Cereza and the Lost Demon. Внезапное открытие моего игрового года. Рассказываю, почему🌙 [Лонг]
[ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ]
Прекрасная сказка в духе Алисы в Стране Чудес, которую я настоятельно рекомендую каждому владельцу Свича. Let's Dance!
Игру я приобрёл ещё в конце предыдущего года, аккурат перед подарком от жены в виде Персоны 5. Именно поэтому "поприключаться" здесь мне довелось лишь сейчас. Будем считать, что я подогревал интерес к истории Церезы все эти месяцы, пока проходил как раз-таки Персону и Кирби.
Но, на самом деле, конечно же нет. Ничего особенного от Cereza and the Lost Demon я не ожидал, поэтому откладывал ее в долгий ящик, отдав предпочтение вышеупомянутым играм.
И как же я ошибался! Нет, конечно, и Кирби - прекрасный ремейк, и Персона - уже признанная классика. Но Церезу либо как-то обделяли вниманием совсем (несмотря на значимый бэкграунд в виде основной трилогии), либо я читал/слышал о ней преимущественно неоднозначные отзывы. Оттого лишь ярче моё восхищение игрой и недоумение от того, почему оценки оказались столь смешанными.
🌙По традиции начинаю с геймплея
Боевая система
Для всех фанатов оригинальной трилогии Cereza and the Lost Demon, признаю, может стать разочарованием. Но не спешите с выводами. Игра ещё сможет вас удивить в плане боёвки и драйвовой "отбитости" катсцен. Всё как вы любите.
Но больше, чем на все части Байонетты, Цереза всё-таки похожа на другое творение Platinum Games - Astral Chain.
Главной особенностью игры, как и там, является возможность (или, скорее, обязанность) играть за двоих персонажей одновременно: непосредственно Церезу и Чешира - её мягкого игрушечного кота, в которого вселился безымянный "новорождённый" демон.
Собственно, на этом и строится вся боевая система, решение простеньких головоломок и прохождение НЕ ПРОСТЕНЬКИХ данжей, именуемых Тир-на-Огами (но о них чуть позже).
Перечень способностей весьма обширен. Достаточно посмотреть на два этих деревца прокачки, которые разрастаются постепенно, по мере прохождения игры. Красное дерево принадлежит Церезе и левому джойкону, пурпурное, соответственно - Чеширу и правому джойкону.
За исключением беготни по лесу, когда брать Чешира на руки даже выгодно, дабы бегать быстрее, бо́льшую часть времени вы вынуждены сосуществовать раздельно. И это поистине интересно, хоть и немного непривычно.
Цереза отвечает за станлок противников и подпитку своего "питомца". На последнем же - вся боёвка, комбо-удары, различные приёмы и проч. и проч.
Бой с Бармаглотом, пожалуй, первый в игре, в котором ты начинаешь проникаться боевой системой, сменой облика/навыка Чешира прямо в процессе схватки. Здорово и то, что босс заточен не только под изученный последним навык, как это часто бывает, а заставляет пользоваться и прежними способностями, что, безусловно, вносит разнообразие в сражение.
И по мере прохождения Чеширу станут доступны четыре облика четырёх так называемых стихий: травяной, каменный, водный и огненный.
В игре немалое количество врагов - Фей, со своими индивидуальными особенностями. Где-то врагам нужно разбить щит или выбить их из-под земли, используя каменный облик. Где-то понадобится спустить их с небес на землю с помощью лиан травяного облика и т.д. Всё это может сочетаться в рамках одного боя и придаёт динамики.
Главной же моей проблемой вплоть до самого финала игры осталось управление Чеширом и Церезой одновременно. Иногда было действительно сложно сориентироваться, особенно когда девочка, за которую отвечает левый джойкон, оказывалась на экране справа, а демон, наоборот, слева. Дезориентация дикая! Это правда сложно.
В остальном здесь прекрасная, разнообразная боевая система, пусть и отличающаяся от трилогии. Можно, занимая выгодное положение, притягивать Чешира к себе, чтобы, возвращаясь на ручки, он наносил урон. Можно подбирать его обессиленного, создавая взрывную волну. Притягивать врагов, станлочить их, останавливать водной струёй, стрелять огненными снарядами, как из пушки. И много-много всего. В конце даже дадут сразиться со знакомым нам по серии врагом - Ангелом (точнее его копией).
Да и вообще ближе к концу игра все больше раскрывается. Здесь появляются и секции с преследованием:
И момент объединения с Чеширом в одну боевую единицу:
И даже показывают зарождение Witch Time и дают им немного попользоваться!
В общем, в плане разнообразия и постоянного расширения механик Cereza and the Lost Demon держит планку и ничуть не уступает трилогии-предшественнице.
Исследование
Говорил неоднократно, что элемент исследования - главное, за что я ценю и люблю игры. Я прощу условному Элден Рингу повторяющихся боссов за масштаб и чувство первооткрывательства. Но я никогда не проникнусь Ведьмаком с его прекрасно прописанными квестами, если меня заставят бегать по плоскому миру от вопроса к вопросу. И именно поэтому жанр метроидвании и является одним из моих любимых жанров. К слову, и в Cereza and the Lost Demon элемент метроидвании раскрывается в полной мере, несмотря на линейность. Особенно если поставить себе цель - собрать всё и вся. Но это лирика. Вернёмся к нашим Демонам.
Так вот, все вышеупомянутые способности здесь актуальны и для "внебоевого" опыта. Благодаря способностям Чешира, мы перемещаемся по лесу, решаем простенькие задачки, помогая Церезе продвигаться вперёд, и попадаем в новые, ранее недоступные места, открываем новые тропы, сундучки.
Помимо основы мы имеем несколько объектов интереса: вышеупомянутые Тир-на-Оги - местные данжи с испытаниями, Крохи, записки с лором, воспоминания и кристаллы для прокачки Байонетты и Чешира.
Забегая вперёд, скажу, что собрал их все...
...и расскажу немного о каждой.
- Тир-на-Оги
Своего рода участки видоизмененного Феями леса. Найти некоторые из них достаточно непросто. Находя каждую новую локацию с Тир-на-Огом, мы попадаем в какую-то параллельную реальность с трещиной в конце, а пройдя через эту самую трещину, попадаем уже в Тир-на-Ог.
Здесь нас ждут испытания, которые делятся на два типа.
Примерно 2/3 испытаний, к сожалению, просто бои с определенными условиями, как, кстати, было и в трилогии Байонетты. Не очень их любил уже там, но таков путь. Есть испытания на время с прибавляющимся за убийства врагов таймером. Есть испытания, которые нужно пройти без урона и т.д. Честно, не лучший аспект игры.
А вот второй тип - своего рода полоса препятствий. Вот это уже чистый кайф. Просто посмотрите, как игра испытывает навык игрока управлять двумя персонажами одновременно.
Это необычно, непривычно, непросто и дико фаново! Вот ещё пример участка одного из Тир-на-Огов. Уже в одиночку.
Но ранее я писал, что Тир-на-Оги непростые. И вот, в чём загвоздка. Чтобы пройти игру на 100%, нужно выполнить все эти испытания за определённое время. А их порядка двадцати. В этом и заключается главная сложность для меня. Именно поэтому счётчик моего прохождения остановился на 97%. Оставлю это превозмогателям, задротам и азиатам. Я пас.
- Крохи
А вот в чём я не пас, так это в поиске Крох!
Каждая найденная Кроха вызывала во мне бурный восторг, схожий с восхищением от каждого найденного Корока в Зельде. Ну люблю я искать всякое, хоть убей.
У каждого Крохи есть свои характеристики роста и веса, хобби и описание. Например, Прихлопок ростом с обычный молоток, весит несколько молотков и увлекается кемпингом, а Мотуша всё ещё растёт и набирает вес, а хобби у неё, что логично, физкультура. Очень мило!
Крохи, кстати, собираются в одном поселении и развлекаются от души!
- Записки и кристаллы
Эти два collectibles объединю. Оба не являются обязательными, но лично мне было интересно их находить. Записки раскрывают лор, а кристаллы двух видов работают на дерево прокачки Церезы и Чешира соответственно, хоть игра и проходится без полного апгрейда.
- Воспоминания
Их не так много, и они просто добавляют страниц в нашу сказку, описывая живописные локации, на которых и были найдены.
- А ещё костюмчики
Здесь есть костюмчики! Их выдают за выполнение определенных игровых условий. Например, за полную прокачку обоих деревьев или прохождение сюжета. Мелочь, а приятно!
И обобщая всё сказанное про исследование, хочу отметить, что лес в Cereza and the Lost Demon - один из лучших проработанных миров в играх схожего жанра, в которые мне довелось поиграть. Все эти открытия новых путей, скрытые тропинки, поиск сундуков, переходы из одной локации в другую, разные уровни (этажи) и т.д., всё это воодушевляет. Особенно я ценю связки локаций в духе произведений Миядзаки или метроидваний уровня Hollow Knight, где ты находишь какой-то путь, а потом оказываешься в уже знакомой локации, но с другой стороны, или под ней, или в месте, которое видел издали, но не знал, как туда попасть. В общем, от исследования леса я получил тонну наслаждения!
QTE
Отдельная механика, которую я так не люблю в играх, когда кроме нее больше ничего нет.
Почему я выделил ее в отдельный пункт? Не знаю. Просто мне показалась необычной именно форма ещё с момента "пробного" отрывка о Церезе, эдакой затравочке в Байонетте 3.
При взаимодействии с различными кристаллическими цветами, скрытыми лестницами и лифтами, мы видим ведьмин круг и отбиваем определенный незамысловатый ритм под танец Церезы.
Это просто прикольная механика, которая занимает достаточное количество геймплея, поэтому и отмечаю. Но если придётся кататься на рандомном лифте несколько раз в поиске какого-нибудь Крохи, то, конечно, эта механика может и изрядно так задолбать.
Но есть и более классического рода QTE. Такое я, кстати, люблю. В том же первом ЧПуке было офигенное QTE с шикарной постановкой!
Что дальше?
🌙Немного о сюжете
Как я и говорил, типичная сказка в духе Алисы в Стране Чудес. Маленькая девочка со спутником попадает в неизведанный, полный загадок лес, пытаясь из него выбраться.
Целью Церезы является помощь маме, а впоследствии и Чеширу вернуться в Инферно.
По традиции Platinum Games главный злодей известен едва ли не с первых минут, но подаётся это все равно занятно, с двойным дном, я бы сказал. Мне понравилось, хоть и ничего сверхъестественного.
В целом, это типичная история про двух спутников с избитыми тропами по типу:
- Знакомство
- Неприязнь
- Притирка
- Совместный путь
- Ссора/расставание
- Примирение/встреча
- Финал варьируется
Не перепутайте.
За происходящим следить интересно, а главное, это не мешает геймплею. Это мы ценим!
🌙Визуал
И я сразу хочу связать его с сюжетом. Мне дико зашёл повествовательный момент через книгу. Отличное решение. Как будто ты действительно читаешь какую-то интерактивную сказку с возможностью перелистывать страницы одним касанием экрана. Класс! Вот, что я имею в виду, когда восторгаюсь форм-фактором Свича, вот такие мелочи!
Однако, в целом, визуал - самый спорный, на мой взгляд, аспект игры. То, за что действительно можно и нужно пожурить Platinum'ов.
Нет, арт-дизайн великолепен! Это нельзя сравнить и с классической мультипликацией, и с творениями Хаяо Миядзаки, и со стандартными решениями именно в играх. Это что-то особенное. Как будто оживший, небрежно наброшенный акварелью скетч. Хотя, мб, я не шарю. Но я говорю об этом как о достоинстве игры.
Но именно разрешение, в котором игра работает, оставляет желать лучшего и снова ждать новый Свич в надежде на изменения. В игре столько восхитительных, красивейших локаций, в которых хочется остановиться, сделать скриншот, полюбоваться деталями. Но это просто невозможно из-за ужасно низкого разрешения. А в боях это вообще превращается в кашу из красок. Это просто никуда не годится. И это главный, если не единственный, минус игры.
При этом, повторюсь, Cereza and the Lost Demon - восхитительная в визуальном плане игра, которая, справедливости ради, зажата рамками Свича, увы.
🌙Музыка и звук
Я хотел добавить отрывок с главной темой всей теперь уже квадрологии Байонетты, где Цереза успокаивающе поёт Чеширу Fly me to the Moon, но, я узнал это впервые, Свич при записи подобных футажей просто вырезает музыку с авторскими правами. Шок(нет).
Поэтому держите не менее выразительную основную тему игры.
И, например, тему финального босс-файта. Ну это кайф для ушей, разве нет?
И ещё немного непосредственно в процессе боя.
Каждая локация сопровождается интересным звучанием и музыкой. Все сундучки открываются с приятным звуком. Милое пение Крох. Опять же, классная озвучка каждого из персонажей. Нам ведь так не хватает озвучки в играх от Нинтендо, верно?
Всё гармонично и уместно и работает на погружение в сказку. Блеск!
🌙Итоги
Я не ждал ничего выдающегося от приключений Церезы. Честно говоря, я не видел геймплейных роликов, обзоров, анонсирующих трейлеров и прочего. По большому счёту, я в принципе даже не знал, чего ждать от игры.
А получил выдающееся, неповторимое приключение со своими геймплейными особенностями, сказочным, добрым сюжетом, запоминающимися деталями и необычными решениями. Я нашел утоление жажды исследования. Я побывал в сказке, которую запомню и которой захотел поделиться.
Как говорится, я искал золото, а нашел бриллиант. А ведь тут я даже и золота, пожалуй, не ждал, а бриллиант все равно выкристаллизовался, лишь утвердив свою ценность.
Но впереди у меня ещё немножко контента за Жанну!
А пока, браво, Platinum! Спасибо и за новые решения, и за верность прошлым!
Если кому-то вдруг интересно, я сделал хэштег, по которому можно посмотреть мои прошлые обзоры/мнения по играм, коих пока не так много здесь.
Всем добра.