Heavy Rain // Как оно на Playstation 3 в 2024 году-то?

Heavy Rain // Как оно на Playstation 3 в 2024 году-то?

2024 год начался для меня как один из самых тяжелых на моей памяти. Сложное положение в жизни, депрессия, тягота от учебы и моральная подготовка к следующему этапу в моей жизни (пускай пока побудет секретом) меня порой подкашивали, а про ситуацию в мире я вообще молчу.

Забавно, что именно в это время я решил достать с антресоли свою PS3 и проверить свои диски на предмет прохождения неизведанного. Взгляд уцепился за игру со знакомой коробкой, который я брал еще аж в 2020 году...

Да, именно такая, разве что тут не было дебильной каймы с припиской Essentials
Да, именно такая, разве что тут не было дебильной каймы с припиской Essentials

Глядя на нее, я подумал: хммм, вроде я ее на автомате брал, держа в голове тот факт, что это один из системселлеров и экслюзивов (по мнению игрожуров, конечно). О самом проекте я ничего не знал, кроме одного момента с уст своего знакомого: это депрессивное зрелище с ноткой детектива и по сути это игровой фильм. Обложка смотрится довольно интересно, никакой мишуры, лишь фигурка оригами на фоне дождя.

Хмыкнув и прикинув все детали той покупки, я понял, что это я просто обязан пройти после долгого перерыва на новенькие тайтлы, особенно, если учесть, что по атмосфере нынешних дней своих по жизни этот проект как нельзя кстати подойдет. По итогу, осилил игру за три выходных дня и мне есть что сказать про нее.

Данная статья в моем блоге является чистым отражением моих субъективных впечатлений от игры и за чистую монету их принимать не стоит. Заранее оговорюсь, что:

  • В статье будут спойлеры, а учитывая, что игра сюжетная почти целиком, то это важный момент для тех, кто только начал интересоваться этим проектом. Хотя основу сюжета я объясню, а спойлеры будут скрыты. Открывать текст или нет, решать вам.
  • Так как этот тайтл сложно назвать игрой в привычном понимании, буду называть это игрофильмом, и разбор начну сразу с геймплея, а сюжет пойдет в конце, так что тем, кому интересно мое мнение о сюжете - листайте в конец статьи.
  • Отвечаю на вопрос от "эстетов": игра уже давно не эксклюзив, почему бы тебе не пройти ее на ПК? Во-первых, моей задачей было прочувствовать всю атмосферу тех времен, когда люди реально покупали консоль ради Тяжкого Дождя. Во-вторых - порт на ПК имеет свои проблемы, ну и в-третьих - мое издание имело при себе все дополнительные материалы, включая DLC. В этом случае я был готовым к этому настолько, что я даже не смотрел гайды и не листал интернет на предмет этого игрофильма. Разве что заценил русскую рекламу на ТВ.
Эх, вот были времена, когда мы все смотрели телевизор... Слеза прошла по своему детству

Ну-с, не будем медлить, начнем.

Геймплей

Начать следует сразу с него, так как при том факте, что это игрофильм, геймплей тут представляет из себя в большинстве своем не то квест, не то QTE, не то иммерсивный point-and-click. Мы берем под свой контроль 4 разных персонажей, которые могут передвигаться в пространстве, по нажатию отдельной кнопки выражать свои мысли, путем манипуляций с контроллером способны выполнять те или иные действия, и это, разумеется, влияет на общий сюжет. Что касается окружения героев, то мне это напоминает серию Shenmue, где мы могли взаимодействовать с разными объектами и доставать из шкафчиков разные предметы, что мы могли поставить на место или применить разными способами, короче, все как в реальной жизни. В общем, типичная фабула для интерактивного кино, которая всем уже знакома. В то время, конечно, нельзя было давать геймплею такое определение, ибо он был в новинку, но сейчас, с избытком тайтлов такого жанра это все смотрится довольно бедно. Настолько, что порой я ловил себя на мысли: в натуре можно было глянуть это дело на Ютубе. Эта мысль подкреплялась техническими моментами, об этом подробнее.

Да, речь сейчас пойдет о тебе - ты, старый знакомый
Да, речь сейчас пойдет о тебе - ты, старый знакомый

Технически у игры были проблемы, в частности, с вопросом контроллера. Сразу оговорюсь - если у вас нет оригинального геймпада, то вы, считай, в пролете. Поскольку игра применяет все возможности контроллера на полную катушку. Тут тебе и взмах контроллера в сторону, быстрое и медленное движение стиком, QTE, прожатие кнопок в определенном порядке и так далее. В китайских падах, как вы знаете, нет гироскопа, так что в таком случае вам либо на ПК/PS4, либо на Ютуб. По большей части, все эти элементы управления в сюжетной игре - это не так уж и плохо в целом, да и прочувствовать перекос сюжета по той причине, что вы запороли тот или иной "мув" неправильным нажатием на геймпаде - оно того стоит. Но иногда, особенно при выполнении медленного движения стиком, игра дает осечки и может неправильно посчитать ваше действие, которое вы, по факту, сделали правильно. Хотя мой старичок-дуалшок был исправен, это довольно странно. Справедливости ради, это было в 5 случаях из 100, и я не могу это записать в минусы. По идее, всю эту геймплейную основу можно было перенести на DVD-пульт тот же (мое издание даже поддерживает контроллер Move, который мне и даром не нужен), но игра технически очень тяжелая и бытовые плееры его бы не вытянули. Это подтверждает вес дополнительных файлов, загружаемых на жесткий диск - аж 7 Гб, на порядок больше, чем данные Persona 5 на PS3. Блин, а если у меня нет места для этого кинца, это что теперь - не играть?

Общая картина геймплея в одной картинке (окей, тут всего лишь 50% того, что меня ждет в игре)
Общая картина геймплея в одной картинке (окей, тут всего лишь 50% того, что меня ждет в игре)

Подитоживая, скажу, что играется все это дело довольно неплохо и свою долю фана здесь можно словить. Взаимодействие с окружением, QTE в особо напряженных моментах, выбор того или иного действия для сюжета, общее разнообразие (мы буквально можем виртуально накормить и убаюкать младенца, как пример) - все это дает неплохой такой эффект погружения. Хотя у всего этого есть две глобальные проблемы, которые порой чуть не заставили меня бросить игру и пойти на Ютуб:

  • Техническая часть, конкретно на PS3. Насчет версии для PS4 я сказать не могу, а вот на ПК, по большей части, были проблемы со звуком, да и, по слухам, DLC туда не завезли.
  • И еще один аспект, касающийся как раз-таки разнообразия действий (об этом поговорим при разборе сюжета).

Графика и музыка

Непосредственно графика для PS3 очень даже достойная, создается порой ощущение, что вы действительно наблюдаете за живым фильмом. Оно и неудивительно, ведь все было наработано на костях технологии motion capture. Отсюда - отличная лицевая анимация, неплохо поставленные динамичные сцены и в целом на погружение это работает. Работает довольно отлично, должен заметить.

По нынешним меркам даже сейчас графика не так плоха, хотя такой вещи, как 4К, на PS3 не увидеть
По нынешним меркам даже сейчас графика не так плоха, хотя такой вещи, как 4К, на PS3 не увидеть

А вот про музыку мне сказать довольно сложно. В целом замечу, что OST тут хорош, на атмосферу он отлично работает. Тотальная безнадега вкупе с пасмурными днями хорошо дополняется тягучими эмбиентами и лирическими тремоло на пианино. К сожалению, хоть музыка сама по себе и хороша, но мне она кажется дженериком. Она не засела в голове, как музыка культовой Silent Hill, и мне трудно вспомнить композицию, что был готов добавить в плейлист.

Хотя нет, тот психо-транс-индастриал из клуба мне в память впился

Сюжет

О, боже мой, наконец-то мы дошли до самого важного аспекта для этого игрового фильма, и чтобы сделать описание сюжета бесшовным и линейным, я кратко опишу 4 линии, в конце которых пойдет развязка под грифом "спойлер". Линий 4, поскольку мы берем под контроль 4 героев этой истории. История состоит из 53 глав, и игра периодически переключает нас с одного героя на другого. Идем по порядку.

  • Итан Марс. Фактически, главный протагонист истории. Мужчина средних лет, имевший семью из жены и двух сыновей. Имевший, поскольку в начале игры герой теряет своего старшего сына Джейсона из-за несчастного случая и последующего развода с женой на фоне всего этого. На момент игры он периодически встречается и проводит время со своим младшим сыном Шоном и страдает провалами в памяти после комы, в которую он угодил после попытки спасти своего сына. Страдания Марса по ходу сюжета на этом не заканчиваются. Его младшего сына похищает маньяк, скрывающийся под именем Мастер Оригами. Это имя дали ему копы, за привычку убивать своих жертв особенным образом - топить детей в дождевой воде и оставлять оригами в их руках. Преступник особо тщательно скрывает свои следы и его уже долгое время не могут изловить, родители пострадавших детей от этого сильно страдали. Итану же, впрочем, как и родителям других жертв, маньяк давал по 5 непростых испытаний, которые было необходимо пройти. В случае успеха - получение букв адреса, где может быть жертва. В случае провала или потери драгоценного времени (ведь дождевая вода, во время сезона дождей, буквально заполняла бак, где была прикована жертва) - ребенок погибал, захлебываясь в муках. Спусковым крючком в главной сюжетной линии, которая зависит от вас - является именно этот папаша.
Характер отсутствует. Не женат, точнее, был женат
Характер отсутствует. Не женат, точнее, был женат
  • Следующим в очереди является агент ФБР Норман Джейден - тритагонист, целью которого является раскрытие личности Мастера Оригами. Его линия будет полна детективных изысков, да и в целом, персонаж имеет за собой некую харизму, которая выражается в его профессионализме и характере (судя по его изобретательным фразочкам). Учитывая тот факт, что он владеет технологией УРС (технологические очки и перчатка виртуальной реальности, здорово помогающие в расследовании) и его линия переполнена динамичными сценами - для меня этот персонаж по итогу стал любимым в данной саге. Было крайне интересно наблюдать за его расследованием и принимать участие в напряженных моментах с поиском потенциального преступника. И плевать, что персонаж страдает наркотической зависимостью (кхм, будьте за ЗОЖ, ребят, на нем видно, как наркота губит человека).
Характер мягкий. Не женат
Характер мягкий. Не женат
  • Третий герой - частный детектив под именем Скотт Шелби, самостоятельно расследующий дело Мастера Оригами. За этого доброго и храброго человека с нотками интроверта нам предстоит опросить родителей предыдущих жертв маньяка, самостоятельно копать в этой куче навоза, да что уж там, вы за него знатно так побегаете, все глубже ныряя в эту кроличью нору. Его линия откровениями не блещет, хотя персонаж страдает астмой и даже по ходу дела заводит отношения с женщиной, потерявшей сына от рук маньяка. Его сюжет в целом идет отдельной чертой от остальных героев, хотя они все рано или поздно пересекаются. Относительно неплохой персонаж.
Характер скрытный. Не женат
Характер скрытный. Не женат
  • Последний герой, а точнее, героиня - журналистка Мэдисон Пэйдж. Сама по себе - привлекательная девушка с довольно твердым стержнем (не в прямом смысле!). Особа, которая в принципе страдает лютым авантюризмом, не боясь попадать в экстремальные ситуации, и обладает относительно чутким нравом. Это выражается в помощи Итану в поисках его сына. Она занимает малую часть хронометража в целом, но важные вещи она все-таки выполняет, добиваясь сильных сподвижек в этом нелегком деле. Выделить еще что-то в ней трудно, хотя она страдает сильнейшей формой бессоницы, но вряд ли это в целом меняет ее как личность.
Характер общительный. Не жен... ай, тьфу ты, не замужем
Характер общительный. Не жен... ай, тьфу ты, не замужем

Эти 4 линии ведут к одной из 12 (!) финалов и игрок банально может своими действиями погубить одного из героев этой истории (хотя это скорее с натяжкой), отчего перестроится сюжет. Хотя развязка по поводу личности очевидна и одинакова в любой из развилок.

Спойлер и финал истории

Поначалу мне казалось, что Итана пытаются выставить самим Мастером Оригами ввиду того, что он страдает провалами в памяти, да и все это очень мне напоминало сюжет Silent Hill 2. Но все оказалось несколько прозаичнее. Мастером Оригами оказывается "детектив" Скотт Шелби. Мотивом преступника выступала психологическая травма. Она была получена в ходе неудачного спасения своего брата-близнеца в детстве, в ходе которого брат-близнец героя утонул в дождевой воде на его глазах, а отец детей не хотел спасать ребенка по причине своего алкоголизма и общей безразличности к жизни, живя гедонистической натурой. Это дало понять Скотту, что мир стал совсем другим на фоне того, что мелочи могут быть важнее жизни своего чада, и посему он поставил себе миссию - найти отца, способного пойти на все, ради спасения ребенка. На его счастье, им оказался Итан, пытавшийся спасти в свое время своего старшего сына Джейсона. Вычислить личность убийцы оказалось не так-то просто, поскольку Скотт под прикрытием опроса у родителей уничтожал оставшиеся у них улики своих же испытаний, похищал детей, переодевшись в форму полицейского, да и единственный свидетель всего этого был убит им же заранее. И это все под фасадом добродушного человека. Путем мощной дедукции Нормана и авантюризма Мэдисон им удалось установить личность убйицы, чуть не погибнув при этом.

Финал истории зависит от того, как вы проходили испытания, остались ли в живых остальные герои истории и не упустили ли вы в следствии деталей. В лучшей концовке мальчик выживет, герои заживут хорошо, а маньяк откинет копыта. В худшей - умрут все, а преступник выйдет сухим из воды.

Общие впечатления от сюжета

Как видно из вышеперечисленного, на бумаге сюжет смотрится вполне динамично и довольно интересно. Сценарий самобытен, интригует и в целом, проблем не замечаешь.

Но вот именно что на бумаге, в геймплее, или же в действии, все сложилось очень спорно. По крайней мере, без гайдов и подсказок у меня получился такой взгляд.

Heavy Rain // Как оно на Playstation 3 в 2024 году-то?

Дело даже не в том, что мотив преступника кому-то может показаться надуманной хренью. Лично мне он показался вполне обоснованным и апатичным с натурой самого маньяка-то. Да и камон, вспоминая злодея в Persona 4 (кто играл, тот поймет), я себе сказал: "по крайней мере, тот не убивал только потому что ему было скучно. Только потому что он устал жрать капусту и не имел друзей по своей же вине".

Дело скорее в неумении сценариста в одном правиле: прорабатывай свой труд как следует.

Смотрите, что я имею ввиду. На протяжении всей истории есть хорошая режиссура, неплохая актерская игра, жестокие и откровенные сцены без прикрас и в целом, смотрится все это как проработанный триллер.

Порой даже слишком хорошая актерская игра. Третье испытание с отрубанием пальца ради сына заставила меня немного содрогнуться. Слабонервным не смотреть

Но это только на первый взгляд. При прохождении я ловил себя на мысли, что в почти в каждой главе я замечал один фактор, что портил почти всю сюжетку:

НЕЛЕПОСТЬ

Этот аспект - буквально та вещь, которая есть почти везде в сюжете. Типа какого черта бугай, что пытался изощренно убить Нормана, сам гибнет нелепо - чел буквально умирает от гусениц крана, потому что лямка от его штанов зацепилась в этих же гусеницах. Типа почему главный герой не может уже после третьего испытания самостоятельно додумать адрес на основе уже имеющихся у него букв? Типа почему копы такие медленные в своих расследованиях? Типа почему маньяк убивает Мэдисон не выстрелом в лоб, а закрыв ее в комнате? Типа почему герой как бы решал испытания два-три дня, а его младший сын не погиб от истощения/обморожения, пока там стоял по пояс в воде? Ну и так далее, нелепость почти везде, а ответов на все это нет. Черт возьми - гибель первого сына в начале истории - это одна большая нелепость! Скорее даже тупость! Наделить ребенка 10-лет интеллектом 5-летнего молокососа, что просит шарик. Отец сам тоже молодец, держать ребенка за руку не додумался, вот сын и убежал на улицу (нахрена?). Да и гибель та же обставлена крайне нелепо - отец окликает сына, стоя на противоположной стороне дороги, вместо того, чтобы самому к нему побежать!... Ох...

Абсурд трагедии превратился в ходячий мем среди геймеров. Причем шедевральный.

Отдельная тема - персонаж Мэдисон. Ее недожали, на мой взгляд совершенно. Загадочная девушка, которая так и излучает сексуальность (игра на полном серьезе предлагает нам в некоторых сценах увидеть ее нагой, чего я из принципа не делал, ибо, ну камон) - по факту, является "богом из машины", что внезапно может помочь Итану, и даже переспать с ним (по выбору игрока). Ага, конечно, переспать с бедным отцом, который периодически ведет себя как "даун" в некоторых сценах. Да и раз уж на то пошло, как у этого человека вообще может быть эрекция после 3-4 испытаний, где он себе палец рубил, по встречке ехал, себя изувечил? Ну и в целом, Мэдисон вывела меня на одну из двух проблем, из-за которых я думал на второй день прохождения бросить игру и пойти на Ютуб:

У вас сейчас тот же вопрос, что и у меня?
У вас сейчас тот же вопрос, что и у меня?

ПЕРЕГИБ С "ИНТЕРАКТИВНОСТЬЮ"

Именно в ветке Мэдисон вы можете сходить в туалет, и вы можете пронаблюдать мочеиспускание, принять душ, пытать придурка, зажав его тестикулы в кулак и все это делается путем, блин, нажатий на геймпад. Даже Итана надо полотенцем вытирать после душа путем взмаха геймпада. Типа, я могу это просто посмотреть, зачем мне этим управлять? Не говоря уже о том, что та кринжовая "пытка" требует нажатия аж 4 кнопок одновременно. Не знаю, как вам, но для меня это перебор и лютый сюр.

Кстати, по поводу ДЛС. Сюжетное ДЛС всего одно и имеет название "Таксидермист", где Мэдисон напарывается на сумасшедшего таксидермиста, делающего из живой плоти женщин кукол в виде реальных женщин для утех или для чего, я даже копаться не хочу, фу... Оно всего на 15 минут и даже оно не дает откровений по персонажу. Тем более забавно, что, оказывается, я вышел на самую лучшую концовку, проходя на высоком уровне сложности (сам в шоке), а Мэдисон там становится для героя фактически заменой его жены. В общем, очень-очень странно все это.

Так или иначе во всем этом меньше всего дыр я заметил за Норманом, хотя линия с наркотой тоже может дать своеобразное ощущение от его истории. Тем не менее, благодаря меньшей нелепицы в его линии и симпатизированию его личности - он стал для меня любимым героем в сюжете.

Heavy Rain // Как оно на Playstation 3 в 2024 году-то?

Итоги

Вам может показаться, что игра мне не понравилась. Тут и да, и нет. Вроде сама завязка и сеттинг истории очень интересные, мораль для размышлений история оставляет, заставляет задуматься о многом. Но своеобразный геймплей, напрочь дырявый сценарий могут сильно заставить задуматься - а стоит ли она 7 часов прохождения при таком раскладе? На мой взгляд, для рядового геймера или человека, что вообще не играет в игры - это может иметь вес. А для прошаренного геймера - скорее нет, чем да. Тут уже можно смело идти на Ютуб.

Жалею ли я о потраченном времени - тут уже нет. Игра стоила недорого, да и опыт с тех времен я все же получил, было довольно клево, а от себя этой игре поставлю такую оценку:

6/10. Чисто из-за не безнадежного сюжета, пускай и с огрехами, да и из-за отношения разработчиков к своему труду.

Напоследок, хочу от себя сказать, что если бы этот игрофильм был бы фильмом с одной концовкой - кто знает, может быть, Тяжкий Дождь стал бы хитом? Ведь проработать сценарий с одной концовкой - относительно просто, а вот если учесть геймплейные аспекты и 12 концовок... Кто знает...

А я пожалуй, пойду, у меня снова жизненная каторга. Спасибо, что прочитали данную статью.)

13
8 комментариев

Вижу Хэви Рэйн и всегда первая ассоциация это -

2
Ответить

Не знаю как у вас там в 2024 но у меня в 2011 пока не состарилась

1
Ответить

Ох ебать да тут лонг...
Я думал вопрос

1
Ответить

Норм всё так же, можно даже вздрочнуть на сцену в душе, как и в год выхода игры 😶

1
Ответить

Прошел буквально месяц назад впервые. Ну… обычный интерактивный мувик. Первое прохождение The Quarry лично мне интересней показалось.

1
Ответить

как земля

Ответить

Брал в 2011 или 2012 как первую игру с плойкой. Мне прям мега зашли все эти интерактивные фишки с геймпадом, где нужно дергать руль или нокаутировать злодея резко опустив геймпад вниз. Да и сюжет тогда показался прикольным, вполне себе уровень жанра, в духе фильма Амнезия 2004 или Забирая жизни, того же 2004 года.

Ответить