Очаровательные куклы | Обзор Harold Halibut

Уж не помню, какие аргументы сподвигли меня бросить все и с замиранием сердца ждать релиза Harold Halibut, но увидев трейлер игры где-то месяц назад, я твердо решил, что обязан познакомиться с проектом.

Наверное, меня подкупил визуальный стиль, который отсылается не то к кукольным мультфильмам Уэса Андерсона, не то к пластилиновой классике Aardman Animations. В любом случае, я ждал чего-то очень крутого. За те 10-12-14 лет, которые игра была в разработке, я был уверен, что у разработчиков получилось нечто уникальное. Возможно, сильная история. Или запутанный квест. Ну или просто что-то с пометкой «арт». Но у рукотворного Harold Halibut и его создателей были другие планы. Но, давайте, обо всем по порядку. Сегодня у меня для вас обзор Harold Halibut.

Видеоверсия

Прошло 250 лет с тех пор, как новый дом — космический корабль, похожий на ковчег, — покинул Землю, оказавшуюся на грани холодной войны, чтобы найти пригодную для жизни планету и сохранить человеческую расу. В один не очень прекрасный момент корабль терпит крушение и проваливается под воду на неизвестной планете. И проваливается так глубоко, что его жители вынуждены приспосабливаться к новой жизни используя неограниченные водные ресурсы и неизвестные природные материалы. Шли годы, сменялись поколения и корабль ФЕДОРА 1 стала чем-то вроде кукольного Восторга из вселенной BioShock.

Кроме «затопленного города» со вселенной BioShock игру ничего не связывает
Кроме «затопленного города» со вселенной BioShock игру ничего не связывает

Под наше управление попадает один из жителей ретро-футуристического подводного городка — Гарольд — молодой лаборант ведущего ученого Жанны Моро. В то время как большинство обитателей корабля смирились с жизнью на борту затонувшего судна, Маро продолжает неустанно работать над тем, чтобы найти способ покинуть планету и обрести новый, более сухой дом.

Но странные, удивительные и разнообразные жители ФЕДОРА 1 не дают Гарольду покоя… Пока одна судьбоносная встреча не погружает Гарольда в мир, который никто не мог себе представить — и который может содержать ключ к планам Маро по перезапуску корабля.

В ходе приключения Гарольду предстоит посетить очень необычные локации.
В ходе приключения Гарольду предстоит посетить очень необычные локации.

И можно предположить, что с таким научно фантастическим синопсисом нас ждет запутанный квест с множеством научных терминов и мозгодробительными головоломками на манер пластилинового собрата The Neverhood. Ну или хотя бы кивок в сторону золотой классики LucasArts Game. Но нет. В игре нет головоломок, инвентаря у нас тоже нет, совмещать предметы нельзя. Максимум можем нажать пару кнопок и принести один предмет другому персонажу. И это весь геймплей.

Самое близкое сравнение, которое напрашивается при разговоре о Harold Halibut — это Night in the Woods. Только если в ней кошечка Мэй слонялась по маленькому провинциальному городку и день ото дня трепалась с жителями на пространственные, а иногда и философские темы, то Гарольд вынужден бегать по отсекам затопленного космического корабля.

Начинается и заканчивается день у героев одинаково — в кровати
Начинается и заканчивается день у героев одинаково — в кровати

У этого есть и сюжетная основа. Гарольд — растяпа и мальчик на побегушках, выполняющий роль разнорабочего. И пока большинство жителей ФЕДОРЫ 1 занятыми научными открытиями, торговлей, обучением или другой важной деятельностью, нашему герою поручают все те мелкие задания, которые им лень выполнить самими. Поэтому мы бегаем и кормим рыб, оттираем граффити, передаем сообщения (при наличии у всех пейджера!), а если и делаем что-то важное, например, помогаем в эксперименте, то под строгим надзором.

Все комплексы космического корабля соединены водными трубами и чаще всего наш игровой день проходит по следующей схеме: пришел в отсек, взял квест, поехал по трубе обратно, отдал квест — повторять пока не закончатся игровые сутки. И тут появляется один из главных стопперов и минусов игры. Harold Halibut — крайне неторопливая игра. Я бы сказал — медленная. Мы постоянно курсируем по одним и тем же локациями и это может утомлять. Во второй половине игры, когда я уже назубок знал все игровые локации, я приловчился играть одной рукой и во время беготни чекал ленту соцсетей.

Игра не стремится тебя развлечь. Первую половину игры почти ничего не происходит. Мы просыпаемся, слоняемся по кораблю, общаемся с жителями, на толику продвигаем глобальный сюжет и отправляемся спать. Опять напрашивается сравнение с Night in the Woods, в которой был точно такой же распорядок дня. Изредка нам попадаются мини-игры, единственная цель которых — отвлечь от основного игрового процесса. В них даже проиграть невозможно.

Мне безумно нравится рукотворность, которая присутствует даже в мини-играх. Сразу как-то уютно становится. GIF by KaNormu

И тут очень важный момент — если вы хотите геймплея, то можете пропускать Harold Halibut. Потому что это игра про ощущения, про состояние покоя. И это прекрасно.

Атмосфера — это лучшее, что есть в этой игре. Harold Halibut влюбляет в себя своей рукотворностью. Каждый объект в игре был создан вручную: куколки слеплены, рубашечки сшиты, половички раскрашены — а затем все это чудо рукоделия было оцифровано и помещено в виртуальный мир. Каждый отсек в игре хочется пропылесосить глазами. Каждый стежок на штанишках персонажей или рукотворная бутылочка придают игре неповторимый шарм. Я уверен, что она не работала, будь игра создана с помощью обычного 3D.

Мир игры существует по весьма дурашливым правилам. В нём есть свои проездные, за всем следит корпорация «Только вода», маршал дружит с камбалой, а два ученых спорят-и-спорят-и-спорят-и-спорят о системе архивов. В игре есть свой турецкий сериал, который можно посмотреть. Подростки устраивают вечера поэзии, где зачитывают максималистские стихи. Это очень смешно, но также и правдоподобно. Ты веришь, что компьютер работаем именно так: со странным и нечитаемым интерфейсом, а камни для изучения нужно посыпать сахаром. Игра дарит тебе ощущения игры в детстве. Когда ты расставляешь все фигурки и сам придумываешь правила и сюжеты, по которым вы будете играть.

Кукольные декорации завораживают, но еще больше подкупают герои, которые населяют этот причудливый мир. Каждый из них уникален, отлично прописан и также восхитительно озвучен. Я не помню их имена, но помню характер каждого персонажа. Помню как он звучит и двигается. Накаченный блондин, который любит турецкие сериалы. Коротышка, повернутый на зимних видах спорта. Очень эксцентричная ученая. Мизантроп, держащий клуб с игровыми автоматами. И рыбообразный друг главного героя. Все они восхитительны!

С персонажами игры хочется взаимодействовать вновь и вновь. Черт с ним с основным сюжетом. А ведь он тут есть, и хоть звезд с неба не хватает, может увлечь и развлечь. Но я еще не прочитал все письма вместе со старым почтальоном. Я не поговорил с одним из близнецов о новом сорте подводных сарделек. Вечером на сцене дают концерт. А ведь еще есть целый другой мир, который вообще не поддается описанию. Его я спойлерить не буду.

В этом мире хочется жить! Я пришел в него с пылом между катками в Helldivers 2, чтобы получить захватывающее приключение. А игра дала мне кружку теплого какао, связала мне свитер и усадила в мягкое кресло. Разработчики как бы говорят: расслабься, тебе не нужно никуда бежать, просто побудь с нами. И это работает.

Даже когда игра начинает душить и нещадно гонять тебя из одного конца карты в другой, потом она обязательно вознаградит тебя милой сценкой или проникновенным диалогом. Harold Halibut сильно напирает на необязательные дополнительные квесты. Они не блещут разнообразием: сходи и поговори с тем или сходи и принеси то. Но они настолько углубляют характеры второстепенных персонажей, что в итоге, с выполненными допами и без у тебя получаются две разные по эмоциональному посылу игры.

Очаровательные куклы | Обзор Harold Halibut

Где-то во второй половине, по определенным обстоятельствам, почтальон поручает мне выполнить доставку нескольких писем. До этого, мы с ним читали потерянные бумаги. Этакие посиделки с дедушкой, который рассказывает тебе о жизни. Поэтому я решил помочь старику и доставить все письма получателям. И как же я задушился. Я примерно час шатался туда-сюда, туда-сюда. И практически возненавидел работу почтальона. Но каждое доставленное письмо рассказывало чувственную и очень личную историю персонажей. А когда квест подошел к концу, то все обернулось очень трогательной сценой и настолько добрыми словами, что весь стресс, находящийся во мне, был уничтожен. И все это под органичный саундтрек и отменную игру актеров озвучания.

К сожалению, немного разочаровала мимика кукол Не важно какие тирады толкают персонажи, плачут они или смеются — лица героев практически не меняются. Но это нюансы.

Блин, Harold Halibut не нужен обзор. Это вообще не должно быть игрой. В ней куча отменных диалогов, превосходная кукольная анимация и избыток кинематографических сцен. Ей самое место в виде анимационного сериала. Недаром я сравнил ее с картинами Уэса Андерсона. Мистер Андерсон, позвоните Slow Bros и сделайте шедевр. Игру надо смотреть или очень аккуратно и размеренно изучать. В ней даже ачивка есть за неспешно прохождение.

В основной части нет геймплея. Если вам хочется чего-то больше похожего на игру, то сходите в зал игровых автоматов и и поиграйте в самолетики. Вот это игра: в ней есть очки, цель и геймплей. Тем более что механики мини-игры потом найдут свое развитие в очень короткой секции основного сюжета. А вот весь основной Harold Halibut — это вообще не игра. Просто так получилось, что произведению суждено было оказаться в такой медиа-форме.

И я не ругаю её. Я в восторге. Harold Halibut позволяет себе просто остановиться, наплевать на развитие сюжета и хронологию и порассуждать о том, где наше место в мире. Почему не надо бояться совершать ошибки? Что такое дружба? Где наш дом? И еще прорву разных очень уютных тем, которые вгоняют тебя в тепленькую рефлексию. Где вы еще увидите отлично написанный диалог о том, как найти свое призвание и чтобы определение этому было «бульгльгль»?

Да, в ней есть Тетрис и отсылки на поп-культуру. Но игра ценна не этим. В первую очередь — это проект мечты, который немцы из Slow Bros собирали ужасающее количество времени. Это ожившая мечта, которая хочет распространиться на ваши мониторы и безвозвратно влюбить в себя.

Очаровательные куклы | Обзор Harold Halibut

Я не буду говорить, что Harold Halibut — отличная игра. Те, кто придут в нее за игрой, скорее всего останутся разочарованы. Но Harold Halibut — отличное, комплексное произведение, выполненное в редком для сегодняшнего дня стиле, которое может запасть вам в душу. И пускай я не проникся главным героем и в корне не согласен с его финальными решениями, я не могу отрицать насколько это красивая, хорошо написанная и грамотно срежиссированная игра. Я влюбился в обитателей ФЕДОРА 1 и с радостью провел бы с ними еще один теплый вечер.

P.S.

Мне также удалось пообщаться с арт-директором Harold Halibut о киношной природе игры. Интервью выложу завтра.

2525
31 комментарий

Уж не помню как я попал на эти игры, и это оч крутые квесты сделанные полностью вручную.
"Три маленькие белые мышки.." две части

3
Ответить

О, годнота! Спасибо, заберу себе в бэклог

Ответить

И пускай я не проникся главным героем и в корне не согласен с его финальными решениямидумаешь надо было поехать со всеми?

Ответить

Не знаю, как "надо", опираясь на собственные желания, я бы однозначно поехал)

1
Ответить

я тоже сравнивала в своем обзоре с Уэсом Андерсоном и Night in the woods. кто знает, тот поймёт, как говорится)

Ответить

С Уэсом Андерсоном разработчиков ещё роднит любовь к Эдриану Броуди)))

1
Ответить