Risen 2 — хорошая игра, но не то продолжение, которое все ждали

Risen 2 — хорошая игра, но не то продолжение, которое все ждали

После довольно типичной для студии игры в сеттинге средневекового тёмного фэнтези, Pitanha Bites решили резко сменить курс и выбрали для продолжения пиратскую тематику. По итогу многим Risen 2 не очень-то понравился, но действительно ли он так плох? Попробуем в этом разобраться.

О начале игры

История является прямым продолжением первой части (статью про неё вы можете почитать тут) и рассказывает о том, как наш безымянный герой противостоит очередному Титану. Вот только с самого начала игры появляется множество вопросов, на которые игра не спешит давать ответы.

Например, совершенно непонятно почему герой, который в одиночку одолел Титана в жерле вулкана, внезапно растерял свои навыки и снова терпит унижения от каждого встречного жука-переростка. Если в той же Готике в начале 2 части хоть как-то объясняли обнуление персонажа, то здесь... Нам просто показывают, что герой превратился в алкоголика и видимо находится в безостановочном запое последние пару лет. Допустим, что так, но возникает ещё один вопрос, почему он находится в городе Инквизиции и при этом ещё занимает офицерскую должность? Я как бы вообще за бандитов первую часть проходил, да к тому же собственными руками убил Инквизитора, разве за все эти действия меня не должны были в тюрьму бросить? Судя по всему, Мендосу никто не любил, поэтому за его умерщвление и решили принять Безымянного с распростёртыми объятиями.

В общем, не буду продолжать, хотя это и не все вопросы, которые возникли у меня в начале игры, думаю главную мысль вы мою поняли — несмотря на то, что это как бы продолжение, оно таковым не чувствуется просто потому что герой, за которого я играл, и персонаж, которого я вижу сейчас, будто бы совершенно разные люди, да и события не совсем вяжутся с тем, что я видел и делал в первой части. Однако справедливости ради отмечу, что причины, по которым герой стал таким, игра объясняет и они даже звучат логично, но первое впечатление есть первое впечатление.

Кстати, о том, почему герой внезапно стал одноглазым, вы можете узнать лишь от одного второстепенного персонажа, который стоит в уголке первой локации. Если б я не любил исследовать всё и вся в играх — может так и не узнал бы причину.
Кстати, о том, почему герой внезапно стал одноглазым, вы можете узнать лишь от одного второстепенного персонажа, который стоит в уголке первой локации. Если б я не любил исследовать всё и вся в играх — может так и не узнал бы причину.

О персонажах игры

Начну я, пожалуй, с самого главного героя. Хоть в начале я и негативно высказался об его внезапной потере навыков, после прохождения игры у меня сложилось о нём положительное впечатление. В сравнении с первой частью он будто бы стал более живым и его постоянные саркастические высказывания смотрятся вполне уместно, хотя в первой части для меня они звучали зачастую нелепо. Да и взаимодействия с окружающими стало намного больше, из-за чего герой раскрывается ещё сильнее. Ну и что самое главное — теперь его окружает команда, каждый член которой имеет какой-никакой характер и может сопровождать героя в странствиях, периодически вставляя свои замечания по поводу происходящего. Диалоги достаточно интересные, во многом за счёт того, что каждый персонаж по своему уникален.

Всего в игре одновременно можно заиметь 6 членов команды:

  • Пэтти — знакомая всем по первой части, дочь легендарного капитана Стальная борода. Девушка под стать нашему герою, с ней происходят большинство диалогов, к тому же она станет рулевым на корабле и по сути займёт второе место после капитана. В бою владеет саблей и пистолетом, что делает её довольно сильной на первых этапах игры.
  • Джаффар — очень забавный гном, который напоминает эдакого типичного батю, у которого во время разговора через каждое слово проскакивает мат. В бою, как по мне, не очень полезен, тем более что присоединяется он ближе к концу сюжета, но это и не важно, ибо путешествовать с ним стоит только ради его диалогов.
  • Боунс — сумасшедший доктор, потерявший часть своей души. По сути своей типичный такой проповедник, орущий о надвигающемся конце света при любой удобной возможности. Может оказать вам поддержку в ближнем бою, но как по мне это один из самых неинтересных спутников, поэтому с ним я взаимодействовал меньше всего.
  • Хокинс — единственный персонаж на корабле, которого нельзя брать в свои странствия. Взял на себя роль повара, однако ни разу за всю игру он меня не накормил, эх. Ну зато иногда с ним забавные диалоги проскакивают, и на том спасибо.
  • Чани/Вентуро — эти два персонажа взаимоисключают друг-друга, так как присоединяются к вам в зависимости от выбора стороны. Чани — дочь вождя и будет с вами, если вы поддержите аборигенов. Основная её польза — периодическое лечение героя, если его здоровье опускается до середины, в остальном же она почти бесполезна. Вентуро — превосходный стрелок и поддержит вас, если вы встанете на сторону Инквизиции. В бою один из самых полезных спутников, так как огнестрельное оружие в игре наносит большой урон.
  • Элдрик — ещё один знакомый из первой части, друид, который помогал нам одолеть Титана Огня. Присоединится к герою только если у вас есть дополнение Храм воздуха. Так как полноценной магии в игре нет — может подсобить вам в ближнем бою, но пользы большой не принесёт.
Самая отмороженная ОПГ по ту сторону Южного моря.
Самая отмороженная ОПГ по ту сторону Южного моря.

По итогу спутники достаточно вариативны и вы сможете подобрать себе более подходящего под ваш стиль игры. Правда приносят пользу они только первую половину игры, потом же они начинают наносить довольно мало урона, а использовать их как живой щит получается не всегда, ибо по-большей части враги всё же акцентируют своё внимание на игроке. Поэтому главным их назначением становится внесение в игру большей социальной составляющей, что можно посчитать как минусом, так и плюсом. Теперь главный герой почти никогда не находится один, из-за чего того чувства одиночества, что было в первой части или той же Готике, тут нет.

О развитии персонажа

Развитие героя наконец-то претерпело хоть какие-то изменения. Теперь в игре вообще нет системы повышения уровня. За каждое действие, будь то выполнение задания, убийство врага или карманная кража, вы получаете очки славы, за которые прямо в меню без всяких учителей можно улучшать свои основные характеристики: холодное и стрелковое оружие, выносливость, ловкость и вуду. К каждой характеристике прикреплены по 3 навыка, например у ловкости это грязные трюки, красноречие и воровство. При каждом улучшении характеристики навыки повышаются на 5 очков. Помимо этого у каждой характеристики есть способности, которые улучшаются у учителей за определённую цену.

Risen 2 — хорошая игра, но не то продолжение, которое все ждали

Хоть изначально эта система и смотрится непривычно, по итогу она понравилась мне гораздо больше, чем то, что было ранее, так как она будто бы выглядит логичнее. Мне всегда казалось странным, что персонаж обязан платить за улучшение той же силы, при том что он до этого перебил сотню врагов в ближнем бою и как бы и так должен был стать сильнее. Здесь же ты просто набираешься жизненного опыта и улучшаешь свои параметры. Ну а уж если ты хочешь освоить какие-то способности, будь то финты в бою или взлом замков, то за услуги учителей нужно заплатить, ибо кому надо на тебя просто так время тратить, правильно?

О геймплее

Если коротко — игру по всем фронтам упростили, сделав её удобнее, но при этом она потеряла некоторые узнаваемые элементы студии и от иммерсивности, которой было достаточно много в первой части, почти ничего не осталось.

Начну, пожалуй, с основного — боевой системы. По сути, всё осталось примерно также, в игре присутствует три основных класса: воин, стрелок и колдун. Но вот реализация боёвки претерпела заметные изменения.

В играх Пираний я всегда выбирал воина при первом прохождении просто потому что мне нравится наблюдать за тем, как герой становится всё более искуссным и начинает использовать в бою всё больше новых приёмов. Здесь же при развитии навыков ничего не изменяется и можно лишь выучить у учителей пару новых умений вроде удара ногой, сильного удара или контр-атаки. В остальном же всю игру вы будете сражаться ровно также, как и в начале, разве что скорость удара вроде бы увеличивается, но может это я сам себе надумал.

Стрелок же стал более самостоятельным классом, я бы даже сказал самым имбовым во второй части. Изначально персонаж может владеть лишь пистолетами, которые стреляют с довольно долгим кулдауном (от 15 до 30 секунд), из-за чего первую половину игры всё же приходится использовать ближний бой. Но как только вы выбираете сторону Инквизиции и открываете мушкеты — игра становится до безобразия простой. Урон у них огромный, а стрелять можно чуть ли не очередью (откат у мушкета всего несколько секунд, а после прокачки древа навыков и того меньше). Вроде как балансить это должно необходимость пополнять боеприпасы, но так как в каждом сундуке вы находите пули, а торговцы продают их сотнями — по итогу ограничения никакого и нет.

Всего лишь пример работы мушкета, у меня он наносит мало урона просто потому что я выбрал сторону вуду и почти что не улучшал владение огнестрелом.

Ну и немного о магии, которой в игре как бы и нет. Стандартную систему рун решили заменить на магию вуду, которая лично мне не очень понравилась. При игре через колдовство вам 100% придётся прокачивать и ближний бой, так как у колдуна нет ни одного атакующего умения, а стрелка полноценно не развить, ибо для этого нужно выбирать путь Инквизиции, а не аборигенов. Само же вуду даёт лишь возможность вызвать духа, который как и все спутники в игре после первой половины становится по сути бесполезен, использовать скипетры для стана врага или же его порабощения или же при помощи куклы накладывать проклятие на врага, тем самым снижая его урон и здоровье. Последний навык, к слову, очень несбалансированный и при полной прокачке вуду может позволить уничтожить врага буквально с пары ударов. Но так как для каждого проклятия требуется специальная расходуемая кукла, которых прям много не сделаешь — это не чувствуется также читерно, как стрельба, при помощи которой ты всю игру можешь устраивать геноцид всего живого. Единственным реально классным моментом вуду являются несколько заданий, в которых вам нужно взять под свой контроль персонажа и использовать это, чтобы достичь своих целей. В этих квестах довольно много юмора, да и смотрится необычно, так что если ради чего-то и выбирать вуду, то только ради этих редких моментов.

Пример одной из возможности вуду — можно заставить персонажа напасть на кого угодно.

Что ж, про боевую систему сказал и теперь хотелось бы остановиться на тех самых упрощениях, о которых я упомянул в начале. Самое явное — это местная экономика. Теперь при продаже вы получаете полную стоимость предмета, а не пятую часть, как это было ранее. Из-за этого после первого десятка часов у тебя становится очень много ресурсов, даже несмотря на то, что обучение стало в разы дороже. Во многом из-за этого игра становится очень простой, ибо ты можешь нескончаемо скупать те же пули и хилки и даже если ты максимально криворукий — просто сможешь задавить врага.

Также игра стала менее иммерсивной. Раньше ты видел почти любое действие, которое выполнял персонаж, будь то потребление еды или зелья, ковка оружия, алхимия и так далее. Теперь же ничего этого нет, при крафте просто открывается окошко и предмет моментально создаётся, а использование предметов происходит моментально без каких-либо анимаций, что опять же делает бои проще, ибо теперь тебе не нужно подыскивать момент, чтобы выпить зелье, ведь ты можешь постоянно жать на кнопочку и моментально пополнять здоровье.

К более понятным и удобным упрощениям могу отнести быстрое перемещение. Теперь при путешествии по локации в важных местах у тебя появляется метка на карте, к которой ты моментально перемещаешься. По сути это что-то вроде камней перемещения, только получать их не надо. Лично меня утомляло в первой части постоянно бегать по одним и тем же местам, так что за такое упрощение я только благодарен.

О мире игры

В обзоре первой части я говорил, что при прохождении второй части Готики меня сильно оттолкнуло то, что разработчики решили сменить маленькую закрытую локацию на более открытый мир. Здесь одновременно также и нет. Теперь у нас вместо одного большого острова, как было в первой части, много маленьких, между которыми нужно перемещаться на своём корабле. И вот в сравнении двух игр одной серии мне будто бы нравится то, что по итогу сделали Пираньи в сиквеле. То есть у нас вроде как всё те же небольшие локации, ограниченные со всех сторон морем, но при этом за счёт размеров ты не устаёшь их исследовать, да и вся игра выстроена так, что ты приходишь на один остров, полностью его вычищаешь и идёшь на следующий. Из-за подобного подхода не создаётся чувство проседания количества контента, как было в том же первом Risen, где ты за первые два акта исследуешь весь остров и затем просто по сюжету начинаешь бегать по нему ещё раз, борясь с откровенной скукой.

Всего с учётом длс в игре 10 локаций, но большую часть времени вы проведёте на Такиригуа, Береге Мечей и Маракайской бухте.
Всего с учётом длс в игре 10 локаций, но большую часть времени вы проведёте на Такиригуа, Береге Мечей и Маракайской бухте.

Однако из-за такого подхода пропало ощущение того, что ты заперт на небольшой опасной локации и соответственно страдает привычная для игр этой студии атмосфера, о чём пойдет речь далее.

Об атмосфере игры

В обзоре к первой части я говорил, что там атмосфера довольно быстро сменяется с напряжённой безысходности на типичную для любого фентезийного приключения. Здесь же такого нет просто потому что игра изначально не выглядит угрожающей и дело даже не в том, что сеттинг средневекового тёмного фэнтези сменился на пиратский, наполненный солнцем и ромом, а в том, что сама игра гораздо проще своих предшественниц. С самого начала герой путешествует в компании своей обаятельной спутницы, которая помогает ему в сражениях и поначалу приносит даже больше пользы, чем сам главный герой. Экономика тоже стала более щадящей и теперь предметы продаются за полную стоимость, а не пятую часть, из-за чего снаряжение добыть стало в разы проще. По итогу никакого выживания в игре нет и даже на первых часах игры ты спокойно можешь дать отпор группе врагов, что в прошлых проектах не получалось сделать порой и в середине игры.

Однако не совсем уж всё плохо, и выбранная пиратская тематика реализована совсем неплохо. Я вообще не очень её люблю и даже та же всеми любимая Assassin's creed: black flag мне не нравится, но вот играя в Risen, я почему-то ей проникся и даже захотел наконец-то ознакомиться с классикой подобного рода игр — Корсарами. Путешествовать по островам было для меня сплошным удовольствием, залитые солнцем побережья и шум волн создавали какое-то умиротворённое состояние, а забираясь вглубь джунглей, я чувствовал себя эдаким первооткрывателем, находя очередной древний храм или завораживающий пейзаж. В общем, несмотря на то, что игра разительно отличается от своих предшественниц, воспринимается это вполне себе неплохо, да и многие ведь как раз обвиняют Pitanha Bites в самоповторе, так что вот вам, пожалуйста, игра, которая наконец-то не похожа на другие.

О графике и саундтреке

Визуально игра в общем-то не представляет собой ничего необычного и даже по меркам своего времени выглядит максимум просто нормально. Однако из-за выбранной тематики большую часть времени игрок проводит или на морском побережье, или в густых джунглях, или же в заброшенных храмах и всё это выглядит очень приятно. Может быть сказывается моя тоска по морю, но мне действительно нравилось просто встать где-нибудь на пляже и под звуки плещущихся волн смотреть как заходил солнце. И вот после этого, к слову, игра довольно сильно преображается, так как ночи в игре тёмные и без факела почти невозможно что-либо разглядеть, за счёт чего появляется хоть какое-то подобие той самой атмосферы опасности, которой славятся игры Пираний.

Саундтрек же в этот раз как-то подкачал. Я только прошёл игру, но уже не могу вспомнить что там вообще играло на фоне и создаётся чувство, будто большую часть игры вообще проходит в тишине, если не считать звуков природы. Отчётливо музыка проявляется лишь в моменты стычек с врагами, но в этих музыкальных дорожках нет ничего необычного и по итогу в этом плане игра оставило какое-то чувство пустоты.

О техническом состоянии игры

Судя по всему, ни одна из игр студии не может обойтись без вороха проблем. Благо каких-то критических ошибок в игре нет и она проходима от и до, но всё же хотелось бы указать на некоторые недочёты. Самое главное, что преследовало меня всю игру — её общая нестабильность. Уж не знаю, может дело в том, что она плохо ладит с современными системами, а может так было и изначально, но она очень любит намертво зависать или крашиться во время этих самых загрузок, поэтому перед каждым перемещением у меня вошло в привычку делать сохранение, а то мало ли.

Вторая основная проблемы игры коснётся только тех, кто любит выбивать игры на 100%. Если коротко — все достижения Risen 2 получить невозможно, по крайней мере честным путём. В ней присутствуют перекочевавшие из первой части накопительные ачивы в духе взломай 100 врагов, убей 2к монстров, заработай 300к золота и так далее. Но вот всё дело в том, что накопительные достижения обнуляются при выходе из игры, а выполнить их за один заход нереально, поэтому или ты просто на это забиваешь, или начинаешь выполнять их при помощи консоли, что по ощущениям сводит на нет весь смысл данного процесса и лично у меня это воспринимается как тот же взлом через s.a.m., но при этом ты ещё и часы своей жизни тратишь. В общем, я очень надеюсь, что когда-нибудь всё же разработчики выкатят и на 2 часть патч, как они сделали с первой, и починят это досадное недоразумение.

Ну и последняя проблема, которую я заметил — мир прогружается у тебя на глазах, особенно это видно на примере различной растительности, которая разрастается за секунды прямо перед тобой. Играть это не мешает, понятное дело, но и очков к погружению не добавляет. Также при запуске игра постоянно сбрасывала выставленное разрешение и приходилось лезть в меню, чтобы его сменить.

Заключение

Перед прохождением слышал много плохого об этой игре, из-за чего был настроен по отношению к ней несколько скептически и тем более удивлён, что она мне по нравилась, моментами даже больше первой части. Мне было интересно её проходить до самого конца, во многом за счёт того, что количество и качество контента не проседает до самого конца, чем страдал Risen. Тематика пиратства хоть мной и не очень любима, но проработана достаточно неплохо, раз сподвигла меня поиграть ещё во что-то похожее. К недостаткам могу отнести упрощение боевой системы, в которой теперь помимо темы с вселением в других людей при помощи вуду нет ничего интересного, и атмосферу, ставшую всё же не такой затягивающей, как раньше.

Risen 2 на данный момент для меня как раз та самая игра, в которой студия наконец-то решилась на заметные изменения, что по итогу привело к тому, что большинство начало не любить игру за то, что это не Готика. Однако когда они возвращаются к первоначальной формуле — их начинают ругать за то, что они сделали очередную Готику. В общем, очень странная для меня ситуация, поэтому буду рад, если фанаты и хейтеры студии его мне прояснят. А на этом всё, спасибо за то, что прочитали мою статейку.

Отправился покорять заключительную часть серии, может и про неё когда-нибудь статейку напишу.
Отправился покорять заключительную часть серии, может и про неё когда-нибудь статейку напишу.
109109
117 комментариев

Мне 2 ризен понравилась даже больше первой. Первая хоть и неплохая, но ощущается как-то очень вторично для меня. Двойка же как глоток свежего воздуха, да и тема пиратов мне нравится.

14
Ответить

Согласен, сам не ожидал, что после первой части настолько залипну в ней.

1
Ответить

Хотел оставить такой же комментарий.

1
Ответить

Играл в 1-ю после 2-й (так получилось), игра показалось намного менее картонной и линейной, боёвка намного интереснее чувствовалась, сюжет не таким дурацким.

1
Ответить

Совершенно другая игра. Но хорошая. Первая часть это, пр сути, клон готики

6
Ответить

Да вот у меня и ощущение сложилось, что игру не приняли как раз потому, что наконец-то Пираньи сделали что-то новое, а не очередной клон Готики.) А по факту вполне себе добротная игра, которую я прошёл даже с большим интересом, чем первую часть.

5
Ответить

Первый ризен создавался как аддон к третьей готике. После потери прав они добивались из возвращения и в дальнейшем могли его легко вписать в канон.

1
Ответить