"Mass Effect 3" спустя 11 лет

На днях я в очередной раз перепрошел третью часть великой RPG трилогии от любимой студии

Обложка "Legendary Edition"
Обложка "Legendary Edition"

Внимание дальше присутствуют спойлеры!

Сюжет

Ну вот мы и пришли к эпичному финалу истории Шепарда и его команды. Жнецы вернулись и несмотря на все наши действия галактика оказалась к ним совершенно не готова. В первые же дни войны была потеряна связь с большим количеством колоний, Земля и планета-столица Турианцев – Палавен в осаде. Кварианцы вместо помощи другим расам в очередной раз напали на Гетов. Азари не понимая, что делать в этой ситуации, закрылись от остального сообщества. А Призрак и его Цербер вместо помощи людям стали нападать на Альянс и как будто помогать Жнецам. Галактика в раздрае и в очередной, последний раз, на плечи Шепарда ложится задача по спасению всей жизни в галактике.

Вторжение Жнецов на Землю
Вторжение Жнецов на Землю

Шепарду предстоит собрать всех своих друзей, наконец раскрыть тайны Жнецов и объединить галактику для решающей финальной битвы и от ваших действий напрямую зависит насколько успешно это получится.

  • Главный герой
"Mass Effect 3" спустя 11 лет

К третьей части главный герой, как я считаю, максимально раскрылся и развился. Впервые в серии мы также можем услышать и поговорить с его родными, а точнее мамой в DLC: Цитадель (при условии выбора определенного происхождения). Я упоминал, что во второй части внимания к личности ГГ стало больше, но Mass Effect 3 в этом плане превзошла предшественников. Личные переживания и драма вызывают сочувствие к Шепарду и его нелегкой судьбе. Протагониста мучают кошмары, он не может нормально спать и ведет себя куда более человечно и живо. Иной раз персонажи подметят что Командир выглядит уставшим и уже не тот бравый военный не боящийся ничего солдат, коим он был раньше. И это отлично. Шепард в этом плане очень сильно напоминает Геральта из Ведьмак 3: Дикая Охота. Как и Ведьмак наш Шепард устал, он просто хочет спокойной жизни со своей второй половинкой, он беспокоится о близких и у него уже не получается так удачно поддерживать имидж бесстрашного спектра/бесчувственного отступника.

Романы с сопартийцами лишь подчеркивают это. В каждом руте так или иначе прозвучит фраза о возможном будущем: синие детишки Азари в романе с Лиарой, собака и большой дом на побережье в романе с Трейнор, счастливая жизнь с Джек на цитадели и так далее.

Но вот суждено ли сбыться данным надеждам неясно до сих пор…

  • Преимущества сюжета

Преимуществ у сюжета много, очень много. Постановка вышла на лучший уровень во всей трилогии, а благодаря работе по расширению вселенной проделанной в Mass Effect 2 авторы наконец могут сосредоточиться на разрешении конфликтов из первых двух частей. Сюжетные линии Кроганов и Генофага, Гетов и Кварианцев, а также Азари и Протеан подходят к своему логичному завершению. И это завершение чудесно, я искренне считаю, что нам дали лучшие сюжетные развязки, которые можно было ожидать. Все эти три линии тонким слоем проходили сквозь первые две игры, и мы наконец приходим к их эпичному, а что более важно, логичному завершению. Темы, которые поднимает Mass Effect 3 очень интересны и размышлять над показанным нам можно очень долго. Достойны ли жизни те, кто по своей природе являются уничтожителями? Существует ли у машин душа? Определяет ли наше происхождение нас как расу в целом? Можно ли найти выход из бесконечного круга насилия, или гуманоиды обречены на вечное противостояние друг с другом и их творениями?

Несмотря на все спорные моменты и негативные отзывы фанатов в момент выхода игры, я никогда не считал сюжет ME3 плохим или сдающим свои позиции в конце. Задача любого художественного произведения вызвать чувства, желательно разносторонние. И я получил целый спектр эмоций во время прохождения Mass Effect 3. Вместе с персонажами что стали мне как родные я радовался, я переживал, и я плакал, я был счастлив, и я грустил. Лишь две серии игр помимо Mass Effect вызывали у меня такое же вовлечение в происходящее. Но о них в другой раз и в другой статье.

Mass Effect 3 — это достойное завершение трилогии. Это объективно лучшая с точки зрения подачи и построения сюжета часть франшизы. Авторы полностью убрали спорные моменты первых двух частей. Мы уже не встретим скучных провисающих миссий из ME1 и не будем бегать по бесконечным коридорам ME2. Задания сопартийцев наконец перестали быть «отдельными историями», их очень плотно привязали к основному сюжету и каждый из напарников играет в нем отдельную, ключевую роль.

Да, я знаю за что ругают третью часть больше всего, а именно за концовки неудачное объяснение мотивов Жнецов и Горн. Но несмотря на до сих пор непрекращающиеся споры вокруг сюжета Mass Effect 3, принимать в них участие желания у меня особо нет и вместо создания очередного спора ради спора я предпочту сосредоточиться на хороших моментах игры. Лишь подмечу что все споры вокруг концовки и судьбы главного героя я считаю на данный момент несостоятельными, поскольку достоверно неизвестно что для нас готовят в Mass Effect 5. А готовить авторы нам могут совершенно разные вещи, от нового главного героя и тайм-скипа в несколько сотен лет, вплоть до реткона концовки и признания теории одурманивания каноничной.

  • Персонажи
  1. Адмирал Стивен Хакет

Эта победа — заслуга каждого из нас, каждого мужчины, женщины, ребёнка. Каждой цивилизации. На каждой планете.

Адмирал Хакет
Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Да, Хакет номинально присутствовал и в первых двух частях, но именно в третьей авторы уделили ему гораздо больше внимания и проработки. После каждой сюжетной миссии Адмирал будет связываться с нами для получения рапорта, но помимо рапорта он расскажет и о положении дел на земле и обсудит моральное состояние Шепарда, постарается поддержать хорошими новостями. Выступает для Шепарда своего рода наставником. Старый вояка будет помогать нам как может на протяжении всей третьей части. Огромное спасибо Лэнсу Хенриксену за проделанную над Хакетом работу.

2. Дэвид Андерсон

У тебя все получилось сынок. Ты молодец...

Адмирал Андерсон
Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Персонаж, которому и до этого уделили немало внимания, в Mass Effect 3 начинает играть новыми красками. Мы узнаем еще больше подробностей о нем и его жизни до событий трилогии. Наш старый друг, как и Хакет, будет одним из тех, кто подметит тяжелое состояние Командира и будет пытаться побродить нас как может. Трагичный и по-настоящему героический персонаж прекрасно озвучен и сыгран. При малом экранном времени тем не менее очень запоминается и западает в самое сердце.

3.Саманта Трейнор

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Новичок в команде Шепарда. Новый секретарь пришедший на замену Келли Чамберс из второй части. Очень веселая и болтивая девушка составит компанию уже знакомым персонажам и неплохо разнообразит ее. Если до этого мы работали в основном с профессионалами, то в этот раз с, по сути, новичком Альянса, который и оружие то в руки брать боится. Также задолго до выхода Atomic Heart была причиной мемов про робосеков. Отличное пополнение в команде, надеюсь, что если все же Mass Effect 5 будет прямым продолжением, то и ее встретить у нас удастся.

Является возможным любовным интересом для Шепард женщины.

4. Стивен Кортез

Фото с вики из Mass Effect 3 Citadel
Фото с вики из Mass Effect 3 Citadel

В процессе написания совершенно забыл о нем, что как мне кажется неудивительно. Наверное один из худших персонажей всей трилогии, даже хуже Эшли и Кайдена. Если их разработчики попытались развить и дать запоминающиеся черты характера, то Стивена они обделили даже его чертами. Все что о нем можно сказать - ему грустно что у него погиб муж. Все, на протяжении всей игры и даже в самой концовке Стивен будет вспоминать свою вторую половинку, хоть уже и поменьше. Ну зато в DLC: Цитадель его диалоги с Джокером забавные.

Является возможным любовным интересом для Шепарда мужчины.

Геймплей

  • Шутерная часть

Лучший геймплей в основной трилогии и точка. Динамика боя еще больше ускорилась, оружие чувствуется еще реалистичнее и стало разнообразней. От медлительности и размеренности первой части не осталось и следа. Стрелять не просто приятно, а очень приятно, враги стали еще умнее и всегда реагируют на попадания, как и главный герой. Вооружения стало больше по сравнению с ME2, но оно вовсе не утратило в многообразности. Добавили и возможность кастомизации оружия, хоть и небольшую, но зачастую ее хватает для балансировки отрицательных сторон пушек. Теперь никто не ограничивает тебя в выборе снаряжения, но и не заставляет носить сразу все. При выборе оружия большую роль играет вес, чем больше и чем тяжелее пушку ты возьмешь на миссию, тем медленнее будут откатываться способности. Очень удобная и простая система, не принуждающая тебя играть определенным образом и дающая свободу в построении билда. Биотик со снайперкой? Да пожалуйста. Солдат с одним лишь пистолетом? Конечно. Техник с арсеналом достаточным для целого отряда? Почему бы и нет. Все зависит лишь от пожеланий и фантазии игрока

То же самое и произошло с броней. У Шепарда теперь имеется большее количество характеристик, которые мы можем улучшать при помощи различных частей брони. Нагрудник, поножи, плечи, руки и шлем, все это теперь мы сами настраиваем усиляя различные полезные атрибуты.

  • Локации

Основное отличие от предыдущих частей здесь заключается в увеличившейся вертикальности геймплея. Шепард теперь куда чаще пользуется лестницами и научился перепрыгивать через пропасти, а в купе с великолепным дизайном самих локаций это создает уникальные и запоминающиеся бои. Это добавило динамики и увеличило темп геймплея. Мирные же локации стали заметно сегментированее и меньше. Забежать после очередной сюжетной миссии на Цитадель и пообщаться с персонажами не составляет никакого труда. Проблема отсутствия необходимости возвращаться на мирные локации после разового посещения, о которой я упоминал в обзорах первых двух частей, была решена. После любой сюжетной, а иногда и дополнительной миссии, на Цитадели будут появляться новые персонажи, с которыми можно пообщаться.

  • Баланс и Классы

Классы были сбалансировали. Биотики теперь очень веселые бойцы ближнего боя, раскидывающие всех врагов по сингулярностям и превращающие своих противников в летающих болванчиков. Техники наносят огромный урон и способны вызывать дронов с турелями для поддержки в бою. А солдат может стать настоящим берсерком, уничтожающим врагов за один выстрел.

При прокачке способностей в Mass Effect 3 мы теперь чаще выбираем между разными аспектами навыка. Нынче у каждой способности есть несколько значений, отвечающих за ее мощь. Например, продолжительность и урон у сингулярности.

Игрок теперь сам выбирает на каком из параметров ему лучше сконцентрироваться, что дает большее разнообразие в билдостроении и плюс к реиграбельности. Того же биотика вовсе необязательно как в моем случае делать машиной для убийств в ближнем бою. Вполне эффективно будет собрать билд через снайперскую винтовку и сингулярности, или дробовик и притяжение/ бросок для огромного урона сразу по толпе врагов.

А об экономике, до этого упоминавшейся в моих обзорах прошлых частей, разговаривать смысла особо нет. Она самая простая и ненапряжная во всей трилогии, тонны мусорного лута больше нет, как и тонны ресурсов. Деньги добываются легко и тратятся исключительно на новое, необязательное снаряжение. Мини игры по взлому «точек» были полностью убраны.

"Mass Effect 3" спустя 11 лет

В плане геймплея Mass Effect 3 лучшая часть трилогии. Это первая из трех игр, в которой действительно весело и интересно просто стрелять. Перекаты, укрытия, широкая вариативность оружия и билдов. Это единственная игра оригинальной трилогии куда действительно можно зайти просто что бы побегать на арене и пострелять в болванчиков, благо такая возможность присутствует в DLC: Цитадель.

Напарники

  1. Гаррус Вакариан
"Mass Effect 3" спустя 11 лет

Наш бывший коп продолжает совершенствоваться как персонаж, в Mass Effect 3 мы еще подробнее узнаем Гарруса. Оказывается, у него есть семья, о которой он очень сильно переживает. Как и в первой части, он постоянно спрашивает Шепарда о том, как ему удается справиться со всеми проблемами, когда родные люди находятся в смертельной опасности. В игре есть отличная фраза самого Гарруса, характеризующая его персонажа и отношения с главным героем. Один из лучших напарников что я встречал в играх вообще.

Нет Шепарда без Вакариана и нет Вакариана без Шепарда

Гаррус

Является возможным любовным интересом для Шепард женщины, но только при условии наличия отношений в предыдущей части.

2. Джеймс Вега

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Вот как нужно было делать Кайдена/Эшли изначально. При схожем архетипе «простого солдафона» Джеймс является отличным юмористом и дополнением к уже устаканившейся команде Шепарда. Харизматичный, смешной, дружелюбный и не лишенный драмы напарник. Отличный персонаж, что несмотря на свое появление лишь в конце трилогии приковывает к себе внимание.

3. Эшли Уильямс/Кайден Аленко

"Mass Effect 3" спустя 11 лет

Чтож, про этих двоих интеллектуалов я высказывался еще в обзорах предыдущих частей. Но подмечу что BioWare попытались исправить Кайдена/Эшли как смогли. С Кайденом этого не получилось от слова совсем, помимо его видимо врожденного нытья ему еще добавили кретинизм, ведь если Эшли в определенный момент сюжета вполне спокойно верит Шепарду и затем извиняется за свое поведение в Mass Effect 2, то Кайден будет практически до конца не доверять Шепарду и все также ныть о чертовом Дженкинсе(серьезно кто вообще еще помнит этого олуха погибшего в первой же миссии Mass Effect 1?). Эшли исправили чуть лучше, она все так же не выделяется на фоне других персонажей, но у нее помимо любви к стихам и расизму появилось еще две черты характера – алкоголизм и хамоватость, мда, чудесно.

Являются возможным любовным интересом для Шепарда, даже при отсутствии романа в первой части.

4. Лиара Т'Сони

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Главная вайфу всего фандома вернулась в качестве постоянного напарника в Mass Effect 3. Ее ужесточившийся характер немного откатился до состояния первой части. Несмотря на то, что в DLC к ME2 Лиара стала Серым посредником, она осталась все такой же милой и переживающей обо всем и всех девушкой. Как и Гаррус и Тали, Лиара останется с нашим героем до конца, всегда поддержит и поможет. Также ей, как и Гарусу добавили раскрытия через родственников. Мы можем лично встретить и помочь Лиаре воссоединится со своей мамой, что приведет к очень неловким и смешным диалогам при наличии романа.

Являются возможным любовным интересом для Шепарда любого пола, даже при отсутствии романа в первой части.

5. СУЗИ

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Искусственный интеллект Нормандии SR-2 установленный Цербером в системы корабля в Mass Effect 2. В ходе игры обретет собственное тело и при помощи Шепарда - полноценное самосознание. Помимо по сути создания живой машины, главный герой может помочь СУЗИ завязать полноценные романтические отношения с Джокером, что выльется в огромное количество крайне умиляющих сцен между ними. Как и Джеймс Вега является прекрасным новичком в команде и несмотря на присутствие наших друзей из первых двух частей совершенно не теряется на их фоне.

6. Тали'Зора

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

С событий второй части Тали стала еще взрослее и мудрее. Ее сюжетная линия очень сильно переплетена с основным сюжетом и вызывает еще большее сопереживание чем несправедливый суд над ней во второй части. Замечу, что после событий Mass Effect 2 Тали стала гораздо смелее по сравнению с предыдущими играми серии. Вдохновившись Шепардом Тали, стала гораздо острее на язык и уже не прячется постоянно за нашу спину. При отсутствии у Шепард романа с Гаррусом сама заведет с ним роман.

Является возможным любовным интересом Шепарда мужчины, но только при условии наличия отношений в предыдущей части.

7. Явик

Фото с вики из Mass Effect 3
Фото с вики из Mass Effect 3

Настоящий, живой Протеанин. Единственный выживший из своей расы, о которой мы столько слышали в предыдущих играх. Очень жестокий и хладнокровный командир Протеан, воевавших со жнецами. Обладает отличным чувством юмора и своими саркастичными замечаниями постоянно веселил меня на протяжении игры. Явик всегда напоминал мне Огрена из Dragon Age. Как и гном-алкоголик, он обладает крайне отрицательными чертами характера, но при этом вовсе не вызывает отторжения, а наоборот притягивает игрока к себе. Помимо этого, он является DLC напарником (как Заид и Касуми в Mass Effect 2). Но если, глядя на них ты сразу понимал, что это персонажи все же из DLC, то не зная, что Явик из дополнения понять это совершенно невозможно. Проработан он на том же уровне что и персонажи основной игры. Хочется лишь в очередной раз похвалить разработчиков за правильную работу над ошибками.

DLC

  • Из пепла
"Mass Effect 3" спустя 11 лет

Дополнение добавляет вышеописанного Явика, его вооружение и собственную миссию еще больше раскрывающую лор Протеан. Это DLC в принципе помимо нового напарника также и полностью раскрывает все тайны вымершей расы и дает ответы на оставшиеся после Mass Effect 2 вопросы. Отличное дополнение и напарник.

  • Омега
"Mass Effect 3" спустя 11 лет

В этом DLC нам предстоит помочь Арии и ее бывшей подруге Найрин отбить Омегу у Цербера. По своей структуре дополнение мне всегда напоминало классический боевик 80-х. Хитрый генерал Олег Петровский, захвативший Омегу, как в каком ни будь Крепком Орешке постоянно связывается с Шепардом и размышляет на те или иные темы, а после разговора по-злодейски передвигает шахматные фигуры на своей голо-доске. Помимо раскрытия Арии и самой Омеги DLC также подарит нам несколько запоминающихся геймплейных ситуаций, будь то прятки от чудовищных монстров из недр станции или перестрелка в самом ядре космической базы.

  • Левиафан
"Mass Effect 3" спустя 11 лет

Это дополнение призвано ответить на все вопросы о Жнецах, накопившиеся у игроков за трилогию. Но лучше бы оно этого не делало. Я, не зря постоянно упоминая Жнецов использую слово «хтонический», как по мне авторам вовсе не следовало пытаться объяснить их мотивы и историю. На протяжении двух игр BioWare успешно нагнетали интригу. Жнецов практически невозможно победить, их много, и они преследуют, дословно цитируя «цели что не поймет простой органический разум». В первых двух играх они были настоящими Лавкрафтианскими монстрами из глубокого космоса - их невозможно понять, их невозможно победить и их нельзя осознать. Но в DLC выясняется, что Жнецы — это просто древние машины, супер-дупер крутые роботы. И да я знаю про всю ситуацию с оригинальным сценаристом первых двух игр Дрю Карпишином, и я согласен с его же словами, что если игроков не устроило текущее объяснение мотивов Жнецов и концовка, то и его вариант не устроил бы. Я считаю авторам вообще не стоило пытаться раскрыть их, но, к сожалению, комьюнити тогда слишком сильно кричало и требовало от BioWare ответов на все вопросы. Разработчики пошли фанатам на встречу, и как доказывает огромное количество примеров в медиа индустрии, лучше бы этого не делали. Фанаты остались недовольны и были бы недовольны в любом случае. Просто в другом случае уже винили бы самого Карпишина. Тем не менее я не считаю дополнение плохим, оно просто лишнее, выкинь его из истории и игра совершенно ничего не потеряет.

  • Цитадель
Мой скриншот из DLC: Цитадель
Мой скриншот из DLC: Цитадель

Юморное дополнение, по своей структуре напоминающее хороший треш, созданное в первую очередь для того, чтобы уделить еще больше внимания Шепарду и его напарникам. Чудесное, интересное, веселое, великолепное, крутое и просто шедевральное DLC было для меня «Кровью и Вином» задолго до выхода Ведьмака 3: Дикая Охота. Именно в нем нам дадут по-настоящему попрощаться со всеми персонажами что стали самому Шепарду и игрокам родными. Дадут возможность устроить громкую пьянку или тихо мирно посидеть за картами со своими друзьями. Дополнение оставляет после себя исключительно положительные эмоции.

Фанатам я также посоветую для полного завершения трилогии поставить два очень крутых мода - Audemus' Happy Ending Mod и Citadel Epilogue Mod. В сочетании эти две модификации подарят любому фанату идеальную концовку трилогии.

Вывод

Я прекрасно осведомлен и знаю обо всем что происходит вокруг третьей части, знаю про урезанные концовки и недовольство фанатов, но я не хочу разжигать ненависть и превращать статью в очередной спор между фанатами трилогии. Mass Effect это приключение длинною в три игры, приключение что подарит вам незабываемые моменты и врезающихся в душу персонажей, что станут вам настоящими друзьями.

И при всех минусах первой, второй и третьей части это великая трилогия. Интересная, занимательная, со своей глубоко проработанной вселенной в которую интересно погружаться и интересно изучать. Вселенная что основана не на чем и одновременно на всех научно-популярных фантастических произведениях. На момент создания первой игры у BioWare не было относительно известного первоисточника (в отличие от CD Project RED), не было знаменитой и уже проработанной вселенной настольных игр (в отличие от Baldur’s Gate), сам жанр космооперы в те годы был практически мертв и значимых проектов со времен Мести Ситхов не выходило. Но все это не помешало действительно талантливым людям создать с нуля великую и значимую серию игр что навсегда закрепилась в сердцах многих геймеров и продолжения которой ждут и по сей день

"Mass Effect 3" спустя 11 лет

Mass Effect 3 это завершение (или многоточие?) истории Шепарда и его команды. Завершение пути длинною в пять лет. BioWare создали достойное завершение истории. Хоть я и не упомянул шикарное музыкальное сопровождение, оставил за кадром Призрака и большое количество других мелочей, трилогия Mass Effect - Настоящий шедевр игровой индустрии. И несмотря на весь хейт к нынешним BioWare и все их неудачи за последние годы я не теряю веры в них и с нетерпением жду Mass Effect 5 и Dragon Age: Dreadwolf.

Обложка ко третьей части из «Legendary Edition», журнал Game Informer
Обложка ко третьей части из «Legendary Edition», журнал Game Informer

Я знаю что рано или поздно я вновь вернусь к этой серии и сделаю еще более подробные обзоры (когда стану опытнее в написании лонгов конечно), я благодарю вас за то что уделили внимание моей статье! Дальше будет разбор трилогии Dragon Age и Mass Effect: Andromeda, надеюсь вам понравился мой лонгрид!

9292
87 комментариев

Отличная игра, лучший на тот момент ролевой экшон. Да, говна было много по поводу концовок, но похуй, отличная игра

17

30 секундный смех Джокера навсегда в моем сердечке:

https://youtu.be/ZKafaU1h1wE?si=6LRZkK9Uka1VIMUX

11

Перепрошел тоже недавно с модами - все еще лучшая шутерная рпг от 3 лица.

10

а моды то зачем? на графон?

Добавляют новые силы?

Комментарий недоступен

7