Like a Dragon Gaiden – обзор после получения платины
Короче, задержался я немного с выбиванием платины в игре (провёл в ней больше 40 часов). Попытаюсь рассказать о новом проекте, спин-оффе серии Yakuza, ныне называемой Like a Dragon.
Нужно сразу обозначить несколько важных моментов:
Во-первых, в игре есть официальный перевод субтитров на русский. Это второй проект серии, в котором он присутствует. О его качестве будет сказано позже.
Во-вторых, я не советую играть в это человеку, который не играл в большинство предыдущих игр серии. Конкретно с этой части я бы никому не советовал начинать. Очень сильная сюжетная привязка как минимум к Y1, Y2, Y3, Y5 и Y6.
В-третьих, при всей моей любви к ней игра не стоит 5к (50$). С другой стороны, при наличии хоть какой-то ценовой политики, региональных цен и нормальной продажи её в СНГ-регионе она бы столько и не стоила.
SEGA — весьма мерзкий издатель. От них жди только полного дерьмища в этом плане. В последних играх серии они творят лютую дичь: доплачивай за НГ+, доплачивай за новый режим сложности, доплачивай за новые классы для персонажей…
Ладно, обо всём по порядку. Постарался скрыть самое важное под спойлерами.
Сюжет
Возможно, лучше этот раздел не читать, если планируете пройти прошлые игры.
В общем, тут территория спойлеров. Как я уже вскользь упомянул раньше, в эту игру нельзя играть до прохождения, например, той же 6. Сюжет игры обладает буквально нулевой ценностью, если не пройти предварительно весь жизненный путь Кирю. И в некоторых сайдах, и в сюжете постоянно отсылают к событиям предыдущих частей.
Это прямое продолжение 6 части, события которой разворачиваются параллельно событиям 7 (которую у нас называют просто Yakuza: Like a Dragon). Отсылки здесь присутствуют и в её сторону, поэтому она тоже как минимум рекомендуется к прохождению.
Как бы смешно и палевно это ни звучало, но Кирю в свой шестой десяток инсценировал смерть, надел очки и стал другим человеком под кодовым именем Дзёрю. Казалось бы, что очки не слишком сильно скрывают личность человека. Но нет, некоторые люди реально признают в нём Кирю только тогда, когда тот их снимет. Учитывая его известность, уникальный стиль боя и некоторые другие факторы, игрок может в ходе прохождения немного кринжануть.
Взятый в анальное рабство секретной правительственной организацией, он вынужден иногда на них пахать, но большую часть времени просто сидит медитирует в храме, вспоминая своё прошлое, пока ему не подкинули весьма важное задание, которое внесёт сумятицу в его скучные будни.
И сюжет делится на две части: это самое «задание» и личные чувства/переживания протагониста, на которые всё время давят другие персонажи да и он сам.
Итак, сюжет вот этого «задания»… лично для меня довольно слабый по сравнению с чуть ли не любой игрой серии. И связано это, прежде всего, с тем, что игра не является полноценной частью франшизы. В плане сюжета она и правда чем-то похожа на DLC почти за полную стоимость — только неясно, к какой именно игре.
За 5 глав сюжета игрока знакомят с десятком персов. Половина вообще не раскрывается, а часть выкладывает трагичную историю и сценаристы рассчитывают, что мы должны им сопереживать только из-за этого. Каждому в целом уделяется слишком мало времени.
В особенности это касается главного антагониста/финального босса. Сценаристы на этот раз решили утаить его личность до финальной главы, но в принципе всё читается чуть ли не сразу. Удивить меня не получилось, хотя им не раз это удавалось в других играх.
Его мотивация, отражает в какой-то степени моё отношение к сценарным мувам из 7:
«как вы посмели распустить кланы, с которыми я разбирался 7 частей подряд?! »
а также закрывает парочку сюжетных пробелов из той же части:
Например, Ватасэ тихо-мирно стоит, не участвуя в драке, хотя он по натуре человек очень боевой. Теперь понятно почему.
но сам антагонист является тупорылым придурком, который не видит дальше своего носа, отчего все его рассуждения кажутся просто идиотскими.
Это отразилось и в финальном сражении — никакого эмоционального катарсиса, как это часто бывает, в нём для меня не было. Ни харизмы, ни мозгов, ни эмоциональной связи с протагонистом, ни оправданной мотивации. Даже геймплейно бой разочаровал (в отличие, например, от антагониста 5 части, который страдает от многих аналогичных проблем). Блин, да мне и музыка в нём особо не зашла, хотя в финальной фазе играет второй трек уже со знакомыми нотками, НО он больше под катсцену бы подошёл, чем под сам бой.
С другой стороны, у нас есть протагонист, который способен вывезти сюжет любой игры, какими бы посредственными ни были другие её персонажи. И он несколькими моментами, будь то колкость, пафосная речь или выражение сожалений, чёрт возьми, вывозит эту игру, буквально тащит её на своих плечах!
И это здорово. Здорово, что после прохождения 7 частей за этого протагониста, игрок переживает некоторые драматичные моменты вместе с ним. В рамках всей серии я плакал, наверно, раза 3-4 — тут, в концовке, было удержаться сложнее всего. Очень необычно: считай, после 30 игровых лет, прожитых вместе с протагонистом видеть его таким.
Если кому-то надо, вот полный видос, только на инглише:.
Именно поэтому сюжет в этой игре — всё-таки WIN. Всё имхо, конечно, ибо наверняка многим зашло не только это. Наличие же в таком маленьком сюжете филлеров (это можно понять по отсутствию озвучки, традиция такая) оправдать уже будет сложнее — благо их не так много и нужны они больше для теста новых фич. С другой стороны, достаточно взглянуть на Kiwami 1 или какую-нибудь 3 и понять, что сюжет там был не сильно больше, а основную часть времени игрок тоже занимался филлерами или сайд-активностями (20 часов бил Маджиму и фармил колизей).
Боёвка
Типичный битемап как и большинство частей до этого. В распоряжении протагониста имеются два стиля: агент и якудза. Игрок может быстренько менять их посреди боя, а ещё переходить в режим «адреналинового всплеска», который помогает ещё быстрее сокрушить противников.
Агент — это стиль, который сочетает в себе использование гаджетов и AoE-атаки против толпы.
К числу шпионских гаджетов относятся: верёвка, дроны, взрывающиеся сигареты и скоростные ботинки. Все гаджеты, за исключением последнего, почти полностью бесполезны против боссов и нацелены лишь на быструю ликвидацию группы недееспособных хейтеров.
Очевиднейшая проблема этого стиля не в том, что он почти ничего не может противопоставить любым мини-боссам/боссам, а в том, что большинство атак, некоторые приёмы очень сильно напоминают соответствующий боевой стиль из игр серии Judgement.
Второй стиль, якудза, воспроизводит стандартный мувсет и часть адреналиновых приёмов, которые были в тех или иных прошлых частях. Против боссов он очень хорош.
И вот у нас два стиля, один скопирован на 50%, второй скопирован полностью — в итоге ты понимаешь, что игру и правда делали где-то 6 месяцев.
Я также могу однозначно сказать: это та самая игра, где полоска «адреналина» или «жара» заполняется медленнее всего. То есть разработчики, скорее, рассчитывали на то, что большую часть времени игрок будет драться без применения особых приёмов. Впрочем, никто не мешает игроку съесть энергетик и заполнить полосочку.
Нововведением я бы назвал наличие полноценных статов и более понятной системы снаряжения. Находишь в ходе выполнения сайдов или покупаешь предмет, надеваешь его и получаешь прибавку к соответствующим характеристикам, и это наконец-то наглядно отображается.
Игрок, как и в Lost Judgement, может удерживать непрерывными ударами врагов в воздухе, не давая им что-либо сделать. К сожалению, я не смог это нормально записать (потому что перекач и убиваю всех обычных челиков с пары ударов).
Что не понравилось: протагонист без гаджетов передвигается и уклоняется в бою как-то, что ли, медленно… Не чувствую я его короче. Реально дедом стал.
Мне бы однако хотелось отметить, что разработчики двигаются в правильном направлении: урон у врагов на макс сложности высокий, противники, особенно боссы, могут с лёгкостью забороть игрока, если тот не использует хилки. Разумеется, есть в ней как всегда абузные стратки, которые могут тривиализировать геймплей до безобразия, но для меня эта игра, как и Lost Judgement, в какой-то мере является очередным доказательством того, что жанр битемап в рамках серии мог развиваться и необязательно было менять его. При желании студия легко может создать хардкорный боевичок, который будет таким же сложным, как условный SIFU, но тогда часть фанбазы его просто не осилит.
Пример абузной стратки: местные боссы, как и в Lost Judgement (если память меня не слишком сильно подводит) при переходе в позднюю фазу совершают особый удар, который легко парируется даже спамом (!) кнопки уклонения. Урон от этого парирования бешеный, и игрок может просто бегать от босса, пока тот снова не повторит такой удар. Это ещё долгая версия стратки, неочевидная.
Подобных моментов в игре много. Они, как и хилки, похоже, всегда будут существовать в битемапах-якудзах, чтобы стримеры с твича не слишком сильно потели на макс сложности (ведь на макс сложности не нужно потеть, да?).
Раз уж мы затронули тему реюза, перейдём к сайд-активностям.
Побочки и сайд-активности
Сайды… Они есть, их мало, но я с некоторых посмеялся.
Они здесь делятся на два типа: крошечные в духе побей/подай/принеси/сфоткай какое-нибудь говно (найди сначала) и сайды типичного формата. Для того, чтобы получить доступ ко вторым, возможно, придётся чуточку поделать первые, но я бы всё-таки сказал, что это стоит того.
Есть даже сайд с персонажами из Judgement для тех, кому они понравились. Вряд ли их, конечно, оценят те, кто в игры не играл, но это определённо плюс.
Хорошо, но мало!
Выполнение сайдов необходимо в том числе и для прокачки. Дело в том, что для развития в игре требуются две разные валюты: деньги и очки. Очки игрок получает за выполнение поручений или внутриигровых достижений (по классике completion list). На самом деле интересная схема: этакий симбиоз условной Y0 и любой из следующих частей. Хвалю такое нововведение.
Но вот в том, что касается побочных активностей, разработчики подкачали. Все они в том или ином виде реюзаются:
любые виды дартса (кастомизируем дротики) и бильярда (первый раз на этом движке, интересно было головоломки с ним решать), покер, блэкджек, ойтё-кабу, кой-кой, маджонг, сёги, традиционные игровые автоматы (3 файтинга и 2 вида гонок), автомат хватайка (где нужно вылавливать игрушки) рабочий Sega Master System, на котором можно поиграть в 12 игр из древности, и, разумеется, караоке.
Также есть колизей и карманные кольцевые гонки из 0 и K1.
Расскажу чуть подробнее о последних трёх.
Все песни в караоке, за исключением одной, присутствовали в прошлых играх серии:
1) Tonight (1, 2, 6) — теперь с анимированными вставками, чтоб ещё грустнее;
2) Like a Buttefly (2, 6, 7) — Кирю забористо наваливает репчика;
3) Hands (6) — самая долгая песня в истории серии и тут меня нашла;
4) Shin Ichizu Samurai (спин-офф Ishin) — реюз во всей красе;
5) Sayonara, Silent Night — в начале раздела, без перевода хотя бы на инглиш не прочувствовал;
6) Baka Mitai — по классике.
Гонки… Я не играл в них с момента прохождения Kiwami, что было уже очень давно, поэтому всё забыл, и для меня было довольно сложно их проходить. Очень страшная игра, где в поздних гонках всё решалось в долях секунд.
Колизей — это на удивление жемчужина сайд-активностей данной игры. Десяток частей у разработчиков не получалось сделать что-то интересное: либо душный гринд, либо просто духота. Наконец-то они хоть что-то прочувствовали!
Во-первых, боёв не так много. Условно 50 штук. Некоторые из них игрок пройдёт меньше, чем за минуту. 4 режима: 1 на 1, 1 против толпы болванчиков, особые бои (с некоторыми условиями) и потасовки «толпа на толпу».
Во-вторых, в рамках командных потасовок игрок набирает отряд из нескольких человек (предварительно их надо найти/купить) и приобретает возможность управлять каждым из них. Среди этих персонажей есть и куча знаковых фигур, часть из которых, правда, доступна в платном DLC или за предзаказ (Дайго и Маджима с его братцем). Даже некоторые челики из древних сайдов присутствуют.
В ходе командной потасовки можно управлять абсолютно любым выбранным ранее персонажем. Если когда-то нравился какой-нибудь уникальный мувсет, это единственный (помимо моддинга) способ его опробовать.
Также в колизее имеется турнир с 6 бойцами-роботами, которые в точности повторяют мувсет боссов 6 предыдущих номерных частей. Даже музыка та же самая. Очень приятно было такое послушать. Жаль только, что модельки нормальные для этих боссов не сделали.
Клёво, классно, кайфово, пускай в конечном счёте всё проходится очень легко.
Есть ещё одно очень перспективное нововведение, которое фанаты ждали, ну очень долго. Теперь протагонист может поменять свой костюм, и выбор у него сравнительно широкий (по сравнению с ремейком Ishin). Больше не нужно проходить всю игру целиком, чтобы получить возможность сделать это. И, как ни странно, все изменения отражаются в катсценах.
Теперь перейдём к кликбейту.
Хостес (бубастые полуголые девушки)
Да, это кринж. Разработчики сильно упростили систему хостес, понизив число диалогов до минимума. Теперь, кроме рофлов и «обнажёнки», игрок больше ничего не увидит. Ни сайдов, ни возможность позвать их в караоке, зато 25 гб роликов, которые игрок должен качать вместе с игрой (оставшиеся 60, наверно, демка 8 занимает).
Рофлы, скорее всего, порождены смешным переводом на инглиш, с которого, возможно, переводили и наши. Утверждать не берусь.
Суть такова: повышаем отношения с хостес путем выбора нужных реплик, заполняем 3 раза полосочку и получаем видос с почти обнажёнными девушками. Хостес теперь не имеют внутриигровой модельки, а разговоры с ними представлены в виде бесед с реальными (?! ) женщинами, которые предварительно успешно прошли кастинг.
Примеры рофлов:
Теперь непосредственно к самим видосам, которые становятся доступны после трёх заполненных полосок. Постараюсь показать всё.
Популярная Vtuberша Kson, которая из-за этой серии игр выучила японский. Получается, что не зря:
Модель Ai Kaname, которая в основном позирует для мужских журналов (гравюр-айдол их называют — обнажаются, но не до конца). Onlyfans у неё вроде тоже свой есть, но это я искать не буду!
Реальная японская хостес по имени (?) Ayu. Даже фамилию её найти не смог.
Единственная настоящая порнозвезда из списка Ai Sayama — кто захочет, тот найдёт.
И просто малоизвестная японская актриса Kokoro Nakayama, которая даже здесь почему-то обошлась без обнажёнки.
Смотря на некоторые сайды, в которых были ChatGPT и стримеры, а теперь ещё и на 5 бубастых девушек в кабаре — разработчики пытаются привлечь как можно больше западной аудитории. Да и действие следующей части будет разворачиваться на Гавайях — штат США, где сравнительно большой процент населения знает японский. Ну да ладно, посмотрим, каким подобным фансервисом порадуют там…
Перевод на русский
Я не хочу сильно критиковать его, ибо официальный перевод игр данной серии — это, скорее, исключение, чем данность. Если сюжетные диалоги и диалоги важных побочек переведены норм (причём, скорее всего, не с японского), то интерфейс и текстуры были сделаны вслепую: они иногда либо полностью не соответствуют контексту, либо вообще не переведены, либо тупо переведены машиной, причём какой-то весьма глупой.
Самый наглядный пример:
Вот, например, из демки к 8 части:
В общем, интерфейс в мини-играх — это отдельная история. Возникает также путаница с родами: «продавец» легко может стать «продавщицей».
Ну, и, скорее, личная придирка. Большинство обращений в переводе на «ты», хотя, например, те же хостес должны быть повежливее с почти что незнакомыми мужчинами. Перевод как будто делался без связи с заказчиком чисто вслепую. Грамматические ошибки тоже присутствуют (например, слово «походу» в значении «наверно» почему-то везде пишут раздельно).
Если кого-то из игроков, читающих это, подобное сильно корёжит, то можно скачать исправления текстур от фанатской команды, художник которой хотя бы некоторые косяки поправил (но всё равно work in progress).
Музыка
Я вскользь упомянул, что музыка в этой части мне не очень сильно зашла, но некоторые треки всё равно надо выделить. Наверно, это всё от настроения зависит.
Итоги
Игра хорошая. Разумеется, не без изъянов. Для любого фаната в любом случае обязательна. Для любого не фаната наоборот — вообще не рекомендую проходить Gaiden, если не играли в предыдущие части.
Изъяны её связаны с тем, что в ней реюзнуто большинство аспектов: локация (район Сотэнбори), боевые стили, приёмы, мувсеты и т. п.
А ещё в ней почти нет QTE (всего 2 за игру), но есть кинематографичные вставки в боссфайтах (их повторный просмотр без QTE лишь утомляет). Это был очень печальный для меня момент. Я даже подумал, что разработчики хотят окончательно попрощаться с QTE, пока в демке 8 не столкнулся с одним в ходе боссфайта. Они не отказались от них! По крайней мере, пока…
В игре также отсутствуют стандартные для серии фичи: нет NG+ и новой сложности, открываемой за прохождение (но почему?! ).
Зато платина вновь не требуют фулл закрытия местного completion list (внутриигровых достижений), поэтому всё очень быстренько закрывается.
Весь бюджет студии, по всей видимости, уходит на разработку следующей части. Я побегал по демке, заценил её немного: что-то мне понравилось, что-то всё равно выглядит бюджетно (да дайте им побольше денег). Однако из уже слитой по игре инфе я могу однозначно сказать:
Музыка там будет крутой.
В общем, немногочисленные фанаты из нашего региона ждут следующую игру с нетерпением. Держитесь, осталось недолго!
Если кому-то интересно, можно чекнуть мой текст о предыдущем спин-оффе серии, вышедшем в этом же году.
Опрос
P. S. Пойду теперь проходить Colony Ship от авторов Age of Decadence. Мб, по ней тоже что-нибудь накатаю. Обожаю AoD.
P. P.S. М-м-м, как здорово, спасибо бдительным модераторам сайта, которые засунули превью под спойлер. Респект таким парням. Спасаете целомудрие дтферов!
Тема раскрыта :)
больше грудая азиатка на превью
Ну по классике.
Перевод мне кажется прогнали через нейросеть и чуть чуть подредактировал в сюжетных сценах, а в остальном оставили как есть по принципу "И так сойдёт". Я не жалуюсь, то что переводить Якудзу стали - это супер похуй просто.
откуда тогда там мохнатые микрочелики?
Ну да, понятно, что 99% фанатов из региона и так на инглише всё проходили и уж вряд ли новички начнут со спин-оффа.
Другое дело, что у LaD, конечно, были в плане локализации проблемы, но не настолько серьёзные, хоть она и появилась далеко не сразу.