Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Содержание:

Введение

На протяжении многих лет фанаты DC и фанаты Marvel выясняли между собой кто круче. И лично я с раннего детства был на стороне второго лагеря, в первую очередь из-за человека - паука. Комиксы, игрушки, игры, мультфильмы и фильмы - все это было у меня в коллекции, а вот бэтмен и вся его вселенная стояла где в сторонке с мультиком из 90-х, который я смотрел по остаточному принципу.

Хотя, однажды, одноклассник подогнал мне диск с Batman: Vengeance, с прохождением которого у меня возникли большие проблемы. Точно не помню в чем именно было дело, но начало игры мне далось с 100500 попытки.

Графика как на Nintendo switch. Белиссимо! 2001 год, между прочим.
Графика как на Nintendo switch. Белиссимо! 2001 год, между прочим.

Интересной особенностью этой игры была механика с наручниками - если после победы над врагом не заковать его в цепи, то он рано или поздно встанет, и наваляет Брюсу по лицу. Но их количество было ограничено, так что приходилось грамотно их расходовать. А ещё там можно было бить женщин. Ну, помимо Харли и Плюща.

После этого, про бэтмена и его "друзей" я забыл на долгие годы, пока в 2008 году не вышел "Тёмный рыцарь" от Кристофера Нолана, который произвёл настоящий фурор. Тёмный, жестокий Готэм сити с брутальным и серьёзным бэтменом. Таким его ещё в фильмах не показывали. Но если сам бэтмен все ещё был немного карикатурным из-за неудобного костюма, то вот Джожер в исполнении Хита Леджера вышел просто вне всяких похвал, не зря ему посмертно дали премию Оскар.

Как же апанасик хорошо вжился в роль! 
Как же апанасик хорошо вжился в роль! 

И чтобы окончательно завершить новый мрачный образ бэтмена и его вселенной, в 2009 году выходит новая игра от малоизвестной, на тот момент, британской студии Rocksteady. Кто же знал, что они полностью перевернут прежние правила и создадут новые стандарты супергеройских игр...

Batman: Arkham Asylum

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

В 2009 году абсолютно неожиданно для меня вышла Batman Arkham Asylum. Я бы не обратил бы особого внимания, если бы не весьма крутой графоний. То что впечатляло на скриншотах, на деле оказалось еще более впечатляющим в движении: анимация движения плаща бэтмена, как и остальные движения бэтса, поражали воображение. А графика и постановка кадра была под стать фильмам того времени (по крайне мере так казалось на тот момент).

Бэтмен уже не выглядел карикатурно, как в мультах и фильмах, реалистичная графика и отсутствие неудобного костюма, который сковывал движение актера, позволяла в полной красе показать бэтмена таким, каким он должен быть: брутальным, сильным и ловким грозой преступников Готэма.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Особенно потрясающе Batman: Arkham Asylum смотрелся на фоне своего конкурента от Марвел. Между ними, конечно, была разница в 2 года, но паука тогда делала не абы кто, а Activision, создатели Call of Duty, одна из крупнейших компаний на тот момент, да и сейчас тоже. А Rocksteady, будучи абсолютными ноунеймами догнали и обогнали Голиафа.

Я взял для сравнения ЧП 3 по той причине, что я сам провел много времени за это игрой, хотя логичнее было бы сравнить с Web of Shadows, она вышла в 2008 и выглядит чуть получше, но все равно даже не рядом с игрой от Рокстэди. Эти игры отличались так сильно, будто между ними разница в целое поколение консолей, а не 2 года. Сравните современные игры с играми прошлых поколений. Видите много отличий? Если взять Forspoken (2023) и Batman: Arkham Knight (2015), то разница будет далеко не в пользу форспокена, а между ними разница в 8 лет!

Так что неудивительно, что у меня появилась традиция перепроходить Asylum каждый год, потому что аналогов ему просто не было, пока не вышел Arkham City. Но если City я прошел только 2 раза: на релизе и для этого лонга, то вот Asylum минимум раз 5, а то и больше.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Разработчики из Rocksteady, разрабатывая геймплей, решили подсмотреть у лучших - у Метроида. От него бэтмену досталось много механик и геймплейных элементов, за исключением боевки, которая является сильно прокачанной версией "Beat 'em up". На тот момент времени жанр метроидваний не был особо популярен, и большинство хитов этого жанра тогда не были даже в планах. Так что Rocksteady пришлось протаптывать свою дорожку, и у них это отлично получилось.

Структурно Batman Arkham Asylum представляет собой линейную "кишку" с несколькими открытыми узлами с бэктрекингом и лёгкими шорткатами. Если откинуть игрожурский сленг, то игроку предоставляется открытый остров со зданиями, внутри которых классические коридорчики. Доступ к разным частям острова открывается (и закрывается) по мере прохождения по сюжету, либо благодаря новой игрушке, либо воле сценариста.

Когда Айви разбушуется, она своими растениями закроет кучу проходов.
Когда Айви разбушуется, она своими растениями закроет кучу проходов.

Основной смысл возвращаться на прошлые локации, помимо сюжетных целей, является загадки риддлера (или Энигмы). По сути это небольшая головоломка, чтобы вытащить статуэтку со знаком вопросом. И захватив в свои руки статуэтку, мы получаем… эм… ну... статуэтку. Самое интересное в данном случае именно процесс решения загадки, а не её конечная цель, ведь сделаны они на отличном уровне. Загадки очень разнообразные, для их решения приходится исследовать локацию, использовать игрушки Бэтмена, подключать смекалку и быть внимательным (или просто подойти и взять). Загадки Риддлера хоть и не являются обязательными, все же являются важной механикой бэтмена, и бы не советовал их пропускать.

Скрин из Arkham City, потому что там самые лучшие загадки во всей серии
Скрин из Arkham City, потому что там самые лучшие загадки во всей серии

К сожалению, перемещаться по острову не слишком удобно. Если нужно пройти из одного края карты к другому, то придется проделать весьма извилистый путь через узкие проходы, которые соединяют три части острова. А если еще нужно войти в здания, то придется проделать практически тот же путь что и раньше, так как шорткаты работают на весьма маленьких масштабах. По этой причине я забил на загадки Риддлера, которые нашел, но не смог пройти из-за нехватки оборудования. Тупо неудобно добираться. Прошел только те, куда я по сюжету возвращался. Эту особенность левел дизайна я бы назвал главным минусом Asylum.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Другой важной механикой является боевка, которая, как я уже сказал, является битемапом. Но сделана она не как в прошлых супергеройских игр, а в духе Assassin's creed. Битвы происходят на своеобразных “аренах”, в режиме боя камера отдаляется чтобы охватить лучший обзор. Бэтс может бить, контратаковать, уворачивать и использовать свои гаджеты, пока враги стоят в окружении, и по очереди бьют мыша, иногда и вдвоем одновременно могут напасть.

Главный кайф в боевке это анимации, смотреть на то как Бэтмен в очередной раз выворачивает руку бандюгану никогда не надоедает, даже после 5-го прохождения. В геймплейном плане она напоминает своего рода ритм игру: синий ореол - тыкаем на треугольник, красный - на Х, желтый - треугольник + Х. Не успел - получил люлей. Ну а если ничего нет, то просто бьем морды, кидаем бэтранги, взрываем гель, стреляем из бэткогтя итд. Вариативность ведения боя даже в первой части довольно большая, но в последующих её сильно прокачали.

<p>Один из самых интересных боев: время от времени пол начинает бить электричеством и нужно вовремя переместиться на безопасное место. </p>

Один из самых интересных боев: время от времени пол начинает бить электричеством и нужно вовремя переместиться на безопасное место.

Также тут реализована система очков и комбо ударов. При достижении х8 (или х5 после прокачки) появляется возможность совершить жесткий разнос кабин. И это очень классная штука, так как она игнорирует особенности врагов, к которым в обычном состоянии нужен особый подход. Щитовиков нужно оглушить и запрыгнуть сверху, таким образом они лишаются щита. Челов с электрошокерами просто перепрыгнуть и ударить в спину. А джагернаутов оглушить и бить до победного конца с дикой скоростью, параллельно отбиваясь от атак обычных пчелов. При этом выронив щит и шокеры, они могут их позже подобрать, и сделать это может абсолютно любой враг.

В общем боевка не особо замороченная, но тем не менее очень занимательная, а с прокачками вариативность только увеличивается. Но помимо открытого боя, тут есть и стелс боевка, где темный мышь предстает во всей красе.

<p>Я есть ужас во тьме</p>

Я есть ужас во тьме

Главной мотивацией использовать стелс боевку является вооруженные враги, от которых бэтс отлетает на раз-два, даже с прокачкой брони. По большей части, для подобных геймплейных моментов используются специальные комнаты с горгульями, по которым бэтмен может ловко лавировать по арене и валить врагов. Тут используется два основных типа атаки: классическое планирование с ударом, после которого нужно добить оглушенного врага, и оглушение с привязыванием врага к горгулье. Первая атака не является незаметной, и враги сразу сбегаются к месту происшествия, а вот вторая является, при отсутствии рядом кого-либо ещё.

Помимо горгулий есть решетку в полу, что позволяют прятаться под полом, и нокаутировать одним ударом врагов, что оказались рядом. А также старые добрые вентиляции и “слабые стены”, через них можно напрямую жестко навалять противнику, либо нанести взрывчатый гель и устранить удаленно. Но даже если все складывается не в пользу игрока, всегда есть возможность подкрасться сзади. Классика.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Вариативности у стелс боевки тоже хватает, но по каким-то причинам все мои 5+ прохождений я практически не слезал с горгулий. Только в последующих играх я начал шире использовать возможности Бэтмена.

С сюжетом у игры тоже все отлично, и даже есть несколько внезапных поворотов. Главное назначение сюжета в Бэтмена это не сколько рассказать историю и оправдать геймплейные механики, но и придать атмосферу безумия и отчаяния, который был пронизан и фильм Нолана. Достигается это за счет неизвестности и игр разума, они пронизывают всю игру, всегда держа в напряжении. Время от времени появляются наркотрипы из-за газа пугала, но проявляются они не внезапно, а потихоньку, меняя реальность вокруг бэтса.

Где ты, мышь?
Где ты, мышь?

На первом прохождении меня это напугало и сильно нервировало, а в последующих прохождениях я ждал эти моменты с некоторой тревогой. Конечно такой же эффект, как в первый раз уже не испытал, но напряженная атмосфера все равно работала как надо, особенно в битве с пугалом.

Главное достоинство первой части, не только в революционности на момент выхода, но и в потрясающей атмосфере, которая вновь появилась только в Arkham Knight, и все благодаря пугалу, музыке и “ШИЗОФРЕНИИ”. С третьим пунктом Knight обошел Asylum на несколько порядков, хотя именно в первой части действия игры были в психушке. Но об этом подробнее будет позже, а теперь переходим к следующей игре.

Batman: Arkham City

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Если бы меня попросили описать Arkham City в 2 слова, то это были бы следующие слова: “идеальный баланс”. Все геймплейные механики сделаны на одинаково высоком уровне, и ни одна из них не провисает. City является сиквелом к Asylum, и его по праву можно поставить рядом с топовыми сиквелами других серий, таких как Portal 2, Assassin's Creed 2, HL 2, Shrek 2 итд.

Arkham City мало чем отличается от своего предшественника, за исключением новой огромной локации. И к счастью, она решает главную проблему первой части: неудобство перемещений. Никаких узких проходов в городе теперь нет, можно свободно летать из одного края к другому, с довольно большой скоростью. Разве что из-за того, что локация оформлена в виде подковы, приходится делать большой крюк.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

В геймплейном плане изменения минимальны: какие-то гаджеты исчезли, зато появились другие, боевка плюс-минус такая же, перемещения стали куда быстрее так как карта стала больше и остальное по мелочи. Разработчики явно проанализировали отзывы игроков по первой части и исправили многие моменты, доведя формулу Бэтмена практически до идеала. Сейчас бы её назвали DLC за $60, а тогда - великолепный сиквел.

И это я еще не упомянул главное нововведение: женщина-кошка! В отличии от 3 других горячих девочек, присутствующих в игре, она является игровым персонажем со своми геймплейными особенностями и веткой прокачки. Даже игра начинается не с крутых кадров с ватманом, а с того как Селина (настоящее имя кошечки) опять пытается что-то скомуниздить у двуликого, но получает звездюлей. А уже потом бравый Брюс Уейн летит на крыльях ночи вызволять кошку с дерева.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Её главной особенностью являются не только большие “глаза”, но и возможность ходить по потолку, что в некоторых моментах позволяет проходить локации не так, как это делает бэтмен. К тому же для неё заготовлены специальные загадки Риддлера, к которым бэтс притрагиваться не может. Но полноценное переключение персонажей открывается только после прохождения основной сюжетки, до этого этим управляет сценарист.
В боевке управлять ею довольно интересно, особенно смотреть на анимации атак, над которыми поработали не хуже чем над бэтменом. А вот перемещения по городу - ультра кринж, очень неудобно и долго. Парить как бэтс она не умеет, цеплятся к крышам тоже. По сути она как павук раскачивается на кнуте и запрыгивает на стену, а чтобы забраться на крышу нужно еще в QTE поиграть. И так каждый раз нужно делать, на 5 раз уже начинает раздражать.

Сюжет в City продолжает историю Asylum, поэтому желательно проходить игры по порядку. Основной лейтмотив это поиск лекарства и попытка узнать о загадочном протоколе 10, про который будут жужжать на протяжении всей игры. Есть несколько сюжетных поворотов и даже “выбор” в конце, являющий скорее приколом, нежели реальным выбором. А также тут есть ДЛС про Харли Квинн, где не дадут поиграть за Харли, а только за робина, который играется как бэтмен с алиэкспресс. Немного обидно.

3 причины поиграть в Arkham City
3 причины поиграть в Arkham City

Если подвести итоги, то Batman: Arkham City является одной из лучших игр серии, некоторые считают её вообще самой лучшей. И это достигается не только благодаря отлично сделанному гемплею и возможностью полноценно поиграть за кошку, но и наличие 4 горячих чикс в одной игре. Тут самая лучшая версия кошки и Харли, Айви ультрахороша, ну и Талия появляется только в этой части. Вообще Batman: Arkham славится своими девушками, поэтому следующая часть стала белой вороной среди всей серии…

Batman: Arkham Origins

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Третья часть саги о бэтмене является самой проблемной из всей серии, не только из-за отсутствия няшной Харли Квинн, но и по техническим, сюжетным и геймплейным причинам.

Начну, пожалуй, с технической составляющей. Несмотря на то, что графически Origin мало чем отличается от City, лаги становятся постоянными спутниками. 90% драк проходили в ~30 фпс, потому что игра очень любила на ровном месте ставить временный лок, а уж когда на экране больше 3 пчелов то тем более. Можно было бы предположить что мой пк не вытягивает игру 2013 года, но сюрприз!, Arkham Knight, который графически нагибает даже современные игры, шел просто отлично. У Origin явно дикие проблемы с оптимизацией.

С сюжетом тоже весьма печально. В отличие от своих “коллег”, Origin не продолжает историю предшественника, а рассказывает о становление Бэтмена, на что название и намекает. И в теории это мог быть крутой и интересный сюжет, но на деле получилось очень неоднозначно. В начале игры нам показывают 8 наемных убийц, которые охотятся на ватмана по указке черной маски. Представляют их по всем законам голливуда, будто это супер-пупер крутые чуваки.

Как же я люблю БТС, вот они слева направо
Как же я люблю БТС, вот они слева направо

Но когда дело дойдет до боссфайтов, окажется, что только у светлячка получилось что-то похожее на эпичный боссфайт. А Шива и Дэдшот вообще не появляются в сюжете, только в побочных квестах, которые еще найти надо (я не нашел). Про электрошокера даже говорить ничего не хочется, это просто кринж в квадрате.

Вся эта сцена больше походит на стеб над такими эпичными представлениями, ведь по сути наш главный враг в этой части будет снова Джокер, извините за спойлер. Но так как это становление ватмана, то они друг о друге еще не знают, ещё и Харли обычный интерн в психбольнице, а не психопатка влюбленная в Джокера. В целом их знакомство и сравнение бэтса с Джокером сделано достаточно неплохо, но происходит это ближе к концу игры, а до этого будь добр ловить кринж с электрошокера и 30 фпс в боях.

С геймплеем все намного лучше, но не уровень City, к сожалению. Новая карта, состоящая из 2 островов и мостом между ними, имеет кучу реюзов ассетов из City. Тут есть аллея с куполообразной крышей, сталелитейный завод и куча других известных мест из Arkham City, и это вместе объединилось с новыми локациями. В результате, у меня происходил когнитивный диссонанс, так как игры проходил друг за другом без перерывов, а в плане графики и интерфейса они практически не отличаются, а тут еще и локации один в один. Сейчас бы сказали, что Origin это DLC к City.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Несколько раз за прохождение у меня были моменты, когда я хотел использовать какой-то гаджет, который был еще недоступен, так как в голове считал что продолжаю проходить City. Очень странное ощущение, которое не было ни в одной DLC-подобной игре, ни в гов рагнареке, ни в зельде тотк. Думаю не стоит упоминать что чувство дежавю в начале игры било со всех сторон.

В Origin, наверное, самый имбовый набор гаджетов, который я по полной программе даже не использовал. К примеру, тросомета тут нет (единственная часть где его нет, кста), вместо него дают дистанционный крюк, который позволяет провести трос между 2 точками. С одной стороны тут меньше вариативности, так как нужно просто соединять расставленные разрабами точки, но его можно использовать и в бою, и в стелсе. Но про стелсовые приколы я узнал только в конце игры, когда прочитал подсказку на экране загрузки…

То ради чего стоит играть в Origin
То ради чего стоит играть в Origin

Также появляются клейкие гранаты, станящие любого противника без щита, а ближе к финалу игры Бэтс обзаведется перчатками - шокерами, которые разносят любых врагов на раз-два. Очень крутая штука, которой больше нет ни в одной игре серии, разве что в качестве отсылки в Arkham Knight(((

С загадками Риддлера произошли странные метерморфозы: вместо старых добрых зеленых вопросиков теперь какие-то пакеты с данными Энигмы. Еще и юбисофтлайк вышки появились, которые открывают быстрое перемещение и помечают ретрансляторы, которые нужно уничтожить. Короче говоря, серия пошла по кривой дорожке юбидрочилен. Слава богу они одумались в Knight, но полностью от юбисофтмеханик не избавились, а жаль.

По итогу можно сказать что origin самая слабая часть всей франшизы: технические проблемы даже на современном железе, неоднозначный сюжет, так себе загадки, реюз ассетов с city и отсутствие горячих красоток. Только геймплей получился на достойном уровне, что для игры, на мой взгляд, самое важное.

Batman: Arkham Origins Blackgate (3DS)

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Blackgate - самая необычная часть серии Arkham. В отличие от остальных игр серии она имеет вид сбоку, так называемый 2.5D, а также вышла на портативных консолях Nintendo 3DS и PS Vita. На старших платформах она тоже появилась, но все же основная ЦА были не они. Это хорошо видно по отзывам в стиме: большинство жалуются на плохую графику, отсутствие нормального сюжета и запутанные локации с бэктрекингом. То есть люди жалуются что метроидвания для портативок является метроидванией для портативок. Причем основной упор был сделан на 3DS, ведь Vita, как мы все прекрасно знаем, была мертворожденной.

Этим летом я стал счастливым обладателем Nintendo 3DS, так что смог оценить именно ту версию игры, которая была задумана изначально.

Катсцены сделаны в виде статичных картинок, все же мистер графоний на 3DS очень плох
Катсцены сделаны в виде статичных картинок, все же мистер графоний на 3DS очень плох

Начну с сюжета, который сделан тут по сути для галочки. Бэтс во время патрулирования натыкается на женщину-кошку, пытающуюся в очередной раз что-то украсть, и начинается погоня. Этот момент сделан как туториал для управления персонажем, и вернутся в эту локацию больше не получится. В конце концов Бэтмен ловит её и отправляет в тюрьму Блэкгейт, где через некоторое время вспыхивает бунт и на свободе оказываются 3 его заклятых врага: Джокер, Пингвин и Черная маска. Кошечка предлагает свою помощь, и мышь не отказывается, на протяжении всей игры она будет нашим проводником. Игра в кошки-мыши началась.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

В геймплейном плане Blackgate напоминает олдскульные метроидвании по типу серии Метроид и Кастлвании. И эта схожесть достигается не только за счет вида сбоку, но и за счет геймплейных механик. Боевая составляющая очень сильно упрощена по сравнению со старшими представителями серии. Никаких комбо-атак, бонусов за удержание комбо и нет сбора опыта, который можно было бы потратить на прокачки. Основной акцент сделан на исследовании и загадках, как и подобает хорошей метроидвании. Чтобы прокачать бэтса, нужно исследовать локации, которых тут 4 штуки, но последняя откроется по мере прохождения по сюжету.

Вот они, слева направо
Вот они, слева направо

К сожалению с исследованием в Blackgate есть некоторые проблемы, особенно это ярко ощущается в версии для 3DS. Дело в том, что хоть игра и использует вид сбоку, но персонаж иногда может заходить вглубь уровня со сменой угла камеры, что ведет к путанице и проблемами с ориентировании в пространстве. Эту проблему могла бы нивелировать карта, но если в версии для старших платформ использовалась 3D карта, как в серии Metroid Prime, то в версии для 3DS используется обычная двумерная карта сверху как в старших играх серии, но без деления на этажи. И это при том, что Blackgate невероятно вертикальная игра! У тех кто играл в Control, уже начались вьетнамские флешбэки.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Сверху этого добавьте, что скрытые проходы тут не опциональны как в большинстве игр, а они нередко нужны для прохождения по сюжета прямо как в серии Метроид. Но благо тут есть сканер, с помощью него можно не только находить скрытые проходы, но и предметы для взаимодействия: в некоторых случаях без сканирования кнопка действия попросту не появляется.

Только после сканирования можно будет крюком вырвать доски
Только после сканирования можно будет крюком вырвать доски

Как и в старших играх серии для взаимодействия с окружающим миром используются бэт-гаджеты, их тут 5 штуки: бэтранг, бэткоготь, секвенсор, трос и пушка со взрывным гелем. Изначально будет доступен только бэтранг, остальные откроются по мере прохождения, а их функциональность будет увеличена с помощью апгрейдов. Помимо этих сюжетных предметов, есть и опциональные ящики, где можно найти прокачки для увеличения урона и защиты, а также части костюма. Для разблокировки костюма нужно собрать 5 частей - он не только меняет вид, но и дает бонусы к защите. Например костюм Blackest Night дает полную неуязвимость к урону.

Читерство? DA.
Читерство? DA.

Лично я смог собрать только 2 костюма из 4, хотя и прошел все локации на 100%, если верить игре. В blackgate есть ещё коллектоблы по сбору улик, но они судя по всему не дают ровном счетом ничего.

Для сбора опциональных апгрейдов, которые отмечаются значком вопроса, нужно получить определенный сюжетный гаджет, и решить с помощью него небольшую головоломку. Понять какой именно гаджет нужен для решения не всегда просто, в первую очередь потому что не понятно где именно он находится: сверху или снизу. Например, чтобы добраться до одного ящика с апгрейдом нужно было использовать прокаченный трос под определенным местом, залезть на него, и тогда камера меняла угол и давала возможность забраться выше, и уже оттуда через извилистую сеть вентиляций можно было наконец-то забрать приз. Но есть и более простые головоломки: получить по сюжету нужный тип ключа для секвенсора и взломать замок.

Взлом замка с помощью секвенсора
Взлом замка с помощью секвенсора

Ну и какая метроидвания без боссфайтов? Правильно - очень плохая. Но Blackgate к ним не относится, и с этим тут полный порядок. Помимо очевидных боссов, которых нам нужно будет поймать по сюжету, тут есть промежуточные мини-боссы, а также внезапно-очевидный финальный босс. Каждый боссфайт тут уникален, и требует своей стратегии. Сложность заключается не в скилозависимости и попадании в тайминги, как это заведено в современных метроидваниях, а в определении самой стратегии победы над боссом, как это заведено в олдскульных метроидваниях.

Вот например боссфайт с пингвином. Его охраняют два чела с пулеметами, любая попытка приблизится или атаковать издалека заканчиваются расстрелом мыши. Мне потребовалось немало времени, чтобы разработать подход к нему: отвлекаем одного чела, чтобы разделить его с другом, и издалека сзади крюком подорвать ему рюкзак с боеприпасами. Пингвин остаётся без защиты, и можно спокойно разнести ему кабину. Можно и просто отвлечь обоих и атаковать пингвина, но тут больше риска получить пулю в лицо. И вот подобная разработка стратегии требуется с каждым боссом. Но есть и более интересный случай - боссфайт с дэдшотом.

Видите бэтса? И я нет, а он есть. 
Видите бэтса? И я нет, а он есть. 

В этом бое используется редкий вид камеры со 2-го лица - игрок видит бэтса глазами своего врага. Тут нужно прячась за всяким мусором, приблизится к позиции дэдшота и навалять ему по щам. Звучит просто, но не так то легко понять куда нужно идти, приходится путем проб и смертей прокладывать себе дорогу. Самый сложный боссфайт это конечно же финальный: он требовал не только разработки стратегии, но и попадания в тайминги. Хорошо что к этому моменту я получил читерский костюм и тупо не мог умереть.

В общем и целом могу сказать что игра не заслуживает таких низких оценок в стиме. Критических проблем у неё нет, оптимизация для такой портативки отличная, геймплей - выше всяких похвал. Проблема Blackgate состоит только в том, что она портативная метроидвания, то есть дважды игра не для всех: для любителей портативок и для любителей олдскульных метроидваний. Так что если решите приобщиться к этой игре на пк имейте ввиду её особенности. Но для фанатов метроида типа меня, Batman: Arkham Origin Blackgate - настоящий Must Have.

Batman: Arkham Knight

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Некоторые фанаты считают, что Knight это лебединая песня Rocksteady, и учитывая качество Gotham Knight, это очень походит на правду. Arkham Knight собрал в себе все лучшее что было в серии, и прокачал до такого уровня, что можно сказать что Рокстэди опередили время. Поэтому не самое лучшее качество пк версии на релизе никак не удивляет - амбиции у разработчиков были просто ошеломляющие. Но несмотря на дикий скандал, и изъятие игры из стима, разработчики не сдались, и все таки допилили игру практически до идеального состояния - я не встретил ни одного бага за 40+ часов игры.

Первое что бросается в глаза при запуске игры - невероятно крутая графика при вполне демократичных требованиях. Да что уж! Рыцарь практически аннигилирует большинство современных ААА релизов, особенно учитывая какие у них теперь требования к железу.

И вся эта красота идет в почти что нативных 4к60 на высоких
И вся эта красота идет в почти что нативных 4к60 на высоких

Тут один из самых красивых и реалистичных реализаций дождя, которую я когда либо видел. Капли невероятно грациозно тарабанят асфальт, машины, предметы окружения, бэтмена в конце концов. Все влажные поверхности, в особенности костюм и плащ бэтса, очень правдоподобно отражают лунный свет и трепещет от ветра при планировании. Игра выглядит красивее реальности, скорее как в кино с великолепно поставленными сценами. А когда мыш садится в бэтмобиль…Тут лучше один раз увидеть.

Самые брутальные покатушки

Но графика это не единственное, чем может похвастаться игра. Рокстэди проделали огромную работу над сюжетом и геймплеем, и в сравнении с Origin это невероятный скачок.

На мой взгляд тут лучший сюжет во всей серии, он очень богат на интересные события, есть интрига по поводу личности рыцаря готэма (ближе к концу сама игра начинает делать прям жирные намеки, но в начале у меня было 0 предположений), а также несколько внезапных поворотов (даже поворот в повороте!). И вишенка на торте - шизофрения с джокером в голове у бэтса.

Бэтмен и его шиза
Бэтмен и его шиза

Knight продолжает сюжет предыдущих частей, и эта шиза связана с событиями, которые произошли в City. Джокер очень сильно разбавляет мрачную атмосферу Готэма и тишину из-за немногословности Брюса. Он постоянно комментирует какие-либо важные сюжетные события, дает советы и просто шутит в своей классической манере. Сам бэтмен ему никогда не отвечает, получается своеобразный театр одного актера. Присутствие этого "призрака", которого видит только бэтс, придает некоторую сюрреалистичность происходящему, шизофреничность, будто мы в одном длинном сне пугала, который, кстати, является главным антагонистом в этой части.

Геймплей рыцаря - полный восторг. С одной стороны они оставили юбисофтину от Origin с большим количеством однообразных побочных заданий, с другой - тут можно кататься на бэтмобиле! Им очень приятно управлять, одни только покатушки по городу доставляют невероятный кайф, а тут есть ещё и гонки, погони и симулятор танкиста.

World of tanks здорового человека. 

Боевку тоже значительно прокачали. Она стала более комплексной и разнообразной. К той системе, что уже была ранее, добавилась возможность использовать предметы окружения, и поднимать оружия ближнего боя, которые обронили враги (наконец-то!). А если бой происходит на улице, недалеко от машины, то можно и её подключить к бою, используя комбо-удары (или просто залезть внутрь и расстрелять их к чертям не смертельными снарядами). В некоторых боях даже можно переключаться между 2 персонажами.

Стелс не обделили вниманием, разрабы изменили левелдизайн стелс уровней, благодаря чему вариативность прохождения очень возросла. И горгульи теперь не являются единственным способом перемещения в воздухе, как это было ранее, для этого используется всевозможные элементы помещения и зданий, ведь теперь большая часть игры происходит на открытом воздухе. Ну и добавили шахты вентиляции, с помощью которых можно легко и быстро залечь на дно под пол, или наоборот подняться ввысь.

Стелс стал намного проще и динамичнее, но в тоже время количество врагов стало больше, и их ИИ неплохо прокачали: они часто ходят парой, взрывают пол, ставят мины и делают другие не очень приятные вещи. В то же время у бэтса появился новый туз в рукаве: "страшный решающий мультиудар". Он позволяет за один прием завалить до 5 врагов. Но эта штука требует перезарядки путем бесшумного устранения одного противника. Это невероятно имбовая штука, которая качественно улучшает стелс уровни.

Это не отдельная катсцена, а настоящий геймплей. Выглядит красиво даже в 2023. 

Большая часть побочных заданий не представляют большого интереса: это классический захват вышек, отбитие волн противника, спасение заложников, сбор статуэток загадочника и многие другие в том же духе. Сюжетные побочки тут тоже есть, особенно мне понравилась история со Фризом и Норой, но их не так много, как хотелось бы.

Загадки загадочника в данной части получились очень неоднозначными. С одной стороны тут есть большой побочный квест по спасению кошечки из лап зеленого, который растянут на всю длину игры. Половина загадок проходятся с участием бэтмобиля, в основном это гонки с препятствиями, очень неплохие кстати. Вторая половина - дуэт мыши и кошки по решению головоломок.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось

Но если говорить про обычные загадки по собиранию статуэток по всему городу, то тут качество сильно ниже, чем в City. Тут их 250 штук, многие встречались в прошлых частях, а новые не требуют особых мыслительных усилий. Главный минус - загадки очень локальные, и не требуют исследования окружения в поисках утерянной части головоломки, что часто встречалось в City. То есть они явно были упрощены для массового игрока. Очень жаль.

Помимо стандартной игры с бэтсом, тут есть и ДЛС с другими персонажами из вселенной DC, где наконец-то можно будет поиграть за Харли Квинн!

Лучшая попочка серии Arkham
Лучшая попочка серии Arkham

В отличие от бэт-семьи и кошки, Харли не использует гаджеты и для перемещения использует акробатические приемы, что немного выглядит неправдоподобно, но зато изящно и красиво (особенно если поставить мод на снятие юбки). Помимо неё нестандартный геймплей есть у кошечки - она способна лазать по потолку как человек-паук. Но в плане боевки они обе отличаются только анимациями ударов и комбо-ударов. А вот сама бэт-семья это геймплей бэтмена на минималках, с очень урезанным функционалом.

Все Аркхэм-эпизоды сделаны вполне на хорошем уровне, кроме эпизода с Бэтгёрл. У меня сложилось впечатление, что во время отладки DLC этот эпизод случайно пропустили, потому что он имеет огромные технические проблемы по сравнению с другими. Во время драки счетчик фпс падает до 30, прямо как в Origin, хотя никаких объективных причин для этого нет. Плащ Бэтгёрл живет какой-то своей жизнью, так и норовит закрыть её лицо. И как вишенка на торте - после получения ачивки о прохождении эпизода, игра вылетела, в итоге ачивка есть, но в игре красуются 90% прохождения (единственный вылет за 42+ часов).

Хороша девочка

С чем именно связано такое низкое техническое качество конкретно этого эпизода я не знаю, но он сильно отличается от остальных тем, что тут есть немаленький остров со свободным перемещением. Да и на его прохождение требуется больше времени.

Если все резюмировать, Batman: Arkham Knight - это лучшее, что могли сделать разрабы для серии: вернули атмосферу оригинальной игры, добавили и улучшили геймплейные механики, наработанные в City и Origin, прокачали графон так, что даже в 2023 все выглядит потрясно. Но самое важное - разработчики не опустили руки после провального релиза из-за отвратительного технического состояния, и отполировали игру практически до блеска: за исключением эпизода с бэтгёрл, тут великолепная оптимизация.

Бонус: Gotham Knights

Не ожидали? Я тоже. Но все же решил оценить и эту игру, чтобы понять в какую сторону двинулась Rocksteady. Ожидания у меня были крайне низкие, думал будет что-то на уровне RedFall. Но на деле все оказалось не настолько плохо как о ней говорили.

Лучшее что есть в игре
Лучшее что есть в игре

Начну с технического состояния и графики. Мистер графоний сильно исхудал со времен Arkham Knight, при том что разница между релизами 7 лет. То как тут сделана анимация стекания дождя по костюму лучше вообще не упоминать, это полная деградация. А вот дизайн персонажей вполне хороший, особенно женских, в этом Rocksteady себе не изменили. И Бэтгёрл и Харли выглядят вполне симпатичными, что в современном мире можно считать за достоинство игры. С оптимизацией тоже все ок, по крайне мере через год после релиза, никаких багов и сильных лагов не заметил. Они есть, но в пределах современных норм.

А вот от геймплея и управления я немного кринжанул. Играть я начал сразу после прохождения Arkham Knight, поэтому все проблемы этой игры повалились на меня как снежный ком. Во-первых, управление тут очень странное. Какой-то странный монстр Франкенштейна, слепленый из аркхэм серии и игр для зумеров. Бег на стик, а паркур на A, хотя раньше все это было на одну кнопку. Причем самому прыгать все также нельзя, кнопку нужно зажать, чтобы совершить прыжок. Тут вообще очень много действий с зажатием кнопки. Зачем, какой смысл?

Лучшая девочка
Лучшая девочка

Боевая система передает привет из 00-х. Если в археме использовался assassins creed стайл с примагничиванием к противникам, то тут уже более классическая слешерная система, когда за врагами нужно самому по всей арене бегать. Игроку предоставляется 4 типа удара: обычный, сильный, кидание бэтаранга и спец-удары при заполнении шкалы. А также возможность захвата противника, чтобы добить или бросить куда подальше. Звучит в целом неплохо, но реализовано это на уровне АА игры средней паршивости: анимации приятные, но они временами сильно дёргаются, враги постоянно выбегают за пределы видимости камеры, а на них она никак не фиксируется. К реалистичностью тоже большие вопросы.

Помните в архэме были гаджеты, которые можно было использовать в том числе и в бою? Так вот, забудьте, кроме бэтранга и крюка тут нет НИЧЕГО. Даже возможность спуститься с помощью плаща тут надо заслужить, выполнив "испытания", но об этом игра ничего не скажет. Она вообще много о чём не рассказывает, как завалить 2 врагов одновременно я так и не понял, хотя в допзаданиях к миссии это указывалось. В Аркхэм серии с этим у меня не было никаких проблем.

Стелс
Стелс

Допзадания по итогу оказались хорошим решением, так как они стимулировали использовать разные тактики боя, в результате чего боевка получалась более разнообразной. Мне совершенно не понравилось использовать захват с броском, хотя разрабы специально расставили бочки и щитки, чтобы было куда врагов швырять. Но ради дополнительного опыта я иногда это делал, но в основном это стимулировало проходить по стелсу, который тут сделан неплохо, хоть нпс тут интеллектом и не блещут.

С перемещением же не все так однозначно. С одной стороны на бэт-байке приятно колесить по Готэму, не уровень бэтмобиля из knight, но и не так плохо как в Watchdogs. Но вот использование крюка тут реализовано так, будто мы играем за человека-паука. Люди, не имеющие сверхспособностей, прыгают на десятки метров, и могут совершенно спокойно упасть с девятиэтажки не моргнув глазом. А знаете что они еще могут? Скинуть преступника с крыши, чтобы он насмерть разбился. Если вы не поняли в чем тут проблема, то напоминаю:

Кусочек из сериала Харли Квинн

В аркхэм серии преступники либо не падали с крыши с большой высоты (ударялись от невидимую стену), либо они автоматически подвешивались. Такая же система использовалась в человеке пауке от инсомниак, но не в Gotham Knights. Даже более того, тут есть момент в побочке, когда на глазах бэтгёрл, с большой высоты падает невинный человек, но она даже пальцем не пошевелила, чтобы его спасти. С другой стороны его убила гравитация, а она просто рядом стояла. А теперь настало время поговорить про сюжет и квесты...

...С которыми тут все хорошо, для несерьезной средней игры про супергероев. Да тут есть несколько кринжовых моментов, например танец Брюса у шеста, но в рамках самой игры это выглядит органично. Gotham Knights даже не пытается походить на серьезный и мрачный мир серии Архэм, он куда ближе к челопуку от инсомниак, и в плане сюжета, и в плане геймплея, и в плане графона. И это очень иронично, учитывая что челопук сильно вдохновлялся серией Batman Arkham, особенно хорошо это видно по второй части.

Боже, благослови пк-гейминг
Боже, благослови пк-гейминг

Сюжет тут мне понравился куда больше, чем в Arkham Origin, в отличие от неё тут есть интрига с самого начала, связанная с убийством Бэтмена (это не спойлер, игра начинается с этой катсцены). А дальнейшее расследование приводит к весьма интересным открытиям. Но все это немного омрачняется не самой хорошей проработкой деталей, и квесты временами слабо стыкуются с геймплейной частью. Подобное часто встречается в приключенческих играх типа Uncharted, когда в старом храме, где сотни лет не ступала нога человека, из ниоткуда вылезают полчища врагов.

Но самое ужасное, что основная сюжетка иногда заставляет выполнять задания в духе "допроси фрика", которого крайне сложно найти, ведь не всякий "фрик" подойдет для этих целей. В итоге я около 2 часов искал нужного чела, пока не прочитал на доске улик, что оказывается все это время нужно было искать в определенном районе. В самом задании об этом не было ни слова!😤

Самый популярный тип скриншотов в стиме. Интересно почему?😏
Самый популярный тип скриншотов в стиме. Интересно почему?😏

Помимо основной сюжетки, как и в любой игре с открытом миром тут есть и побочки, которые разделяются на 3 типа: классическая зачистка карты, однодневные преступления и поимка суперзлодеев.

С первой думаю и так все ясно, а вот вторая является "фишкой" этой игры. Чтобы продвинутся по сюжету недостаточно выполнить квест, нужно еще и закончить патруль, вернувшись на базу. В рамках этого ночного патруля можно предотвратить несколько преступлений, которые на следующий день не перенесутся. По своей сути они представляют собой рандомное событие какой-либо категории, и единственное что они дают это опыт и ресы. Прямо как в челопуке, я ж говорил что они похожи.

Ничо такая, но в Arkham City Харли мне больше понравилась
Ничо такая, но в Arkham City Харли мне больше понравилась

Поимка суперзлыдней более интересное мероприятие: тут есть какой-никакой сюжет и сражение с боссом. К сожалению не уровень ведьмака 3, но куда лучше условного Horizon Zero dawn, тут диалоги не вызывают дикого желания сыграть в русскую рулетку. Даже попытались сделать эпичную погоню, как в челопуке, но получилось как всегда: Meh.

Ну и напоследок пару слов по прокачке. На удивление, не смотря на кучу заданий, единственный смысл которых это получение опыта и ресы, для прохождения по сюжету никакого гринда не требуется. Главное не забывать обновлять снаряжение, которое капает в инвентарь само по себе, но даже если пропустить 3-4 уровня, то пройти сюжетку можно будет с комфортом. Уровня может не хватить для побочных сражений с суперзлыднями, но никто не мешает оставить их на последок. Гринд в основном требуется только для открытия костюмов и раскраски.

Такого костюма в игре нет, это мод. Не обольщайтесь
Такого костюма в игре нет, это мод. Не обольщайтесь

Разве что "Испытания" могут потрепать нервы, там встречаются задания "допроси фрика", но их придется выполнить, так как это единственный способ открыть способности. А без них будет очень, очень тяжко.

По итогу хочу сказать что игра получилась хорошей, где-то на 7/10. Судя по стиму основная волна недовольства связана с техническими проблемами на релизе, а на данный момент нет даже намека что такие проблемы вообще были. Повторилась история с Arkham Knight, видимо рокстэди так и не научились правильно планировать время разработки. Жаль с Origin так не получилось и даже спустя 10 лет она все такой же лагучий кусок коричневой субтанции.

Итог

На мой взгляд Batman: Arkham является одной из лучших серий в истории видеоигр. Это не только совершенно иной взгляд на то как должны выглядеть и играться супергеройские игры, но и грамотная адаптация жанра метроидвании под сеттинг вселенной DC и их симбиоз с открытыми играми юбилайк дрочилен. Batman: Arkham это единственная крупная серия в этом жанре, помимо отцов основателей, что делает её ещё более уникальной. На данный момент ещё никто не смог повторить формулу Бэтмена, даже сами рокстэди смогли лишь сделать средную игру про бэтгёрл и её друзей в классическом для современного геймдева стиле.

Единственные кто смог приблизиться к Arkham это Инсомниак со своим человеком пауком, особенно сильно это чувствуется во второй части. Но и они полностью проигнорировали механики метроидвании оставив только юбилайк открытый мир. Так что Batman: Arkham ещё долгое время будет актуален, даже первая часть, которая вышла в далеком 2009 году - если хотите метроидванию в супергеройском сеттинге с мрачной и криповой атмосферой, то выбор только один: Ватман от рокстэди.

Прошел все игры серии Batman: Arkham, чтобы и тебе пришлось
375375
173 комментария

Накатать простыню, но не посмотреть кто разработчик Рыцарей Готэма. Мда

83

Он по ходу дела думает что и Origins тоже Rocksteady делали.

54

в самом деле, после того как дошел до раздела с Готэм Найтами, перечитал текст, и, как я понял аналогично автор ошибся с Arkham Origins и Arkham Origins Blackgate, хотя я поначалу даже не обратил внимание))

4

И вот такие текстики собирают лайки бля. А мой меганаллонг про сити в говне

4

Origins и Gotham Knights делали не Рокстеди

43

А Бибоп

45

Это вот та серия игр, которую я так и не понял. Asylum для меня - шедевр, а остальные части просто мусор.
В Asylum идеальное сочетание сюжета, геймплея, размеров локаций, а вопросы ридлера не прячут за собой сюжет.
В City разрабов понесло. Мало того, что загадок стало просто ДОХУЯ, так ещё и за ними скрыт второстепенный сюжет. И сами загадки начинают заёбывать уже после 50-й. По городу путешествовать тоже надоедает. Единственное что тут есть - сюжет, но всё остальное меня просто вымораживало. Особенно геймплей за кошку.
В Origins хоть приятная зимняя атмосфера города и довольно жёсткий Бэтс, но игра ничего нового не предлагает. Разве что классно было опиздюлиться от Дэфстроука. Играешь такой на расслабоне, а тут из тебя всё дерьмо выбивают. Чуть-чуть не дотошнил до конца, ибо заебало.
А Knight это просто квинтэссенция всего хуёвого что есть в серии. Огромные пространства, по которым заёбывает перемещаться, куча каких-то левых активностей, которые теперь даже на карте не отображаются(!). А за то, что они спрятали трушную концовку за гринд всего и вся разрабы просто нахуй идут. Обидно, потому что игра реально очень красивая и сюжет весьма интересный.

28