(Forbidden) Siren 2: профилактика здорового сна

Статей о "Сирене", как говорится у нас, любителей японских хорроров, не бывает много. Руководствуясь этим тезисом, решил и я поворошить воспоминания об этом замечательном во всех отношениях проекте, ознакомиться с которым мне довелось дождливой осенью 2006.

Ку-ку!
Ку-ку!

Жил я в то время совсем недалеко от леса в частном доме. До густой чащи, преимущественно сосновой, рукой подать - метров 400, не дальше. И любили мы с ребятами возле леса пиво пить. Сидим как-то вечером у костра, вокруг - хоть глаза выколи, скучаем, и вдруг, заметно запыхавшись, к нам, прямиком из тёмных кустов, выскакивают два знакомых парнишки, на вид даже трезвые, и, сбивчиво, перебивая друг друга, пытаются рассказать, как они, вот буквально только что, наткнулись на труп толстой женщины в лесу. Нас, юных, пьющих пиво и скучающих, падких на яркие эмоции, даже стыдно признаться, новость обрадовала. Вроде как человек умер, лежит там во тьме, разлагается наверняка, а мы как будто на задорный аттракцион бежим, билетами махая. Преодолев расстояние примерно в пол километра, запинаясь о корни деревьев и подавляя пьяные смешки, призванные скорее нас приободрить перед ужасающей по своей сути картиной, мы добрались до пересечения двух тропинок, когда заметили слабо светящийся след вдоль канавы. Извилистая фосфоресцирующая полоска тянулась куда-то вперёд, ближе к папоротникам, откуда доносилось слабое шипение. Будучи неотёсанными, мы совершенно ничего не знали о процессах разложения, продуктах дальнейшего распада аминокислот, коими являются метан, углекислый газ, сероводород и прочие меркаптановые производные, поэтому свечение было воспринято как нечто мистическое. И вот мы, впятером, стоим по шеренге в ночном лесу, понимая, что цель наших поисков вон там впереди - в нескольких десятках метров. Помявшись с полминуты, решили подойти вместе, одновременно. Чем ближе мы подбирались, тем громче становился омерзительный шипящий звук.

Источник шума, размером с небольшое кресло, был полностью покрыт опарышами, а его очертания, пусть и немного подсвеченные экранами кнопочных телефонов, красноречиво говорили о том, что перед нами не человек. То была свинья, сбежавшая от местных цыганей несколькими днями ранее. Владелец животного, которого я хорошо знал, позже заявил, что свинья тяжело болела, но каким образом ей удалось убежать в лес с подворья - не понимал.

Вскоре после этих событий у меня на руках оказалась Forbidden Siren 2.

Мурашкам на спине приготовиться!
Мурашкам на спине приготовиться!

Как не редко случалось с многими произведениями той поры (рынок был насквозь пиратский, а ассортимент вместе с тем непредсказуемый), осваивание Сирены я тоже начал в обратном хронологическом порядке. Не отказывать же себе в удовольствии из-за такой мелочи, как незнание событий оригинала? Выбирать тогда не приходилось.

Японские леса обладают специфической аурой. Вот взять, например, небезызвестный "лес самоубийц" - Аокигахару. Он просто усеян личными вещами посланников последнего пути. И страшно, и грустно. 
Японские леса обладают специфической аурой. Вот взять, например, небезызвестный "лес самоубийц" - Аокигахару. Он просто усеян личными вещами посланников последнего пути. И страшно, и грустно. 

События второй "Сирены" происходят на вымышленном японском острове - Ямидзиме. Туда, волею судьбы, заносит разношёрстную компанию из нескольких человек, играть за которых плюс-минус в равной степени нам и предстоит. Мотивы посещения отнюдь не райского места у всех разные - кто-то ностальгирует по детству, а кто-то так вообще от полиции скрывается. Не обошлось в этот раз и без слепого персонажа - его глазами выступает собака-поводырь. Выбрать героя по вкусу и до финальных титров управлять исключительно им не выйдет - конструкция повествования здесь дискретная, предполагающая строгую реиграбельность эпизодов, на которые и поделена игра.

Так раньше в сортир и ходили ночью.
Так раньше в сортир и ходили ночью.

В качестве противников выступают так называемые Шибито - на первый взгляд, скатившиеся по социальной лестнице алкоголики, а на поверку - бессмертные зомби. Когда-то жуткие создания являлись пропавшими без вести жителями местной рыбацкой деревни и окрестностей, но феномен "Сирены" (другими словами, некий потусторонний сигнал, проводящий всеобщую мобилизацию демонических сил) лишил их рассудка и покоя. Вот теперь они и шатаются по острову в надежде насадить заплутавшего бедолагу из мира живых на вилы, либо топором ему по башке заехать, а иные представители местной элиты так вообще не растеряли навыка обращения с огнестрелом, что периодически не пугает, а порядочно раздражает - ваншоты на Ямидзиме никто не отменял. Ну а задача игрока, помимо и так понятного избегания встреч с прокажёнными - свалить, и желательно на пароходе. А вот кто именно из героев избежит постоянной регистрации на острове - время покажет.

Фотореалистичные текстуры лиц и слегка дёрганная анимация - что может быть лучше для хоррора?
Фотореалистичные текстуры лиц и слегка дёрганная анимация - что может быть лучше для хоррора?

Решая обыденные задачи в духе поисков ключей и различных приспособлений, Сирена освежает восприятие довольно тривиального стелса интересной деталью, то есть, инверсированным взглядом на происходящее. Вот сидим мы за углом, дышать боимся, а то, что раньше было рыбаком, уже скулит где-то рядом, но себя не выдаёт. Нажимаем заветную кнопку - оп, и мы уже из глаз зомби наблюдаем. Яркое перекрестие на экране в этом режиме точно определяет расположение игрока, поэтому строить тактику по дальнейшим перемещениям становится гораздо легче и безопаснее. Бесценные геймплейные моменты Сирены во многом заключаются в ситуациях, когда враг вас уже заметил, ну а вы, потеряв надежду на спасение, видите спину вверенного вам персонажа, что не сулит ничего хорошего - как правило, пары ударов хватает, чтобы отлететь на экран загрузки. Управление в игре приветливым не назовёшь - его намеренная контринтуитивность пугает не меньше самих Шибито.

Кто не спрятался, я не виноват.
Кто не спрятался, я не виноват.
Давай-ка лучше разделимся.
Давай-ка лучше разделимся.

Siren (и не слишком важно, первая или вторая) пугает специфически, но несомненно эффективно. На манер серии игр Fatal Frame, со всеми этими заброшенными далеко не вчера домами, непроглядной тьмой и густыми лесами. Эти игры буквально создают безотказно работающий хоррор-вакуум.

Ну какой сиквел может обойтись без подкручивания экшен-составляющей? Сюда, например, военного завезли. И с оружием посерьёзней кочерги.
Ну какой сиквел может обойтись без подкручивания экшен-составляющей? Сюда, например, военного завезли. И с оружием посерьёзней кочерги.

К величайшему сожалению, финальных титров я так и не увидел, поскольку в определённом месте, очевидно, ближе к концу, не работал скрипт, запускающий кат-сцену. Ну или же мне так просто показалось, а моя казуальная сущность пытается найти себе оправдание ложными воспоминаниями. Отчётливо помню багровые небеса, парк развлечений, амулеты, кочергу, записки, и беготню в пустых локациях. Дальше всё как в тумане.

Но почему-то мне кажется, а вернее, я уверен, что когда-нибудь меня вновь занесёт на Ямидзиму. И уж тогда я точно догадаюсь, куда вставлять кочергу и кого бить амулетом.

Ну а пока я буду копить деньги на билет в Японию, небольшой диван, старый телевизор и бензиновый генератор. Остальное из дома возьму. Есть мысль пройти Forbidden Siren 2 сидя ночью посреди Аокигахары на диване. Это для максимального эффекта погружения.

Ну а с бензиновым генератором не так страшно будет.

2424
6 комментариев