Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Знаменитая серия шутеров Max Payne от финской студии Remedy прошла весьма непростой путь, связанный как со спецификой разработки (перетекание прав к Rockstar не прошло бесследно), так и с соответственно колеблющийся подачей, в результате чего получились три крайне непохожих произведения, которые я хочу разобрать в хронологическом порядке. Итак, давайте окунёмся в мрачный мир криминала и болеутоляющих.

Max Payne (2001)

Один из тех случаев, когда проект весьма неплохо состарился, и даже сейчас держится достойно, благодаря сочетанию множества удачных элементов.

Липкая атмосфера нуара захватывает с первых минут, предоставляя игроку сломанного, сгоревшего изнутри человека, чьим смыслом существования становится месть за зверски убитую семью. И если поначалу сюжет выглядит довольно проходным, то после визита протагониста в клуб " Рагнарёк" история сплетается в плотный клубок интриг, предательств и скандинавской мифологии. Отдельного внимания заслуживают хоррор - сегменты, где Макс под действием валкирина вынужден возвращаться в собственный травмированный разум.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Геймплей даже сейчас превосходит многие современные аналоги, благодаря сочетанию адреналиновых прыжков в bullet time

с крайне высокой детализацией мелочей (вплоть до падающих гильз с перманентными брызгами крови). Однако при этом вырисовывается не очень честный баланс: практически каждый супостат, будучи простым смертным, крайне редко испускает дух даже от двух попаданий со средней дистанции, в то время как нашему карателю достаточно лишь одного меткого хэдшота с дальних берегов, дабы склеить ласты. Посему приходится уповать лишь на пейнкиллеры (хе - хе) и способности Нео.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Графическо-стилистическое исполнение идеально передаёт чувство кромешного мрака, а использование бюджетных комиксных вставок вместо межуровневых кат - сцен лишь подчёркивает нарастающий сюрреализм происходящего.

Саундтрек уместно сочетает тревожные нотки с драматичной обречённостью, а главная тема будто стремится ретранслировать в уши всю боль этого мира.

На выходе получился крайне стильный и, что немаловажно, зрелый продукт, где насилие являет собой способ заполнения душевной пустоты.

Max Payne 2: The Fall of Max Payne (2003)

Очень и очень спорный сиквел, где акцент с классического нуара и атмосферы безысходности сместился на любовную драму, в результате чего история выглядит весьма вторичной и до ужаса затянутой. Хоть сюжет и раскрывает более человеческую сторону Макса, однако вывод на первый план изначально второстепенной Моны Сакс превратил его из отчаявшегося безумца во влюблённого мальчика, что местами выглядит просто нелепо.

Даже шизофренические "приходы" теперь происходят не от валкирина, а при странных потерях сознания, что выглядит как дешёвый самоповтор, а откровенный слив некоторых действующих лиц первой части будто бы указывает на сценарную небрежность.

В результате встаёт закономерный вопрос, нужно ли было высасывать столь пресное продолжение, учитывая завершённость оригинальной истории.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Геймплей остался практически аналогичным (благодаря поистине замечательному моду Old School Remix) с той лишь разницей, что противники теперь откровенно поддушивают количеством, а единичный подчёркивающий дуализм парочки игровой сегмент, где Мона должна прикрывать Макса, способен вызвать настоящую боль даже у бывалых хардкоршиков.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Графическая часть за два года заметно улучшилась, предоставив более детализированные и масштабные локации, а комиксные вставки при большем количестве кат- сцен выглядят скорее как дань уважения исходнику.

Саундтрек приобрёл более мелодраматичный окрас, хорошо сочетаясь с тональностью событий.

По итогу вышел откровенный средняк, где Сэм Лейк на сценаристе будто бы сам до конца не понял, о чём он хочет рассказать.

Max Payne 3 (2012)

Своеобразное завершение, которое очень сильно страдает из - за переизбытка блокбастерности в ущерб раскрытию внутреннего кризиса персонажа и интересной истории. В результате получается не то, чтобы плохо, но откровенно пресно и слишком похоже по тональности на вышедшую годом позже GTA 5. По сути в плане сюжета и общей атмосферы Rockstar будто и сделали ещё одну GTA. Пусть с щепоткой мрачной безысходности, но с аналогичной "попкорновостью" и отображением типично американского образа жизни. В результате триквел проще воспринимать как нечто отдельное, чем духовный финал.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Геймплей при этом сохранил прежнюю изящность при лёгком осовременивании, в результате чего бои чувствуются чуть более щадящими ( в том числе благодаря " Последнему шансу"), однако противники продолжают уверенно брать количеством, заставляя использовать проверенную тактику постоянного движения, а замедленный финальный выстрел теперь выглядит в разы более красочно.

Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)
Трилогия о похождениях Максимки Болезненного (ретроспектива)

Графическая часть даже сейчас смотрится вполне неплохо, в том числе благодаря наличию мелких деталей в виде гильз ( кои оставались ещё в прошлых частях) и остающихся при попаданиях отверстий от пуль ( которые, к сожалению, страннейшим образом регенерируют при лечении). Также хочется отметить весьма продвинутую по нынешним меркам разрушаемость окружения.
Полноценные комиксные вставки канули в лету во имя неразрывного повествования ( где загрузки маскируются кат -сценами), однако их всё ещё можно лицезреть при непосредственном переходе на чекпоинты из главного меню.

Саундтрек умело миксует оригинальные композиции с собственными разноплановыми темами для каждой главы, создавая своего рода реквием и финальную точку тяжёлого жизненного пути Пейна, который после всех пережитых трагедий будто догорает вживую. К сожалению, как уже упоминалось, не совсем удачно расставленные сюжетные акценты выбивают из камерной атмосферы первых частей, периодически заставляя звучание обретать типично блокбастерный уклон.

По итогу хочется лишь отметить, что все части знаменитой трилогии хороши в отдельности, однако из - за слишком разного подхода к повествованию и атмосфере их с большим трудом можно воспринимать как единое целое, в результате чего бурные дискуссии и по сей день выглядят вполне оправданно.

14
11 комментариев

Блин, в каждом обзоре на первый MP растянутые скриншоты с некорректным aspect ratio, аж глазам больно)))
Есть же Complete FixPack.

3
Ответить

Спасибо за наводку, я просто по старой памяти качал давнешнюю сборку от Механиков ( там уже имелось стандартное 1920Х1080), а вот про растягивание не подумал. Моды на лицо Сэма Лейка решил скорее для разнообразия поставить.

Ответить

классная получилась реклама мода ко второй части.
появился повод переиграть 👍

не согласен, что фокус Макса на любовную тему сделал повествование хуже, но согласен, что Max Payne 1 > Max Payne 2. особенно, по атмосфере.

2
Ответить

Да, мод прекрасен, и кроме оформления геймплейно - визуальных аспектов под первую часть добавляет ещё и свободные арены из из неё, плюс коротенький уровень " Возвращение на Роско - Стрит"

Единственный момент, что если хочется играть на родном языке, то лучше этот мод ставить на сочетание русская озвучка\ английский текст. Русский текст он не поддерживает

1
Ответить

Сэм Лейк во всех частях - это база. Но справедливости ради, Тимоти Гибз во второй мне нравится больше всех

1
Ответить

Не понимаю, почему все считают 2-ю часть хуже. Для меня она ни капли не хуже 1-й Все атрибуты классического нуара налицо: роковая женщина, предательство, тема воды (по канону жанра в нуарах обычно хлещет дождь, а не валит снег), саспенс.
Физика и стрельба стали лучше. Из любого оружия, противника можно убить одним выстрелом в голову (привет Джекки Люпино, в которого я всадил 10 обойм).
Миссии происходящие в подсознании Макса добротные, отлично раскрывают игроку внутренний мир героя.
Комиксы отличные, эпичные фразы, которые можно разобрать на цитаты. Прикольные диалоги, один допрос наркомана, который убил жену и закопал её под кустом розы, чего стоит.
Единственно, мне не нравится финальная перестрелка с Владом, как то выбивается она из общей атмосферы.

1
Ответить

MP3 крут как в сюжете так и в геймплее. Срачельник был про "отсутствие" нуара, при том что его там хоть вёдрами черпай.

Ответить