Что не так с модой в играх и как с этим бороться

Нередко разработчики уделяют мало внимания моде, а ведь правильный костюм способен не только раскрыть персонажа, но и помочь геймеру лучше понять игровую вселенную.

Данте из Dante’s Inferno позаботился о плечах и голове, но оставил без защиты жизненно важные органы. Возможно, понадеялся на силу гобелена в виде креста
Данте из Dante’s Inferno позаботился о плечах и голове, но оставил без защиты жизненно важные органы. Возможно, понадеялся на силу гобелена в виде креста

Культовый фотограф The New York Times Билл Каннингем называл моду доспехами, помогающими выжить в повседневной жизни. На самом деле его высказывание относится не только к оффлайну, но и к онлайн-миру. Конечно, далеко не все игроки обращают внимание на костюмы. Более того — есть немало отличных игр, в которых одежду, обувь и аксессуары персонажей сложно назвать выдающимися. Это нормально. От разработчиков не требуется в обязательном порядке быть еще и талантливыми модельерами. Тем не менее почему бы им не рассмотреть новые возможности в играх, чтобы в итоге выйти на качественно другой уровень? Очевидно, что мода — не только вещи от кутюр. Даже футболка в сочетании со спортивными штанами или доспехи — это тоже вполне себе мода. Поговорим подробнее о том, как с ней обстоят дела в компьютерных играх.

Костюмы как способ рассказать о персонаже и лучше раскрыть мир игры

Пушкин считал, что драматического писателя нужно судить по законам, им самим над собою признанным. Его высказывание применимо к любым видам искусства. Грубо говоря, странно подходить к дешевому ужастику с меркой блокбастера. Относится это и к компьютерным играм. Некоторые из них изначально ставят во главу угла картинку. От подобных проектов странно ждать философских откровений, сложных характеров и в полной мере соответствующих им костюмов. Впрочем, совсем уж нелепицу и им прощать не стоит. Совсем другие требования можно предъявлять к играм, претендующим на глубокую и серьезную проработку мира. В данном случае все-таки хотелось бы, чтобы разработчики уделили костюмам особое внимание. Так или иначе персонажи не должны существовать в вакууме и носить наряды, которые идут вразрез с игровой вселенной.

В идеале концепт-художнику стоит помнить о целом ряде важных моментов. В частности, учитывать характер и комплекцию персонажа, понимать, какое у костюма назначение и основной цвет, что символизируют его элементы. В суровой реальности мы нередко видим одежду и аксессуары, вызывающие в лучшем случае лишь недоумение. Причины тому могут быть разные, среди них — горящие сроки и недостаток финансирования.

Японский гейм-дизайнер и художник Тэцуя Номура наиболее известен по работе над серией Final Fantasy. По его мнению, одежда в игре входит в число важнейших элементов, выражающих и определяющих индивидуальность персонажа. При этом периодически придуманный им дизайн получается как минимум спорным. Среди прочего речь идет о костюме Тидуса, главного героя Final Fantasy X, выпущенной в 2001 году. Парень одет крайне странно: в урезанную версию рубашки, кожаный комбинезон, у которого одна штанина короче другой, и велосипедные шорты. Дополняют нелепый ансамбль внушительных размеров желто-черные ботинки. Тидус — жизнерадостный и храбрый персонаж, но этот костюм делает его похожим то ли на клоуна с плохим вкусом, то ли на человека, решившего разом примерить все дурацкие вещи, имевшиеся в загашнике.

Номура признавался, что специально одел героя необычно, чтобы выделить его среди жителей Спиры как пришельца из другого мира. Получилось чересчур эксцентрично
Номура признавался, что специально одел героя необычно, чтобы выделить его среди жителей Спиры как пришельца из другого мира. Получилось чересчур эксцентрично

Другой пример из той же игры — Лулу, соратница Тидуса. Это замкнутая девушка, владеющая черной магией. Final Fantasy X — первая часть серии, выпущенная на приставке PlayStation 2. По словам Номуры, он продумал дизайн персонажей до мельчайших и сложнейших деталей, так как возможности PS2 позволяли продемонстрировать их игрокам. В результате Лулу обзавелась большим количеством ремней. Тэцуя говорил, что существует определенный порядок и способ их застегивания, и от разработчиков требовалось учитывать этот момент. Вероятно, они от идеи Номуры остались не в восторге, так как в игре девушку частенько показывают либо выше пояса, либо со спины. С точки зрения соответствия костюма персонажу ремни тоже кажутся сомнительным решением: не очень понятно, какое отношение они имеют к магии.

По официальной версии костюм Лулу вдохновлен культом вуду и образами современных ведьм, но на самом деле девушка больше похожа на любительницу эстетики стимпанка
По официальной версии костюм Лулу вдохновлен культом вуду и образами современных ведьм, но на самом деле девушка больше похожа на любительницу эстетики стимпанка

Deus Ex: Human Revolution — пример игры с удачными костюмами, которые не вступают в противоречие ни со здравым смыслом, ни с придуманной разработчиками вселенной. Арт-директор Джонатан Жак-Бельте с самого начала понимал, насколько важно, во что одеты персонажи. По его словам, он с удовольствием бы нанял модельера, чтобы тот создал основу, с которой впоследствии могли бы работать концепт-художники. Вот только на это не было денег, поэтому пришлось справляться без помощи со стороны.

В Deus Ex: Human Revolution гармонично сочетаются барокко, Ренессанс и киберпанк. Игру отличает черно-золотая палитра: черный цвет отвечает за антиутопический аспект, золотой представляет аспект человеческой плоти и крови, а также олицетворяет ту толику надежды, которая еще присутствовала в мире до большого коллапса. Для одежды эпохи Возрождения среди прочего характерны рукава-буф, вышивка, воротники с оборками. Жак-Бельте решил сохранить влияние Ренессанса, но вместе с тем сделать костюмы правдоподобными, почти пригодными для того, чтобы носить их в реальном мире. В итоге разработчики оставили тонкие оборки, но при этом отказались от чрезмерно «пухлых» рукавов, а декоративную вышивку заменили геометрическими узорами.

Стиль игры принято называть кибер-Ренессансом
Стиль игры принято называть кибер-Ренессансом

Важная роль в Deus Ex: Human Revolution отведена треугольникам, ставшим одной из визитных карточек проекта. Например, они присутствуют в логотипе игры, а также на обложке. Их можно трактовать по-разному. В частности, как напоминание о знаке иллюминатов, тайной организации в Deus Ex. Естественно, они присутствуют и в дизайне некоторых костюмов.

У Хью Дэрроу треугольники украшают накидку, у Елены Федоровой — куртку
У Хью Дэрроу треугольники украшают накидку, у Елены Федоровой — куртку

В Deus Ex: Human Revolution фирменное пальто Адама Дженсена создавали художники из Eidos Montreal. К работе над следующей частью франшизы – Mankind Divided — было решено привлечь людей, делающих одежду на профессиональном уровне. Речь идет о специалистах немецкого бренда Acronym, в свое время сотрудничавших с Nike и Stone Island. Отправной точкой послужил дизайн пальто из Human Revolution. В сиквеле оно выглядит более милитаризированным, так как Адам перешел на работу в антитеррористическую организацию. Кроме того, дизайнеры из Acronym добавили ремень, присутствующий и во многих реальных моделях бренда. В числе других изменений — в Mankind Divided пальто Дженсена застегивается посредством магнитов, а не молнии, за счет чего его стало проще снимать при необходимости.

В новом варианте пальто Адама смотрится более стильно и в принципе подходит даже для использования в реальной жизни
В новом варианте пальто Адама смотрится более стильно и в принципе подходит даже для использования в реальной жизни

Порой удачно подобранные вещи из гардероба персонажей приобретают культовый статус. Среди них — знаменитая гавайская рубашка главного героя шутера от третьего лица Max Payne, представленного в 2001 году. Ее появление в игре вряд ли случайно и дает пространство для трактовок. Например, рубашку можно рассматривать в качестве своеобразной рифмы к фирменной ухмылке Макса Пэйна. Другой вариант — она выступает в роли некоего символического водораздела между счастливым прошлым персонажа (светлая футболка) и мрачным настоящим (черная кожаная куртка). Пэйн вновь надевает гавайскую рубашку, пусть и в другом дизайне, в третьей части игры. Такая ее модель в свое время продавалась в реальном магазине Rockstar и фигурировала в пятой GTA.

Рубашку также можно толковать как символ прошлого Макса, когда он был веселым и жизнерадостным
Рубашку также можно толковать как символ прошлого Макса, когда он был веселым и жизнерадостным

Неуместная сексуализация персонажей

Из фигурирующих в играх женщин в излишне откровенных нарядах при желании можно собрать целую армию, но здесь мы ограничимся лишь парой примеров. Первый — Шади из Prince of Persia: Warrior Within. Эта часть знаменитой франшизы, отличающаяся мрачной атмосферой, вышла в 2004 году, и по сей день многие фанаты серии считают ее лучшей. Шади — второстепенный антагонист игры. Ее создала и наделила определенной степенью самостоятельности императрица времени Кайлина. Главная задача Шади — остановить Принца, хотя сама она не верит, что миссия может увенчаться успехом. Разработчики решили одарить персонажа костюмом, который, мягко говоря, не очень подходит для сражений. Хотя бы из-за того, что не закрывает почти ничего. Такой вариант одеяния был бы худо-бедно оправдан, если бы перед Шади стояла цель до убийства Принца соблазнить его.

В официальном буклете игры сказано, что Шади (справа) будто бы создана Кайлиной по собственному образу и подобию. В плане количества одежды на обеих дамах это предположение кажется соответствующим правде
В официальном буклете игры сказано, что Шади (справа) будто бы создана Кайлиной по собственному образу и подобию. В плане количества одежды на обеих дамах это предположение кажется соответствующим правде

Второй пример — главная героиня игры Haydee, которая в свое время успела добиться какой-никакой популярности в Steam. Проект, представляющий собой хардкорный метроид, делали российские разработчики. Чтобы привлечь покупателей, они решили пойти максимально простым путем. Игрок управляет весьма странным персонажем — полуженщиной-полуроботом. Создатели Haydee придумали для нее минималистичный костюм и при этом снабдили выдающимися формами. Мнения об игре разделились. Кто-то считает, что проект выехал исключительно на сексуальности главной героини и больше разработчикам было нечем порадовать пользователей. Другие полагают, что Haydee вышла сложной, загадочной и интересной. В любом случае ее создатели решили не останавливаться на достигнутом и анонсировали вторую часть, первые скриншоты из которых появились в июне этого года.

Костюм Гайде сочетает в себе чрезмерную откровенность с предельной лаконичностью
Костюм Гайде сочетает в себе чрезмерную откровенность с предельной лаконичностью

Понятно, что зачастую сексуальные костюмы достаются женским персонажам, но иногда разработчики снабжают чересчур открытыми нарядами и представителей мужского пола. Яркий пример — Саймон Бельмонт из файтинга Castlevania: Judgment, вышедшего в 2008 году. Чтобы порадовать поклонников свежим взглядом на игру и привлечь новых фанатов, Konami пригласила для создания дизайна персонажей Такэси Обату, наиболее известного благодаря манге «Тетрадь смерти». Саймона он наделил лицом Ягами Лайта и одеждой, которая больше бы подошла постоянному посетителю бара «Голубая устрица», нежели охотнику на вампиров.

Обату взял за основу дизайн Аями Кодзимы из Castlevania: Chronicles и довел его до полнейшего абсурда
Обату взял за основу дизайн Аями Кодзимы из Castlevania: Chronicles и довел его до полнейшего абсурда

В сексуальных нарядах как таковых нет ничего плохого. Все-таки и в реальной жизни кто-то предпочитает вещи оверсайз, а кому-то больше нравится откровенная одежда. Просто хочется, чтобы разработчики перед тем как раздеть очередного персонажа, задумывались, а есть ли на то объективная причина.

Игры о моде

Игр, где основной упор делается именно на дизайн одежды, пока не очень много, причем нередко они замусорены микротранзакциями. Вместе с тем их жизнеспособность очевидна, подтверждением чему могут служить некоторые мобильные проекты. Пользователи с удовольствием пополняют гардероб, участвуют в квестах, соревнуются друг с другом.

Большой популярностью пользуется Love Nikki Dress Up Queen — мобильная ролевая игра о моде китайской компании Tencent. В 2017 году приложение вышло на американский рынок и попало в первую сотню по доходу на iOS. Сегодня оно насчитывает около ста миллионов пользователей по всему миру. Во вселенной игры самое главное — одежда. Ключевой источник ее получения — однопользовательские миссии, представляющие собой соревнования в области стиля. Игроку нужно одеть героиню так, чтобы ее внешний вид соответствовал определенным требованиям. В Love Nikki основное внимание уделено рандомному выпадению вещей, пополнению коллекции в гардеробе и линейным миссиям. Если хочется получить какой-то определенный предмет, придется потратить на игру солидное количество времени.

В начале 2020 года в игре появились новые костюмы, созданные в сотрудничестве с фондом Альфонса Мухи и вдохновленные работами знаменитого чешского художника
В начале 2020 года в игре появились новые костюмы, созданные в сотрудничестве с фондом Альфонса Мухи и вдохновленные работами знаменитого чешского художника

Осенью 2019 года состоялся официальный запуск мобильной игры Drest. Ее создательница — Люси Йоманс, бывший редактор британской версии журнала Harper’s Bazaar. В разработке приложения ей помогала платформа для онлайн-торговли люксовой модной одеждой Farfetch. Drest дает возможность попробовать свои силы в роли стилиста. Задача игрока заключается в том, чтобы придумывать образы, используя вещи из обширного ассортимента Farfetch.

В приложении есть две виртуальные валюты. Первая — Dollars, которой оплачиваются внутренние покупки. Вторая — Hours, необходимая для получения доступа к очередному испытанию. Челленджей много, новые появляются регулярно и открываются при переходе на следующий уровень. Игрокам предлагается или одеть виртуальную модель, или просто сгенерировать образ. За каждое успешно выполненное задание начисляется вознаграждение. Если вы неверно распределили бюджет и потратили больше, чем у вас есть, придется покупать «Валютный пакет» за настоящие деньги.

Drest предлагает не только роскошную одежду, но и крутые локации. Например, пятизвездочный отель де Крийон в Париже
Drest предлагает не только роскошную одежду, но и крутые локации. Например, пятизвездочный отель де Крийон в Париже

Модные бренды и игровая индустрия

Последние годы все больше крупных брендов начинают осознавать важность игровой индустрии. Они понимают, что с ее помощью можно привлечь новую публику, до которой им сложно достучаться посредством других рекламных каналов.

В апреле 2019 года люксовый итальянский бренд Moschino, чей креативный директор Джереми Скотт известен любовью к поп-культуре и нетривиальным подходом к созданию вещей, представил капсульную коллекцию, вдохновленную серией игр The Sims. Одежду украсили игровыми символами в пиксельном стиле: зеленым значком, отражающим состояние персонажа, ледяным кроликом и ламой. Для рекламной кампании выбрали нестандартное и вместе с тем удачное решение: моделей поместили в декорации из The Sims.

Для лукбука позировали Денек Кания, Стелла Максвелл и Эйден Кертисс
Для лукбука позировали Денек Кания, Стелла Максвелл и Эйден Кертисс

Выпуском настоящих вещей сотрудничество не ограничилось: в августе 2019 года вышел каталог The Sims 4: Moschino. Среди его главных особенностей — наличие одежды, обуви и аксессуаров итальянского бренда, а также возможность сделать карьеру модного фотографа и открыть собственную студию. Кстати, в предыдущих каталогах The Sims присутствовала продукция IKEA, Diesel и H&M.

В Sims 4: Moschino новые наряды получили только подростки и взрослые, детей почему-то обделили
В Sims 4: Moschino новые наряды получили только подростки и взрослые, детей почему-то обделили

Примеру Moschino последовал Louis Vuitton. Французский модный дом выбрал в качестве партнера компанию Riot Games. В рамках сотрудничества он разработал кейс для главной награды чемпионата мира по League of Legends, а также придумал эксклюзивные скины для Кианы и Сенны.

Перчатки, серьги и мини-сумка принцессы Кианы — вещи из реального ассортимента Louis Vuitton
Перчатки, серьги и мини-сумка принцессы Кианы — вещи из реального ассортимента Louis Vuitton

Затем креативный директор бренда Николя Гескьер презентовал капсульную коллекцию одежды и аксессуаров. Естественно, она рассчитана на состоятельных фанатов League of Legends. За самую дешевую вещь (тонкий шелковый шарф) Louis Vuitton запросил 170 долларов, за самую дорогую (куртку из серебристой кожи) — 5650 долларов.

В дизайне большинства вещей из коллекции связь с League of Legends не бросается в глаза тому, кто не в теме
В дизайне большинства вещей из коллекции связь с League of Legends не бросается в глаза тому, кто не в теме

В прошлом году сразу несколько модных брендов выпустили собственные игры. В частности, Gucci представил две восьмибитки для своего мобильного приложения, созданные под влиянием аркад 1970-х и 1980-х. Одна из них напоминает традиционную игру-лабиринт, а другая вдохновлена моделью кроссовок Gucci Ace. Еще пример — B Bounce от Burberry. Главный герой — олененок, который собирает монограммы бренда и пытается попасть на Луну. Геймерам, добившимся особо выдающихся результатов, достаются специальные гифки и виртуальные пуховики. Впрочем, есть и реальный приз — пуховая куртка из коллекции Burberry. Возможность забрать настоящую награду получили пользователи из шести стран: Южной Кореи, Японии, США, Великобритании, Канады и Китая.

Игра и сейчас <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fie.burberry.com%2Fb-bounce%2F&postId=260008" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">доступна</a> на официальном сайте Burberry
Игра и сейчас доступна на официальном сайте Burberry

Мода — это самостоятельный язык, богатый и емкий. Странно полностью игнорировать его при создании игр. У разработчиков есть несколько способов сделать костюмы на достойном уровне. Если позволяет бюджет, то имеет смысл последовать примеру авторов Deus Ex: Mankind Divided и привлечь профессионалов. Можно попробовать договориться о коллаборации с модными брендами, но такой вариант больше подходит для игровых компаний с громким именем. Если денег и связей нет, то придется выкручиваться самостоятельно. Благо, источники вдохновения найти не так уж и сложно: хорошие идеи прячутся в журналах, фильмах, книгах об истории моды, живописи разных эпох.

Текст написала Мария Букалова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить скидку для читателей с DTF.

Материал вдохновлен выступлением Виктории Тран на GDC.

6565
132 комментария

Комментарий недоступен

60
Ответить

В деле.

18
Ответить

Так он же уже делал линию одежды для D&G

Ответить
18
Ответить

Fashion Killa

13
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Неуместная сексуализация персонажейНеуместнаяВосхитительная, в случае с PoP2

10
Ответить