Pikmin 4 - козявки против скучных людей

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

Псто родился спонтанно. Писать чет не прет особо, только по исключительным поводам.

Или тотальный восторг, или, наоборот, горькое разочарование.

Но вот третьего дня я, наконец, отлип от Super Mario Bros. Wonder изапустил Pikmin 4. И буквально в первый же день просидел часов 5-6 без отрыва - а такого давно не было, чтобы прям играл-играл и хотелось еще и еще.

А еще - наткнулся на обзор. Вот этот.

И чет прям захотелось рассказать, что автор не понимает, не разобрался, лезет в калашный ряд. Но вот что интересно.

Когда я продумывал костяк собственной статьи и тезисы из того душного обзора.. я понял, что почти со всем согласен. Но играю все равно запоем, и готов засунуть Pikmin 4 где-то в топ-5 игр за год.

А всё почему?

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

Потому что это однозначный hit or miss.

Я вот человек простой, в детстве лупил палкой крапиву, читал Сельму Лагерлёф, Яна Ларри там и Толкиена, обожал "Волшебный школьный автобус" и, вообще, рос с мироощущением, что под каждым кустом и корешком что-то происходит интересное.

Наверное, через это мне дико по кайфу игры про всякую мелюзгу - история с крохотулями не даст соврать.

Ну и обратная ситуация - если вы человек ("ограниченный и без фантазии" - так и хочется написать) с другим мироощущением, то вся эта возня букашек будет максимально не интересна.

Так бывает, это нормально.

Я считаю, что именно через это отношение ко всяким кракозябрам и волшебству под ногами и лежит любовь\неприязнь к данной серии игр. Что у одно вызывает восторг, у другого отторжение.

Знаменитая агуша в естественной среде
Знаменитая агуша в естественной среде

Итак, что же за игра это такая?

Судя по всему, это что-то вроде более известного в СНГ Overlord. Точнее сказать не могу, так как собственно в Overlord я никогда не играл.

Есть главный персонаж\несколько персонажей, которыми мы бегаем по локации, собираем пикминов\миньонов, которых потом швыряем во всё подряд, чтобы они выполняли действия.

Кинули во врага - дерутся, кинули в гусеничку - тащат на харчи, кинули в стену - сломали и так далее. То есть пикмины являются некоторым мобилизационным ресурсом для выполнения боевых\исследовательских задач.

Это в первом приближении. Дальше начинаются тонкости.

Сюжеты в меру мемные и неразрывно связаны с исследованием планет и кораблекрушениями. Например, в третьей части команду первооткрывателей отправляют на поиски пожрать, но их корабль терпит бедствие при посадке.
А в четвертой уже знаменитый капитан Олимар терпит кораблекрушение, за ним отправляют спасателей, которые в свою очередь тоже терпят кораблекрушение. И тут выходим на сцену мы.

Локации проистекают из концепции, пришедшей на ум Миямото, когда тот ковырялся в своём саду. Речь идёт о ставшей уже банальной маленбкости - играем мы за крохотных челипиздриков, которые героически преодолевают корешки и эпично сражаются с лягушечками.

Исследовать нужно всякие прудики-полянки, испытания несложные, методы решения привычные - увидели электрический забор? Значит, найдёте подручных, которые могут в электричество. Надо убить летающую жужу? Значит, будут летающие пикмины.

В игре есть время - исследуем мы строго в светлое время суток, а ближе к ночеру просыпаются местные брандашмыги и приходится уносить ноги. Собственно, это один из краеугольных камней геймплея.

Пикмины смертны и это обидно, да. Можно потерять одного-двух-десяток в борьбе с козявкой и получить разбитое сердечко, а можно потерять натурально всех, если вовремя не вернуться до заката.

Жалко пакманов твоих!

Мой сын из другого конца комнаты, который на слух определил, что у меня дохнут

Через это каждый игровой день ценен и должен быть наполнен осмысленными действиями. Нужно быть эффективным и решать, что нужно в первую очередь, куда доберемся сегодня, а на что времени не хватит.

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

К слову, именно поэтому я не согласен с тем, что это игра для детей, сколько бы свидетели "агуши" не надрывались в комментариях.

Да, выглядит всё ярко и красочно, а персонажи будто сошли с детских рисунков. Но вот сам игровой процесс - несколько торопливый и нервозный, надо постоянно принимать решения, собирать всех в кучу, возвращаться за потеряшками. Ну и, повторюсь, достаточно легко всех похоронить либо в битве, либо с наступлением сумерек.

Так что детям будет сложновато играть в это - это не Кирби, не Марио или, скажем, Человек-Паук, в которых достаточно освоить пару кнопок для прохождения игры. Тут не такой большой простор для ошибок.

А еще, надо признать, это одна из наиболее связанных со смертью игр Nintendo.

«Я понимаю, что людям труднее, когда смерть является фактором. Но я думаю, что сила франшизы заключается в ее связи со смертностью. Если что-то необратимо, вам нужно найти способ предотвратить нежелательные вещи.

Чтобы попытаться предотвратить смерть Пикмина, вам нужно практиковать "дандори" [японское слово, означающее "заранее думать о планировании и эффективности"]. Для меня это то, что делает эту игру уникальной.

Я думаю, что люди находят Pikmin сложной по двум причинам: элементы управления и глубина игрового процесса».

Сигеру Миямото

Так что, повторюсь, за няшмяшным внешним видом можно проглядеть весьма жестокий к крохотным пикминам мир. О них нужно заботиться, некоторых оберегать от воды, других от огня. Они могут потеряться после выполнения задания и остаться на корм ночным созданиям.

Так что приходится вертеть головой, думать наперед, собирать и прокачивать количество миньонов, шнырять в траве, выискивать, чем поживиться.

Но вот беда, если вам не нравится заглядывать под каждый кустик и постоянно крякать гусеничек - игра действительно покажется однообразной и душной.

А если кайфуете от маленькости и чувствуете радость от постоянных свершений - преодолеть лужу, наковырять артефактов, обшарить всё за ручейком, не потерять никого из мелких гадёнышей и вовремя вернуться на базу - дико кайфанёте.

Но давайте от идеального к конкретному, от общей идеи к конкретному воплощению.

Летом 2023 года, спустя 10 лет после релиза Pikmin 3, выходит долгожданное продолжение. И если бы мне нужно было выбрать подходящий эпитет, я бы назвал это "голливудским сиквелом".

Представьте себе, что у вас была первая часть "Терминатора" - фантастический триллер, с привкусом неизбежности и неотвратимости, где героям приходилось натурально бороться за выживание.

И выходит сиквел, из которого сделали уже почти майклобеевский боевичок, киборги уже не только безжалостные убийцы, но еще и друзья-защитники, шутейки, красочный мордобой, вертолёты летают, пиу-пиу, погони, взрывы...

Вот какой-то такой игрой и получились Pikmin 4 - местами ощутимо проще, что раньше ограничивало - выбросили, что раньше было невозможно - добавили.

Давайте пробежимся по самым заметным изменениям.

Прежде всего, исчез основной "таймер". В третьей части команда была ограничена в плане провианта, во время каждой вылазки нужно было таскать на базу фрукты, из которых в конце дня давился сок, который шел на поддержание штанов.

И постоянно приходилось с грустью смотреть, что запасов жрать осталось на Х дней.

Теперь ограничения на количество дней отсутствует, можно не спешить, не торопиться, не нервничать. Отечественные блоггеры в кепках ликуют, а я буду скучать по атмосфере исследования незнакомой планеты в условиях ограниченности ресурсов.

Сейчас это всё больше напоминает парк с развлечениями.

Несколько изменилась система миссий - вечером мы всё так же выгружаемся с экспедиции, но уже не на орбиту, а улетаем в местный "хаб".

Там можно на рассвете пообщаться со спасенными неписями, прокачать то, улучшить сё, получить\сдать квест и так далее. И отравиться исследовать дальше.

Поначалу выбор локаций отсутствует, но чем больше артефактов находим - тем лучше работает радар. И уже спустя несколько часов можно свободно выбирать, куда отправляться на приключения.

Появились подземелья. Ну как появились. И раньше можно было по коридорам шариться, но сейчас они оформлены как отдельные мини-локации со входом в виде люка в земле.

Запрыгнули и загрузились в отдельную локацию - там ли отдельные мини-уровни, либо несложные паззлы, либо что-то вроде арен со своего рода боссами.

Что примечательно, пока вы в подземелье, время течет медленнее - еще одна поблажка для тех, кто боится не успеть и опоздать.

Помимо обычных, есть еще и подземелья с битвами dandori. Этакая специальная локация, где нужно за определенное время натаскать как можно больше ништяков.

Dandori - краеугольный камень игры, её философское зерно. Что-то навроде грамотного планирования, рациональнуой деятельности для достижения результата.

Соревноваться приходится либо с таймером, либо с компьютерным оппонентом. Если в первом случае всё сводится к построению оптимального маршрута - забираем этих, пьём сок, наваливаем этому, ломаем стену, бежим сюда, потом сюда. То в битве можно уже непосредственно отжимать ништяки у соперника.

Oatchi. Не знаю, как правильно звать и стоит ли переводить (oat = овёс, может она "Овсяночка"?). Вот это вот собакообразное существо на двух лапках. Своего рода маскот игры.

Крайне полезный спутник, Плотва на максималках.

Оатчи может выкапывать ништяки, таскать хабар до базы. Обладает ведьмачьим чутьём, умеет в эликсиры, незаменима в бою - и наскакивает, и танкует. Умеет прыгать. На ней можно кататься всей гурьбой. Её научат плавать - и если поначалу ручеек непреодолимая преграда, то чуть позже с Оатчи возможно всё.

Её можно прокачивать по-всякому, делать сильнее, толще, кусачее. Покупать апгрейды, жаропрочные ошейники и нямки. Она может гонять бездельников и много чего еще. Словом, просто незаменимое создание. Которое опять же, делает игру проще.

Потеряли пикминов и смотрите, как их невинные души летят на радугу? Можно нажать меню и отмотать время на минутку-две, вернутся в то состояние, где ваш стратегический гений еще не успел отправить малышей на верную смерть.

Не знаю, спойлер это или нет, но.

Появились ночные экспедиции.

Представьте себе, раньше было немыслимо, а сейчас продюсеры решили, что это фан и нужно реализовать. Ретконят и меняют правила как хотят в угоду развлекательной составляющей.

К слову, изначально хотели дать возможность кататься на всей живности на планете, но не срослось, оставили такую возможность для Оатчи.

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

Словом, нового в Pikmin 4 достаточно. Вопрос лишь в том, как к этому подойти, под каким углом смотреть.

Да, игра большая, её много самой по себе, плюс периодически приходится бэктречить. Но не всё так страшно и искусственно растянутой она не выглядит - базы можно переносить для более удобного освоения территории, а шорткаты основательно сокращают путь.

Я видел значительно более душные игры, особенно среди хайповых инди - там, где реального контента часов на 5, но это всё безмерно растянуто забегами или ненужной прокачкой.

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

В Pikmin 4 же красочные и интересные локации внушительных размеров, явно созданные руками. Куча подземелий, всяких испытаний, укромных закоулков. Плюс постоянно не стесняются подбросить новых врагов или новые возможности для подручных, какие-то новые способы перемещения или битвы-дандори.

Словом, если нравились предыдущие игры серии, то четвертая часть покажется огромным шведским столом с множеством возможностей, ранее просто немыслимых.

У игры, конечно, есть проблемы - долгое и нудноватое вступление с кучей болтовни, отсутствие локализации, аппаратная начинка тоже накладывает очевидные ограничения.

Меня вот лично порой подбешивают загрузки в хаб и обратно, но я понимаю, для чего нужен цикл дня-ночи в данной игре. Свободный эксплоринг в Tinykin тоже был крайне приятным, но там игра скорее про коллектатон и нет угроз в принципе.

Pikmin 4 - козявки против скучных людей

Но даже при всех недостатках Pikmin 4 - это чарующе интересный проект. Это не безопасный экшон, которые штампуют знаменитые студии. Это штучный продукт, плод любви именитого геймдизайнера.

Игра настолько самобытна, что ближайший её клон выходил ажно в 2009 году, с тех было лишь отдаленно похожее.

Если у вас импотенция и надо поиграть во что-то необычное - вам сюда. Если за окошком снег и слякоть, а нужна какая-то яркая и солнечная залипуха - то определенно стоит как минимум попробовать.

2626
1 комментарий

Недавно прошли с дочерью (6 лет) третью часть. Игра действительно не для маленьких детей (тайм-менеджмент, стратегии боя, менеджмент ресурсов), но для совместного прохождения просто идеальна. Ребенок выполняет простые задачи вроде добычи цветов, а взрослому занимательно идти по главному квесту. В итоге игра большей популярностью пользовалась, чем Одиссея или Йоши. На Новый год обзаведемся четвертой.

Ответить