INMOST – о вреде домашнего насилия
Однажды мне захотелось отвлечься от соулслайков, и перед заходом в длс Elden Ring’а поиграть в другие игры. Желательно ещё и такие, чтобы они не занимали по 100 часов геймплея. Поэ��ому я откопала в залежах непройденных игр в Стиме эту маленькую метроидванию.
Если коротенько, она оставила смешанные впечатления. Мне многое в ней понравилось, показалось интересным или любопытной находкой в жанре… Но капитально не понравилась сюжетная составляющая. А она тут очень яркая – INMOST буквально создана, чтобы рассказать историю, чётко и громко.
Если подробнее…
Играть в ней дадут за трёх персонажей – маленькую девочку, взрослого скитальца и мощного рыцаря. Не по выбору, а по очереди. У каждого из них свой геймплей и своя история.
Скиталец
Скиталец – основной персонаж, который блуждает по гибнущему миру и ловит флешбэки из жизни других персонажей. Он умеет высоко прыгать, но совершенно не умеет сражаться, поэтому геймплей за него – это решение разнообразных головоломок.
Некоторые стандартны для метроидваний – подвинь штуку туда, нажми рычаг тут, найди шестерёнку и поставь её сюда, чтобы открыть проход…
Другие напоминают «сражения» с врагами из серии Little Nightmares. Даже имея нож, кирку и косу, Скиталец отказывается бить ими вражин, поэтому мелких придётся оббегать (что порой бывает непросто в двухмерном мире), а других заманивать в ловушки.
Игра за Скитальца – лучшее, что есть в INMOST.
Мне понравилось, как он взаимодействует с окружением. Платформы тут не статичны, как обычно бывает в метроидваниях, а могут сломаться, и тогда их надо починить. Необходимость заманивать врагов в ловушки заставляет более внимательно изучать локацию. Косить траву прикольно.
Редкие встречные НПС могут выдавать милые шутейки в диалогах. Локации выглядят красиво, несмотря на пиксельную графику (а пикселей тут мало в сравнении с другими пиксельными играми).
Рыцарь
Игра за рыцаря концентрируется на боёвке, ибо он машина для убийств, путешествующая по миру только для того, чтобы вырезать всё живое. Хотя оно уже не живое, а заражённые скверной зомби.
Боёвка в игре… плохая. INMOST в целом не про битвы, а про сюжет и головоломки. Сражаться в игре неудобно и скучно. Прыгать рыцарь не умеет – слишком тяжёлый. Весь геймплей заключается в двух кнопках – уклоняться и бить.
Бить на Е, уклоняться на Ctrl. И это люто неудобно. Я в целом игнорирую существование Ctrl, мне неудобно нажимать туда, особенно одновременно с движением на WASD, поэтому если к ней привязано какое-то действие, то я переназначаю его на другую кнопку. Но в INMOST нельзя переназначить клавиши – что дали, тем и играй.
К тому же сражения ну очень простые. У смерти нет никакой цены – если рыцарь умрёт, то тут же воскреснет на том же месте с тем же прогрессом. Даже враги не возродятся.
А поскольку ничего кроме этого в главах про рыцаря нет, то и сами они кажутся скучными. Даже с финальным боссом сразиться не дадут – рыцарь одолеет его в катсцене.
Девочка
Геймплей за девочку я могу похвалить в первую очередь за то, что наконец-то хоть кто-то показал в метроидвании реалистичные прыжки. Девочка прыгает примерно на 10% своего роста в высоту. Что весьма бесполезно, поэтому чтобы забраться куда-то повыше, ей приходится подтаскивать стулья и коробки.
Однако основная её задача – это рассказать сюжет. Что происходит в семье (ничего хорошего), почему Скиталец скитается, откуда взялся волшебный мир, и почему он умирает…
Скорее не метроидвания даже, а визуальная новелла в пикселях – просто ходишь вместе с героиней по дому и смотришь историю. Под забавные комментарии от её игрушечного кролика.
Шутка про то, что милый персонаж говорит пугающие кровожадные вещи, банальна, но это не мешает с неё кекнуть.
Сюжет
Часто бывает так, что маленькая инди пытается казаться серьёзнее и значительнее. Что она не просто развлечение на вечер, а имеет глубокий смысл, философскую мысль, которая заставит задуматься.
Довольно часто мысль эта оказывается весьма банальна и роднит игру с роликом социальной рекламы. Что-то вроде «Соблюдай баланс между работой и домом», «Не пей за рулём» или «Не забудь отправить жену в психушку, если она начнёт кидаться с ножом на детей»… Смысл в общем-то хороший и правильный, но банальный и скучный.
INMOST – как раз из таких. Её сюжет перестаёт быть интересным как раз в тот момент, когда сворачивает от обычного для метроидваний условного повествования к социальному ролику о вреде домашнего насилия и важности диагностики психических расстройств на ранних стадиях.
Финал игры так отчаянно пытается выдавить из зрителя слезу, а драма в нём настолько высосана из пальца, что моей реакцией были не грусть и сочувствие, а фейспалмы от логических дыр.
К тому же мне люто не нравится, когда сюжет перечёркивает всё, что было в произведении, говоря – а это просто детская фантазия/героям это приснилось. И снова INMOST как раз об этом.
Даже немного жаль, что добротная метроидвания в конце превратилась в банальную слезогонку.