Во что играть на Oculus Quest
В связи со скорым началом продаж Oculus Quest 2 люди спрашивают "А во что там играть?" Давайте расскажу.
Так получилось, что я переиграл вообще во все, что выходило для Квеста в Окулус Сторе, плюс огромное количество игр из SideQuest стора, плюс прилично по кабелю из Стима.
Вводная
Существует четыре с половиной крупнейших стора для VR игр: это Steam, Playstation Store, Oculus Store и SideQuest. А так же набор для свичовской картонки. В основном большинство игр стараются выходить на нескольких платформах. Но есть исключения. К примеру Сони выпускает свои вр игры эксклюзивно только для PSVR, поэтому без консоли вы не сможете поиграть в London Heist или Blood & Truth, а Валв очевидно не будет никуда портировать с родного Стима Half-Life: Alyx.
Если у вас Окулус Квест, то вам полностью доступны два магазина - Oculus Store и SideQuest (первый это официальный магазин для платформы, а второй это куча хлама и трешовых инди-экспериментов, среди которых впрочем есть и интересные штуки). При наличии мощного компьютера вы так же сможете играть в игры со SteamVR (они там раза в три дешевле, особенно если у вас российская карточка, так как в Стиме в отличие от Окулус Стора действуют региональные цены). А вот Playstation Store вам не доступен вообще, как минимум до тех пор, пока не поднимут голову стриминговые сервисы. То есть скорее всего никогда они вам доступны через Окулус Квест не будут. В посте я рассказываю в основном про игры из Oculus Store и SideQuest. Просто SteamVR это отдельная огромная тема, нужен отдельный материал для нее. Простите, фанаты Boneworks и Lone Echo, не в этот раз.
Для Oculus Quest и Oculus Quest 2 набор игр один и тот же. Скорее всего это изменится когда-то в будущем, но пока что Фейсбук обещают общую библиотеку.
FAQ
А что если у меня очки?
Ну и что. У меня тоже очки. Шлем нормально надевается поверх.
Говорят, людей мутит и долго играть нельзя?
Это все очень персонально, попробуйте сходить в вр клуб, запустите там по очереди минут по пятнадцать Beat Saber, Superhot, Arizona Sunshine, а потом Mini Motor Racing X. Если всех их переживете - можете не беспокоиться об укачивании.
Но он же быстро разряжается?
Обычно зарядки хватает на два часа игры, после чего шлему нужно еще 2-3 часа чтобы зарядиться (по ощущениям, я не засекал). В активных играх, где нужно много двигаться сессии длиной в час обычно хватает (ну, мне хватает), а там, где провод не мешает двигаться, всегда можно подключить его в розетку и играть с ним хоть сутки напролет.
Глаза быстро устают?
Я проходил Alyx (двадцать часов примерно нужно на прохождение) двумя десятичасовыми сессиями и глаза не устают вообще, но башка чуть побаливает да. Но это опять же зависит от человека и игры. Большинство сограждан достаточно хорошо и быстро привыкает к шлемам. А еще для шлема можно докупить устройство, которое делает его ношение приятнее и одновременно увеличивает зарядку в два раза. Но я сам не пробовал, мне и так норм.
У меня недостаточно мощный компьютер для VR игр.
Окулус Квест полностью автономный. Компьютер для игр с Oculus Store и SideQuest не нужен. (Но для игр со Стима нужен.)
А еще я слышал там надо сверлить стены и устанавливать камеры в комнате.
Для Квеста не нужно ничего сверлить и устанавливать. Все камеры находятся прямо на шлеме, вы сможете начать игру через пять минут после того как откроете коробку со шлемом.
Места много нужно?
Примерно 3 на 3 метра для полностью комфортной игры, если хочется свободно разгуливать туда-сюда. У меня ближе к 2 на 2 (вообще надо замерить, кстати) и пару раз случалось врубить кулаком по стене, но ничего, жив, пара выбитых костей, отрастут новые ахах. Все равно движение в большинстве игр сделано телепортами, то есть реально нужно скорее тянуть в стороны щупальца, а не ходить, так что если вы способны с какого-то места вытянуть руку во все стороны (ну ок - плюс шаг) и ни во что не упереться - это приемлемый минимум. Очень многие игры (тот же Alyx снова) играются вообще сидя на стуле.
Виар вроде дорогая приблуда?
Ой, слушайте, второй квест тристо баксов, я умоляю))
Лучше брать 64гб или 256?
На данный момент подавляющее большинство игр в пределах 3 гиг каждая. Ну 5 максимум. Сохранения шлем держит в облаке, и в каких-то отдельных случаях можно бэкапить игры на компе. Короче мне 64 с головой хватает.
Какой шлем лучше для Alyx?
Сначала обратите внимание на системные требования для компьютера. Если у вас хуже - забудьте вообще про Alyx, не важно с каким шлемом.
Далее я не буду делать полноценного сравнения всех шлемов (на ютубе есть). Но если вы готовы вешать на стены в квартире камеры плюс заплатить за шлем на 500-700$ больше - берите НЕ квест. (Но - игры будут дешевле.) Иначе - квест. Ощущения от игры в любом случае будут примерно одинаковые.
Где лучше заказывать шлем?
Официально Фейсбук нашу рашу в гробу видел. Так что вопрос насколько вы цените свое время и нервы, и как сильно торопитесь. Сравните цены у отечественных перекупщиков и на Амазон/Окулус Стор. Последний вариант будет дешевле, но плюс 50-70$ баксов доставка через посредника типо Бандерольки, и может на полтора-два месяца затянуться этот процесс. Родная таможня во время коронавируса это еще даже больше гемора чем до. Я заказывал из США.
Любителям экстремальных видов спорта так же рекомендую обратить внимание на ебей и остальное авито бхх.
Что брать Oculus Quest или Oculus Quest 2?
Если вот вообще невтерпеж 2-3 (ну максимум четыре) месяца подождать - берите первый. Он норм, год играю полет нормальный. Иначе - однозначно и только OQ2.
Ритм игры
Главное, чем хорош виар, и особенно через беспроводной шлем Окулус - это ритм играми. Десять минут в FitXR выматывают как беговая дорожка, при этом шлем дешевле, мобильнее, и в отличие от скакалок, например, позволяет делать зарядку дома, не задалбывая соседей топотом. Конечно, активные игры есть и для других платформ, и для Свича, например, и для Xbox, но по сравнению с виаром (я сравнивал) они скорее идут в разряд "просмотр кассеты с шейпингом", потому что только виар реально дает ощущение, что ты от чего-то уклоняешься, что-то бьешь, то есть это идеальный бой с тенью. У шлема есть проблемы, к примеру в нем быстро потеет физиономия (и судя по всему в OQ2 эта ситуация кардинально не изменится), но это лучший домашний тренажер для утренней разминки, что я знаю. Особенно если докупить утяжелители на руки, это еще добавит к кардио и силовые.
Beat Saber
Игра включает в себя под сотку официальных треков (большая часть покупается отдельно) и после несложных манипуляций можно бесплатно загрузить на шлем еще миллионы фанатских треков из интернетов. Видео выше вполне точно показывает ощущение от игры, добавить к нему нечего.
Pistol Whip
Synth Riders
FitXR
AUDICA
Dance Central
"Экспириенсы"
Вторая вещь которая лучше всего работает в виаре - это передача очень странных и крутых ощущений, которые никак невозможно получить ни от каких больше видеоигр. Практика показала, что наш мозг очень легко обмануть, и даже когда мы видим в виаре откровенно низкополигональные локации, если сам игровой процесс и постановка сцены сделаны правильно - критическое восприятие отключается и мы вообще совершенно забываем, что находимся в игре. Да, это именно так и работает. Не важно насколько у вас большой игровой опыт - виар это единственная платформа, которая позволит вам реально почувствовать себя в выдуманной локации и ситуации. В игре.
Cloudlands 2
Eleven: Table Tennis
National Geographic Explore VR
Tilt Brush, Gravity Sketch, SculptrVR
Но все они опять же приносят ощущение от реального рисования кистью по воздуху, и это очень крутое ощущение и никак больше его получить нельзя.
Descent Alps
Elixir
To The Top
В сюжет и атмосферу
Хороших сюжетных игр в виаре не так много, как хотелось бы. Они есть, и в основном они работают именно как экспириенсы, потому что просто вот бегать-стрелять или решать традиционные паззлы в виаре быстро надоедает, и на обычном компьютере/консоли все это удобнее (мне).
Отдельно я не буду касаться темы хорроров. Их в виаре много, и они реально стремные. Ну то есть я легко и с удовольствием смотрю ночью ужастики или играю в какой-нибудь Fatal Frame или Silent Hill, но в виаре я лично не могу играть в хорроры, если больше никого нет в комнате, кто напоминал бы, что все это не по настоящему. Иначе у меня сдают нервы. Когда в виаре кто-то за тобой гонится, когда кто-то на тебя выпрыгивает - это охренеть стремно и если вы хотите острых ощущений - то ничего лучше вр-шлема не существует. Но я не настолько суров, простите. Поэтому хорроров в этом списке не будет.
Red Matter
Ghost Giant
Сила виара в том, что в обычной игре если NPC к тебе обращается с какими-то проблемами - ты можешь отвернуться от монитора, и он об этом не узнает, т.к. "видит" только результаты твоих нажатий на кнопки. В виаре ты всегда в игре, ты не можешь отвернуться или убрать руки от джойстиков, и из-за этого неосознанно ты начинаешь вести себя с персонажами как людьми. Прощаясь с ними ты машешь рукой, где-то хочется положить руку им на плечо, где-то погладить по голове (и многие игры этим пользуются).
Moss
Shadow Point
Но лучше всего он работает именно на уровне нарратива, потому что игра рассказывает историю школьницы, которая застряла в воображаемом мире и постепенно год за годом теряет надежду выбраться. Сюжетка трагическая, проникаешься ей очень быстро, не сочувствовать героине невозможно. На мой вкус это вообще лучший пример драматургии в виаре, использующий все достоинства платформы. В конце игра достигает запредельного уровня людо-нарративного резонанса, когда ты одним своим видом пугаешь девочку и полностью и целиком чувствуешь себя для нее устрашающим. Никогда ничего подобного в видеоиграх я больше не видел.
A Fisherman's Tale
Bonfire и Cirque du Soleil
Bonfire и Cirque du Soleil - редкие исключения. Первый - мультфильм где мы сидим у костра (опять же скорее всего цепануло туристическое прошлое), а второй - безумное цирковое представление, специально снятое для одного человека, то есть представьте что зрительного зала нет, есть только сцена и вы стоите посередине, и вокруг вас вот очень странные люди делают очень странные вещи, ад в степени ада, игнорировать невозможно. Словами не описать.
Экшны и шутеры
Шутеров для виара полно, самый известный из них это естественно Half-Life: Alyx. У меня непопулярное мнение, что в целом платформа для шутеров предназначена плохо. В шлеме очень неудобно двигаться, уклоняться от выстрелов, не очень хорошее прицеливание и раздражения от большинства экшн игр значительно больше чем удовольствия. Поэтому расскажу про те, которые зашли лично мне.
SUPERHOT VR
Ты реально вытягиваешь из-за укрытия руку, пытаясь дотянуться до обоймы, реально вытаскиваешь чеку и бросаешь гранату за спину. Никакая платформа больше этого ощущения не даст, и оно вот очень крутое. Две игры, лучше всего его передающие - SUPERHOT VR и Alyx.
Arizona Sunshine
The Thrill of the Fight - VR Boxing и Creed: Rise to Glory
Creed более кинематографичный и про ощущение ринга. The Thrill of the Fight больше про убиться в нули с двух раундов, когда ты сдаешься потому что не можешь поднять руки, у тебя сил нет.
Drop Dead: Dual Strike Edition и Coaster Combat
Pixel Ripped 1995
Pixel Ripped не идеальна, в ней довольно раздражающие персонажи и диалоги, но как экспериментальный проект она работает замечательно.
Phantom: Covert Ops
Гонки и симуляторы
Как бы странно это не показалось, но для виара очень много трешовых и неиграбельных гонок, и всего несколько реально хороших. При этом, как и остальные жанры - гонки работают в шлеме не как гонки. То есть интерес не в том, чтобы победить противников. Больше всего фана вызывает именно чувство управления колесным (крылатым) девайсом.
Mini Motor Racing X
End Space
Во-первых головой следить за противником значительно-значительно (значительно!) удобнее чем мышью или джойстиком. Во-вторых, полное ощущение Звездных Войн, больше ни одна игра даже близко не стояла. Если вы хотели вот подойти к Икс-вингу, положить руку на бензобак, сесть в него и полететь - это лучший способ достижения желаемого. Если не хотели, то что вы вообще здесь делаете? В-третьих, у тебя две руки, каждая из которых управляется как мышь, и даже естественнее. Фактически две мыши. Причем ты можешь смотреть в одну сторону, а стрелять в другую. У - удобство.
Ultrawings
Логические игры
Логических игр в виаре полно, собственно первые годы считалось что платформа лучше всего подходит для манипуляций с разными предметами-переключателями и для тиров. Но по факту и то и другое очень быстро надоедает, и вообще нажимать любые кнопки в виаре скучно, и реально хороших логических игр на платформе мало. Да, среди них есть Tetris Effect, но нет, мне не зашло.
Gadgeteer
The Room VR: A Dark Matter
Остальные
Список выше базировался на моих личных ощущениях. Многие любят в шлемах общение и поэтому зависают в Pavlov, VR Chat или Star Trek: Bridge Crew. Многим больше чем мне нравятся вр-шутеры. Они с удовольствием играют в Raw Data, Apex Construct и Elven Assassin. Но опять же, у меня они вызвали больше раздражения чем удовольствия. Шутеры имхо лучше играть на компе.
Так же есть набор портов типо Skyrim VR или L.A. Noire: The VR Case Files, так же в квесте можно побегать в версии Quake 2 и Half-Life 1 но, на мой вкус это все специфические развлечения и значительно лучше они идут на традиционных платформах.
Отдельно чуть-чуть про игры которых еще для Окулуса нет, но обещаются - Echo, The Walking Dead: Saints And Sinners, Jurrasic World Aftermath, Medal of Honor: Above and Beyond и Warhammer 40,000 Battle Sister. Главная проблема в разработке вр-игр был маленький истал бейз. Грубо говоря - под систему было невозможно окупиться с высокобюджетной сюжетной игрой. Однако мало помалу ситуация меняется, шлемов становится все больше, сами они все дешевле, мощнее и удобнее (а Oculus Quest это самый массовый шлем в мире). И не сложно заметить, что на ближайшие полгода анонсирован вполне приличный набор именно что высокобюджетных сюжетных экшн-адвентюр. То есть да, пока что их мало и брать ради них шлем не факт что вот стоит, но вот-вот обещают значительно больше, восславим Гейба.