Киберпанк, Советпанк, Атомпанк | Кто такие и причем тут панки? | Часть 1
И как эти жанры повлияли на игровую индустрию | Лонгрид
Киберпанк | Cyberpunk
Начнем историю сразу с первого из панк-жанров - Киберпанка.
Его история, как "отца-основателя" жанра началась в Америке 60-90х годов, когда технологии связи, развлечений и производства вышли на абсолютно новый уровень доступности, предвещая начало 21го века. Одним из скачков оказалось появление транзисторов. Люди "нового времени" мыслили мечтами о прекрасном будущем и развитии технологий. Но далеко не все были столь оптимистичными.
Не смотря на общий подъем, общество находилось в моральном и физическом упадке из-за, все еще продолжающейся, войны во Вьетнаме (1955-1975 года) и новой беды - расцвета синтетических наркoтикoв. На фоне всех этих факторов, Америка сталкивается с рекордными числами по преступности и убийствам, вместе с появлением в мире первых мега-корпораций.
Сам жанр берет свои основы из неоновой, глянцевой и невероятно продвинутой Японии тех лет, приправленный тяготами абсолютной разрухи и безнадеги в умах и на улицах граждан Америки. Так зародился жанр Киберпанк.
Отцом-основателем жанра считается Брюс Бетке. Хоть он и не первый начал писать на подобные темы, но именно его рассказ "Киберпанк" о жизни молодых хакеров, в 1983 году задал некоторые известные каноны жанра, в том числе - название. Но! Настоящим каноничным "гуру" жанра считается Уильям Гибсон со своим романом "Нейромант" 1984 года. Именно он дал миру основные элементы киберпанка. В его романе затрагиваются темы искусственного интеллекта, генной инженерии, массового использования аугментаций тела, мега-корпорации и многое другое, что всем так знакомо в жанре.
Основные темы жанра
- Искусственные аугментации тела
- Власть мега-корпораций
- Высокий уровень технологий
- Низкий уровень жизни граждан
- Потеря значимости человеческого тела
- Потеря ценности человеческой жизни
- Киберпространство
- Искусственный интеллект
- Высокий уровень преступности
- Роботы, киборги
- Кибернетика
Панки ХОЙ!
Что мы представляем при слове Панк? Кто-то - немытого, нечесаного бунтаря, слушающего какую-то непонятную музыку. Кто-то - борца со стандартами общества на передовой мнений. Но одно в этих мнениях неизменно - мы обязаны им целым пластом в истории жанров, хоть и косвенно.
Так причем же тут панки? Данная субкультура зародилась в Англии и США, примерно в 60-70х годах. Они вели разгульный образ жизни, сопровождая все крайне нетипичными, прогрессивными и бунтарскими взглядами, на ровне с низким уровнем жизни и "вульгарным" внешним видом. В дальнейшем, многое из стиля в одежде панков стало неотъемлемым каноном жанра Киберпанк.
Как было затронуто ранее, Брюс Бетке, при написании своего рассказа "Киберпанк", активно вдохновился культурой панков тех лет, что и дало ему соответствующую приписку в названии (cybernetics punk).
На удивление, сами панки к жанру имеют лишь сугубо косвенное отношение и от них мало что осталось, кроме общего образа "бунтаря на стыке эпох". Особенно, это касается следующих жанров.
Влияние на игровую индустрию
В Ноябре 1988 года выходит первая известная приключенческая игра в жанре киберпанк - Snatcher, разработанная и изданная студией Konami, под руководством небезызвестного Хидео Кодзимы.
А в 1989 году увидела свет игра Neuromancer по одноименной книге Уильяма Гибсона в жанре Квест, RPG, созданная Interplay Productions и изданная Mediagenic.
В наше время, мы наблюдаем, по истине - "ренессанс" жанра киберпанк. Основоположниками воскрешения популярности жанра можно назвать игру Cyberpunk 2077, появившуюся 10 Декабря 2020 года из под крыла студии CD Projekt RED и аниме сериал Cyberpunk: Edgerunners от студии Trigger, вышедшие рамках одной вселенной.
Игры, фильмы, аниме
Некоторые игры на основе жанра:
- Snatcher
- Neuromancer
- Cyberpunk 2077
- Stray
- Watch Dogs
- Beyond Sunset
- Ghostrunner
- Deus Ex
- Katana Zero
- Cyber Knights
Некоторые фильмы на основе жанра:
- Blade Runner
- Ghost in the Shell (Фильм 2017 года)
- Alita: Battle Angel
- Upgrade
- Ready Player One
- Minority Report
- Elysium
- Escape from New York
- RoboCop
- I, Robot
Некоторые аниме на основе жанра:
- Akira
- Ghost in the Shell
- Experiments Lain
- Psycho-Pass
- Ergo Proxy
- Meikyuu Monogatari
- Accel World
- Cyberpunk: Edgerunners
- Bubblegum crisis Tokyo 2040
- No Guns Life
Атомпанк | Atompunk
Технологии на основе атомной энергии, грезы о покорении космоса и самые смелые фантазии футурологов тех лет, все это - Атомпанк!
По пути изучения жанра, мы попадаем в 50-70 годы, где нас, не особо радушно, встречает гонка вооружений между Америкой и Советским Союзом за превосходство на земле, в небе, воде, вооружении и, конечно же - энергетике, в частности - ядерной энергии, открытой, на тот момент, не так давно.
В 1960 году, американский физик Теодор Майман создает первый лазер, а в 1961 году, СССР удивляет весь мир первым пилотируемым полетом человека в космос, выполненным летчиком-космонавтом Юрием Гагариным. В том же десятилетии, а точнее - в 1969 году, на поверхность луны высадился Американский корабль Аполлон 11, продемонстрировав миру, что "все невозможное - возможно".
Таким образом, люди поняли, что они входят в абсолютно новое и невероятное, светлое будущее без каких-либо границ. "Космос ждет!", "Поехали!".
Стили и архитектура
Основоположником внешнего вида и духа жанра, смело можно назвать архитектуру и стили Raygun Gothic (Бластерная готика), Googie, Doo-Wop и жанр Retrofuturism, известный сейчас.
Фантастика тех лет начала пестреть лучевым оружием, бластерами, освоением и покорением космоса, невероятными технологиями и активным применением энергии на основе атома.
Основные темы жанра
- Повсеместное применение атомной энергии в промышленности и быту
- Сглаженные углы и резкие линии в архитектуре, машиностроении, одежде
- Оружие и бытовые приборы на основе лазера
- Роботы / огромные роботы
- Высокие технологии
- Покорение и освоение космоса
- Космические корабли
- Высокий уровень жизни граждан
- Другие планеты
- Катастрофы на основе применения ядерного оружия
Примечание:
сам стиль сложно отделим от Ретрофутуризма, так что, некоторые игры и фильмы ниже будут основываться именно на Ретрофутуризме, как более конкретном жанре, дабы список не состоял из двух позиций.
Игры, фильмы, аниме
Некоторые игры на основе жанра:
- The Invincible
- Fallout
- The Outer Worlds
- Destroy all Humans
- BioShock
- Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse
- The Anacrusis
- Deathloop
- We Happy Few
- The Bureau: XCOM Declassified
Некоторые фильмы на основе жанра:
- Fido
- Beyond the Black Rainbow
- Gattaca
- Metropolis
- Dune
- Tomorrowland
- The Jetsons (Мультфильм)
- Logan's Run
- The Rocketeer
- Mr. Nobody
Некоторые аниме на основе жанра:
- Space Dandy
- Cowboy Bebop
- Memories: Magnetic Rose
- Gundam (тут спорно)
- Freedom
- Tetsuwan Atom
Советпанк | Sovietpunk
Все, рано или поздно, задумываются - "А что было бы, если бы Советский Союз не развалился?", в этом вопросе все едины, хоть и мнения о его сохранности и будущем - сильно рознятся.
Об этом думали не раз и сами фантасты, создавая удивительные или пугающие миры, где история сильно изменилась и "Красный брат" пошел дальше 1991 года, а возможно, даже заполучил технологии, благодаря которым и смог остаться на плаву.
Об этих удивительных мирах и поведает Советпанк!
Сам Советпанк не является прям крепким жанром, он обычно считается поджанром, ранее упомянутого - Атомпанка. Но, лучше, ниже я приведу примеры того, где СССР и его альтернативная история затрагивает множество других жанров, с обязательным сохранением Союза "на борту мировой истории".
Для удобства, дальше, Советпанк будет объединен с поджанрами по типу: Соцпанк и Киберкоммунизм, так как, они все, так или иначе, затрагивают общую тему.
В 1916 году, поэт и писатель Алексей Гастев опубликовал работу Экспресс: Сибирская фантазия где описал утопичное будущее городов Советского Союза.
Также, свой огромный вклад в историю формирования Советпанка дал журнал Техника молодежи, в нем публиковались научно-фантастические рассказы и работы художников на тему Союза будущего.
В 2011-2013х годах, энтузиастами был организован литературно-художественный проект СССР-2061, где публиковались фантастические работы о "будущем" Советского союза. Космос, корабли, утопичные миры, колонизации других планет. Все работы пропитаны позитивом и, внезапно, абсолютная тоской/ностальгией по, так и не наступившему, Советскому будущему, чем сильно перекликается с жанром музыки Sovietwave.
Основные темы жанра
- Противостояние Америки и Советского Союза
- Победивший/побеждающий коммунизм
- Коммунизм/Социализм
- Превосходство красного цвета в архитектуре, одежде и общем дизайне
- Идеи равенства
- Утопия/антиутопия (в зависимости от автора)
- Борьба с капитализмом
- Акценты на индустриализации
Игры, фильмы, мультфильмы*
Некоторые игры на основе жанра:
- Red Alert
- Metro 2033
- Atomic Heart
- Atom
- Singularity
- Mother Russia Bleeds
- Bunker
- Red Space
Некоторые фильмы на основе жанра:
- Обратная сторона Луны
- Гостья из будущего
- Лунная радуга
- Туманность Андромеды
- Космический рейс
- Петля Ориона
- Большое космическое путешествие
- Планета бурь
- Через тернии к звездам
- Солярис
Аниме, понятное дело, не нашел, держите некоторые мультфильмы:
Некоторые мультфильмы на основе жанра:
- Тайна третьей планеты
- Возвращение
- Контракт
- Перевал
- Здесь могут водиться тигры
От себя
Вот и закончил сбор информации по жанрам панков в индустрии и их истории. Это была 1 часть из лонгов на данную тематику, в скором времени доделаю 2 часть, но она уже будет заметно короче, так как, конкретно поджанры, на подобие Клокпанка и Дизельпанка не сильно блещут своими проявлениями в индустрии, помимо книг.
Отдельно попрошу, написать свои примеры игр, фильмов, мультфильмов или аниме по представленным выше жанрам, так как я, в силу своих возможностей, собрал далеко не все, что могло оставить свой след в индустрии развлечений.
Большое спасибо, если прочитал до этого момента!
Отдельно хочу поблагодарить автора канала JGeek, а конкретно, за видео "Все КИБЕРПАНКИ...", из него была взята общая идея и часть информации по киберпанку.
Материалы частично взяты из этих источников: