Самые важные игры про Человека-паука

Истоки, нестареющая классика и современность.

Хорошие игры по комиксам появляются редко. Ситуация здесь такая же, как у адаптаций фильмов: заработать деньги на известном бренде хотят все, а вот выпустить качественный продукт, который отвечал бы стандартам индустрии, могут не все.

Поэтому про одного из популярнейших героев комиксов, Человека-паука, за всё время выпустили более пятидесяти игр на пятнадцати платформах, но действительно хорошие из них можно пересчитать по пальцам. В преддверии релиза Spider-Man от Insomniac Games рассказываем о наиболее влиятельных проектах про дружелюбного соседа.

Самые важные игры про Человека-паука

Spider-Man (1982)

Игры про Человека-паука начали делать сразу же, как только для этого появилась возможность, — в 1980-х годах. Тогда они, конечно, выглядели куда проще, чем сейчас, но возможность поиграть за всеми любимого персонажа уже тогда увлекла многих.

Первая официальная игра по Человеку-пауку вышла для легендарной Atari 2600. Геймплей был примитивным: герой лазил по небоскрёбам и деактивировал бомбы, которые за собой оставлял Зелёный гоблин.

Игровой процесс

Хоть и это было в поколение восьмибитных приставок, красно-синий силуэт костюма Человека-паука всё равно угадывался, а играть было весело — как и во все остальные игры в то время.

The Amazing Spider-Man (1990)

В девяностые на рынке консолей стала доминировать Nintendo — как среди стационарных приставок, так и портативных. В связи с этим игры про Человека-паука на долгое время перебрались на платформы этой компании, а именно — на Game Boy, NES и SNES.

Эта игра примечательна тем, что она первой задала такой тренд, а её разработкой занималась сама Rare. По сюжету, самые опасные преступники Нью-Йорка разгадали тайну личности Питера Паркера и похитили Мэри Джейн. Герой под управлением игрока должен её спасти, по пути перебив десятки гангстеров и суперзлодеев, таких как Мистерио или Скорпион.

Это первая игра про Человека-паука, в которой появился какой-никакой сюжет. Правда, подавался он странно: в начале каждого уровня Человек-паук и какой-нибудь злодей по телефону обменивались оскорблениями. А позже начинался сам геймплей — типичный платформер с элементами beat ‘em up.

Самые важные игры про Человека-паука

Spider-Man and Venom: Maximum Carnage (1994)

Релиз Maximum Carnage состоялся в то время, когда каждый год создавалось по два-три одинаковых проекта про Человека-паука, и все они были сомнительного качества. Здесь же — игра, основанная на одноимённом сюжете из комиксов, посвящённых объединению Человека-паука и Венома против Карнажа. Вышла она на SNES и Sega Genesis.

Самые важные игры про Человека-паука

В отличие от прошлой игры в списке, Maximum Carnage — уже полноценный beat ‘em up. Игрок может взять на себя роль либо Человека-паука, либо Венома (кооператива почему-то не было), а помогали ему в этом различные изредка появляющиеся супергерои вроде Капитана Америка. Сюжет подавался в виде вырезок из комиксов.

Самые важные игры про Человека-паука

Но даже её восприняли прохладно. Критики сетовали на излишне усложнённый и неинтересный геймплей, который делал её «типичной игрой для SNES» — что, впрочем, было всё ещё лучше, чем все остальные игры про Человека-паука того времени. Тем не менее она стала хитом, а издатель в течение года выпустил продолжение Separation Anxiety — оригинал оно не превзошло.

Spider-Man (2000)

В 1998 году Marvel и Activision заключили долгосрочный договор: издатель принялся выпускать полноценные ААА-проекты про супергероев в этой вселенной. Первым результатом сотрудничества стала Spider-Man, вышедшая на PlayStation, GameCube, Nintendo 64, Game Boy Color и ПК.

Это первая трёхмерная игра про Человека-паука. За её разработку отвечала Neversoft — студия, создавшая серию Tony Hawk’s Pro Skater.

Обложка игры на PlayStation
Обложка игры на PlayStation

Критики сразу же окрестили её «лучшей игрой про Человека-паука», и это не случайно: переход в трёхмерное пространство позволил реализовать те геймплейные фичи, которых ранее никто попросту не мог добиться. Паук здесь может и ползать по стенам, и летать на паутине, и даже избивать врагов. Неслыханно для начала нулевых!

В роли автора в кат-сценах выступал сам Стэн Ли

Кроме того, «Человек-паук» образца 2000 года был самой «марвеловской» игрой на тот момент: в ней полно других персонажей из комиксов. На первом уровне Женщина-кошка обучает игрока управлению, на следующем — герой освобождает Джей Джону Джеймсона из рук Скорпиона, а после отправляется в погоню за Веномом и спасает из его рук Мэри Джейн. Затем персонажи в очередной раз объединяются — на этот раз против Доктора Осьминога, который грозится заразить весь город симбиотами.

Самые важные игры про Человека-паука

Игра объединяет в себе механики 3д-платформера, экшн-адвенчуры, beat ‘em up’а и даже стелса. На одном уровне приходилось обезвреживать бомбу, на другом — преследовать злодея или же, наоборот, убегать от него. Многие вспомнят ту самую финальную миссию, в которой нужно было по узким коридорам спасаться от Осьминога-Карнажа, издающего инфернальные звуки. Настоящий хоррор прямиком из детства.

Spider-Man получила продолжение, о котором у нас знают куда меньше: сиквел с подзаголовком Enter Electro стал эксклюзивом PS1 и вышел спустя всего год. О нём вспоминают редко: игра оказалась хуже оригинала и геймплейно от него почти никак не отличалась.

Spider-Man 2: The Game (2004)

После того, как состоялся релиз первого фильма от Сэма Рейми, игровой Человек-паук в очередной раз перезапустился. Интерактивная адаптация особо ничем не выделялась: хоть и главного героя озвучивал Тоби Магуайр, игра оказалась линейной и проходилась в пределах четырёх-пяти часов. Разработчиком выступила ещё молодая студия Treyarch.

В 2004 году, одновременно с премьерой фильма, вышел сиквел — и он уже смог удивить. Treyarch реализовала полноценный открытый мир с четырьмя районами Нью-Йорка, которые было приятно исследовать — во многом благодаря новой системе передвижения. Человек-паук теперь цеплялся паутиной не за небо, как раньше, а за небоскрёбы.

Заняться здесь есть чем: от подработки фотографом для «Дэйли Бьюгл» до разноса пиццы. Pizza time!
Заняться здесь есть чем: от подработки фотографом для «Дэйли Бьюгл» до разноса пиццы. Pizza time!

Стоит упомянуть, что речь идёт о версии для PS2. Порт на ПК разработала сторонняя компания, поэтому на этой платформе Spider-Man 2 была совершенно иной игрой с другим сюжетом. Это было то время, когда оригиналы и порты всё ещё разительно отличались друг от друга.

В игре очень качественная анимация для 2002 года: разработчики пытались повторить те акробатические трюки, которые Паук делал в фильме

Spider-Man 2 надолго стала примером того, как нужно делать игровые адаптации комиксов и фильмов. В создании третьей части Treyarch прыгнуть выше своей головы не смогла: на игре сказалась параллельная разработка других проектов, в том числе и новых Call of Duty.

Ultimate Spider-Man (2005)

В начале нулевых Marvel решила сделать своеобразный перезапуск своих комиксов, не затрагивая при этом основной канон. Эту вселенную назвали Ultimate — «Совершенная». В таймлайн перезапуска вошло множество новых историй старых персонажей — в том числе и Человека-паука.

Игра Ultimate Spider-Man основана на одноимённой линейке комиксов: графика использовала технологию cel-shading, что делало игру похожей на кадры из графических новелл Marvel. А за сюжет отвечал Брайан Бэндис — сценарист линейки.

Ultimate тоже делала Treyarch. И когда она только успевала?
Ultimate тоже делала Treyarch. И когда она только успевала?

Помимо Человека-паука в игре протагонистом выступал и сам Веном. Игра автоматически переключалась с одного персонажа на другого подобно GTA V — в Ultimate Spider-Man был открытый мир. В отличие от Паука, использующего паутину, Веном для передвижения полагался на высокие прыжки и острые когти.

А ещё он здесь ест людей и в принципе не сильно сговорчив — как в самих комиксах Ultimate
А ещё он здесь ест людей и в принципе не сильно сговорчив — как в самих комиксах Ultimate

Игра хоть и опиралась на комиксы, но предлагала свой сюжет. По версии Ultimate, Веном — это не инопланетная форма жизни, а нечто, созданное отцом Питера Паркера на основе его ДНК. Симбиот должен был стать лекарством от рака, но в итоге наносил носителю лишь вред. Повествование игры крутится вокруг попытки поймать Венома всеми подряд — от наёмников до жителей Латверии, страны, которой правит Доктор Дум.

Позже Бэндис на волне успеха игры решил всё же адаптировать её сценарий для комиксов, что вылилось в сюжетную арку «Война симбиотов». Круг замкнулся.

Spider-Man: Web of Shadows (2008)

Web of Shadows — пожалуй, самая мрачная часть из всего списка. Атмосферу прекрасно демонстрирует трейлер.

По сюжету, Веном (ну какая игра про Паука без него) овладел Эдди Броком настолько, что тот решил уничтожить Нью-Йорк, заразив всё население симбиотами. По улицам бродят зомби, некоторые супергерои также оказались заражены, а в центре города громоздится огромный купол — гнездо симбиотов.

Самые важные игры про Человека-паука

Питер Паркер не избежал заражения, поэтому игроку доступны сразу два костюма (не считая бонусных): классический и чёрный, оба — с разными уникальными способностями. Переключать их можно в любое время, в том числе и во время схваток. Сами бои велись как на земле, так и в воздухе — у Web of Shadows была неплохая динамика драк.

В игре была разветвлённая история и целых четыре концовки. Несмотря на сюжетную и геймплейную вариативность, Web of Shadows на выходе подверглась критике: в основном, за не лучшую реализацию сюжета и пустой открытый мир.

Spider-Man: Shattered Dimensions (2010)

После Web of Shadows Treyarch распрощалась с играми про Человека-паука — Activision окончательно переключила студию на Call of Duty. До истечения срока договора с Marvel за игры про Паука стала отвечать команда Beenox.

Shattered Dimensions рассказывает про разлом между разными вселенными Marvel, который вынуждены «заделать» сразу четыре разных Человека-паука: классический из The Amazing Spider-Man, футуристичный из Spider-Man 2099, «совершенный» из Ultimate и нуарный из Spider-Man Noire.

Самые важные игры про Человека-паука

Открытый мир пропал, но вариативность прохождения возмещают разные реальности Пауков. Питер Паркер из Ultimate использует возможности симбиота, Человек-паук 2099 находится в своём оригинальном сеттинге будущего, а нуарный так вообще действует в тени, сражаясь с мафией в тридцатые годы прошлого века.

Самые важные игры про Человека-паука
Самые важные игры про Человека-паука

Благодаря разнообразию Shattered Dimensions полюбили как критики, так и игроки: некоторые вариации супергероя вообще впервые появились в играх. Сиквел, Edge of Time, посвящён лишь футуристичному и классическому Паукам и не снискал народной любви — во многом из-за потери былой вариативности.

Грядущая Spider-Man, судя по всему, тоже сможет попасть в этот список: видно то внимание, с которым Insomniac Games относится к супергерою и его истории. Это мы увидим уже 7 сентября.

А какие любимые игры про Человека-паука у вас? Давайте обсуждать.

136136
126 комментариев

Web of Shadows воспринималась очень свежо и оригинально в свое время. Идея с симбиотами и общая мрачность подкупали, иногда вспоминаю эту игру, особенно начало под Лунную Сонату.

Ну а вообще, самая важная игра намечается сейчас, так как наконец-то в Спайди влили достаточное количество денег и усилий, а то раньше, под Activision, чувствовалось, что игры сильно бюджетные и простенькие.

14

На мой взгляд это вообще лучшая игра про паука на данный момент (эксклюзив на пс4 все же не вышел пока). Для меня, в мои 12 лет, игра вообще казалась бесподобной, ибо тут тебе и красивая анимация (по крайней мере тогда ощущалась так), тут и различные стили боя для черного костюма и стандартного (и у каждого свое древо прокачки), во время боя можно было позвать на помощь различных героев типа Люка Кейджа, Железного Кулака, Лунного Рыцаря, Черной Кошки и др., плюс РОСОМАХА-ВЕНОМ! Я пиздился с Росомахой-Веномом! Я, будучи 12-тилетним пиздюком, засмотревший до дыр все сериалы про паука, получал огромный кайф от игры.

3

Поздно я с этим, конечно, но держи

Я один был в восторге от web of shadows?

2

Нет, не один) Я первый раз ее прошел этой зимой, так как в 2008-м была винда лишь с sp2, а надо было sp3. Зато сейчас проходил в 4к с полноценными 60фпс (игра выглядела очень и очень достойно, особенно сам спайди). Перед этим попытался поиграть в обе части амейзингов, но вот они были ужасными. А вот паутина теней прям очень хорошо зашла, прошел ее в 3-4 захода за пару вечеров и остался крайне довольным. Безумно понравилось, как был выдержан уровень драматизма и пафоса, когда становилось все хуже и хуже, достигая к концу игры самого пика. Да и полеты на паутине были очень хороши, ну а драки прям бесподобные и разнообразные, при том, что всеми приемами пользуешься и оба костюма используешь в разных ситуациях.
Так что да, не ты один ;)

4

У меня с ней связаны очень приятные воспоминания.
До 2008-го года моей игровой платформой была старушка PSOne, купленная с рук ещё в 2002-ом. Но в 2008-ом отец решил собрать себе домашний кинотеатр под новый fullHD-стандарт и (это известная история) PS3 оказалась самым дешёвым Blu-ray плеером из имеющихся на рынке. Так у меня дома появилась приставка нового поколения - красивая как звездолет. А потом я сходил в магазин и узнал цену игр. Это было... впечатляюще. В общем, спустя три месяца хождений вокруг консоли без игр мне всё-таки выделили бюджет на один диск. Я пришел в местный магазин и сказал: у меня денег на одну игру, а когда повезет со следующей - черт знает. Скажите, что мне купить? Мне предложили выбрать между мгс4 и сабжем. Мгс4 вызвал у меня сомнения пресловутой четверкой в названии (в предыдущие не играл), а вот человек-паук был мне хорошо знаком и нежно любим.
В общем, на следующие полгода web of shadows стала моей единственной игрой. Сейчас я сам не совсем понимаю, чем же я там занимался полгода, но могу точно сказать: я изучил её вдоль и поперек. И, даже изучив, продолжал запускать её просто чтобы полетать на паутине.
Сейчас, оглядываясь на то время со своими четырьмя консолями и огромным бэклогом, я даже слегка ностальгирую по тому дефициту)

3