Assassin's Creed II: Конец франшизы

Assassin's Creed II: Конец франшизы

Сразу, с ходу, без долгих предисловий: за что мы любим вторую часть? Сюжет, главный герой, Ренессанс, "демка наконец-то стала игрой"... Уверен, если спросить средне-статистического фаната, какая игра лучшая в серии, он назовет именно эту. Либо всю трилогию Эцио. Ведь после нее "уже не то". Потом "юбики все просрали".

Я и сам находился в полной уверенности, что АС 2 была, есть и будет отличной игрой, к которой всегда можно вернуться и еще раз прожить те эмоции, как и 14 лет назад, когда запускал ее впервые. Потом эта уверенность немного поугасла после пары повторных прохождений, но каких-то внезапных откровений не происходило. И вот я вернулся к ней в очередной раз и скажу прямо: ностальгия - безжалостная бессердечная сука...

...хотя бы потому что все как один рыдают на этом моменте. Хотя я в этот раз не рыдал
...хотя бы потому что все как один рыдают на этом моменте. Хотя я в этот раз не рыдал

В предыдущем лонге, посвященном первой части, я уже говорил о том, что очередной марафон по франшизе затеял с четким намерением забыть обо всех предыдущих впечатлениях и эмоциях, взглянуть на каждую игру свежим взглядом, без "розовых очков" и предвзятости. Если читали, то уже знаете, что первый "Ассасин" смог меня удивить и подарить новые ощущения, игра меня увлекла, и несмотря на все недостатки и сырые моменты я готов записать ее в "отличные" проекты. И там же я неприкрыто намекал, что сиквел с подобной задачей не справился совершенно. В отличие от оригинала, как мне кажется, вторая часть, такая волшебная и великолепная на релизе просто-напросто не прошла проверку временем. Давайте же вместе разберемся, почему так вышло.

Перед тем, как перейти непосредственно к теме, выдам стандартную базу, что все выше и далее сказанное является сугубо личным ИМХО, на истину не претендует, хотя я и буду максимально стараться отбрасывать субъективное и мыслить объективно.

Что, разумеется, никак не убережет от срача в комментариях. Так что, жгите - но только дочитайте до конца перед этим, МакДевиттом молю :)

Худшая во франшизе по...

Итак, чем же нас встречает Assassin's Creed II при нажатии на кнопку "Новая игра"? Опустим пока открывающую сцену в современности, к ней мы вернемся позже. А сейчас сразу перейдем к моменту, когда нам дают поуправлять нашим "гламурным подонком" Эцио Аудиторе. И нет, не в сцене его рождения, которая как тогда, так и сейчас вызывает, мягко говоря, "неловкость", а когда наш герой уже вовсю хулиганит на улицах и шутит про сестер своих обидчиков.

Первое, что бросается в глаза - причем, буквально - графика, которая по какой-то причине стала сильно хуже, чем два года назад. Для сравнения (которых будет много, предупреждаю сразу), первый "Ассасин", 2007 года производства, спустя столько лет в разрешении 2к выглядит просто потрясающе. Детализация отменная, дальность прорисовки впечатляет и побуждает перед тем, как сигануть в сено с высокой точки, полюбоваться пейзажем. Второй "Ассасин", к моему полному удивлению, как был "мылом" в 2009 на моем старом компе в низком разрешении, так и остался "мылом" сейчас. Графика от реалистичной перешла к более мультяшной, над поверхностями уже не работали так дотошно. И как бы черт с ним, но что с прорисовкой? С высоких точек любоваться просто нечем - все, что дальше условных 100 метров, окутывается невзрачной дымкой и превращается в однотипные одноцветные коробки.

UPD: тут были скрины из интернета, заменил их на свои. Чтоб все честно было, взял высочайшие точки из обеих игр. Кто-то скажет "Да они же одинаковые, Наташ!" (с) - ну, кто я такой, чтобы переубеждать кого-то?

"Посмотрите на своего мужчину...
"Посмотрите на своего мужчину...
...и на меня." (с)
...и на меня." (с)

Казалось бы, чего я докопался, игра уже старая, зачем от нее требовать многого? И признаюсь, я целиком с этим солидарен и не стал бы докапываться, если бы не два момента. Во-первых, "раньше было лучше", как мы уже выяснили. И это можно было бы оправдать тем, что сама первая часть была гораздо проще в производстве, и недостаток контента в ней компенсировали графоном. Но во-вторых, спустя всего год после выхода второй игры, "Братство" вновь может похвастаться отличной и детальной картинкой при том же количестве контента. В такие странные скачки технических возможностей в индустрии мне верится с трудом, а вот в то, что разработчики просто положили болт на качество визуала, чтобы сосредоточиться на новых механиках и наполнении - вполне. Вроде бы справедливо, но как итог, Assassin's Creed II на данный момент является худшей игрой во франшизе по графической составляющей.

Ну да и все равно, на самом деле. Это досадно, но не более, ведь графика все же не настолько плоха, чтобы выкалывать себе глаза. Поэтому просто поставим крестик на этом пункте и вернемся к вопросу "Чем же встречает нас игра?". И ответ такой - потасовкой с людьми Вьери Пацци, так что мы сразу перейдем к боевой системе.

Боевая система

Кардинально ничего не изменилось, все те же две стойки, активная и пассивная, примерно тот же основной набор вооружения и приемов. Однако теперь героя обвесили горой примочек и наделили кучей возможностей, как временами плюс-минус полезных, так и крайне сомнительных. Например, теперь можно дразнить своего оппонента, якобы провоцируя его на атаку. Как будто бы даже это прикольно, но враги и без этого не стесняются по вам бить, так что не знаю, как вы, а я этой "фишкой" не пользовался ни разу за все прохождения. Вопрос: зачем оно надо? Если бы можно было загнобить врага до смерти или довести до слез шутками про мамку - я бы игре 10 из 10 поставил. А так - прикольно, не более.

Кто-то может сказать, что я придираюсь. Возможно, отчасти, но на самом деле на одном этом примере я вам только что рассказал про все новшества боевой системы в АС 2. Все эти "дразнилки", спецприемы по типу швыряния песком, тяжелые мечи и копья - все это на словах интересно, а на деле оказывается к чертям не нужно, потому что обладает сомнительным эффектом и долгой анимацией. Пока Эцио будет загребать песок (хм, с каменной мостовой), ему в задницу успеет пара-тройка мечей прилететь. Тяжелое вооружение еще надо отнять, а после первой же контратаки оно застревает в мертвецах... намертво. В общем, новые фишки просто не побуждают себя использовать. Казалось бы - плевать, ведь старые никуда не делись. Да вот только делись.

Первый "Ассасин" не мог похвастаться большим разнообразием арсенала, но при этом каждое из трех видов оружия (не считая кулаков) было уникальным и по-своему полезным. За счет будто бы небольшой, но ощутимой разницы в характеристиках и цели применения соблюдался баланс боевой системы - в зависимости от количества и типов врагов вы могли варьировать стиль боя, меняя оружие в процессе, и так любую схватку сделать динамичной и интересной.

Во второй части арсенал расширился, но делить его на мечи, кинжалы, скрытые клинки больше нет смысла. Поэтому классификация будет такая:

1) Оружие ближнего боя: самая огромная часть арсенала, ведь сюда входят абсолютно все мечи, молоты, кинжалы, а также скрытые клинки. Объединил я их в одну категорию по той простой причине, что разницы в их использовании нет никакой - отличаются только анимации. Понимаете, теперь просто нет ни малейшего смысла посреди боя переключаться с меча на кинжал, с кинжала на клинки и обратно - это никак не повлияет на ваш стиль боя и схватку в целом. Особенно обидно за скрытые клинки, которые полностью потеряли свою идентичность. Ими отныне можно спокойно обороняться, а вот моментально убить любого противника - нельзя. Очень жаль. Но, как говорится "имба сгинула - да здравствует имба"

2) Кулаки: кто бы мог подумать, что скромное средство выбивания информации станет самым ультовым и при этом очень скучным механизмом наказания вражин. А всего-то стоило дать игроку возможность их разоружать. И при этом кулаки точно так же не пропускают урон! В итоге теперь можно просто перейти на алгоритм: отнять у врага тыкалку - кончить его - бросить тыкалку на землю - повторять до победного. Честно скажу: вообще ни разу не интереснее, чем стоять в обороне по 10 минут в первой игре.

3) "Прикольно, но не более" оно же "Барахло": все, что призвано разнообразить геймплей, но вы об этом не вспомните ни разу. Здесь и возможности, которые я упоминал выше, и дымовые бомбы (юзал 1-2 раза по сюжету), и пистолет (1-2 раза по сюжету) и метательные ножи... В прочем, о них отдельно.

Метательные ножи - самое полезное из дополнительного вооружения, но лишь на половину игры, до тех пор пока враги не перестанут умирать от одного ножа. Но это мелочь, на самом деле, в первой игре тоже так было, а вот что действительно мешает использовать их на регулярной основе, так это гребаная неудобная бандура под названием "селектор оружия". Ножи больше не привязаны к короткому клинку, а занимают отдельную ячейку, и чтобы их выбрать, необходимо каждый раз открывать чертов селектор и заменять активное оружие ножами. Это долго, это неудобно, это рушит динамику игры, это просто недостаточно эффективно, чтобы принять все перечисленное. Так зачем это?

Хотя стоит признать: это все равно лучше, чем то, что будет в третьей части
Хотя стоит признать: это все равно лучше, чем то, что будет в третьей части

Подытожим: боевая система превратилась в свалку из ненужных механик и растеряла то, что делало ее интересной. Вдобавок враги стали более душными, каждый третий умеет избегать контрудара, некоторые не выходят из блока, любят бить по двое-трое одновременно... Все это превращает любую схватку в финале игры в унылое действо, где вы стоите посреди толпы душнил и материтесь на местный баланс.

Заканчивая разговор о боевой системе, сравню бои с боссами в первой и второй игре. Моя финальная схватка с Робером де Сабле прошла так: я добрался до заклятого врага через толпы солдат, одолел его телохранителей, и вот наконец тамплиер вышел против меня один на один, как и приказал король Ричард. Вспомним о том, что в самом начале этой истории Альтаир проявил несдержанность и неосторожность - он напал на Робера в открытую и горько за это поплатился. Сейчас же, ассасин под моим управлением убрал меч в ножны и спокойно позволил оппоненту нанести первый удар - чтобы убить Робера де Сабле профессионально, скрытым клинком, одной ловкой контратакой, отработанной в течение всей игры. Бой продлился 5 секунд, враг мертв, а я - ощутил катарсис. Те, кто проходил Metal Gear Rising и бился там с Сэмом на сложности Revengence, должны понять, что я имею в виду. Для тех, кто не в теме, поясню:

Главный герой, высокомерный и заносчивый, в начале встречает противника, который втаптывает его в грязь. Герой проходит Путь, учится смирению и терпению, обретает Мудрость. И когда их дороги с противником вновь пересекаются, ситуация из начала истории становится зеркальной - на этот раз герой владеет ситуацией, выжидает удачного момента и заканчивает их противостояние одним выверенным движением. А главная прелесть в том, что и в случае Assassin's Creed, и в случае MGR это развитие персонажа подтверждается и закрепляется геймплеем, парой скромных механик в боевой системе. Великолепный геймдизайн, если вы смогли прочувствовать игру и заметили эту связь.

А что же в Assassin's Creed II? А здесь у нас худший финальный босс-файт в серии. Мало того, что бой Эцио и Родриго в Ватикане проходит только лишь по системе "долби по кнопке атаки, иногда уклоняйся", так еще и совершенно БЕЗ нормальной музыки. Какого-то черта эта унылая драка сопровождается только базовым эмбиентом и кряхтением Испанца, что делает ее еще унылее. Никакой постановки, никакой эмоции - просто "долби по кнопке атаки", пока не запустится кат-сцена. А потом еще раз подерись с ним, уже на кулаках, но спасибо хоть, что оппоненты побеседуют в процессе. Ни в какое сравнение этот босс-файт не идет с динамичной и напряженной конфронтацией с Аль-Муалимом.

Кстати, в этой сцене посох Родриго творит такие вещи, за которые принято хейтить "Одиссею". Но второй части можно, камон :)
Кстати, в этой сцене посох Родриго творит такие вещи, за которые принято хейтить "Одиссею". Но второй части можно, камон :)

Говоря о Пути героя и постановке, я чутка забежал вперед. Эту тему (персонаж Эцио и сюжет игры) мы оставим "на сладкое". А пока признаю, что есть в боевой системе АС 2 и один гигантский плюс, который вполне может перечеркнуть все выше сказанное. А как иначе - ведь тут можно отнять у дворника метлу и вымести... в смысле, вынести ей всю стражу Венеции! 11 из 10, лучшая игра в мире.

На этой позитивной ноте перейдем к обсуждению стелса.

Стелс

Ситуация прямо противоположна предыдущей. По сравнению с Альтаиром Эцио стал настоящей машиной по тихому устранению противников. Он может убивать из укрытия, сверху, снизу, двух гадов одновременно. Чтобы скрыть следы злодеяния, можно взять труп и спрятать. Если нужно сделать дело эффектно и вообще не привлекая внимания - ядовитый клинок вам в помощь, на этот раз действительно годная штука, которой я стабильно пользовался с момента получения, как и все остальные приемы и механики.

Отдельно стоит упомянуть толпу, а точнее небольшие группки прохожих, в которых на героя не обращают внимания. Социальный стелс стал по-настоящему социальным, без странных способностей "встать в позу монаха". С определенного момента вы сможете сами такое передвижное укрытие создавать - для этого можно взять в сопровождение скучающих куртизанок, наемников или воров. Система найма - еще одно важное нововведение в серии, которое не раз вас выручит, разработчики для этого любезно расставили их на каждом углу, чтобы и в сюжетных миссиях они всегда были под рукой.

Если же провернуть дело по-тихому не вышло, у героя будет расти уровень розыска. Будете воровать, буянить, резать стражу направо и налево - власти немедленно развешают плакаты с вашим лицом в капюшоне... порой в самых странных местах, но тем не менее. Эта система тоже играет очень большую роль, ведь проходить игру, забив на стелс совсем, теперь будет довольно неприятно - вы же помните, во что превратили боевку?..

В общем, стелс действительно стал в разы лучше. Выходит, все тут замечательно, и можем двигаться дальше? Эх, если бы... Как говорится, если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Поэтому эти замечательные возможности вы теперь сможете пользовать только при устранении болванчиков, пока добираетесь до сюжетной цели. А вот убийства самих тамплиеров теперь четко и жестко заскриптованы. Никакого вам больше "БлэкБокса".

Как мы помним, в первом "Ассасине" игрок практически всегда сам решал, как именно будет выполнять свою грязную работу. Мы собирали полезную информацию, вроде карт с маршрутами стражи, планировали путь отхода, коих могло быть несколько, в общем, целиком режиссировали свое прохождение игры. Во второй части разработчики будут бить вам по рукам - если дожа Венеции нужно застрелить, вы можете его только застрелить и никак иначе. Если цель нужно догнать и убить, то даже не пытайтесь подобраться к ней незаметно. Ну а серьезно, для кого кат-сцены рисовали, правильно?

Любопытный факт: печальный конец этого непочтенного сеньора обыгрывается также и в фильме "Ганнибал". Ну знаете, когда голого мужика в петле выкидывают в окно
Любопытный факт: печальный конец этого непочтенного сеньора обыгрывается также и в фильме "Ганнибал". Ну знаете, когда голого мужика в петле выкидывают в окно

Справедливости ради нужно отметить, что и в первой части была такая цель - Талал заманивает Альтаира в ловушку, а потом его нужно догонять по крышам, никакого стелса не подразумевается. Но разница в том, что там так решил Талал, ситуация продумана персонажем заранее. А вот то, что вы не сможете устранить Франческо Пацци без беготни - так решили разработчики. Просто я пытался обмануть скрипт и подобраться незаметно - хрен там, за 30 метров до гада началась кат-сцена, в которой он кинулся наутек.

То же самое и с Умберто - хоть вы невидимкой станьте, подходя к предателю, он в любом случае промычит "Тыыы!" и будет мирно ждать удара в сердце. Сценарий будет править вами, а не вы сценарием - в случае с каждым из сюжетных тамплиеров. Ну, почти с каждым.

Есть в игре четыре миссии в Тоскане, в которых нам предстоит устранить подручных Якопо Пацци. Игра говорит нам, что каждый из них - полноценный заговорщик, вот только никакого раскрытия и бэкграунда они не получат. Есть стойкое ощущение, что их в игру добавили для растягивания хронометража, а свой скрипт убийства каждому сделать поленились. Не "Делай, что хочешь - ты волен выбрать, как устранить цель", а "Делай, что хочешь - нам плевать, как ты их убьешь". По этой причине эта четверка не воспринимается, как сюжетные цели - скорее, как безымянные лошки, которых мы устраняли для информаторов в первой игре.

Ну и кстати, об устранении лошков. Помните, как в этих заданиях было важно оставаться незаметным, иначе придется начинать сначала? Теперь эти рамки переехали из дополнительных заданий в основной сюжет. Спалили - на чекпоинт. Ну и в качестве изюминки - впервые в серии появились миссии со слежкой. Ничего не буду о них говорить, и так знаю, как вы их любите

Вот такая доза дегтя в бочке меда с надписью "Стелс". В принципе, не критично, хотя и немного коробит. Сами виноваты - первую часть ругали за отсутствие четкой сюжетной линии, вот Юбисофт и подсуетились - следующую часть сделали с упором на повествование, взяли режиссуру игры на себя и отобрали у игроков все возможности себя проявить - иначе вдруг прохождение разойдется с отрисованными кат-сценами? В общем, я не могу больше ходить вокруг да около и перехожу к самому наболевшему

Сюжет, сценарий и герои

Скажу сразу - сам сюжет... нормальный. Протагонист - персонаж вроде с характером и внятным бэкграундом, его история тесно переплетается с реальными событиями и личностями, все как бы здорово. Канва "Я иду мстить за своих родных" сейчас уже успела надоесть, но в 2009 она была актуальна - тут бессмысленно упрекать. Синопсис пути Эцио звезд с неба не хватает, да и черт с ним. Но вот сценарий игры...

Многие путают понятия "сюжет" и "сценарий", часто мешают их в одну кашу. А ведь это разные вещи: сюжет/синопсис отвечает на вопрос "Что происходит?", а сценарий - "Как об этом рассказывают?" И рассказывают историю Эцио очень плохо. Опять же, может, для 2009 такая поверхностная проработка персонажей и диалогов, такая скупая и ленивая подача были "ок", но сейчас индустрия в этом отношении сделала серьезные шаги вперед. Мотивация "Я против них, потому что они - плохие" больше не работает на зрителя. От персонажей мы ждем раскрытия, личностных характеристик. Здесь же вообще практически нет персонажей - только говорящие головы, выдающие экспозицию.

Тамплиеры однозначно злые, ассасины однозначно хорошие. Между ними нет разницы. Вы не увидите различий между хозяйками борделей, Паолой и... имя второй я забыл (тоже показатель). Лоренцо Медичи, Макиавелли и Ла Вольпе - совершенно одинаковые. Вор Антонио запоминается только своей нелепой полоской ткани за плечом. Реплики этих героев пустые и наивные, они на постоянной основе выдают "базу" и совершенно не хотят проявиться, как живые люди. Дядя Марио запомнится только нелепым оммажем на знаменитого водопроводчика и своим пристрастием рассказывать об игровых элементах: "Это вот гробница, тут доспех Альтаира. Я понятия не имею, где искать ключи, но ты наверняка разберешься, на карте появятся маркеры", "Это стена Кодекса, тут странички надо собрать, я лет 20 не могу это сделать, но ты найдешь, вон они, в каждом банке в пешей доступности", "Виллу кстати мне отстрой, будь добр, доход будет". Бедолаги Джованни, Федерико и Петруччо специально прописаны такими положительными, что сразу становится ясно - они сейчас помрут. Это не шутка - я жене дал попробовать поиграть, и она мне после пары катсцен так и сказала - "Им п*зда, да?"

Более-менее приятное впечатление оставляет Бартоломео, у которого две эмоции - яростная радость и яростная ярость. Это хотя бы забавно, хотя никакой глубиной и проработкой тут не пахнет. Получше ситуация с Клаудией - у нее хорошо прописан образ избалованной девочки, которая из мира "Худшее, что может произойти - мне изменит хахаль" попадает в суровую реальность и вынуждена повзрослеть. Ее фраза "Наш дядя просто козел - он заставляет меня работать!" - умиляет до сих пор.

Не лучше ситуация у тамплиеров: злое зло, и все на этом. Вьери и Франческо - карикатурные психопаты, Умберто - слащавая мразь, у которой на лице написано "ПРЕДАТЕЛЬ" (жена так и сказала, увидев его - "Он пид*р, да?"). Остальные появляются на экране на пару катсцен и вообще не желают раскрыться. Главный гад всея игры, Родриго Борджиа ака "Испанец" - плохой потому что плохой. Подробнее поговорим о нем в разборе "Братства".

И никаких больше философских бесед перед смертью. Последние слова тамплиеров будут иметь столько же смысла, как если бы они просто сказали "Аргх!" и сдохли
И никаких больше философских бесед перед смертью. Последние слова тамплиеров будут иметь столько же смысла, как если бы они просто сказали "Аргх!" и сдохли

Единственный персонаж, который получился действительно интересным, живым и проработанным - это Леонардо да Винчи. Тут просто не к чему придраться, очень приятный молодой человек, харизматичный и увлеченный. Он радуется, сердится, восхищается, мечтает, делится своим мнением - в общем, "живет" на экране. И мне очень грустно, что приходится выделять проработанного героя, как что-то особенное.

И перейдем, наконец, к нашему любимому ассасину, лицу всей франшизы - Эцио Аудиторе да Фиренце. Вот какими эпитетами вы бы его описали? Харизматичный, обаятельный - самые частые. В общем-то, так и есть - в начале Эцио действительно проявляет себя как интересный герой, ловкач-трюкач и дамский угодник. За словом в карман не лезет, может и осадить наглеца, и нос разбить за оскорбленную честь сестры. А потом залезет к красотке в окно, и успевай только QTE пройти, чтобы на легкую обнаженку поглядеть... Эцио дорожит своей семьей, мечтает отомстить за смерть родных - образ яркий и проработанный. Вот только это справедливо лишь треть игры.

После убийства Вьери Пацци наш "гламурный подонок" резко перестает быть персонажем и становится точно такой же говорящей головой, пустышкой, как и его союзники. Даже в беседах с Леонардо Эцио не станет проявлять какой-то характер - его реплики в 90% случаев будут сухими и сдержанными, несущими информацию о сюжете, а не о герое. И при всем этом так и непонятно, а что его ведет по сюжету?

Тут важно понимать: Эцио не ассасин большую часть игры. Его примут в Братство и раскроют все карты лишь ближе к финалу, поэтому все остальное время он действует по своему усмотрению, ведомый жаждой мести Испанцу. Параллельно разбирается с заговорами: "Тамплиеры хотят убить Медичи - это плохо, я их остановлю", "Тамплиеры хотят убить дожа Венеции - я им помешаю". Ответа на вопрос "А ему какое дело до этого?" мы не получим, герой делает это, потому что он - протагонист. Это его сюжетная функция.

Вместе с Эцио мы проходим путь длиной в 22 года. Казалось бы - должно же случиться какое-то развитие персонажа за такой срок? Но его не будет - о течении времени игроку говорят только плашки с датами. А наш герой как был 17-летним шкедом, так и останется им к концу игры. Свою роль в этом восприятии играет и русская озвучка - хороший актер Василий Зотов никак не передает голосом возраст персонажа, скорее всего такой задачи у него просто не было.

Внешне тоже Эцио особо не изменится. Ну, бороденку отрастит
Внешне тоже Эцио особо не изменится. Ну, бороденку отрастит

В финале игры происходят два очень важных момента, которые нагляднее всего показывают, что Путь героя не прописан. Во-первых, судьба Родриго - это просто такое клише, что его уже не раз успели обсмеять. Вот это: "Я 20 лет шел за тобой, чтобы отомстить за своих родных и все то зло, что ты принес, я убивал сотни людей, твоих соратников и просто рядовых болванчиков, и вот я перед тобой, я победил и я - отпускаю тебя. Твоя смерть ничего не даст" - это курам на смех, давайте честно. Это нелепо, это глупо, это взято с потолка - в истории Эцио не было ни одного момента, чтобы он задумался - а нужна ли ему смерть Испанца? Но! - самое интересное то, что свое решение Эцио изменил буквально за пару минут, во время (убогой) схватки с Родриго. Ведь перед этим, прыгнув на своего архи-врага из-под свода Сикстинской капеллы, наш герой прямым текстом заявляет "Покойся с миром, ублюдок!" и пытается его убить! А после (унылого) босс-файта внезапно выдает "Твоя смерть не вернет моих родных" и уходит. Что такого случилось, что он резко изменил свои намерения? Это речь Родриго о том, что "МНЕ НУЖНА ВЛААААСТЬ" так на него повлияла? По Станиславскому: "Не верю!"

Второй ключевой момент в развитии Эцио - его пламенная (буквально, на фоне ведь Савонароллу жгут) речь перед жителями Флоренции. Ее любят цитировать и ставить в пример, мол, вот как герой эмоционально вырос и созрел. А штука в том, что никак он не вырос и не созрел, по крайней мере, этого нам не показали. Тема его монолога ни разу не была затронута, за время сюжета не произошло ни одного события, которое бы подтолкнуло героя к этим выводам. Может, откровения у него произошли в Испании, где он провел 10 лет, пока Савонаролла гулял с Яблоком (тоже, кстати, момент очень странный, но так диктует реальная история, видимо)?

Все это я к чему: наш любимый Эцио Аудиторе может выступать как хороший персонаж лишь в контексте всей своей трилогии. Только так худо-бедно можно проследить его Путь. А как иначе, если после момента "Сдохни, кусок дерьма!" по отношению к убитому Вьери наш герой перестанет не только усваивать какие-то уроки, а вообще проявлять живые эмоции! Лишь в редких случаях, когда захочет пристроить своего дружка к проходящей мимо юбке, либо паре моментов за сюжет. Например, после первого полета на машине Леонардо он забавно поругает изобретение друга. В остальном - просто аппарат по выдаче базы и экспозиции

Мир игры: паркур, побочки и пр.

Всех тех поклонников второй части, кого охватил праведный гнев, кто уже бросился в комментарии писать, что автор ничего не понимает и вообще не прав - спешу успокоить. Ведь больше никакого негатива в сторону вашей любимой игры не будет, просто нет повода. Паркур стал быстрее и разнообразнее, добавили пару новых элементов и движений, лазать по местной архитектуре - одно удовольствие. В принципе, о паркуре сказать больше и нечего, ведь глобальных изменений не случилось, благо они и не требовались.

А вот мир преобразился кардинальнее, появилось множество дополнительных активностей и возможностей. Самым важным нововведением я бы назвал экономику - отныне на протяжении всей франшизы мы сможем закупаться в магазинах оружием, доспехами, расходниками и всяким таким прочим. Теперь прокачка персонажа происходит не просто по сюжету с появлением новых способностей, а через обмундирование. Комплекты доспехов красивые, броня Альтаира так и вовсе до сих может считаться самым топовым скином в серии. При этом получить ее можно, благодаря отличным дополнительным заданиям - сбору печатей в гробницах прославленных ассасинов. Как так вышло, что великих убийц прошлого со всего света, из Египта, Китая, Персии захоронили в Италии - история в игре умалчивает. Спишем на условность.

Сами гробницы во второй части я бы назвал лучшими в серии. Они разнообразные, иногда заставляют поломать голову, проявить все свои паркурные навыки, даже испытают на прочность ваши нервы - путем время от времени всратой камеры. Но если приноровиться, то определенно можно получить значительную долю удовольствия от их прохождения, тем более, что мы прекрасно понимаем, зачем этим занимаемся.

С остальными коллектиблсами не так радужно: если сбор сундучков с сокровищами логичен в своем естестве, то вот зачем пылесосить мир в поисках перьев - непонятно. За 50 штук дают бесполезный молот, за сбор всей сотни - "спасибо" от мамы и крайне сомнительный плащ Аудиторе с очень странным эффектом. Недоумение - вот, пожалуй, самое точное чувство, которое испытывает игрок, заполнивший шкатулку. Благо, можно спокойно забить на перья, если, конечно, вы не страдаете тягой к 100%-ной синхронизации

Весь тот хлам, что найдет Эцио в мире - перья, печати ассасинов, купленное оружие, доспехи и картины - все это найдет свое место на вилле Монтериджони. Теперь у нас есть своя база и система ее менеджмента, и я снова повторюсь - во второй части это реализовано лучше, чем в любой другой части. Просто за счет того, что каждая вложенная копейка или подобранная где-то мелочь будут работать на вас и учитываться в доходной книге. Проблем с деньгами у вас в этой игре не будет никогда, даже если вы игнорируете сундучки с сокровищами. Даже если вы будете вкидывать значительные суммы в отстройку виллы - вам на все хватит, да еще и каждое новое здание принесет свою пользу, скидку у торговцев или доступ к новым сундучкам. Самое же главное - вы невооруженным глазом видите, как после каждого вложения денег, городок все больше преображается из мрачного заброшенного места в уютное и комфортное. В меню можно даже увидеть численность населения вашей крепости - оно будет расти и греть вам душу.

"Grove Street... Home" (с)
"Grove Street... Home" (с)

За пределами Монтериджони тоже будет чем заняться, ведь у Эцио появились разные дополнительные активности - например контракты на убийства. Их довольно много, и они могут быстро надоесть, но зато некоторые довольно интересные и заставляют поломать голову и даже применить какие-нибудь фишки, о которых вы не помните во время сюжета. Взять хотя бы задание по устранению 10 громил за одну минуту - чистым насилием это сделать невозможно. Пробуйте разные варианты, тут вас никто ограничивать не будет.

Есть и более важные дела: обогнать ворюгу, избить пару неверных мужей, доставить письмецо. Последнюю доп.активность отмечу отдельно - если не просто тупо пробежать из точки А в точку Б, а почитать это самое письмо в базе данных, можно узнать забавную или любопытную историю. Кстати, о базе данных - встречайте еще одну фишку серии, которая останется с вами на всю франшизу. Отныне играть в Assassin's Creed будет не только приятно, но и полезно, ведь каждая часть сможет работать, как легкий для восприятия учебник по предлагаемой эпохе с отдельными статьями по событиям, зданиям и историческим фигурам.

Но главные плюсы второго "Ассасина" лично для меня связаны с современностью и глобальным сюжетом. Об этом и поговорим прямо сейчас.

Современность

Речь не о коротеньких сегментах с Дезмондом и компанией. Да, это прикольно побегать, полазать и подраться за нашего любимого бармена. Да, мы впервые познакомимся с Шоном и Ребеккой, которые составят нам компанию на долгие годы. Но самое классное, что подарила нам вторая часть в плане лора и глобального сюжета франшизы - это послание Объекта 16.

Время от времени, гуляя по Италии XV века, вы в роли Эцио будете натыкаться на странные символы на зданиях. Просканировав их "орлиным зрением", получите загадки и головоломки с крайне конспирологическим уклоном. И тут важно понимать, что на момент выхода игры еще не было сказано ни слова ни о Предтечах, ни о происхождении человека, никаких подробностей о том, насколько сильное влияние оказывает Орден тамплиеров на нашу с вами реальность, и какие глубокие корни у его противостояния с Братством ассасинов. До сих пор помню, как по спине бегали мурашки при первом прохождении, когда я тыкал пальцем в экран и орал "Генри Форд был тамплиером!"

История, культура, религия, наука, от древних останков до космоса - тамплиеры и ассасины оставили след повсюду. Вот это, кстати, моя любимая загадка
История, культура, религия, наука, от древних останков до космоса - тамплиеры и ассасины оставили след повсюду. Вот это, кстати, моя любимая загадка

Отдельно остановлюсь на самих загадках: если кто-то скажет, что они проходятся методом Гугла - не верьте. Именно в этой игре решить все 20 головоломок не составит большого труда, если просто иногда включить голову. Насколько вам интересно решать их самостоятельно - другой вопрос, но главное, что они решаемы и удовольствие от них получить вполне можно.

А в конце вас ждет ролик, снесший немало крыш в 2009 году. Адам и Ева, похожие на киборгов, бегущие из технологичного Эдема будущего - любые комментарии тут излишни. Значение этого ролика раскроется лишь в финале игры, о котором я намеренно умолчал при разборе сюжета. Ведь это без преувеличения самый значимый поворот в лоре, который разделил восприятие людьми франшизы на "до" и "после".

Оказывается, туманные намеки, что в храме под Ватиканом хранится древнее оружие, или как скажет Родриго - "Там живет Бог!" - совершенно небезосновательны. В финале игры Эцио встречает голограмму древнего существа, богини Минервы. Здесь игрок образца 2009 года с отвисшей челюстью узнал, что существовала древняя цивилизация, которая создала людей, но погибла от вспышки на Солнце. И в 2012 году катастрофа должна повториться (!), поэтому божество через Эцио обратится к Дезмонду (!!), глядя при этом в экран прямо на игрока (!!!). Этот момент я считаю самым важным и значимым в развитии лора Assassin's Creed

В свое время она прижала меня этим взглядом к креслу
В свое время она прижала меня этим взглядом к креслу

Стоит отметить, что в отличие от основного сюжета в XV веке в этом эпизоде и всех прочих, связанных с современностью, диалоги и персонажи прописаны очень хорошо. Видимо, именно над ними и работал сценарист Кори Мэй, ответственный и за первую игру, человек, которого можно назвать одним из отцов-основателей франшизы наравне с Патрисом Дезиле

Не знаю как вы, а я помню ажиотаж вокруг "грядущего апокалипсиса", который должен был наступить 21.12.2012 по календарю Майя. Он начался за пару лет до предполагаемого конца света, и даже до нашего российского захолустья докатился достаточно рано. Поэтому у такого впечатлительного школьника, каким я был в 2009 году, в момент разговора с Минервой глаза на лоб полезли - и сейчас я понимаю, насколько же это был гениальный ход со стороны разработчиков. Снимаю шляпу, кланяюсь и перехожу к итогам

Итог

Начал за упокой, заканчиваю за здравие - Assassin's Creed II вовсе не плохая игра. Это по-своему великое и определенно значимое произведение гейм-индустрии, и я ни в коем случае не стану это отрицать. И точно так же я призываю вас не отрицать факт, что второй "Ассасин" имеет свои грубые минусы. Самый мелкий из них - устаревшая графика, самый крупный - крайне ленивый и проходной сценарий, попросту недостойный подобной задумки. Я совершенно серьезно: дайте толковому работящему сценаристу тот же синопсис, тот же набор событий и исторических личностей, тех же персонажей - и вы получите великолепно написанную историю. Поэтому я буду отстаивать тезис, что больше всех в ремейке нуждается явно не "Черный Флаг" и даже не первая часть - а именно вторая, дабы одним махом исправить проблему визуала и подарить достойной идее достойную реализацию в плане нарратива

Есть и еще один момент, который мог бы в теории разрешить грамотно сделанный ремейк, хотя я в это верить и не отважусь ни в коем случае. Дело в том, что истинный Assassin's Creed остался в количестве всего одной полноценной игры. Эксперимент Патриса Дезиле - создать Хитмана в средневековых декорациях - с треском провалился, предлагаемая "свобода" в геймплее и отсутствие внятного нарратива в первой игре не смогли зацепить массового игрока. А с появлением жесткой режиссуры и четкого сюжета с простым и понятным протагонистом серия лишилась своей геймплейной идентичности. Логично, что вторая часть продалась лучше первой, и отныне каждая игра франшизы будет типичным "летним блокбастером". Как фильмы киновселенной Марвел. Это не плохо - но это уже другая франшиза. "Assassin's Creed умер - да здравствует Assassin's Creed"

Какая разница, что я думаю сейчас? Ведь тогда я, как и многие, точно так же ходил по улицам...
Какая разница, что я думаю сейчас? Ведь тогда я, как и многие, точно так же ходил по улицам...

Спасибо всем, кто дочитал это полотно от начала и до конца, бомбил вместе со мной (или из-за меня). В следующий раз расскажу, как меня очаровала, а после выбесила Assassin's Creed Brotherhood

72
171 комментарий

Круто, но лучшая - конечно же Black Flag.

14
Ответить

Rogue тоже понравилась - во первых играешь за тамплиера, а во вторых снег, и холодное море с айбергами

13
Ответить

Мега-хороша. Но для меня на втором месте. Сердечко же мое принадлежит Синдикату)

4
Ответить

Как игровые "Пираты Карибского моря" - да, но мимо в контексте Assassin's Creed.

4
Ответить

И Синдикат.

2
Ответить

Какая то аномалия, я не помню такого хайпа БФ когда она вышла, было даже приличное количество которое хейтило её, но видимо людям понадобилось время чтоб понять что это ахуительная игра.

1
Ответить

Я тоже так думаю

1
Ответить