Упрощённая история мобильного гейминга

Лет 15 назад, когда наша семейка была в отпуске моё ухо зацепилось на слова моего дяди, которые звучали в духе "ну, носить устройство в кармане конечно круто, но я сомневаюсь что эти мелкие экраны в этом виде будут пригодны для этого" и ведь он оказался прав и неправ одновременно, сейчас мобилки захватили мир, но не те мелкие кнопочные изделия, а смарфоны с большими экранами и ещё более огромным функционалом. Тогда в конце нулевых 9 летний я видел на эти игры от геймлофта и думал о том - какими будут игры в моем кармане через много лет... Чтобы плеваться от мобильной индустрий сегодня. Так что сегодня мы поговорим о том - как вообще все пришло к этому.

Зарождение

В 90-ых компания Nokia была в процессе освоения мобильного рынка и поэтому они цеплялись за любую возможность чем-то опередить конкурентов и у какого-то гения в руководстве появилась идея добавить в слабенькие тогда телефоны... видеоигру, которым стала та уже легендарная "Змейка", которая уже давно стала завсегдатаем в аркадных залах.

Я не ручаюсь что Нокия была первой конторой, которая это сделала, но есть факт что змейка сыграла не последнюю роль в популяризаций телефонов как и наоборот.

Упрощённая история мобильного гейминга

Начало-середина 2000-ых

Ситуация немного улучшилась с наступлением нулевых что привело к тому что телефоны уже начали не только звонить, но и понемногу занимать другие ниши и даже обзавелись чем-то похожим на операционную систему. В это время на рынок ворвались Java игры и их разработчики, амбассадором которых была компания Gameloft, компания была основанна в 1999 году одним из сооснователей Ubisoft Милешем Гиймо, несмотря на то что он ушёл из компаний он имел вполне себе хорошие связи там в лице его Брата Ива Гиймо, так что во время нулевых , кампания вполне себе активно выживала за счет того они делали игры на телефонах по лицензий более крупных тайтлов от Ubisoft вроде Prince of Persia или Assasin's Creed. Конечно они в этом были не одни и были другие подобные конторы, которые делали мобильные спиноффы условного Devil May Cry или God of War. Но чаще всего они следовали одной и той же формуле боевого платформера или упрощенного битемапа, что рано или поздно могло бы игроков банально достать. Так что мобильные разработчики затаились и ждали ветер перемен.

Упрощённая история мобильного гейминга

2008-2013 зарождение смартфонов

Все изменилось в 2007-ом году с той самой презентаций эпл, которая неиронично изменила мир - ту, где показали первый Iphone. Я конечно до сих пор думаю что эта технология и без эпл рано или поздно появилась и закрепилась бы, но не с такой скоростью, так что отдаю уже почившему Джобсу уважение. Тем временем рядом ещё начала подниматься платформа Android и начались перманентные изменения в мобильном рынке. Кнопочные телефоны стали понемногу уходить в мелкую нишу, а им на смену начали приходить смарфтоны с сенсорным управлением и даже кое-какой базой мощностей, так что даже большие издатели начали предпринимать попытки переехать на мобильный рынок, тут в хорошем смысле выделилась компания ЕА, как бы забавно это не звучало.

Мобильные спиноффы Dead Space и Mass effect были созданы по всем лекалам спиноффов на PSP - реюз ассетов из основных игр и маленькая история, которая редко пересекается с основной серией(тут разве что исключение - Кодзима с его портативными МГС-ами) и в этом даже нет ничего плохого, по портативным меркам что игры для псп что игры от ЕА на телефонах были вполне себе хорошими, но есть нюанс... Оказалось что мобильная аудитория особо не любит платить за софт, а в нашем случае за игры. Что привело к тому что игры с методом монетизации Pay2Play(одноразовая покупка) вскоре вымрут и лучшее что нам останется так это порты некоторых не очень новых игр и пара "сомнительно, но оукей" проектов. А вышеназванная Gameloft начнет массово клепать игры в духе "[вставить имя популярной серий] дома", только уже бесплатно и с микротранзакциями(но надо отметить, что они в начале ещё пытались в B2P вариант монетизации и перешли на скользкую дорожку только к середине десятых).

В 2013 прошёл данную игру - Очень годная штука, особенно с учетом времени и платформы
В 2013 прошёл данную игру - Очень годная штука, особенно с учетом времени и платформы

2013-2016

Ну, представим что вы последние 15 лет сидели в бункере и не открывали эпп стор или гугл плей. У вас скорее всего появился вопрос - А что же черт возьми захватило мобильный рынок - ответ мы все отлично знаем. Казуалки и Гиперказуалки. Пока ААА издатели чесали макушку, думая как уместить крупные игры в карман игрокам, конторы поменьше уже начинали захватывать рынок такими играми как Angry Birds, Subway Surfers или же Clash of Clans и если первые две распространялись по механике Buy2Play , то Clash of Clans уже была чистокровным ф2п поделкой, которая будто пришла прямиком из фейсбука или одноклассников с энергией и ожиданием по пару дней на прокачку вещей, хоть и имела приятный визуал если быть честным. После этого медленно но верно образовывались ниши для разнообразных жанров, диаблойды, клоны гта, одиночные шутеры и даже вышеназванные порты старых игр, вроде трилогия GTA или первый Max Payne. Но так или иначе все это в том или ином виде было вытеснено из массового рынка бесплатными гиперказуалками с донатом и встроенной рекламой, а игры вроде Candy Crush и играми вроде "найди предмет", который неплохо так начали завлекать женскую аудиторию на телефоны, после чего некоторые аналитики смело записывали их в геймеров и смело выдвигали кулстори что ващет половина игрового комьюнити девушки. Что чисто технически правда, но в результате выдаёт очень странную глобальную картину.

Сейчас мне уже сложно осознавать что я считал ОК, то что прокачку домика нужно ждать неделями.
Сейчас мне уже сложно осознавать что я считал ОК, то что прокачку домика нужно ждать неделями.

Pokemon GO

Но было бы грешно если бы я не упомянул такой маленький инцидент, хотя скорее явление как покемон GO. в 2016 году компания Ниантик под надзором большой Н выпустили игру в дополненной реальности, где вам нужно было ходить по реальным улицам и не только в поисках покемонов. Это оказало в свое время такой бум, что чудаки, которые бегают туда-сюда со смартфонами в поисках редкого экземпляра, были нормой. Я даже помню свою старенькую леново разбил из-за одного из них.

Gacha игры

Гача игры основаны на одноимённых аппаратах, где было впихнуто куча
"мусора", но среди него были редкие коллекционные предметы, которые можно было оставить или же сбагрить коллекционерам за неплохие деньги. В начале нулевых китайские и японские разработчики пораскинули мозгами и поняли что можно это перенести в формат видеоигр, а коллекционные предметы были успешно заменены милыми аниме девушками и иногда даже парнями. В начале в плане процентов выпадения и прочих круток был полный ад, но к 2017 году всплыл скандал с лутбоксами, что заставило разработчиков делать более прозрачную систему и сводить все к фиксированной сумме для получения. В тоже время вышел Honka Impact 3rd от хоёверс, который утерел нос многим другим гача играм, а в 2020 они выпустили уже Genshin Impact по факту немного упрощенную версию The legend of Zelda: Breath of the wild с онлайн элементами и круточками, что уже заставило остальных их коллег-конкурентов начать делать нормальные игры фундаментом гача системе.

Можно по разному отгонится к играм хоё - но у нас на лицо факт, что они неплохо подтолкнули мобильный гейминг... как минимум гача сегмент.
Можно по разному отгонится к играм хоё - но у нас на лицо факт, что они неплохо подтолкнули мобильный гейминг... как минимум гача сегмент.

Что у нас сейчас

Сейчас мобильный рынок находится в интересом положений, есть разные жанры, которые имеют вполне себе хорошую аудиторию, моба игры, гонки, приключения, сетевые шутеры, гиперказаулки и даже одиночные игры, которые портировали с других платформ на месте. Конечно с нормальными играми только для этой платформы не все идеально, но тут ничего не поделать. Хотя, есть кое-что из серой зоны - эмуляция. Текущие мобилы могут тянуть все консоли включая Ps2, а при некоторых условиях даже Nintendo Switch(немного про эмуляторы я писал тут) и это стало настолько популярным что ушлые китайцы начали массово клепать разные девайсы на основе линукса или андройда, на которых можно зарубится в классику игростроя вполне себе удобно кармане, а рядом ещё и начали для телефонов делать вполне себе годные геймпады, копирующие формфактор Nintendo Switch.

Упрощённая история мобильного гейминга

Заключение

В изначальном драфте я хотел поговорить о том, что в Китае возможно хорошо так взялись за манипулятивные игры-казино, но деньги все порешали и того человека, который это выдвинул сразу же уволили, что грустно, но с другой стороны на мобилках прослеживается тенденция мизерной, но стагнаций, вместе со встающим с колен рынком Buy2Play игр, текущие девайсы уже приближаются к той отметке, чтобы тянуть полноценно игры последних лет, как например Iphone 15 тянет Resident Evil 4 Remare, RE 8, Death Stranding и так далее. Да есть куча нюансов, но сама возможность может подтолкнуть разных других разрабов к этому. Да и популяризация геймпадов для телефонов тоже радует. Так что несмотря творческую стагнацию мобильного рынка игр - все ещё держу кулаки за мобильных игроков. А лучше купите условный стим дек, свич или на крайняк старую пс виту и будут у вас годные игры с собой.

А на этом все, всем пока, спасибо за уделенное время.

3434
12 комментариев

То есть КПК/PDA ты даже не заметил? Типа, сразу после кнопочных телефонов великий Apple выкатил свой айфон и понеслась?
Это если даже закрыть глаза, что смартфоны были и до iPhone.

6
Ответить

Слишком нишевые были, тот же Российский рынок почти не зацепили.

2
Ответить

Сейчас да то тогда в моб гейминге ничего не изменилось,как спасали раньше эмуляторы так и спасают,как раньше на смартах были донатные дроче помойки так и остались.

4
Ответить

Давно что-то такое хотел прочитать: как по объёму, так и по теме.
Спасибо.

2
Ответить

Сейчас мне уже сложно осознавать что я считал ОК, то что прокачку домика нужно ждать неделями.С тех пор кстати ничего не изменилось и таких игр до сих пор куча, и играющих в них тоже.
Я кстати не вижу в этом ничего плохого. Играл в стратегию партия в которую длится несколько месяцев-год

Ответить

Долгие сессии эт ок. Мб даже придают серьезности и интереса. Другое дело, когда игра сдерживают тебя тупо замедляя твое развитие ожиданием на 2 недели-месяц

2
Ответить

я не буду это читать

Ответить