Никакого друга Семьи, оказывается, нет. Вместо него приходит офицер дорнийской армии Арто Бэнтур, который славится своим прозвищем «Душитель проституток» (у них там в Дорне проституция запрещена) и после недолгого разговора, поджигает дом, в котором мы находимся.

Арто Бэнтур – это фактически основной антагонист игры, который будет вечно преследовать героиню.
Арто Бэнтур – это фактически основной антагонист игры, который будет вечно преследовать героиню.

В первой части модуля главная героиня вольна стать проституткой (главное – стражнику не попасться). При неудачном опыте её возьмёт под своё крыло сутенёр, который будет отводить героиню к наиболее богатым клиентам. Всего таких клиентов три:

1) Бывший священник, который хочет очистить меня от грехов и просит меня сперва нарядиться в монашку;
2) Богатый вдовец, потерявший всю свою семью в ходе нападения дорнийцев. Героиня, оказывается, похожа на его погибшую жену, поэтому я утешаю беднягу как могу, возвращаюсь через некоторое время и обнаруживаю, что он совершил суицид;
3) Последних клиентов оказывается двое: они убивают моего сутенёра, перерезают мне глотку (неудачно) и пытаются сдать дорнийскому генералу, утверждая, что им в руки попалась принцесса. К сожалению для них, моя репутация проститутки достаточно высока, поэтому генерал им не верит и убивает, а я остаюсь лежать в канализации с 1 хп.

Neverwinter Nights 1: О важности игры для развития жанра CRPG

Честно говоря, сайды в модулях NWN 1 каждый раз удивляют меня всё больше и больше, ибо такой годноты я в принципе никогда не видел. Подобные моменты были и в сюжете.

О сюжете

Я подмечу лишь некоторые интересные моменты.

Итак, после прохождения уроков и получения нужных навыков меня нанимают законопослушный добрый паладин и его нейтрально добрая подруга-клирик (его возлюбленная) с целью помочь им вытащить похищенную у их ордена святую чашу из заброшенного подземелья злых культистов. Без вора в группе ничего не получится! Что ж, звучит интересно, отправляемся в круизное путешествие на недалёкий остров!

Честно говоря, не уверен, что это в порядке вещей для законопослушного доброго паладина усыплять свою девушку и пытаться любыми способами неоднократно соблазнить героиню в ходе отдыха. К счастью, от него можно отбиться, а ещё принести обоих спутников в жертву местному демону за огромную награду.

Ведет себя, как рейдер из сериала по Фоллачу. Он в любом случае своё получит.
Ведет себя, как рейдер из сериала по Фоллачу. Он в любом случае своё получит.

Много интересных моментов имеется во 2 части модуля. Она представляет из себя типичный «роадмуви», где героиня в компании нескольких спутников пытается добраться до точки назначения через наименее благоприятные места.
Одним из спутников, которого можно завербовать, становится дворф по имени Гэмли. Знакомлюсь я с ним в таверне, где можно посоревноваться, кто кого перепьёт. Хорошо, что я не провалил проверку телосложения, ибо в противном случае дворф пользуется беспомощным состоянием героини с явно предсказуемыми намерениями.

Судьба у Гэмли незавидная. Это не Властелин Колец, где комичные персонажи доживают до конца и живут долго и счастливо. При неудачном спуске в Андердарк дворфа обглодают до косточек местные мозгоеды.

Гимли умер.
Гимли умер.

В ходе путешествия персонажи попадают в Андердарк (Подземье). Почему-то создатели модулей очень любят один сценарный приём, связанный с дроу:

Героиня и её спутники попадают на рынок рабов и распродаются местным знатным домам. Впоследствии матроны выставляют их на бой друг против друга. Если бы не развязавшаяся между домами гражданская война и не пособничество провинившегося сына матроны, мою героиню бы просто убили.

Дроу становится спутником, ибо без него я из Андердарка не выберусь.
Дроу становится спутником, ибо без него я из Андердарка не выберусь.

Ближе к концу путешествия группа сталкивается с непобедимым дьяволом, который при отказе от сделки нанесёт всем 6666 урона, что пережить нельзя даже в теории. Более перспективный переговорщик, чем Рафаил.

В обмен на получение желаемого результата героиня должна проникнуть в осаждённый орками замок и украсть оттуда золотой идол. Пускай позже тут вскроется скрытый мотив, у дьявола в любом случае очень странное чувство юмора.

Дьявол заразил меня смертельной болезнью и хотел, чтобы героиня заразила ею и орков, и жителей замка. Ему очень нравится наслаждаться чужими страданиями.

Мне бы очень хотелось, чтобы здесь, как в Gothic 2, игрок мог просто пройти в замок по разрушенному тарану. К сожалению, автор модуля более высокого мнения об умственных способностях орков. Нетрудно догадаться, что мне пришлось сделать, чтобы в этот замок попасть.

Разумеется, нужно лечь под вождя орков. Оказывается, он очень заинтересован в сильных человеческих самках и хочет использовать их для выведения сильных особей орков для своего племени. Благо, одной женщины ему мало, поэтому он посылает меня в замок за другими.

Есть и другой способ, но ради эксперимента пришлось.
Есть и другой способ, но ради эксперимента пришлось.

Самое интересное во 2 части – это, конечно же, концовки. Помимо того, что автор запилила секретную хорошую, здесь она воспользовалась некоторыми не очень стандартными для того времени сценарными приёмами:

В конечном итоге героиню ловят дорнийцы, которые подстраивают ситуацию так, что всё наше приключение было сном. Более того, эти хитрые ублюдки нашли способ вернуть героине девственность, чтобы это было более убедительным. Вот оно, женское фэнтези!
Игрок волен потворствовать дорнийцам, которые сразу же выдают героиню замуж за человека из её кошмаров, который преследовал её на протяжении обеих частей. Можно положить начало потенциальной партизанской войне. Или можно просто убежать и всю жизнь находиться в бегах вместе со своими друзьями и спутниками.

Свадьба. Самое забавное, что среди гостей и охранников на свадьбе маскируются все друзья героини, в том числе и её любовный интерес.
Свадьба. Самое забавное, что среди гостей и охранников на свадьбе маскируются все друзья героини, в том числе и её любовный интерес.

В общем, история закончилась довольно неожиданно. К слову, количество тропов, используемых в модуле, можно оценить на соответствующем сайте. Их тут полно, и рассказать о каждом я точно не могу.

Заключение

По описанию и отдельным моментам может показаться, что данный модуль – это плод фантазии безумной озабоченной домохозяйки. В какой-то степени так и есть. Поэтому посреди прохождения второй части модуля я решил отвлечься на пару дней и прошёл упомянутый здесь Age of Decadence раза 4 (да, быстро получилось) – в конечном итоге обилие эротических диалогов утомляет.

Ура, верёвки!
Ура, верёвки!

Обновленную же первую часть я точно запомню надолго как минимум из-за квестов.

Но расписал я всё это не для того, чтобы кто-то с горящими глазами побежал играть в интерактивную эротику, созданную на движке NWN. Я просто показываю лишь один из многих примеров того, насколько глубока эта «кроличья нора». Именно из-за таких глобальных модулей NWN 1 в принципе и был важен для развития жанра.
Сама возможность воплотить на движке игры нечто, которое не может создать ни один AAA-разраб, является невероятно ценной. Инди-разрабу на создание подобного интерактивного приключения вообще понадобятся многие годы.

Именно поэтому деды до сих пор что-то там выкладывают на neverwintervault, а сами модули, в том числе и A Dance with Rogues, частенько обновляются.

Жду, надеюсь и верю, что когда-нибудь подобный тулсет для создания кастомных приключений появится и у новых CRPG.

125125
22
22
11
79 комментариев
100 ₽

помню кое как нашел диск в 2005 с первым нвн как ето было круто. я еще тогда угорал по сальваторе и отыгрывал дриззта

14

NWN1 это такой тупизм - ты управляешь одним персонажем в партийной ролевой системе. Ещё эта вырвиглазная ранняя 3D графика и уродливый арт (кроме портретов). Только динамическое освещение и анимации понравились.

6

У тебя почернеет и отвалится. Нвн — великолепная и потрясающая игра во всех аспектах, а уж озвучивание спеллов и их визуальные эффекты — выше всяких похвал.
Не каждая дед ролевая игра ещё и партийной обязана быть. В Невервинтере фокус на главгероя.

15
1
Автор

Да, тем страннее, что нормальный тулсет существует именно у этой игры, а не у той же двойки.

2

Всё встаёт на место, если играть по сети с друзьями - ВЫ играете в партийное ролевое приключение, каждый своим персонажем. Есть модули которые поддерживают игру по сети, и даже сюжетные модули на это рассчитаны. Вроде даже "Пророк" к этому располагает, единственное надо будет определиться, кто возьмёт главную роль на себя.

1