Как 10 лет назад A New Beginning пыталась рассказать об экологической катастрофе

Как 10 лет назад A New Beginning пыталась рассказать об экологической катастрофе

Продолжаем рассказ о самых интересных играх с социальным компонентом. Сегодня играем в A New Beginning, квест о спасении мира от экологической катастрофы, и пытаемся понять, почему при эффектном сюжете и интересной проблематике, у разработчиков получилось далеко не все.

A New Beginning — классический point-and-click квест, вышедший в 2010 году без особого шума, хотя фанаты разработчиков из Daedalic Entertainment его ждали, и не оставивший заметного следа, хотя в нём есть всё, что нужно любителям жанра.

Сюжет для квеста и сейчас довольно свежий. Это кинематографичный «экотриллер»: в будущем на Земле осталось в живых всего несколько десятков человек, а сама планета — постапокалиптическая пустыня. Из этого будущего в условное «наше настоящее» в составе небольшой группы активистов отправляется решительная девушка Фэй. Она находит Бента Свенсона, угрюмого специалиста по водорослям на пенсии, и сообщает ему, что от него зависит всё и что им нужно предотвратить катастрофу, которая уничтожит тропические леса и, как следствие, планету. В общем, Рональд Эмерих в чистом виде.

Игра выполнена в традициях квестов таких студий как Lucas Arts или Pendulo Studios. Внятный сюжет с неожиданными поворотами, своеобразное абсурдное чувство юмора, чудаковатые второстепенные персонажи, подробные диалоги, множество головоломок.

Головоломки, впрочем — и одна из проблем игры. Они слишком простые. Возможно, это было сделано для того, чтобы снизить порог входа, но нет радости от решения сложной задачи. Вышедшая в то же время и сделавшая квесты снова интересными широкой аудитории Deponia серьезно обыгрывала A New Beginning на этом поле.

Еще игра слишком увлекается нагромождением препятствий: за решение головоломки игрок получает другую головоломку гораздо, гораздо чаще, чем этого бы хотелось. А так как обычно наградой является новая информация или продвижение по сюжету, игрок начинает быстро терять интерес к истории.

Трейлер игры, полный голливудского пафоса

А история на самом деле хорошая. Сперва мы знакомимся с находящимся в депрессии Бентом: он потратил всю жизнь на изучение бактерий, которые могут стать источником чистой энергии, но не добился успеха и испортил отношения со всеми, кому был дорог. Затем на его пороге появляется Фэй, видевшая погибший мир будущего и стремящаяся любой ценой пробраться на Важную Всемирную Экологическую Конференцию. Бент не особенно проникается её экзальтированным поведением и легендой, да и вообще его воля к жизни на нуле. Фэй же, недолго думая, бьёт его по голове и приковывает наручниками к трубе на своём летательном аппарате. После того как игрок мысленно определил их как пассивно-агрессивного резонёра и экотеррористку, в сюжет вступают настоящие эко-террорист и резонёр, а сами герои сталкиваются с первыми трудностями и необходимостью кооперироваться и раскрываются как вполне рассудительные люди.

Вообще этот приём — два управляемых героя в одной истории — используется преступно редко во всех жанрах. Но у квестов есть одна особенность — это внутренний монолог как часть геймплея. В стандартный набор из 2–3 действий, доступных игроку, всегда входит «осмотреть». Осмотреть можно всё, за этим действием всегда скрывается больше всего игрового текста. Часто, чтобы открылись какие-то действия, нужно сначала посмотреть-понаблюдать, а заодно послушать комментарии персонажей: там могут быть подсказки.

Игра хорошо справляется с тем, чтобы показать разные уровни вовлечённости в проблемы экологии и их бэкграунд. Один такой показательный эпизод происходит при встрече героев: универсальный солдат Фэй начинает рыдать над погибшей птицей, а главный спаситель экологии только пожимает плечами.

Чтобы игроку было проще понять мироощущение Фэй его забрасывают в довольно остроумный пролог: пока группа приключенцев перемещалась во времени, что-то случилось и они оказались не на живой ещё планете, а уже погибшей. Пока герой вместе с Фэй обшаривает окрестности в попытке изобрести путь дальше во времени, ему предоставляется шанс прочувствовать, каково это, быть без выхода в пустом мире.

Впрочем, и с сюжетом есть проблема. Если вы хотя бы когда-нибудь пытались разобраться в проблемах экологии, вы сразу видите слабость завязки — голливудский стиль. Когда сценаристам нужно донести какое-то сообщение, например, напомнить, что корпорации разрушают мир, а маленький человек его создаёт, проще всего сделать владельца корпорации злодеем по всем статьям, чем учитывать многомерность мира. Игра поднимает вопрос о спасении природы с заранее подготовленными аргументами, которых ни у кого нет. В этом мире уже есть источник чистой энергии — особые бактерии — нужно только дать им ход. В этом мире уже точно известно, что один магнат станет причиной уничтожения тропических лесов, и выступать против него гораздо проще.

Я неслучайно сказала «слабость завязки». Daedalic Entertainment уже показали однажды, что они стремятся смотреть на вещи под необычным углом — их The Whispered World тоже основанный на архетипическом сюжете про героя, спасающего мир, удивила очень многих. A New Beginning — пример блестящего высказывания на тему окружающей среды, который обращается к самому сердцу проблемы — невозможности заставить людей действовать без ощущения близкой угрозы. Но чтобы узнать это, придётся дойти до самого конца. Как и в The Whispered World основная мысль уложена в финальный плот-твист и на неё нет почти никаких намёков до самого конца. Эта мысль может пронять, но она не успевает вырасти и закрепиться в игроке.

Одна из лучших сцен в игре тоже размещена в самом начале. Бент разговаривает по телефону со своей психотерапевткой. Он настолько упрям, что даже у неё кончается терпение. В тот момент, когда она требует от него повторить: «Я не отвечаю за весь мир», с небес сваливается Фэй, чтобы сказать: «Пойдём со мной, от тебя зависит жизнь всего мира».

Эта действительно смешная и едко поданная сцена на самом деле хорошо показывает, что сравнение с Рональдом Эмерихом, проведённое в самом начале, не во всем справедливо.

Фильмы Эмериха — это околобезумное «я же говорил», в котором главный герой, конечно, всегда сначала отвергнут обществом, а в конце, конечно, всем всё доказал и оказался прав на обломках мира. A New Beginning же следует голливудским тропам только для того, чтобы потом постучать игроку по голове, заставить оглянуться на них и сказать: «Будущее мира на самом деле зависит от тебя». Ради этого они даже нахально ломают четвёртую стену: в финальной кат-сцене один из персонажей представляет на вечернем ток-шоу свою книгу, конечно, экотриллер, завязанный на сюжетном повороте, аналогичном игровому. Хост полусерьёзно-полунасмешливо спрашивает его, действительно ли он думает, что с помощью искусства тот сможет как-то повлиять на ситуацию. За всем этим наблюдают люди, которые просто продолжают ежедневно изучать потенциальные источники чистой энергии.

Персонажи A New Beginning решительно проходят весь путь «спасателя мира»: похищения, саботаж, погони, спецоперации, самопожертвование только чтобы объяснить игроку, на что на самом деле нужно обращать внимание, и делают это действительно убедительно. Впрочем, большую часть игрового времени — а это около 8 часов — у игрока нет возможности догадаться, куда его ведут. И если он уже достаточно вовлечён в проблемы окружающей среды, то, вероятно, его будет утомлять однобокость видимой части сюжета — точно так же спасают мир от вторжения инопланетян или восстания машин, а если не достаточно — то не будет достаточно подготовлен к сообщению, обрушившемуся на него.

6666
17 комментариев

Скромняги

13
Ответить

Квест был очень не плох, но и там была пара wtf моментов. Например, выясняестся, что механизм получения чистой энергии в том, что вам надо взять колбу с вырабаывающими электричество водорослями и засунуть её в контейнер, где их будут освещать лампы, питаемые энергией этих самых водорослей. Казалось бы все, закончившие какой там, шестой класс, должны бы увидеть здесь некую нестыковку.
Второй серьёзный wtf-момент спойлерный, по этому я опишу его позже, чтобы у вас было время прекратить читать. :)

Были смешные моменты. Например, в игре не сразу даётся понять в каком году происходит дейтсвие в "настоящем". Я там посмеялся на причёской и усами одного мужика, мысленно сказав себе "привет, парень из 70-х". Потом недоумевал почему не могу вставить в видеомагнитофон сюжетную видеокассету, шутя, что из будущего притащил betamax. А потом кассета вставилась в профессиональный магнитофон... И оказалась, что это и правда betamax, а настоящее в игре как раз 70-е... Это было смешно.

Так вот второй wtf-момент был в концовке. Я так и не понял, то ли Daedalic стебались над борцами за экологию, то ли сами не понимали что пишут. После всего пафоса о том, что жадность, алчность и близорукость любей настоящего погубила климат, оказалось, что пришельцы из будующего по сути живут в отдельной временной петле и именно их попытка предотвратить апокалипсис и вызывает его. А стоит лишь помешать им, как планета оказывается в порядке...

6
Ответить

Спасибо что предупредил о спойлере

1
Ответить

Вы не поняли сюжет. Нет никакой отдельной временной петли и планета вовсе не оказывается в порядке. Пересмотрите концовку внимательно.

Ответить

Отличный квест! Прошел лет 5 назад. Редкий случай когда имеется переведенная голосовпя озвучка :)

5
Ответить

Отличная игрушка. Очень понравилась в свое время. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить