Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Почти ультралонг по одной из самых запоминающихся JRPG-серий.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Golden Sun – первая игра одноимённой серии, над созданием которой под эгидой Nintendo трудились небезызвестные Camelot Software (GBA, 2001). Годом позже свет увидело её продолжение – Golden Sun: The Lost Age.

Сейчас обе игры считаются не только одними из лучших на платформе, но и в своём жанре. Так чем же дилогия заслужила практически абсолютное признание и любовь? Как перенесла «бурю десятилетий» и заточение в эксклюзивности?

И что насчёт триквела?

Экстренное расщепление

К моменту создания Golden Sun компания Camelot Software (ныне Camelot Software Planning) уже имела опыт в разработке таких знаковых RPG, как Shining Force III, Shining the Holy Ark и Beyond the Beyond. Однако, как это часто случается, даже блистательные проекты попадают в финансовые жернова без шанса на дальнейшее развитие.

История Camelot Software печальна и напрашивается на отдельное исследование – о падении поистине великой команды энтузиастов в руках видеоигровых императоров. За примерами далеко ходить не нужно, мы находимся как раз в эпицентре шторма. Если первые части Golden Sun позволили выпустить продолжение – Dark Dawn, то его продажи привели к потрясению, недоверию Nintendo и внутреннему кризису, заключив студию в относительно надёжных спорт-симуляторах Марио.

Сделайте вид, что я вам ещё ничего не рассказывала, и вернёмся к началу.

В одном из редких интервью «Камелоты» признались, что изначально планировали выпустить игру на Nintendo 64, рыночный срок жизни которой уже подходил к концу. Проект по решению Nintendo (напомню, главных бенефициаров разработки) пришлось перенести на перспективный, новенький GBA. Ограничение объёма картриджей в 32 Мб заставило разделить одну полноценную игру на две части, соответственно Golden Sun и Golden Sun: The Lost Age.

Отсюда очевидный совет для тех, у кого вечно нет времени на игры и бэклог давно разорван по швам: дилогию необходимо проходить последовательно, с первой части. Сиквел полностью зависим от своей предшественницы в повествовательном плане, поэтому запускайте Golden Sun и смотрите как ружья развешивают.

Так что, если вы хотели знать, можно ли начать с более удачного сиквела, – увы, сначала преодолейте 30-40 часов «пролога»

Здесь должна быть вставка с видеолегендой «Came a lot», но я слишком уважаю команду
Здесь должна быть вставка с видеолегендой «Came a lot», но я слишком уважаю команду

Зачем они вышли из дома

Сюжет Golden Sun следует по пятам за группой юных адептов, наделённых космическим даром – псинэргией. Каждый адепт, по сути, избранный, связан с одной из планет и её стихией: Венерой (земля), Марсом (огонь), Меркурием (вода) и Юпитером (ветер).

По традиции, мирные деньки однажды заканчиваются, земля сотрясается от грома и молний под аккомпанемент потопа и других катаклизмов. В таких условиях герои вынуждены отправиться из родных селений в путешествие по миру Weyard – только им по силам предотвратить разрушительные последствия выхода сил таинственной Алхимии, источника природных возмущений.

По пути адепты собираются со всего мира в единую команду, приобретают новые способности, помогают местному населению и узнают больше о причинах строгого запрета использования Алхимии, почему она была запечатана и так ли она опасна на самом деле.

Главный герой обладает псинэргией Венеры
Главный герой обладает псинэргией Венеры

Забегая вперед, хочется упомянуть одну особенность. Планета, на которой разворачиваются события, абсолютно плоская. То есть тут можно добраться до самого края земли в прямом смысле. Мировые океаны срываются с планеты в космическую бездну, до сих пор интересно, как поддерживается водный баланс, если сверху никакого притока нет?

Со всеми NPC можно пообщаться. Сценарий игры будем измерять в килотоннах
Со всеми NPC можно пообщаться. Сценарий игры будем измерять в килотоннах

Казалось бы, множество NPC, с которыми можно поговорить, и история больше, чем просто спасение мира от злодеев. Но в первой игре так много бестолковых диалогов, что главная сюжетная нить ускользает, а существенные детали мироустройства опускаются (что насчёт водного баланса, а? ААА?).

Кроме того, она дает игрокам ложное чувство свободы действий, задавая вопросы, где «да» или «нет» нисколько не влияют на ход событий. Несмотря на порой бесконечные разговоры, после титров игрок по-прежнему ничего не знает о природе злодеев или их миссии, а также, почему Алхимия вообще была запечатана.

Если приквел линеен и в нём сложно запутаться, то в продолжении нить повествования часто обрывается и следующий сюжетный триггер оказывается по ту сторону планеты, под водой или во-он в тех неприметных горах. Свернули не туда? Жестоко накажут, временем.

А что насчёт классического опроса NPC? О, нет, в Golden Sun: The Lost Age это так не работает. NPC будет расхаживать в одной из ранних локаций, о которой вы успели позабыть как минимум дважды. И ничего вас туда не ведёт! Как говорится, guide dang it.

Сюжет первой части нельзя назвать цепляющим, не происходит и чего-то впечатляющего. Лёгкий и забавный нарратив – безусловно, критически не хватает юмора, но это личная придирка. Вторая игра повествовательно гораздо живее, как и её герои, которым наконец-то сопереживаешь. В целом тон игр меняется вместе с протагонистами. Ранее наивная и даже инфантильная Golden Sun «взрослеет» под стать новому главному герою.

То, ради чего стоит играть

Гораздо любопытнее сюжета в Golden Sun механики и геймплей. Излюбленную пошаговую систему оживили причудливыми Джиннами, узнаваемым элементом серии.

Джинны – волшебные существа, которых можно поймать на карте, в городе или подземелье. Они, как и адепты, связаны с определенной планетой (стихией). Везде, кроме городов, с ними придется побороться, прежде чем заполучить. Ничто не ново под луной, но они вам обязательно понравятся.

Джинна можно экипировать любому герою, и такая «активация» повлияет на характеристики (силу, ловкость или здоровье) и набор псинэргетических заклинаний, если стихия не совпадает с врождённым элементом героя. При высвобождении джинна персонаж временно теряет повышение характеристик от привязки, становится уязвимым. По завершению хода маленький помощник уходит в режим ожидания, накапливать силы.

Вы можете выпускать их поочередно для увеличения урона, лечения, наложения щитов, чтобы позже скомбинировать несколько заклинаний одной стихии (для мощной ульты) или разных стихий (для эпичных призывов божеств).

Хитрый манёвр для преимущества с первого хода – заранее установленные в режим ожидания Джинны (через меню). Использовать с умом!

Боссов, особенно секретных, без сильнейших божеств и определённой тактики не победить. Для вызова таких саммонов потребуется собрать всех или большую часть разбросанных по миру Джиннов, не пренебрегайте.

Во второй Golden Sun я практически не использовала в бою обычную магию, обходилась только маленькими союзниками, что гораздо удобнее и значительно ускоряет процесс.

May I have your attention, please?

В приквеле я просмотрела одного Джинна и теперь даже знаю где. Это критически повлияло на прохождение второй части. Дело в том, что сохранение из приквела можно передать в Golden Sun: The Lost Age с помощью системы паролей. Все собранные ранее Джинны, экипировка, содержимое сумки в определённый момент появится в игре.

Всё бы хорошо, но под конец дилогии у меня был всего 71 Джинн из 72. Это досадное упущение не позволило пройти в самое сложное, секретное Святилище с гранд-боссом Dullahan и двумя дополнительными божествами (саммонами).

Оказывается, можно было «обновить» сохранение, тем самым получив недостающих Джиннов, но до определённого момента игры! Этот порог я пересекла, поэтому обновиться в первое прохождение было невозможно. Пожалуй, никогда не была так разочарована.

Секретные подземелья – лучшее, что случалось с Golden Sun

Возвращаясь к механикам и геймплею...

Пошаговые бои здесь ничем не выделяются, разве что игрок теряет ход персонажа, если монстр, на которого назначено действие, уже убит. Псинэргетических заклинаний очень много и на любой вкус. Во второй игре в них нет особой нужды, можно уверенно пользоваться одними лишь Джиннами. Особенно в схватке с жирными противниками, впитывающими почти весь наносимый урон, причём от самой затратной псинэргии.

Опциональный босс из первой Golden Sun учит игрока пользоваться Джиннами в совершенстве, жаль, не в начале игры

Помимо стандартного развития псинэргии при повышении уровня, игрок по сюжету получает всё больше дополнительных способностей, например, Lift – как следует из названия, поднимает преграду вверх. Чтение мыслей NPC (Mind) служит в качестве подсказок к секретам или для нахального «подслушивания».

Используются они вне боя, в то время как обычные пси-заклинания нужны повсюду. Growth позволяет выращивать лозы из ростка, чтобы добраться до вершины, с которой кокетливо поглядывает очередной Джинн, и вместе с тем это мощная боевая магия.

Golden Sun: The Lost Age сохраняет большую часть традиционных способностей и слегка обновляет их ассортимент. При этом многие механики, полученные и использованные единожды, в самом начале (например, Tremor), не требуются до конца игры. Кроме того, сиквел отличается акцентом на «камнях». Способности Move, Lift, Carry используются в 70% всех головоломок, и все для взаимодействия с глыбами, это надоедает.

Большая часть карты в первой игре
Большая часть карты в первой игре

Сакраментальный для многих игр жанра принцип «вернусь сюда, когда обзаведусь…» действует и тут. Да, здесь есть возвращения в подземелья и города, и они важны. В первой Golden Sun их не так много за счёт размеров карты и подземелий, которые сами по себе компактны. Что касается возвращений в Golden Sun: The Lost Age…

Держитесь за свои болты и гайки!

Учитывая скорость перемещения (очень медленно даже в режиме бега), исследование мира превращается в измывательство. Я проходила обе игры на GBA SP, и, горе моим пальцам, они болели от постоянного жима кнопки В в режиме исследования и кнопки А в боях, да что там, даже от крестовины! Вспомнить только маневрирование корабля внутри «Туманного Альбиона» во второй части, это было физически непросто.

Ускорения и автопромотки в оригинале, конечно, нет, игрока заставят бесконечно жать кнопку А для пропуска сообщений об эффектах, уроне, нанесённом противнику и протагонистам.

Даже если играть на эмуляторе, всё равно не получится избежать мучений бэктрекинга в сиквеле. Размер карты колоссальный по сравнению с первой Golden Sun. Доходит до нелепого: одно поселение на весь материк, отдалённость которого вынуждает потратить десять минут, чтобы просто добраться, а потом ещё и вернуться на корабль (включая случайные столкновения).

Карта в Golden Sun: The Lost Age
Карта в Golden Sun: The Lost Age

Когда в распоряжении оказывается корабль, начинаешь радоваться возможности сокращать свой путь. Через некоторое время этот способ передвижения тоже обкладывается проклятьями, потому что скорость, как и количество случайных битв с морскими монстрами, не меняется. Не помогает и заклинание Avoid, уменьшающее частоту битв на квадратный метр. В целом оно работает менее эффективно, чем в первой части. Иногда есть ощущение, что оно не работает вовсе.

Решающим ответом на вопрос «Уважают ли моё время Камелоты?» становится получение способности телепортироваться только в самом конце игры. Полагаю, что рассчитана она только для достижения секретных боссов. Ничего не мешало добавить её ранее. Разве что искусственное растягивание времени прохождения.

Все недостатки дилогии меркнут перед одной важной составляющей. Golden Sun отличается от любой JRPG для GBA блестящими головоломками и способами их решения. У вас есть конкретный набор способностей, псинэргии и свобода действий для исследования множества интереснейших подземелий, забитых этими головоломками. Их обилие поражает, с каждым подземельем и материком они становятся всё сложнее и увлекательнее.

Для огромных подземелий понадобится хорошая пространственная ориентация и память. Более того, в Golden Sun: The Lost Age наращивается и темп решения некоторых головоломок. Например, бег в песчаных подземельях, от огненных струй.

Не обошлось без глупостей вроде специальной огненной способности, которая легко заменяется обычным пси-заклинанием огненного шара, но его применение в этом русле почему-то не предусмотрено.

Как уже было упомянуто, в трилогии нашлось место для секретных боссов. Целый один ожидает игрока в первой части, четыре во второй и четыре в третьей. В приквеле есть многоэтажное подземелье, которое трудно забыть и легко потерять – Crossbone Isle. В Golden Sun: The Lost Age подобное тоже есть – Святилище, в которое мне однажды не удалось попасть.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Эстетика Хироши Кадзиямы

Что ж, теперь вы знаете за чьим авторством облик всей серии. Говорят, что Хироши Кадзияма скончался от переутомления на работе и в это легко поверить, учитывая разнообразие дизайнов в той же GS.

Бестиарий кочует из игры в игру в течение всей трилогии с некоторыми новшествами, но одно остаётся неизменным – пятьдесят оттенков крыс. Чем ближе к финалу, тем ярче тушка, а модели... модели пускай остаются, как есть, с дебютной локации. Это не вина Кадзиямы – скорее специфика техзаданий, ограничения Nintendo, да что угодно, – с дизайном он метко попал в юные сердца. Все, кто проходил игру в детстве, отмечают бескровный, уютный и запоминающийся стиль.

Анимации в сражениях восхитительны, призываемые божества и критические удары оружием – доказательства настоящей художественной смелости. Только представьте, 2D-спрайты на грани трёхмерного эффекта, полноценные кат-сцены с уникальными саммонами на экране GBA! Ни одна анимация критического попадания не повторяется, и это с учетом потрясающего разнообразия оружия и экипировки.

Golden Sun смело можно назвать самой продвинутой трилогией JRPG (на GBA, DS) в плане купли-продажи предметов. Менять экипировку на новую, не выходя из меню магазина, и сразу же продавать старую банально удобно. Чего не скажешь про кузницы во второй и третьей части. Если хотели добиться реализма с ожиданием результата (проведите неделю в гостинице), то не стоило вводить гигантское количество материалов и оружия для ковки. Пожалуй, самая нудная и неприятная часть геймплея.

Обыск огромного количества горшков, ящиков и бочек мог бы соперничать с кузницами. Здорово, что в дилогии есть возможность использовать особое зрение, выделяющее предмет со вкладышем. До получения способности кривизна взаимодействия с обыскиваемыми сосудами только раздражает.

Миллиметраж здесь во всей красе. Например, достаточно не так подойти к статуе, тогда способность, примененная к ней, не сработает. Будете блуждать, не в силах понять, что делать дальше. Необходимо несколько попыток, чтобы встать в «правильное» место.

Несколько замечательных треков авторства Мотои Сакурабы во всей трилогии теряется на фоне остального невзрачного музыкального сопровождения. В первой Golden Sun и вовсе решили пугать игрока резкими звуками «впитывания» Джиннов, можно подумать, что запись делалась с перфоратора. В то же время предусмотрен контроль речи персонажей, её скорости, есть полноценная настройка диалоговых окон, включая их цвет. Приятная редкость для GBA игр.

По завершении дилогии, к моему удивлению, возникла сильная тяга продолжить погружение во вселенную. Прежде всего, яркие и разнообразные головоломки не оставили равнодушной. Мне сказочно повезло, ведь Nintendo услышала пожелания фанатов, и в 2010 году, спустя восемь долгих лет, на консоли Nintendo DS вышла третья игра...

Американская версия обложки
Американская версия обложки

Golden Sun: Dark Dawn

Действие игры разворачивается спустя 30 лет после событий Golden Sun и Golden Sun: The Lost Age. Мир Weyard снова сотрясается от опасностей – высасывающих псинэргию аномалий. Юным героям предстоит выяснить причины их появления и… Стать новой легендой под светом Золотого солнца!

На этот раз Golden Sun выглядит вполне самостоятельной для спонтанного прохождения в отрыве от остальных частей

Разработчики приготовили подробный внутриигровой экскурс в сюжет предшественниц, который пригодится и тем, кто успел подзабыть его. Сразу всё не выдадут, но собрать книги с «погружением в прошлое» вполне реально. Выполнены они в виде кат-сцен в очаровательном стиле детских рисунков, со своим музыкальным сопровождением. Смотреть их очень интересно, даже если вчера закончил прохождение второй игры.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

От начала и до конца прослеживается возвращение к корням – первой Golden Sun.

Снова неуклюжие подростки, простенький нарратив, повсеместно глуповатые взрослые, будто они в этом мире совершенно ничего не решают. Разве что делегируют ответственность за сохранность мира детям.

В определённый момент приключенческая игра превращается в трагикомедию. Единственного сына известного пирата хотят принести в жертву, сварив в котле заживо. Разумеется, отец года решает доверить спасение отрока едва знакомой малышне, совсем недавно впервые переступившей порог отчего дома! В этом вся Golden Sun: Dark Dawn. Если не напугала, читайте дальше.

Вот они...слева направо
Вот они...слева направо

Линейность в третьей части занимает особую позицию в трилогии. Не такой размах открытого мира, как в Golden Sun: The Lost Age, но и не абсолютная простота первой игры. Идеальный баланс, наконец, достигнут.

В игру ввели своеобразные быстрые перемещения, например, удобные лифт-платформы в городах и подземельях. Удачные и элементарные механики, облегчающие жизнь. Camelot Software таким образом выказали долгожданное уважение ко времени игрока.

Подсказок много, запутаться в чём-либо или заплутать где-либо сложно. Нет возможности пройти подземелье сейчас, значит, точно следует вернуться позже и не ломать голову (касается особо любопытных, как я). Тем более по пути десять раз подскажут, куда именно нужно двигаться.

Длительность диалогов порой доходит до абсурда, они занимают добрую четверть всего времени прохождения. Детали таких разговоров часто дублируются в других источниках информации.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Что удивительно, навигация по карте мира предельно неудобная. Не этим ли объясняется появление карты в физическом издании игры? Зато впервые в серии у каждого подземелья появилась детальная карта.

Так или иначе, все это не мешает наслаждаться разбросанными по миру секретами: от оружия в океанических водах, до табличек с глифами для призыва божеств.

Golden Sun: Dark Dawn отдает должное дилогии. Лор расширяется, но все знаковое так или иначе проскальзывает на экране NDS. Прежний состав героев частично предстает перед игроком, судьбы остальных обязательно упоминаются.

Второстепенные персонажи тоже появляются, иногда не совсем удачно, будто задача сценария не освежить, а повторить свои же сюжетные линии.

Новые герои и связанные с ними истории в основном забавные и «приходятся к лицу» игре. Не считая совсем уж неуместные политические распри и военизированные баталии, коих в третьей части стало очень много.

Неожиданностью в игре стали как минимум два говорящих Джинна. Каждый Джинн получил индивидуальный дизайн, предысторию, отличать их друг от друга стало проще.

Не все то золото, что блестит. Обзор трилогии Golden Sun (GBA, NDS)

Функция подбора команды из восьми героев в Golden Sun: The Lost Age здесь занимает особое место. Без неё представить игру сложно, настолько она хороша и необходима. Почти ко всем персонажам в итоге привязываешься и с удовольствием пробуешь разные комбинации псинэргии и Джиннов, не успевающих надоесть вплоть до титров.

Специальные способности, получаемые по ходу прохождения, теперь распределяются автоматически между членами команды, согласно стихии. Отличная поправка, если игнорировать вечную нехватку места в сумках.

Базовый бестиарий заметно обогатился, помимо этого, игру дополнили два уже знакомых и два новых опциональных босса. Пусть в этот раз Crossbone Isle и Dullahan подкачали, игрока ожидают другие интересные стражи и подземелья.

Бороздить океан на корабле стало приятно, а главное быстро.

В заключительной Golden Sun предусмотрено полное управление стилусом, хотя гораздо комфортнее распоряжаться кнопками. Лишь одна головоломка во всей игре требовала использовать исключительно стилус.

Пошаговые бои стали бодрее, однако всё так же требуют ручной прокрутки сообщений. Обделили с автоматизмом и тут!

Самое главное, что Camelot Software учли в этой части, – герои добивают монстров, не теряя ход.

Все механики игры отлично знакомы тем, кто проходил предыдущие части. Их бережно перенесли и освежили, добившись золотой середины. Чего только стоит идея с маяками и пропавшим кораблем.

Несмотря на незамысловатые подземелья по сравнению с Golden Sun: The Lost Age, головоломки запросто способны увлечь.

Качество анимаций специальных ударов оружия, эпичность всевозможных кат-сцен с божествами традиционно выделяют третью игру серии Golden Sun среди большинства прочих JRPG на платформе.

Послесловие

С какой бы теплотой я ни вспоминала своё прохождение, Golden Sun – продукт своего времени и выделяется только в условиях ограниченной JRPG-игротеки на GBA.

Медлительность при огромном количестве случайных столкновений, неочевидность в поиске отдельных NPC для продвижения по сюжету и общая инфантильность* только оттолкнут современное поколение подростков, как и опытных игроков, времени на затяжные JRPG у которых с каждым годом не прибавляется.

*...и уж точно не позволят Nintendo ещё раз рискнуть своими финансами ради переиздания на более актуальные платформы. Единственный широкий жест компании – перенос дилогии в NSOnline.

А если кто-то надеется на GS IV, придётся смириться с тем, что ведущие продюсеры Camelot Software Planning, судя по редким всплескам в соцсетях, тоже не заинтересованы в возвращении серии, к тому же главного художника с нами больше нет.

Для тех, кто раздумывает, с какой части погружаться в серию: приготовьтесь к длительному путешествию с самой первой игры, если спокойно переносите пиксельную графику. Любителям 3D остаётся Dark Dawn. «Незнакомцу» она покажется как минимум странной, но не торопитесь, нужно позволить ей раскачаться (2-4 ч).

Любая из игр трилогии заслуживает прохождения и знает, как развлечь игрока любого возраста.

Среднее время прохождения (оценка):

Golden Sun – 30 ч (6/10)

Golden Sun: The Lost Age – 40 ч (8/10)

Golden Sun: Dark Dawn – 30 ч (7/10)

Старалась для вас: Deneufe

За помощь в редактуре благодарю моего друга с золотым сердцем - Вадима Арестова
За помощь в редактуре благодарю моего друга с золотым сердцем - Вадима Арестова

Материал подготовлен специально для нашего канала в ТГ:

4141
4 комментария

Занятно, пытался немного играть в первую часть, дошел до первого города, в котором разоблачили каких-то воришек и кажись присоединили нового члена команды - а дальше фиг знает куда идти, направо вверх примечательная пещерка с какой-то локацией, но там проход закрыт, так и отложил пока что.

Пошаговые бои здесь ничем не выделяются, разве что игрок теряет ход персонажа, если монстр, на которого назначено действие, уже убит.

А вот это вообще дичь какая-то, ибо японские РПГ страдали такой фигнёй лишь в 80-е, впоследствии поумнев и излечившись - а тут на дворе уже нулевые, вся золотая классика успела отгреметь и показать миру, как вообще настоящие JRPG нужно делать, но авторы чето совсем необучаемые (лишь с третьего раза до них что-то дошло)...

1
Ответить

И пещерку помню, и затык в прохождении, не единственный. Отмечу, что в других частях вообще никаких проблем не возникало. Скотским шарадам такой же ответ - поиск решения в гайдах :) Так что пару раз во время пробега по GS1 поступила нечестно, каюсь. И всем желаю не терять время, когда разрабы выдумали очередной "интересный" путь.

Может и это можно объяснить терпимостью японцев к "осиляторству"?
Полностью согласна с вами!

Ответить

3ю часть так и не запускал, но первые две в свое время понравились, 2я особенно.

1
Ответить

3 идеально подойдет для утоления ностальгической жажды, золотая середина серии. Но если выбирать лучшую часть, то она все же чуточку не дотягивает до 2 игры.

Ответить