Crusader Kings 2: Курс молодого монарха

Или как не бросить игру на стартовом экране.

Crusader Kings 2: Курс молодого монарха

Король-сектант похитил вашего наследника и принёс его в жертву своим Тёмным Богам. Часть британских земель внезапно превратилась в Иерусалим после крестового похода. Кто-то уже третий раз травит ваше вино. Вы знаете кто это, но он вас недолюбливает, так что вам не остаётся ничего, кроме как пытаться отравить его вино. Короли-крестоносцы являются пожалуй самой широкой в плане временных рамок и самой нелинейной частью серии глобальных стратегий от Paradox Entertainment.

Визуально, игра выглядит как "младшая сестра" Europa Universalis, всё как-то недоработано и неказисто, боевая система примитивнее чем в мобильных F2P стратегиях, да и русификатор для этой части нормальный не сделали, так что приходится устанавливать тучу костылей чтобы это хоть как-то работало. Однако же, эти проблемы быстро уходят на второй план после погружения в игру. В отличие от остальных игр серии, вы играете не за государство как за единое целое, а за имеющего какие-никакие титулы правителя. И при потере всех земель, отыграть обычного крестьянина или безземельного дворянина, как в Kingdom come, не получится, ты либо правишь, либо уходи.

А ещё игру отличает абсолютное отсутствие необходимости захватывать весь мир. Каждый клочок земли достаётся вам кровью и потом, и терять провинции безумно обидно. В таком деле, иметь государство с двадцаткой провинций уже крайне тяжело, а уж быть императором СРИ или французским королём — сущее проклятие.

<i> Но если очень хочется...</i>
Но если очень хочется...

Синдром белого листа.

Так мы переходим к важному вопросу: как начать? Карта огромна, на ней сотня государств и тысяча государей, кто же будет лучшим выбором для новоприбывшего новичка? Многие советуют выбрать маленькое ирландское государство и собирать Ирландию. Начинать лучше всего в позднее средневековье, на карте мира появляется графство Мюнстер (не пугайтесь названия, позже сможете его сменить). У правителя всего один вассал, да и того можно грохнуть для концентрации всей власти в своих руках. Правда власти той всего две провинции. Пока. При начале игры, Вам показывают большое количество различных предупреждений о том, что Вас ждёт конец игры, если не поженитесь и не заделаете наследника. Иногда, Вы можете уже на старте иметь жену и даже детей, но начиная в ранние даты, не рассчитывайте на такой подарок судьбы. Но вот уж что почти всегда приходится выбирать, так это жизненный путь и амбиции. Жизненный путь персонажа даёт бонусы к определённым характеристикам, открывает особые действия вроде слежки за другим персонажем, соблазнения или вызова на дуэль, а также открывает доступ к событиям, которые могут упростить или усложнить игру. К примеру, взяв путь торговли, персонаж может получить в ходе рассмотрения проблем граждан нервный срыв стресс или даже депрессию, что сильно ударит по его характеристикам. Однако, даже это можно повернуть в свою пользу, если ваше государство раскололось на две части, при депрессии, вы можете, кхм, убить своего персонажа его же руками и отдать свою часть государства более удачливому наследнику.
Амбиции же не предопределяют жизнь персонажа, а скорее направляют его, подкидывая бонусов за выполнение. Например, персонаж может желать получить пост в совете, титул, скопить престижа, благочестия, заделать наследничка или просто найти свою любовь. Желания других можно использовать для своих целей, но и не стоит забывать про свои желания, они дают пусть небольшие, но приятные награды.

<i>Вот он, наш Мюнстер, темнее прочих на этой карте. </i>
Вот он, наш Мюнстер, темнее прочих на этой карте.

Персонаж.

Crusader Kings 2: Курс молодого монарха

Вот наш персонаж. Система подбирает нам случайную внешность, некоторые трейты могут менять эту внешность, например, потеряв глаз получим жуткую дыру в одной из глазниц. Трейты вообще имеют критическое влияние на нашего персонажа, добавляют характеристики, помогают зарабатывать ресурсы и влияют на мнение других персонажей. Важнее них разве что характеристики персонажа. Персонаж развивается в пять сторон, дипломатия улучшает мнение о Вас у других персонажей, военное дело улучшает эффективность вашего войска и ваши же таланты полководца, управление позволяет зарабатывать больше денег, интрига влияет на успех при заговорах и образованность даёт лучший прирост очков технологий. У каждой характеристики ещё масса своих применений, к примеру, персонаж с высокой образованностью сможет стать хорошим лекарем при дворе и с большим успехом лечить болезни, да и вообще, высокая характеристика даст возможность в ряде событий выбрать дополнительный вариант, лучше тех, что предлагают обычно. Есть также две скрытых характеристики, здоровье и плодовитость. Здоровье уменьшается при ранениях, во время старения и тяжелых болезней, а повышается здоровым образом жизни, лечением от болезней и успешной военной карьерой в рядах полководцев. Если здоровье упадёт до нуля, монарх умрёт. Плодовитость же ухудшается от стрессов, депрессий и прочих раздражителей и улучшается жизненными путями "Семья" и "Соблазнение", а также рядом трейтов. Плодовитость повышает вероятность того, что у вас появится наследник и крайне важна в ситуациях кризиса власти.

Титулы.

<i> Именно так выглядит информация о титуле.</i>
Именно так выглядит информация о титуле.

В отличие от Europa Universalis и прочих игр серии, в CK2 все земли поделены на титулы и для контроля провинции, необходимы права на неё. Часть титулов монарх получает на старте, часть получает по ходу правления, отбирая их у соседей. В некоторых случаях, титулы могут покинуть страну, например, если к титулу единственным наследником будет правитель другой страны или его вассал. Увести несколько титулов в другое государство может и брат персонажа если выбрана одна из первых форм наследования, равный раздел. И конечно же, титул у Вас могут отобрать в войне. Ах да, а ещё титулы выше начальных может создавать сам персонаж, надо просто иметь некоторые территории под своим контролем и заплатить за их формирование. Есть ещё один неочевидный момент, который обычно вызывает у новичков массу вопросов и недоумений. Если вы воюете по чужим претензиям, в результате войны, владелец претензий на титул может сам создать отдельное государство. А если это ваш вассал, в такое государство войдут и его вассальные территории. Происходит это потому что он теперь по рангу равен Вам и не обязан сидеть у Вас в вассалах. Иногда, такие ребята даже соглашаются стать вассалами обратно, но скорее всего, придётся воевать.

Боевая система.

<i> Без многотысячных армий в фалангах и управления войсками как в Total War, однако какой смысл, когда нам всё равно очевиден победитель?</i>
Без многотысячных армий в фалангах и управления войсками как в Total War, однако какой смысл, когда нам всё равно очевиден победитель?

В плане боевой системы, мы можем наблюдать путь мира от военных ополчений до частных гвардий, перерастающих в свою очередь в профессиональные армии. Ополчение даёт любая не разорённая провинция, находящаяся под Вашим контролем. Также, свои небольшие войска могут дать вассалы, если согласятся, конечно. Для этого стоит с ними дружить, но тему дружбы затронем позже. Война происходит по одному сценарию, страны собирают войска в одном месте и сходятся в бою всеми силами. Обычно, всего пары боёв хватает, чтобы решить кто победил. Войска врага могут молниеносно менять направление перемещения, из-за чего довольно трудно загнать ИИ в невыгодное положение, но в этой игре оно не сильно и играет роль. Если у Вас войск меньше, почти наверняка враг разобьёт вас даже через реку или атакуя в горы. Гораздо важнее качество войск. Две тысячи единиц легкой пехоты всухую проиграют тысяче конницы, если хотите убедиться в этих словах, поиграйте за русское княжество, находящееся недалеко от монголов. Постепенно улучшая управление войсками, строя крепости и самосовершенствуясь, вы получите доступ к гвардии. Это войско всегда будет с Вами, его не нужно распускать и оно верно Вам до мозга костей. Со временем, гвардия выместит ополчение и станет ключевой военной силой вашего государства, если вы доживёте до этих времен. А ведь есть много вещей, которые могут прервать ваше долгое правление даже без войн...

Интриги.

Интриги — дело тонкое. В основном, заговоры проводят для убийства некого лица, реже для присвоения титула и поднятия восстания. Сложность такой интриги будет зависеть от того, насколько высокую позицию человек занимает в обществе, насколько много у вас с этим человеком общих знакомых и насколько высок ваш показатель интриги. Вам нужно вовлекать общих знакомых, кого через подарки, кого через посты в государстве, кто сам согласится. Каждый из людей даёт определённый процент успеха и если в сумме наберется 100, а лучше 200% силы заговора, будет совершено покушение на жизнь человека. После него возможно четыре исхода, провал без раскрытия, провал и раскрытие заговора, тихий успех и успех, но с раскрытием убийцы. Раскрытие всегда ужасно, но результат абсолютно случаен и улучшить его можно разве что своими навыками. В случае раскрытия, мнение всей страны о вас снизится, семья убитого возненавидит вас, а если Вы убили члена Вашей семьи, ещё получите неприятный квирк, который будет висеть на вас до смерти, либо пока не отмолите. Потому, если Ваш уровень интриги низок, не стоит безрассудно лезть в мир заговоров, возможно, за столом переговоров вы будете более успешны. Успех вашего государства зависит в основном от того, с кем вы дружите, а не от той горы трупов, что вы оставите после себя.

Дипломатия.

Наверное, самый проработанный и один из самых важных аспектов игры. Любой человек выше кухарки в вашем государстве имеет своё мнение о Вас и его мнение будет важно. Персонажи, что затаили на Вас обиду будут строить козни, вступать во враждебные фракции и распускать про Вас грязные слухи. А если это ещё и вассалы, они могут не поддержать Вас в назначении наследника, отказаться помогать в войне или вовсе пойти на мятеж. Поэтому, высокий уровень дипломатии важен для наследника. Мнение о Вас можно повысить один раз на короткое время денежным подарком, также можно отправить своего канцлера на переговоры с буйным вассалом и попытаться доказать ему за кем тут правда. В меньшей мере, на отношения других персонажей к Вам могут влиять Ваши трейты, например, никто не будет любить горбатого, циничного обжору-самодура, также имеют значение Ваши действия, такие как увольнения с постов, оскорбления или ссоры и свою долю во мнение о правителе может вложить остаток мнения о прошлом монархе. В основном же, большее недовольство порождают нереализованные амбиции. Вот лекарь, хочет править, а ему титул не дают, он обиделся и сидит дуется. А вот вассал, у него уже есть титул, но всё недоволен, хочет место в совете. Ну ничего, парень грамотный, будет управленцем. Вот так распределяя титулы и места можно держать свой двор сытым, довольным и верным. По крайней мере, до тех пор пока не придёт новый наследник и не испортит всю сложившуюся систему.
Ещё, если уж про него пошла речь, хотелось бы отдельно отметить другую важную механику в правлении, совет правителя. Совет созывается из лучших из лучших в своей сфере, сфер пять и привязаны они к характеристикам. Не всегда, правда получается выбрать лучших, иногда приходится держать плохих специалистов просто ради того, чтобы утихомирить вассала или предотвратить создание опасной фракции. А ещё у Вас в средневековье цветёт и пахнет коррупция, так что за крупный подарок или в качестве услуги, Ваш член совета может передать своё место другому человеку и даже без вашего согласия. И всё это при том, что роль совета постоянно растёт, без его согласия вы не можете объявлять войны, принимать законы и отзывать титулы у нерадивых вассалов. Но если научиться контролировать совет, то выйдет как в той поговорке: "Хороший король имеет совет, плохого короля совет имеет".

Наследники и их воспитание.

<i>Родословное древо всей семьи. </i>
Родословное древо всей семьи.

Заняться вопросом наследства никогда не поздно, даже в двадцать лет вашего персонажа может подкосить хворь или ранение в бою и тогда всё, гейм овер. Чтобы этого не допустить, нужно во-первых, пожениться. А так как мы монарх и не на помойке себя нашли, невеста нам нужна соответствующая, чтобы перед покойными родителями стыдно не было. При подборе невесты рекомендую учитывать её характеристики, титулы, которыми она владеет, социальный статус, союз с придворной девчушкой сильно может ударить по Вашему престижу. Вот мы нашли нужного человека, посылаем ей запрос и получаем одобрение, отыгрываем свадьбу по-быстрому и ждём. Если отношения между персонажами положительны, уже скоро произойдёт долгожданное событие и нам объявят, что у нас появился наследник. Выбираем ему имя и ждём. Ребёнок немного растёт, а мы тем временем подбираем ему метод воспитания в зависимости от того, в какую сторону предрасположен молодой наследник. Также, ребёнку стоит выбрать воспитателя, тем самым, вы немного улучшите с выбранным воспитателем отношения, а ребенок рискует вырасти гением с хорошими трейтами. Такой же путь стоит проделать в 12 лет, но уже развивая полученные трейты и к 18 годам мы получим молодого, здорового наследника, который с радостью сменит Вас на троне в случае чего.

Небольшое послесловие.

Возможно, вы увидели что я что-то важное не показал или о чём-то не сказал, но уже с этими знаниями можно начать играть и позже найти своих уникальных фишек. Если хотите больше советов, рекомендую проследовать на форум Strategium в раздел CKII или на Wiki крузанов, если у Вас неплохо с английским. Надеюсь, вы удачно проведёте время в Crusader Kings II и благодарю за внимание!

140
92 комментария