Я пью до дна: Обзор Still Wakes the Deep

Новый хоррор от создателей Amnesia: A Machine for Pig оказался не хоррором, а 5-часовым симулятором ходьбы с напряжённой атмосферой и репетативными попытками скрыться от гигантских непобедимых монстров.

Я пью до дна: Обзор Still Wakes the Deep

Что точно удалось Still Wakes the Deep – так это атмосфера. Густая, напряжённая, жуткая. Атмосфера непонимания, страха и желания выжить. Многие сравнивают с фильмом «Нечто» – и да, есть схожесть, но разве что в чувстве изоляции. Действие Still Wakes the Deep разворачивается на нефтедобывающей платформе посреди океана, так что бежать действительно некуда. А вот паранойи и недоверия нет.

Итак, 1975 год. Электрик Кэмерон Маклири, которого все называют «Каз», избивает в баре какого-то человека. В попытках скрыться от правосудия он вместе со своим другом Роем отправляется на нефтедобывающую платформу на несколько месяцев, оставив жену и двух дочек дома.

Но в какой-то момент бур натыкается на неведомую естественнонаучно-неописываемую хтоническую сущность (дальше для простоты будем называть её НЕХ). Эта НЕХ начинает захватывать нефтедобывающую платформу, превращая людей в агрессивно настроенные сгустки плоти, а также ломая всё, до чего удаётся дотянуться.

И теперь задача Каза – свалить с платформы. Желательно живым.

Птичку жалко
Птичку жалко

Не страшно, но интересно

Still Wakes the Deep даже не пытается напугать игрока. За всю игру есть примерно полтора скримера и несколько показов монстров, которые выглядят деформированными кусками человеческой плоти (да, некроморфы из Dead Space, я на вас сейчас смотрю). Даже с атмосферой загадки тут всё не очень: уже через несколько минут после первого столкновения с НЕХ становится понятно, что именно она делает с людьми и как именно местные монстры могут вам навредить.

Но при этом общая атмосфера напряжения и тревоги очень удалась. В первую очередь на неё «играют» звуковой дизайн и визуал. Платформа рушится – поэтому она постоянно скрипит, визжит деформированным металлом и грохочет звуками взрывов. Из-за этого даже прогулки по спокойным локациям ощущаются напряжённо: пока идёшь себе по коридору, где-то от платформы оторвался кусок и с жутким звуком рухнул в воду.

И вот по этим разрушающимся локациям и придётся пробираться
И вот по этим разрушающимся локациям и придётся пробираться

Арт-дизайн буквально направлен на репетативность. Здесь есть три типа локаций: жилые коридоры, промышленные коридоры (с трубами) и коридоры на палубе (с контейнерами). Из-за этого ближе к концу игры возникает чувство растерянности – не понимаешь, где находишься и куда идти дальше.

Впрочем, локации в Still Wakes the Deep образцово-коридорные, так что пойти не в ту сторону почти не получится (за исключением парочки довольно открытых участков). Но это совершенно не мешает постоянно задаваться вопросами в духе «А туда ли я иду?» и «Где я вообще?!».

По этому коридору придётся пройти как минимум четыре раза, при этом он будет постоянно разрушаться
По этому коридору придётся пройти как минимум четыре раза, при этом он будет постоянно разрушаться

Прогулки под нецензурщину

Основной геймплей Still Wakes the Deep – ходьба и лазание по лестницам. Идёшь из точки А в точку Б, чтобы по пути наткнуться на закрытую с той стороны дверь, а потом начать облезать её козьими тропами.

На всю игру есть чуть около десяти столкновений с монстрами. Но наш герой – электрик, а не бравый солдат, поэтому ничего он этим врагам сделать не может. Остаётся или убегать (три раза), или прятаться, перебегая из одного укрытия в другое.

Прятки максимально репетативные. Первый раз (а то и два) они ещё могут вызывать напряжение: монстры делают кусь очень больно, сразу убивая Каза. Но в остальные разы, увидев монстра на большой локации, уже устало вздыхаешь, понимая, что сейчас предстоит 5-минутные перебежки гуськом из одного укрытия в другое.

Кроме того, в игре есть трёхмерный платформинг. Нужно прыгать с одной поверхности на другую. Строители нефтедобывающей платформы (хе-хе, платформинг на платформе) вообще не жалели жёлтой краски, поэтому заблудиться в местных коридорах сложно: просто прыгаешь на все отмеченные жёлтым места.

Жёлтой краски хватит на десяток Final Fantasy VII Rebirth
Жёлтой краски хватит на десяток Final Fantasy VII Rebirth

При этом Каз постоянно всё комментирует. А поскольку он – электрик в трудной ситуации, а не какой-нибудь академик, комментирует он нецензурно. На весь сюжет хорошо если десяток цензурных фраз наберётся – даже своей будущей жене он признаётся в самых нежных чувствах трогательными словами I fucking love you! (которые перевели на русский как просто «Я люблю тебя!»).

Общий геймплей простой: тебе говорят, что надо сходить в какой-нибудь отсек и там что-то сделать, потому что кто, если не ты. Идёшь, прыгая с платформы на платформу и поднимаясь по жёлтым лестницам. Приходишь и видишь, что тут монстр-НЕХ бегает. Прячешься, ползком добираешься до кнопки, нажимаешь. Выясняется, что сломалось ещё что-то, и теперь тебе надо в другой отсек. Идёшь, прыгая с платформы на платформу…

Ну а как ещё заводчанину реагировать на какую-то кучу биомассы?
Ну а как ещё заводчанину реагировать на какую-то кучу биомассы?

Даже в северном море не скрыться от ошибок

Каз – не единственный персонаж Still Wakes the Deep. Кроме него, на платформе присутствуют ещё несколько десятков бурильщиков, но непосредственно в сюжете играют роль только пятеро. Добродушный приятель Каза, Рой, работающий поваром и страдающий диабетом I типа. Реннер, злобный директор платформы, местный «царёк», который орёт на подчинённых и считает, что даже нападение НЕХ – не повод прекращать добычу. Финли, женщина-инженер, типичная «бой-баба». Броуди… ну, он есть.

Впрочем, их присутствие мало что даёт. Точнее, они служат квестодателями: появляются из ниоткуда и говорят Казу, куда ему идти для дальнейшего спасения с буровой платформы. Однако они запоминаются – в первую очередь благодаря хорошо написанным диалогам и прекрасной – без преувеличения – озвучке.

А ещё у каждого центрального персонажа есть грехи. Ошибки, которые он совершил в прошлом. В конце концов, не от хорошей же жизни едешь на буровую платформу посреди северного моря, чтобы там в компании других грустных мужиков колупать полезные ископаемые.

Я пью до дна: Обзор Still Wakes the Deep

И эти грехи получают неожиданный выход. Монстры ругаются и вспоминают, что было бы неплохо позвонить детям, живые люди жалуются, что им что-то залезает в голову, а Каз слышит разговоры жены, которую он оставил. Впрочем, тут The Chinese Room не докрутили: не хватает психодела и паранойи, чтобы путаться, где реальность, а где галлюцинации от присутствия НЕХ.

Размер имеет значение

Даже за свои 4–5 часов Still Wakes the Deep успевает утомить. Однообразные локации, однообразные встречи с монстрами, однообразные ситуации. Да, когда пол обваливается за метр до выхода – это вызывает напряжение. Но когда пол обваливается за метр до выхода в третий раз – это вызывает уже раздражение. Такое ощущение, что разработчики в какой-то момент поняли, что у них игра выходит длиной три часа, и надо срочно добавить «контента». Поэтому герой будет пересекать одну и ту же локацию три раза, все три раза сталкиваясь с одним и тем же монстром, прячась от него в одних и тех же укрытиях.

Репетативные прогулки иногда вознаграждаются красивыми сценами
Репетативные прогулки иногда вознаграждаются красивыми сценами

Поэтому игра, к счастью, заканчивается на пятом часу. Потому что ещё один час ходьбы с решением проблем буровой станции и прятками от монстров – и точно в мусорку.

А так остаётся всё-таки достаточно приятное впечатление. Атмосфера «тащит», диалоги отличные, чувство напряжения и тревоги не отпускает, саунд-дизайн – отдельная похвала. Не страшно, но интересно.

Стоит ли покупать

Официальная цена Still Wakes the Deep – 17,5 долларов. И это немного многовато для такого симулятора ходьбы. Но по скидке можно купить и получить удовольствие от атмосферы, арт-дизайна, саунд-дизайна, напряжённых моментов и нецензурных субтитров на русском языке.

А ещё Still Wakes the Deep с релиза есть в Game Pass – и это как раз хорошая игра для подписочного сервиса.

А ещё больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! Мы там сейчас, кстати, Elden Ring + Shadow of the Erdtree разыгрываем:

28
1
25 комментариев

Игра шикарная, не слушайте обзорщика, он тиктокер и не может больше 5 секунд без нового контента.
Хоррор года как минимум, с блестящей атмосферой, персонажами и очень похожий на "Нечто". Такие игры в жанре выходят очень редко сейчас.

16
Ответить

с блестящими персонажамиНапример, с Броуди. Его мотивация... ну... нууу... он говорит, что Каз не разберётся в управлении свечой, а потом спускается на понтон.
Или вот, прекрасный персонаж Реннер. Он появляется три (с половиной) раза и орёт. Сразу проникаешься ненавистью к персонажу, ведь он так... орёт.
А ещё отличный персонаж Рой. Он лучший друг нашего героя! Они вместе столько пережили! Например, обсудили Спока.

Скажем так: тут ОДИН отличный персонаж. Остальные есть.

И я говорю про атмосферу: она отличная. Но она не может компенсировать три абсолютно одинаковых пробежки от монстров или пять абсолютно одинаковых пряток в канализации, ИМХО.

6
Ответить

Что там шикарного то?
Сеттинг любопытный, ещё ладно, все остальное никак.
Персонажи? Даже у главного героя драма на уровне наброска, остальные там просто функции.
Атмосфера блестящая? Ну типа коридоры пустые, всё скрипит, но это всё желтой краской испачкано, чтоб ты не дай бог не заблудился. Что кстати и геймплей делает очень примитивным.
Про «Нечто» вообще какая-то шутка, потому что кино про паранойю и недоверие. В игре ничего подобного нет, более того, там есть противоположные штуки, потому что герои там друг друга спасать пытаются.

1
Ответить

Только что прошёл и.. То, что ты тут высрал вызывает только смех.

Ответить

Ёбанные шотландцы со своим ебанным акцентом. Ни слова не разобрать, приходилось субтитры читать в игре

5
Ответить

Ахах, это они ещё, как мне кажется, "тормознули" со своим колоритом. Я лично на слух нормально воспринимаю их речь, но выбивают местные словечки, которых я не знаю) Но благо их достаточно мало.

Ответить