Хит-парад Менюшек

Мне хотелось бы начать словами, мол главное меню — это та одёжка, по которой мы встречаем игру, да вот только вряд ли это соответствует современным реалиям. Нынче, чтобы попасть в меню, надо отсмотреть несколько роликов с логотипами разработчиков и издателей, прочитать предупреждение для эпилептиков и, с недавних пор, выслушать извинения игроделов перед теми, кого их продукт может оскорбить.

Создаётся впечатление, что на всё это уходит много ресурсов, а главное меню получает куда меньше внимания. Сейчас почти все меню делаются по одному принципу: какой-нибудь пейзажик из игры на фоне, пункты меню обязательно скучным белым шрифтом где-нибудь слева или внизу, а в качестве музыки унылый эмбиент. Самые наглые игроделы добавляют в меню рекламу внутриигровых покупок. Ну и ладно, Бог им судья.

А в этом хит-параде (рейтинге) я постараюсь вспомнить примеры классно сделанных главных меню, отличающихся визуальным стилем, структурой, музыкой или всем сразу. Как говорил классик, за мной, читатель!

10. Grand Theft Auto 2

Пункты главного меню помещены в правой части экрана, а слева изображение меняется в зависимости от выбранного пункта. По сравнению с первой GTA, вторая часть, в оформлении которой появились фотографии и видеоролики с реальными людьми, значительно прибавила если не по части реалистичности, то по части взрослости и крутизны точно. Посмотрите, какие колоритные бандиты, какие типажи! Однако начиная с революционной GTA III разработчики зачем-то вновь вернулись к глупому мультяшному стилю.

Respect is everything

9. Hooligans: Storm Over Europe

Крайне самобытная стратегическая игра, где нам предстоит управлять группировкой футбольных хулиганов. Главное меню можно раскрасить по своему вкусу, например воспроизведя цвета любимой команды, и тем самым получив возможность ещё глубже погрузиться в игру! Пункты меню озвучены, то есть их текст проговаривается суровым пацанским голосом при наведении указателя мыши. Зажигательная музыка создаёт соответствующее духу игры настроение. Держу пари, что даже у самого трусливого дэтээфера после нескольких минут пребывания в этом меню появится желание разгромить пару-тройку милых европейских магазинчиков.

8. Tomb Raider

Меню представляют собой карусель трёхмерных объектов, каждый из которых символизирует пункт меню. Так например, пункту «Игра» соответствует паспорт, «Настройки звука» — это плеер и т.п. Примечательно, что инвентарь в игре реализован через такое же карусельное меню, и логическая грань между главным меню и инвентарем тем самым размывается. Отличная идея, и вдвойне приятно, что в недавно вышедшем ремастре игры стиль главного меню бережно сохранён.

7. Mafia

Главное меню помещено на фоне комнаты, и при наведении указателя на пункт меню камера плавно перемещается на какой-нибудь предмет в этой комнате, соответствующий выбранному пункту. Например на пистолеты, лежащие на столе, при выборе «Новая игра» или на дверь при выборе «Выход из игры». Легендарное меню под стать легендарной игре.

Атмосферненько!

6. Unreal Tournament

Уникальное меню, благодаря компонентам движка Unreal Engine совмещающее в себе как лаконичность с функциональностью, так и стильность с брутальностью, а также напоминающее нам, что любая видеоигра — это всегда компьютерная программа. Небольшая строка меню наверху позволяет открывать сразу несколько окон как в операционной системе и дает невиданную в мире видеоигр многозадачность. Ничто не мешает например параллельно искать игровые сервера и настраивать управление. Доступно аж три стиля оформления меню: лёд, золото и металл. Статичное изображение по центру экрана можно отключить, чтобы видеть кадр из игры во время копания в меню. Музыка в Unreal Tournament — настоящее произведение искусства, и тема, играющая в главном меню — не исключение.

Просто как и всё гениальное<br />
Просто как и всё гениальное

5. Worms 3D

Разработчики серии Worms сформировали принципы дизайна главного меню игр начиная примерно с Worms: Armageddon. Несколько здоровенных красочных кнопок на основном экране, каждая из которых ведёт в дебри вспомогательных экранов и подменю. В Worms 3D эта формула возведена в абсолют, и главное меню там моментально заряжает радостным и праздничным настроением. Даже указатель мыши ведёт себя удивительным образом: вместо того, чтобы, как принято, быть направленным вверх-влево, он послушно поворачивается вслед за движениями мыши. За музыку отвечает группа Junior Senior, и её не стыдно включить на любой вечеринке. А ну-ка все вместе... Уу-уу! Аа-аа! Уу-уу!! Аа-аа!!

Уу-уу! Аа-аа!<br />
Уу-уу! Аа-аа!
Уу-уу!! Аа-аа!!

4. SiN Episodes: Emergence

У того, кто хоть раз играл в эту трагической судьбы игру, не возникнет вопроса, почему её главное меню получило такую высокую позицию в рейтинге. В меню помимо демонстрации игровых перснажей играет самая настоящая песня с куплетами и припевом, что редчайший случай для жанра. What's the World Come to — это стопроцентный хит, никого не оставляющий равнодушным, имеющий самостоятельную ценность даже в отрыве от игры и который хочется дослушать до конца, в какой бы раз вы ни запускали стрелялку.

Наслаждайтесь

3. StarCraft

Blizzard в свои лучшие годы умели сделать меню экстра-класса! Это касается и игр серий Diablo и WarCraft, но «бронзу» я решил отдать легендарной стратегии StarCraft. Различные космические объекты символизируют пункты меню, и при наведении указателя на них появляется эдакий «аналитический слой». Находясь в меню, чувствуешь себя капитаном космического корабля, получающим в реальном времени от ИИ-помощника информацию об окружающем пространстве. Пункты меню также подписаны, и в тексте выделены горячие клавиши, так что игра уже начиная с главного меню намекает нам на их пользу.

Good day commander!

2. Need for Speed: Porsche Unleashed

Возможно, лучшая игра в серии Need for Speed, и меню в ней мне нравится даже больше, чем сами гонки. Видно, что разработчики постарались на славу: прямо в меню можно открывать двери и капот выбранной машины, заглядывать в её салон, а указатель мыши будет менять свою форму в зависимости от контекста. Самые часто используемые функции вынесены отдельно в нижнюю панель и сделаны в виде кнопок, которые начинают вращаться как аппетитные конфетки при наведении указателя. Пункты меню, выпадающие списки, полосы прокрутки — всё нарисовано и озвучено дорого и качественно. Отдельная похвала саундтреку: никакого хип-хопа, только электроника высшей пробы. Разумеется, в меню встроен плеер, так что можно в любой момент переключиться на какой угодно трек. Я уже молчу про обилие встроенного справочного материала о марке Porsche.

1. Heroes of Might and Magic III: Armageddon's Blade

Доставай носовой платок, читатель, и готовься вытрирать слёзы. Пусть третьи «Герои» уже утратили часть своей магии, превратившись в отечественную киберспортивную дисциплину, но это никак не отменяет того, что с первого взгляда и с первых нот музыкальной темы главное меню захватывает игрока и переносит его в мир чудесных приключений. У оригинальной игры и дополнений разный фон меню, и мне больше всего нравится изображение из Armageddon's Blade, где горящая стрела направлена куда-то в манящую неизвестность. В этом меню прекрасно всё: и значки в правой части экрана, и сочетание синего с золотым в интерфейсе, и небольшие картинки в меню кампаний, которые оживают при наведении указателя мыши. Впрочем, нуждается ли поистине народная игра Heroes III в рекламе?

Послесловие

Разумеется, у автора не было возможности поиграть во все когда-либо выпущенные игры, и наверняка в этом рейтинге упущено много примеров отличных меню. Читателю предлагается внести свою лепту и дополнить хит-парад менюшек другими играми-участницами.

77
13 комментариев

Я с Детройт прикололся

1

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

Ни одной японской игры, не одобряю

Иногда главное меню вообще не нужно, если вся игра это сплошное меню.