ATONE: Heart of the Elder Tree. На свободе после срока в Apple Arcade

Danes Dance Revolution! Музыкально-ритмическая фантазия с ветвящимся повествованием на тему скандинавской мифологии.

ATONE: Heart of the Elder Tree. На свободе после срока в Apple Arcade

Впервые наткнувшись в своих исканиях на Atone я почувствовал себя археологом-любителем, откопавшим норвежскую монету времён викингов на побережье Новой Англии. Что это за мистический артефакт, излучающий столь причудливую ауру? На вид будто материнская плата, выкованная цвергами.

Оказывается, это бывший эксклюзив Apple Arcade. Больше трех лет он провёл в заточении, прикованный к скале, и на лицо ему капал змеиный яд. Наконец, в начале 23 года игра дождалась широкого релиза и незаметно проскользнула на прилавки виртуальных магазинов, как опоздавший на лекцию студент просачивается в аудиторию.

Игра эта явно неординарная, с какой стороны ни подступись.

Геймплей? Музыкально-ритмические сражения и мегалитические головоломки.

Сюжет? Затейливая, самобытная фантазия на тему скандинавской мифологии с ветвящимся повествованием.

Стиль? Назовём его руническим модернизмом.

Мир игры вычерчен с помощью линейки и угольника. Скалы и здания - нагромождения кубиков. Ручьи и тропинки, стволы и ветви деревьев, солнечные и лунные тени складываются в сложную вязь геометрических орнаментов.

В какой-то степени стилизация продиктована бюджетными ограничениями. Но подобная эстетика далеко не нова и кажется естественной для репрезентации более древних, “архаичных” культур. Возможно, потому что художник-авангардист и ремесленник-язычник схожим образом используют абстракцию для выражения сути вещей. Разлагают предметы на простейшие составляющие и пропускают образы через художественную условность своего восприятия.

Думая о викингах мы представляем себе изделия и строения, покрытые резьбой, растительными завитками, вытянутыми фигурами людей и животных. Atone погружает нас в это сказочное пространство, в узор на церковной двери или рукоятке кинжала.

А рациональность этих узоров подчеркивает разумный замысел в основе данного мира. Корни Трансформатора-Игдрассиля расходятся электрическими проводами по всему Мидгарду. Автоматические двери, лифты, разводные мосты, подвижные платформы вживлены в саму ткань бытия. И управляются активаторами-головоломками, выбитыми в камне. Весь мир - огромный механизм. Любимый геймперский ПК Одина, сверкающий светодиодной подсветкой. Инструкции по его эксплуатации закодированы в рунах и пиктограммах, которыми сначала сами Асы, а потом люди покрывали кромлехи, изваяния, здания, одежду и собственную кожу. Этот мир создан богами, для богов, и об этом невозможно забыть пока вы по нему путешествуете.

Зато сюжетные кат-сцены практически противопоставляются строгой геометрии локаций. Они демонстративно кинематографичны. Для их постановки разработчики использовали ротоскопирование - разыгрывали сценки на камеру, а потом перерисовывали их кадр за кадром. Поэтому игровые ролики наполнены силой реальных человеческих движений и эмоций. Будь то свирепый удар, отчаянные объятья после разлуки или безнадежные рывки тяжело раненого человека, который инстинктивно ползёт прочь от врага, но не смеет повернуться к нему спиной.

Ротоскопирование - тяжелый труд, потому создатели применяют его избирательно и дополняют статичными, но крайне эффектными мизансценами, необычными ракурсами, кадрами-деталями, видами от первого лица и динамичным монтажом.

Повествование игры тоже двойственно. Это песнь и богах и героях. И набор некрасивых, грустных человеческих историй.

Протагонистка, девочка Эстра, видит как вырезают всю её родную деревню, как гибнет в бою местный ярл - её отец. А потом она со своей бабушкой бежит прочь, за тридевять земель. Мы видим трагедию старости и юности, слишком слабых чтобы защитить то что им дорого. Но если старость вынуждена смириться с судьбой, то юность растет и крепнет. Саги обожают такие истории. В них детей порой специально рожают с заделом на будущую месть.

Эстра взрослеет, наследует топор отца, но отправляется в родные края не за местью, а за пониманием, искуплением, преодолением своей боли. Узнав кто и зачем убил её родных она сможет понять что ей делать дальше.

Одновременно развивается большой сюжет с судьбой мира на кону. И вот что забавно: всеми любимый Рагнарёк миру не угрожает. Потому что действие тут происходит После неудавшегося Рагнарёка, в мире которому уже не нужны боги. И который не нужен богам.

Знакомые имена и названия в сюжете присутствуют. Но скандинавские боги и монстры - они как театральная труппа. А известные места, орудия, сокровища - это декорации и реквизит. Актеры постоянно берут новый материал, примеряют на себя новые амплуа. И в этот раз пьеса им досталась весьма оригинальная. Солист театра Тор вообще не участвует в представлении. Локи откосил от обязанностей Главного злодея, и наслаждается свободой. А Браги, Идунн, Фрейя, Хеймдалл и Ве получили хорошие, неожиданные роли.

Ещё у нас есть сыновья Фенрира, волшебный козёл Тангриснир, копьё Гунгнир, щит Свалинн, и многое-многое другое. Всё слегка или совсем не такое как обычно.

Наконец, Один - не благосклонный патриарх и не тиран-манипулятор, а скорее равнодушный (все)отец, который ушел за сигаретами на несколько сотен лет, и теперь не понимает почему взрослые дети на него косо смотрят.

И квест Эстры - он как раз о взрослении и обретении самостоятельности. Она уходит из дома ребенком - возвращается независимым человеком. А по пути преодолевает ряд испытаний, физических и духовных. Силой её удерживают, ум истязают, ложью морочат, властью соблазняют.

На практике испытания означают два типа геймплея.

Первый - головоломки. Обязательные - простые и очевидные. И опциональные - на порядок сложнее, с ограниченным количеством попыток. Или даже с одной единственной. Таким образом разработчики хотели продемонстрировать как хрупка удача одинокого путника, как легко ему оступиться в пути. Лично я игре просто не давал сохранять свои неудачи и стирал их перезагрузкой. Вам не обязательно покрывать себя подобным бесчестьем.

Стоит ли ломка вашей головы усилий - вопрос сложный. Пазлы могут двигать вперёд второстепенные сюжетные линии. Или просто прокачивать ваши боевые показатели, которые и без того неплохи. Во всех смыслах прекрасны каверзные загадки с подвохом от таинственного незнакомца Икола. Остальные пазлы хоть и вписаны в игру тематически, но с игровой точки зрения могут показаться банальным филлером. Пусть, мол, игрок хоть чем-нибудь занимается между диалогами и боями.

ATONE: Heart of the Elder Tree. На свободе после срока в Apple Arcade

Сражения - разговор совсем другой. Интересный, но крайне чудной. Собственно, вы и не сражаетесь вовсе, а славите бьющихся воинов, нажимая на кнопки под плавные ритмы фолк-синтвейва. Как скальд, променявший лиру на контроллер Guitar Hero. Ошибаетесь - Эстра пропускает удары, набираете ход - музыка крепнет, героиня крушит врагов. В теории звучит странно, на практике реализовано почти идеально. После пары таких вот музыкальных хольмгангов кажется что сюжетная игра без боевой системы просто не могла бы воспроизвести кровавые конфликты более драматичным и стилистически адекватным образом.

Не все умеют играть в ритмические игры. Я всё время переоцениваю свои способности, а когда приказы обрушиваются на меня лавиной, тут же паникую и начинаю жать на все кнопки подряд. Atone предлагает два уровня сложности - с двумя или четырьмя столбцами нот. Кроме того, по ходу игры вы увеличиваете своё здоровье, силу, удачу. И запасаетесь провизией, которая помогает Эстре выживать в бою.

Если подобный геймплей вам совсем не по нутру, вы можете его полностью автоматизировать. А если ничего лучше вы в своей жизни не видели, Atone предлагает поупражняться на отдельной, внесюжетной арене, где вас поджидает множество новых, гораздо более грозных соперников.

Дуэлей в игре не так много. Чуть больше дюжины - если вы будете рубить с плеча каждого встречного. Как сказал Высокий: “Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути копье пригодится”. На дев правило тоже распространяется, и Эстра ему строго следует. Но многих драк она может избежать, а на некоторые ей нужно нарываться самой.

Кого-то из противников можно переубедить, если вы обладаете нужной информацией и решите её использовать. Враги могут стать друзьями и щедро вас наградить. Или сурово наказать вас за оскорбительное милосердие.

Что бы вы ни сделали - это открывает или закрывает сюжетные линии. И, возможно, влияет на исход всего путешествия. Каждый выбор, в бою или в разговоре, - это серьезное решение, которое скорее всего будет стоить кому-то жизни.

Смерть в сюжете вездесуща. Мифы отражают реальность своих творцов, и Atone понимает, что на Севере нить любой жизни может оборваться в любой момент. Гибель персонажей никогда не кажется постановочной, и потери жалят больно. В конце концов к смерти привыкаешь как к холоду. Но за любой шанс избежать кровопролития я был игре благодарен.

Моё прохождение. Лишь один вариант из нескольких. <br />
Моё прохождение. Лишь один вариант из нескольких.

Страданиям богов сопереживать сложно. Во-первых, они все вернутся в какой-нибудь следующей скандинавской игре невредимыми. Во-вторых, как замечает Локи, для них смертоносные склоки - это норма. А вот люди с их короткими, бессмысленными жизнями - они берут за душу.

Погружению в сюжет может помешать только одна неожиданная деталь - голоса персонажей. Да, у этой инди-игры есть ещё и многоголосая озвучка. Меня искренне восхищает амбициозность её создателей, потому что свои дерзкие притязания они подкрепляют соответствующими деяниями. Но в этот раз авторы явно зашли слишком далеко. Игру озвучивала команда опытных, талантливых датских актеров. Но делали они это на английском языке. И им непросто далось такое испытание. Акценты у всех разные. Одни очень густые, другие едва заметные. И это не добавляет истории какой-либо "аутентичности". Мы просто слушаем людей, которые сосредоточены на правильном произношении, выговаривании слов, а не на актерской игре.

Лучшая часть повествования Atone - оригинальная, а не переиначенная. Всё то что трио новозеландских разработчиков и помогавшая им британская сценаристка Ребекка Хэйг придумали с нуля.

В первую очередь это Юри - дух-лягушка, сопровождающий Эстру в странствиях. Типичный комикующий зверёныш-напарник в диснеевском стиле. Каким-то чудом создателям игры удалось прописать его так, что он не вызывает жгучей ненависти, а от его шуток не хочется повеситься на ближайшем ясене. Вернее так: отношение игрока и отношение героини к нему меняются постепенно и одинаково. Мы встречаем его с закономерным раздражением и недоверием. Принимаем его когда у духа обнаруживается адекватная сюжетная функция. Потом начинаем ценить за совет и компанию. И, наконец, проникаемся дружескими чувствами в ответ на искреннюю теплоту.

Очень характерна история девочки Эйрин, одержимой темными духами. Хотя для сюжета духи вполне реальны, разговор на самом деле идёт о подростковой депрессии, вызванной потерей родных, изоляцией и прочими проблемами. В душе ребенка собирается непонятная ему тьма, которая грозит поглотить его, превратить в “монстра”. Девочка бежит от себя в леса и горы, а её приёмный отец, охотник Бьорн, идёт на поиски, не понимая чужих мучений и детских эмоций, но искренне пытаясь понять и помочь.

ATONE: Heart of the Elder Tree. На свободе после срока в Apple Arcade

Таким же образом работает главный сюжетный конфликт - сводящее людей с ума проклятие синего света. Конечно, тут не обошлось без мощной магии и божественных дрязг. Но важно то, что волшебное безумие поражает в первую очередь людей, которые испуганы или сломлены горем, и внутренне готовы его принять. Ещё важнее: этих людей можно спасти, если они найдут в себе силы бороться за свои жизни.

Возвращаясь домой, Эстра проходит через все остановки на героическом пути - спускается в подземное царство Настронд, взбирается к пикам Ётунхейма. Она стремится вылечить отравленный мир. Но болен Мидгард потому, что нездоровы сами люди и их отношения с богами. Взросление героини отождествляется со взрослением человечества. Она от лица всех нас примет права и обязанности зрелости, и объяснит богам что среди равных любовь и уважение не бывают односторонними.

ATONE: Heart of the Elder Tree. На свободе после срока в Apple Arcade
2222
Начать дискуссию