Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Стимботы! Рикошеты! Всратые шляпы! И всё это лязгает, гудит, парит, и всё это АХ... ах, как круто! (оригинальный ролик с матами)

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

SteamWorld является одной из самых мультижанровых игровых франшиз. Начало ей положила игра SteamWorld Tower Defense, название которой недвусмысленно намекает на тип геймплея; есть в ней и метроидвании (две части SteamWorld Dig), и ККИ с элементами RPG под названием SteamWorld Quest: Hand of Gilgamech, и градостроительный симулятор SteamWorld Build... а также рассматриваемая в данном тексте пошаговая тактика SteamWorld Heist 2016-го года издания (ещё в своё время был анонсирован экшен от третьего лица SteamWorld: Headhunter, но на данный момент проект, увы, заморожен). Собственно, грядущий релиз сиквела «Ограбления» вдохновил и сподвиг меня на повторное прохождение и обзор первой части, которая, к слову, и открыла для меня этот дивный паровой мир.

«Упала шляпа, упала на пол...»

Стилизованное под документальную хронику вступление рассказывает нам о том, что после катаклизма, уничтожившего колыбель цивилизации стимботов, паровые роботы в поисках лучшей доли были вынуждены отправиться на покорение космических просторов, ставших для них эдаким американским Фронтиром.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Как обычно, не обошлось без эксцессов — объявились гангстеры, кошмарящие честных переселенцев, мажорные (работают на элитном дизельном топливе) Королевские Космические Силы устанавливают свои порядки, а в глубинах космоса затаилась скрытая угроза... В этой полной разброда и шатаний реальности игроку достаётся роль контрабандистки по имени Пайпер Фарадей (не гнушающейся и пиратской деятельности) и остатков её команды, которые еле унесли шарниры после неудачного налёта. Вам предстоит сколотить себе новую шайку-лейку, набирая по космо-барам и весям искателей приключений на свой блестящий или заржавевший зад, и вместе с ней причинять добро и наносить пользу в трёх игровых мирах, вскрывая и устраняя источники упомянутых выше нестроений.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

«Ну, а я надену шляпу — буду петь и танцевать!»

Как тут всё играется? А очень просто — вы летаете на своём пепелаце по фиксированным космическим траекториям, в узлах которых вас ждут либо враждебные корабли или базы, которые надо взять на абордаж, либо хабы/бары, где дают миссии, обретаются герои, которых можно нанять, а временами и продают оружие, доп. оборудование, слоты инвентаря (таки да, он не резиновый) и даже шляпы (функциональности — ноль, чисто эстетика).

Боевые миссии можно (и нужно) проходить сколько угодно раз — в первую очередь для того, чтобы набить опыт для прокачки своих персонажей. За победу в них помимо опыта вы получаете разнообразный лут (от галлонов воды, являющихся местной валютой, до новых смертоносных железок и снаряжения, в том числе и антиквариата, годного исключительно на продажу), а также звёздочки репутации — они нужны для разблокирования узлов космических трасс, для найма отдельных роботов и покупки элитных вещей.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

У каждой миссии есть определённый максимум этих звёздочек, а вот то, сколько вам их дадут по её завершении, зависит от вас. Не добыли эпичный лут — минус звёздочка. Умер один или более членов команды — вычитайте соответствующее число звёзд из расчёта по штуке на бедолагу (но не беспокойтесь — окончательно тут никто не умирает). Так что в долгосрочной перспективе вам следует стремиться к максимальным результатам, хотя на первых порах можете просто проходить, как проходится — потом вернётесь и выбьете «платину».

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

За поражение в миссии на высоких уровнях сложности игры (кстати, её можно менять по ходу прохождения) могут и оштрафовать — так, на максимальной сложности у вас отнимут половину водного довольствия, но зато и опыта в случае победы дадут больше; общий опыт за задание, к слову сказать, делится на число членов экспедиции, а затем раздаётся уцелевшим — тем, кто вернулся на родной корабль в виде хлама, ничего не достанется.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Прокачка персонажей довольно-таки примитивная — немногими доступными характеристиками вы самостоятельно играть не можете, скиллы выбирать тоже, так что просто сидите и наблюдайте, как герои растут в уровнях (вплоть до 10-го, на котором развитие заканчивается), открывая свои детерминированные активные и пассивные способности, их улучшения, а также увеличивая свой запас здоровья и длительность бега. Все классы уникальные, однако их могут роднить отдельные навыки и отношение к вооружению — если в обычные пистолеты и рукопашную умеют абсолютно все, то вот со снайперскими пистолетами, базуками или автоматами ситуация иная.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

На большей части миссий в тот или иной момент включается таймер, отсчитывающий ходы до повышения уровня угрозы — в результате из стен и потолков выдвигаются турели (к счастью, их тоже можно разнести на кусочки), а из разных люков и шлюзов периодически выбегают враги и начинают активно шариться по уровню с целью вашего уничтожения.

Как верно подсказывает игра, репутацию и опыт вам начисляют за эпичный лут и уцелевших членов абордажной команды, поэтому лучше не затягивать с основным заданием, а побыстрее его выполнять, попутно тыря всё, что хорошо или плохо лежит, и делать ноги. К слову, в битвах с финальными боссами миров при прочих равных условиях отдавайте предпочтение устранению виновника или виновницы торжества, благо остальные враги после этого самоликвидируются.

«Задавлю, шляпа!»

Но самое интересное, ради чего нас всех тут собрали — это, разумеется, боёвка. Боёвка тут пошаговая, тактическая, позиционная. Противник неизменно превосходит вас числом, так что приходится включать смекалку. На уровнях имеются разнообразные бочки, ящики и иные преграды, за которыми можно прятаться и оттуда вести прицельную стрельбу по врагам. Правда, те тоже умеют в укрытия, да и вся эта «мебель» не вечная и тоже может быть раздолбана (отдельные стимботы при помощи лома и какой-то матери способны одним ударом превращать данные препятствия в пыль), а если вы или враг стоите в упор к элементу интерьера, то стрельба его не учитывает. Кстати, о стрельбе — у нее довольно-таки реалистичная физика: ручки ваших стрелков подрагивают, отчего прицел гуляет, часть снарядов летит по дуге, а ещё они могут натурально рикошетить от стен и иных твёрдых поверхностей (за исключением, собственно, тел стимботов).

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Это создаёт определённые сложности, потому что хорошо, когда у вас в лапках снайперский пистоль с лазерным прицелом или вы пытаетесь бросить гранату (игра при этом показывает явную баллистическую траекторию), а вот в остальных случаях нужно либо палить почти в упор, либо действовать по наитию (да, есть прицел, задающий направление огня, но делает он это в весьма общих чертах) с поправкой и прикидкой на дистанцию до тушки врага. Место попадания, между прочим, тоже имеет значение — выстрел в голову имеет шансы нанести дополнительный критический урон, а стрельба по ногам может обездвижить жертву на один ход (правда, стрелять она всё равно сумеет, если, конечно, умеет, но зато будет стоять на месте, как вкопанная); всё сказанное применимо как к врагам, так и к вашим персонажам.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Огонь по своим тоже имеет место быть, причём как прямой, так и опосредованный — первый вызывают всяческие взрывы, которые могут легко зацепить как коллег подрывника, так и его самого, а второй возникает при детонации бочек со динамитом, воспламеняющихся жидкостей, а также при убийстве определённых типов врагов, посему будьте внимательны и осторожны при пальбе. Если ваш герой находится на соседней клетке с врагом/врагами, то он автоматически переходит в рукопашный режим, который по умолчанию имеет меньший урон, чем оружие — впрочем, можно попытаться разорвать дистанцию/убить нежеланного «соседа» другим ботом и снова обрести способность стрельбы.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Пошаговость реализована следующим образом — сначала ходит ваша команда, потом враги и, при наличии, турели, затем всё повторяется до победного (выполнение цели миссии и эвакуация через зону близ специально открытого люка) или не очень (смерть всех подопечных) конца. Следует отметить, что каждый уровень обычно разделён на ряд отсеков/комнат, и до тех пор, пока вы не откроете дверь в то или иное помещение, находящиеся там противники никаких действий предпринимать не будут (это не касается вызванных по тревоге, которые всегда находятся в активном поиске и точно знают, где вы находитесь).

За ход каждый из персонажей может либо выстрелить, либо передвинуться в подсвеченную оранжевым зону, после чего у него ещё останется право на выстрел/действие (при этом есть способности, которые не приводят к немедленному завершению хода), либо переместиться в подсвеченную голубым зону, откуда вы до следующего раунда уже ничего сделать не сможете; кроме того, можно и просто пропустить ход — например, когда вы ждёте коллег по опасному бизнесу у ещё не открытой двери, чтобы вместе туда ворваться. На первый взгляд правила не дают особо разгуляться, но на деле они дают неслабое пространство для манёвров и многоходовок — всё дело в грамотном применении скиллов и способностей ваших подопечных, а также, собственно, в перестрелках из-за укрытий.

Снимаю шляпу

Не помню, сколько времени я провёл в игре, когда впервые приобрёл её в GOG, но вот нынешнее полное (на все звёзды) прохождение SteamWorld Heist, купленной уже в Steam, на самом высоком уровне сложности заняло у меня в районе 30,5 часов с показательно-знаменитым количеством отменённых и проваленных заданий — 42. За это время я гриндил не так уж и много и не столько даже звёзды, сколько подтягивал стимботов по уровням и добывал галлоны на приобретение модных шляп в местных бутиках (неоднократно облизывался и на мощные раритетные пушки, но в итоге обошёлся теми пополнениями арсенала, что достались мне за выполнение миссий).

Минусов у игры не так уж и много. Во-первых, это шляпы :) Нет, с ними в среднем по больнице всё нормально, но есть несколько принципиальных «но». Так, шляпы НЕЛЬЗЯ примерить до миссии. Хотите посмотреть, как тот или иной головной убор смотрится на том или ином стимботе? Извольте взять героя или героиню на задание и не забыть напялить нужную шляпу — вот тогда всё и увидите.

Кроме того, гарантированно можно заполучить только те шляпы, что продаются в магазинах по довольно-таки конским ценам (плюс есть дополнительный набор, оформленный в платное DLC). Остальные же нужно метким выстрелом сбивать с противников, обязательно подбирать их, и если вам затем посчастливится благополучно вернуться с миссии, то соответствующий элемент костюма окажется у вас в коллекции — проблема в том, что это риск и трата ходов.

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Слава ботам, у шляп свой собственный бездонный инвентарь, но каждая из них существует в единственном экземпляре, поэтому нарядить всю команду, скажем, в ушанки технически невозможно.

Во-вторых, это не вполне интегрированные в геймплей дополнительные механики. Вот есть, допустим, реактивный ранец, который позволяет экипировавшему его стимботу подниматься на платформы, минуя лестницы. Хорошая механика? Да, хорошая. Одно плохо — в игре есть ровно 1 (одна) миссия, в которой эта фишка прямо-таки кровь из носу как нужна, ибо без неё ну никак не подобраться к двери, за которой скрывается лут (и то, у Даши... в смысле, у Доры-путешественницы есть перезаряжающийся скилл, позволяющий ей на время воспарить над бренным полом).

Поддать парку и свистать всех наверх! [Обзор игры SteamWorld Heist]

Или, скажем, бронежилет, наносящий урон противнику, который решил ударить вас врукопашную — на бумаге всё хорошо, но кто на полном серьёзе будет подпускать к себе противника с прицелом на то, чтобы тот разбил себе интерфейс о вашу броню? (ситуация усугубляется ещё и тем, что есть взрывающиеся враги, которые именно что идут в ближний бой, так что подобная «ответочка» может привести к детонации со всеми разлетающимися последствиями в лице комплектующих вашего персонажа, а то и не одного)

Зато плюсов у SteamWorld Heist хоть отбавляй. Это, разумеется, замечательный визуальный стиль, проявляющий себя во всей красе как в статике, так и в динамике (слоумо добиваний, ммм...), как в дизайне персонажей, так и в убранстве интерьеров локаций. Подобающее звуковое оформление также способствует погружению в атмосферу космических приключений.

Музыкальное сопровождение для игры сочинила и записала американская стимпанк-группа Steam Powered Giraffe, за что удостоилась камео — коллектив можно встретить в барах и на маяке

Сюжет, быть может, звёзд с неба и не хватает, но вполне сносный и совсем не пресный, в том числе и благодаря беседам с членами экипажа, которые вносят свою когда юмористическую, а когда и серьёзную лепту в общую канву повествования.

Герои и героини весьма колоритны, обладают своими геймплейными особенностями, которые можно и нужно абьюзить без малейшего зазрения совести (DLC под названием «The Outsider» вводит в игру ещё одного персонажа, который мало того, что довольно имбовый, благо с определённого момента может конвертировать заряды, полученные за убийство супостатов, либо в собственное лечение, либо в прямолинейный лазерный луч, прошибающий противников насквозь, так ещё и является отсылкой к событиям и главным действующим лицам SteamWorld Dig).

Врагов тоже спроектировали на славу — в каждом из трёх миров есть своя доминирующая фракция с присущими ей имиджем, фишками и классами, но в рамках отдельных операций случаются и кроссоверы, причём противоборствующие стороны могут натурально выяснять отношения друг с другом, так что вам остаётся лишь грамотно подпитывать конфликт, ситуативно калеча берущих верх и в финале добивая дышащих на ладан «победителей».

Миссии, что не может не радовать, вполне себе разнообразны — где-то, например, выход с уровня открыт с самого начала, и уже от вас зависит, в какой момент следует эвакуироваться, потому что хочется и эпичный лут подрезать, и ноги унести (где-то во вселенной Darkest Dungeon Предок снова завёл свою шарманку на тему самоуверенности и его медленного, но пагубного влияния). Где-то нужно продержаться определённое число ходов, отбиваясь от прибывающих сил противника, где-то — натурально соревноваться с таймером, отсчитывающим ходы до большого бадабума.

Не могу не отметить и вполне пристойный перевод на великий и могучий, в котором почти нет огрехов (хотя, скажем, Bounty Hunter — это, мягко говоря, не Сыщик), а шутки юмора из родного культурного кода довольно органичны и улыбают.

Пару слов о реиграбельности — во-первых, можно спокойно возвращаться в предыдущие миры и шариться по текущему с целью закрытия любых гештальтов, будь то улучшение результата прохождения того или иного уровня или покупка приглянувшейся вещички, а также прокачка и использование разных комбинаций доступных вам стимботов. Во-вторых, есть NG+, который открывается после победы на финальным боссом — правда, режим этот не особо интересен: вам разрешают начать всё сначала с сохранением команды и коллекции шляп, но с потерей прокачки и арсенала. Да, а ещё карты львиной доли миссий процедурно генерятся, так что каждый новый абордаж будет с большой долей вероятности отличаться от предыдущего.

Подводя итоги, искренне рекомендую данную игру всем тем, кто любит пошаговые тактики, а также связанную с роботами (и в определённой мере со стимпанком) эстетику.

2222
4 комментария

Прекрасная игра. Тоже перепрошел в этом году и жду сиквел. Вот это реально тактика, не то что всякие Marvel Midnight Suns, где именно тактических приёмов минимум.

1
Ответить

Маленький шедевр, одна из любимейших игр. С нетерпением жду вторую часть.

1
Ответить

Как-то так совпало, что сам относительно недавно про игру узнал и на распродаже взял за копейки и остался очень доволен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить