Откуда взялось слово «пасхалки» и когда их начали добавлять в игры?Сегодня поговорим о таком феномене как «пасхалки». Лично я обожаю натыкаться на них. Согласитесь, это даёт приятное чувство раскрытой тайны. Казалось бы, «пасхалка» — странное слово для такого явления, но у него тоже есть свои корни и они очень непросты. Разбираемся в истории пасхалок. Листаем!Началось всё с 80-х годов прошлого века, когда Уоррен Робинетт работал над игрой «Adventure» для Atari. В те времена компания не указывала имена разработчиков, чтобы никто не переманил их к себе, но Уоррену очень хотелось оставить след в истории. И вот что он придумал: когда пользователи наводили курсор на определенный пиксель, вылезало сообщение «Created by Warren Robinett» («создано Уорреном Робинеттом»). Менеджеры не заметили это и выпустили большой тираж игры.Игроки быстро нашли скрытое сообщение, а Atari, вместо того, чтобы разозлиться, попросила и других разработчиков добавлять в игры секреты. Директор компании сравнил их с Easter eggs (пасхальными яйцами). Дело в том, что каждую Пасху, по европейской католической традиции, прибегает заяц или кролик, который прячет яйца. А дети с удовольствием ищут их.Русскоязычные геймеры выражение «пасхальные яйца» приняли с охотой и сделали из него привычное нам слово «пасхалки».История с Робинеттом не самая ранняя, но самая известная. Как выяснилось намного позже, аналогичную штуку провернул Рон Миллер в аркадной игре «Starship 1» ещё в 1977 году. Активация пасхалки выводила на экран игрового автомата слова «HI RON!» (в переводе с анг. — «Привет, Рон!») и предоставляла доступ к десяти дополнительным играм.Именно игры дали толчок развитию пасхалок в попкультуре. Этой фишкой стали активно пользоваться не только разработчики, но и киноделы. В фильме Питера Гринуэя «Отсчёт утопленников» (1988 год) почти в каждой сцене есть отсылка или деталь, над которой можно поломать голову. Например, по ходу фильма разбросаны скрытые цифры (от 1 до 100), а в комнатах героев присутствует по сотне вещей, английское название которых начинается на первую букву их имени.В эпоху интернета пасхалки стали использоваться не только в угоду зрителю или игроку, но и как маркетинговый продукт. Вот какой парадокс: любая штука в медиа-продукте, хоть немного похожая на пасхалку, тут же разлетается по всему интернету. Друзья рассказывают друг другу про находку, постят её в твиттер и тем самым повышают количество упоминаний продукта. Это не только помогает удержать текущих пользователей, но и привлекает новых.Так подошли к делу создатели фильма «Первому игроку приготовиться»: раскидали пасхалки с разными играми начиная с 80–90-х, заканчивая нашим временем.А Rockstar North на презентации коллекционки GTA 5 (с настоящей бумажной картой города) раздавали всем желающим брелоки с ультрафиолетовым фонариком. Когда геймеры попробовали посветить им на карту, то увидели множество уникальных секретов, в том числе отметки мест, где игрок может увидеть НЛО.Какими бывают пасхалки?На самом деле, термин «пасхалки» скрывает под собой целый ряд значений. Если сообщение, а также его форма, стиль и контекст, переданы точно, то перед нами цитата. Если цитата короткая, то это оммаж (так сказать дань уважения) или пародия (если цитата вызывает комический эффект). В фильмах также используют самоцитацию, то есть камео (вспомним Стэна Ли в фильмах от «Марвел»). Пользуется популярностью и киноподпись — например, Тарантино вставляет кадры с голыми ступнями. А Джордж Лукас в работах использует сочетание букв и цифр «THX 1138» — это отсылка к его первому фильму.Но если для считывания отсылок в кино и живописи нужны лишь внимание и проницательность, то в играх требуется что-то большее. Вспомним Робинетта — он заложил пасхалку в один из пикселей.В GTA: San Andreas даже посмеялись над этим. Если игрок в поиске пасхалки сможет забраться на труднодоступную площадку на опоре моста, то увидит надпись: «There are no Easter Eggs up here. Go away» («Здесь нет пасхальных яиц. Уходи отсюда»). Но ведь это само по себе уже крутая пасхалка!Пасхалки в играх найти сейчас не составляет труда, а вы попробуйте углядеть их в микросхемах! Да, умельцы и такое проворачивают. На современных чипах можно рассмотреть машинки и животных, персонажей мультфильмов и различные надписи. И, конечно же, имена разработчиков. А если вы приподнимите над столом оптическую мышку Apple Mighty Mouse, то увидите вместо красного пятна мышиную мордочку.Тем, кто застал развитие Internet Explorer и Mozilla по-настоящему повезло: они видели, как бренды во всю мерились «яйцами» (вот только где они теперь..).Microsoft и до войны с «мазилой» оставляла пасхалки: в Word можно было поиграть в пинбол, а в Excel вызвать симулятор полета. Когда на арену вышла Mozilla, в 1999 году в дефолтном браузере Microsoft появилась ещё одна пасхалка — если в адресной строке напечатать «about:mozilla», появлялся «синий экран смерти». Он ознаменовал противостояние брендов.Mozilla ответили тем же. В браузер можно было ввести тот же поисковый запрос, на что выходила цитата, стилизованная под Библию — о том, как монстр умер, а из пепла родился феникс (первый логотип Mozilla).В современных продуктах до сих пор остались интересные пасхалки. Например, если в Google ввести «do a barrel roll», страница начнёт переворачиваться. Раньше эта команда активировалась с помощью запросов «zz» или «rr» — отсылки к компьютерной игре Star Fox, где эти сочетания клавиш используют, чтобы делать виражи на самолете.Вообще Google любит выкатывать яйца к памятным датам или культовым поп-культурным продуктам.Например, в 2019 году был юбилей сериала «Друзья», и Google сделал пасхалки для главных персонажей. При запросе «Phoebe Buffay» или «Phoebe Friends», например, вы сможете кликнуть на гитару и получить песенку про вонючего котёнка. Вместе с этим самым котёнком от иллюстраторов Google, который будет прогуливаться по странице.Также вы можете ввести в поиск:Monica Geller или Monica Friends, чтобы вам почистили экран;Ross Geller или Ross Friends, если хотите посмотреть анимацию с диваном;Chandler Bing или Chandler Friends, чтобы вызвать кричащих птичек;Joey Tribbiani или Joey Friends, если проголодались;Но мы всё-таки собрались здесь ради игр. Переходим к ним.Прыжок веры в «Ведьмак 2»У CD Project с пасхалками всё в порядке. В одном из баров в Cyberpunk 2077, например, можно найти самого Кодзиму, а на ранчо Коронадо прячется холодильник из фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».Душевную пасхалку можно найти в DLC «Кровь и вино». Причем спрятана она далеко за пределами игровой карты. Геймер нашёл её с помощью мода и свободной камеры, когда изучал пейзажи Туссента.Оказалось, на вершине одной из гор была спрятана фотография всей команды, участвовавшей в создании игры.Мне также полюбилась сцена с Альтаиром в The Witcher 2. В самом начале игры при штурме замка с Фольтестом Геральту предстоит найти баллисту. Возле неё находятся несколько стогов сена и труп ассасина.«А я ведь знал, что они так ничему и не научатся» – говорит Геральт.Отсылка к «Прыжку веры» есть и в Far Cry 5, конечно же. Там герой под действием Блажи прыгает со статуи Иосифа Сида. Это одновременно и ассасинский «прыжок веры» и «прыжок Веры» — на такой глупый поступок помощника толкает Вера Сид, «сестра» создателя Нового Эдема.Куда ассасины спрятали Кольцо всевластия?Ещё немного ассасина. В Valhalla особо внимательные геймеры нашли Кольцо всевластия из «Властелина колец». Рядом с ним лежит письмо, в котором говорится о некоем большом друиде. Никого не напоминает?Предмет можно обнаружить в одном из домиков на берегу реки к западу от Глостера. Сама локация напоминает деревню Хоббитов.It Takes TwoВ нашем тг-журнале недавно делал подборку лучших игр на двоих. Конечно, туда попала It Takes Two, которая кишит пасхалками. Глава студии Юсеф Фарес – большой поклонник Джеймса Кэмерона, поэтому в игре можно наткнуться на отсылки к «Терминатору», «Аватару» и «Чужому».Но самыми популярными находками стали фигурки Лео и Винсента из A Way Out. Это вполне закономерн, учитывая, что обе игры создала Hazelight Studios.Ещё одна прикольная пасхалка в It Takes Two – знаменитое интервью всё того же Юсефа Фареса. В 2017 году он заявил, что игры круче фильмов, подкрепив это крепким тезисом «Нах*р Оскар». Потом разработчик решил увековечить сам себя и воспроизвел скандальный отрывок в уровне, где герои забираются на башню из подушек. На вершине нужно нажать на спутниковую тарелку.Отсылки к «Сиянию»В Metro Redux фактически в стартовой локации можно найти отель из фильма «Сияние». Внутри него будет комната, в которой работает телевизор. Если его выключить, то после выхода перед вами предстанет двухколесный велосипед и мальчик с девочкой, которые держатся за руки.Ещё одна отсылка к «Сиянию» ждёт в Blood 2. Там в подвалах катакомб есть небольшой коридор. Если долго смотреть в конец коридора, а потом отвернуться и снова посмотреть в его конец, то вы увидите двух девочек в сарафане. В целом, тоже жутковато.А в Life is Strange есть та самая комната 217, в которую главная героиня определенно не хочет заходить.Код «0451»Вы наверняка не раз встречали этот код в какой-нибудь игре – таинственная комбинация от сейфа, двери и не только. Deus Ex, Dishonored, Bioshock 1-2, Prey, Tacoma, Gone Home, The Novelist, Firewatch — лишь малый перечень игр, где есть этот код.А началось всё со студии Looking Glass, которая впервые применила комбинацию в System Shock. Как многие уже поняли, это была отсылка на знаменитую антиутопию Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». В итоге код стал внутренней шуткой студии и даже открывал реальный офис Looking Glass.GradiusНапоследок оставили настоящую легенду, которую сотворил разработчик Кадзухиса Хасимото. Когда «стрелялку» Gradius переносили на консоль NES, он не очень хорошо разбирался в игре – она казалась ему слишком сложной. А ведь он должен был пройти Gradius от начала до конца, чтобы протестить.Тогда Хасимото придумал комбинацию клавиш, которая предоставляла ему полный арсенал усилений и вооружений в самом начале. Нужно было нажимать «вверх, вверх, вниз, вниз, влево, вправо, влево, вправо, B, A».Вот только Хасимото забыл удалить код и игра пошла в производство с ним. Удивительно, но игроки узнали о комбинации. Тогда разработчики из студии Konami поместили этот же код в Contra в качестве «пасхального яйца».Эта пасхалка облетела многие проекты, например Castlevania и Metal Gear. Другие студии тоже переняли «код Konami», и он появился в Bioshock, Need For Speed и даже Fortnite. На сегодняшний день насчитывается более 200 игр с этим «пасхальным яйцом».И это ещё не всё. Код охватил поп-культурное пространство и появился в мультфильме «Ральф» — один из героев использует его, чтобы открыть доступ к скрытой части игры «Сладкий форсаж». На сайте магазина GOG.com также можно активировать скрытую «пасхалку»: нужно перейти на главную страницу и ввести «код Konami» с помощью клавиатуры.Вот мы и разобрались в истории пасхалок. Спасибо, что прошли этот путь со мной. Делитесь в комментах своими интересными находками, а ещё подписывайтесь на мой тг-канал и подсайт «журнал», где я рассказываю о процессе создания собственного журнала.
Просто штаны спустить, и вот уже нашел
Сказано же, если в игры играешь, а для таких людей это сложнее
А можно просто копировать игру конкурента и говорить, что это одна большая пасхалка, которая ссылается на неё.
Код охватил поп-культурное пространство и появился в мультфильме «Ральф»Он и в Коносубе есть кстати.
"На сайте магазина GOG.com также можно активировать скрытую «пасхалку»: нужно перейти на главную страницу и ввести «код Konami» с помощью клавиатуры. " - не сработало